Формирование у детей дошкольного возраста правильных представлений о временах года

Автор: Горбачева Татьяна Иннокентьевна

Цель: создать необходимые условия и систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию правильных представлений о временах года.

Развитие у ребёнка представлений о временах года связано с его конкретным, житейским опытом. Исследования и наблюдения, которые по этому вопросу имеются, указывают на то, что дети выделяют общие признаки, связанные с изменением того времени года, которое они проживают в данный момент, в сравнении с предыдущим сезоном. Ассоциируют природные изменения с собственным, эмоционально важным событием.

У детей дошкольного возраста важно воспитать интерес к явлениям природы, научить ребенка наблюдать. Поэтому основной формой работы на этапе ознакомления детей с признаками времён года являются прогулки, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, подкреплённые соответствующими произведениями устного народного творчества, художественной литературы.

Знания о временах года можно условно разделить на три группы:

- знания о сезонных изменениях в неживой природе,

- знания о сезонных изменениях в живой природе,

- изменение жизни и труде людей в разные сезоны.

Представления о времени носят бытовой характер и связываются с жизнью и деятельностью людей в разное время года.

Первыми у детей формируются представления о самом ярком времени года, характерном для данных климатических условий – зима, затем о противоположном – о лете. После этого о наиболее ярком из оставшихся – об осени, и в конце – о весне.

Вначале ребенок знакомится с наиболее яркими признаками времени года – явлениями природы и связанными с ним его игровыми и жизненными интересами. От ребенка не требуется, чтобы он называл самостоятельно время года и его признаки, хотя ему предлагается повторять за взрослым.

По мере обогащения знаний о признаках времен года на основе непосредственного опыта с детьми можно проводить рассматривание картин, открыток, фотографий и картинок, иллюстраций, беседы, рассказы по впечатлениям, когда педагог рисует детям, по ходу их рассказа выполняя изображение, и вместе с ними оговаривает предмет рисования.

Особое внимание уделяется формированию представлений о временах года на занятиях по ознакомлению с окружающим  и развитию речи (загадки, стихотворения, сказки, рассказы, пословицы).

В группах создаются с учетом возможностей детей разнообразные наглядные пособия:

- диаграммы, которые изменяются в соответствии со временем года - создается какой-то сюжет из игрушек, фигурок людей и животных и др., связанный с определенным временем года.

- «стендовый театр» (на фланелеграфе, ковролинографе), на котором меняются фигуры, астрономические символы и др. – создается какой-то сюжет из изображений игрушек, фигурок людей и животных и др., связанный с определенным временем года;

.В различных дидактических играх используются цветные кружки, которые можно накладывать на картинки: «Покажи такой цвет, о каком времени года я рассказала (на картинке).

Д/и «Найди картинку»

Цель: определить уровень знаний детей о временах года

Оборудование: четыре картинки из серии «Времена года» с изображением характерных признаков каждого времени года

Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они тебе нравятся? Какая картинка нравится больше? Почему? Когда это бывает? Найди теперь картинку с изображением весны, зимы, лета, осени. Как ты догадался (догадалась?»

Закрепить полученные знания можно в играх и упражнениях:

«Три медведя». Необходимо одеть плоскостные фигурки, изображающие медведей, в одежду соответствующую сезону.

введение единого персонажа (кукла Таня) «Оденем куклу на прогулку».

«Посели животных в лес». Детям раздаются карты с изображением леса в разные временные сезоны, картинки с изображением животных на фоне различных временных признаков.

Игры с моделями:

«Когда это бывает?». Модель представляет собой круг, разделённый на 4-ре части золотого, красного, зелёного и серебристого цвета. На каждой части крепятся картинки с изображением явлений, предметов, атрибутов, соответствующих каждому сезону; дети рассматривают содержание каждой части модели, составляет рассказы, выбирает определенную часть модели, которая соответствует загадкам, отрывкам стихотворений о времени года.

«Волшебный цветок». Усложненная модель: картинки-признаки отсутствуют, но остаётся условный знак каждого времени года / цветовой фон и символ: зима – снежинка, весна – сосулька с капелью, лето – солнце красное, осень – желтый листочек.

Так же имеется набор карточек в форме лепестков с изображением явлений, атрибутов, предметов, соответствующих каждому времени года. Дети должны расположить лепестки по окружности модели.

Игры с модулями: выбираются самые яркие запоминающиеся признаки времён года и оформляются в виде 4-х подвесных модулей, сочетающих в себе оттенки, характерные для каждого времени года. Эти модули можно использовать в играх:

составление маленьких описаний сезонных явлений;

«Найди, что опишу» 

«Живые загадки» 

Таким образом, дети знакомятся с признаками времён года. В образовательном процессе нужно использовать:

систематичность (от простого к сложному);

целенаправленность;

наглядность;

действенность;

непрерывность;

эмоциональность;

игровой подход (всё самое сложное в игре становится простым).

Отслеживание результативности.

 

Для отслеживания результативности данной работы больше использовать дидактические игры. С помощью этих игр  выявляются знания детей об общих сезонных изменениях.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x