Формирование ценностного отношения воспитанника к армии

Автор: Злагодухин Алексей

 Формирование ценностного отношения воспитанника к армии

 

Авторы: Злагодухин А.И. – педагог-организатор, кандидат философских наук.

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», Ставрополь.

 

Методы воспитания, используемые при формировании ценностного отношения воспитанника к армии образуют три группы (согласно предложенной Н.Ф.Головановой [1] системе):

методы организации социального опыта воспитанников;

методы осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации своей деятельности и поведения;

методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников.

Коллективное педагогическое требование, активно использующееся в армейской жизни в виде требований уставов, инструкций, приказов. Когда подросток зачислен в кадетское училище, он – воспитанник. После обучения в подготовительном периоде, составляющим около месяца, воспитанник  принимает торжественное обещание (клятву) и становится кадетом. В этот праздничный день в учебном заведении присутствуют высокие воинские начальники (например, Командующий ЮВО, командиры воинских частей, ветераны ВОВ и ВС РФ), родители, родственники, друзья, выпускники военных училищ. В день принятия торжественного обещания (клятвы) кадеты надевают парадную форму, самостоятельно подготовленную накануне, впервые проходят торжественным маршем и исполняют строевую песню, проводят родителей и друзей по территории училища.

Коллективными педагогическими требованиями в кадетском училище также являются обязанности воспитанника [2, 3], обязанности командира отделения, обязанности старосты класса [2, 4], различные специальные обязанности (например, дежурного по учебному корпусу, столовой и др.) [5]. Поскольку кадеты не имеют статуса военнослужащих, требования Общевоинских уставов Вооруженных сил РФ распространяются на них условно. Воспитатели придерживаются этих требований с учетом возраста кадет.

Индивидуальное педагогическое требование используется широко в самых разнообразных формах. Прямые, краткие, четкие команды, указания, распоряжения командира подчиненным – традиционный, определенный руководящими документами, стиль служебных взаимоотношений военнослужащих. На первом курсе воспитатели обязательно сопровождают свои указания и распоряжения объяснениями «почему так нужно», на последующих курсах – по мере необходимости. Требования-угрозы и приказы-альтернативы используются достаточно часто и имеют свою специфику. Угрозами и альтернативами служат взыскания, налагаемые на обучающихся, определенные в Регламенте ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» [3].

Помимо прямых педагогических требований широко используются косвенные, такие как совет, просьба, намек. В этом случае воспитаннику оставляется возможность самостоятельного выбора и не требуется немедленное подчинение. Косвенное педагогическое требование эффективнее прямого, так как оно подразумевает неформальное общение, что особенно ценно в условиях кадетского училища.

 Метод упражнения используется ежедневно в повседневной деятельности. Можно сказать, что кадеты постоянно упражняются в армейском образе жизни. На первом курсе воспитатели выполняют часть действий вместе с воспитанниками, на старшем курсе кадеты могут самостоятельно организовать встречу с интересным человеком, подготовить команду для участия в каких-либо соревнованиях, оформить выставку творческих работ,  и многое др.

Индивидуальные, групповые, коллективные поручения постоянного или временного характера играют важную роль для воспитания ответственности. Воспитателями кадетского училища замечено, что удачно подобранные и отвечающие специальным педагогическим условиям (поручение имеет понятный воспитаннику социальный смысл, взрослые помогают организовать первоначальный успех в выполнении, смена поручений, охват поручениями максимального числа воспитанников училища) способствуют адаптации кадет, сплочению кадетских коллективов, являются одним из методов профилактики девиантного поведения.

Для формирования идеального профессионального «Я-образа» используется пример великого человека. В процессе изучения истории, истории армии, литературы, географии и других наук повышенное внимание уделяется персонам, внесшим вклад в дело становления и развития России. О роли выдающихся людей мы говорим в дни памятных дат и воинских праздников. На примере полководцев важно показать, как человек шел к своим достижениям и получил признание людей.

Пример офицеров и пример сверстников – также являются видами педагогически организованного примера. Например, при поручении воспитатель обычно ориентирует воспитанников на свой собственный опыт. «Делай как я» - один из известных и признанных в армии способов руководства подчиненными. Подведение итогов – обязательный элемент воспитательной работы в армии и в кадетском училище. В ходе подведения итогов обязательно отмечаются те кадеты, которые добились каких-либо конкретных успехов. Грамотный воспитатель всегда обращает внимание воспитанников на тех, кто может стать в чем-либо примером для других. Деятельность воспитанников в кадетском училище настолько разнообразна, что каждому кадету случается быть примером для остальных.

Важная часть социального опыта приобретается воспитанником в ситуациях свободного выбора, когда активность проявляется в результате соединения самостоятельного мышления (анализа, оценки, осуществления морального выбора) и самостоятельного действия. Жизненные ситуации являются своеобразными упражнениями, когда имеют педагогическую направленность.  Воспитательный эффект ситуации выбора оказывается тем выше, чем ответственнее и сложнее она представляется воспитаннику, поскольку в этом случае возникает эффект Клапареда, суть которого состоит в том, что достаточно глубокое осознание чего-либо наступает лишь в ситуации интеллектуального затруднения. То есть смысл явления открывается воспитаннику в своей полноте лишь тогда, когда он преодолевает трудности самостоятельного анализа и решения моральной проблемы. По мнению И.С.Кона, хотя человек может рассуждать абстрактно, все поступки совершаются в конкретной ситуации и зависят от того, как он сам определяет эту ситуацию. Ситуации свободного выбора позволяют воспитаннику представить варианты своего выбора и последующее развитие событий в возникшей ситуации.

Методами осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации поведения и деятельности служат рассказ, лекция, беседа. Вопросы отношения к армии, её офицерскому корпусу для кадет целесообразно раскрывать на примере характеров и ситуаций. В стандартных ситуациях действия человека определяются его представлениями о том, как подобает вести себя в обыденной жизни. В нестандартных ситуациях (неожиданных, неочевидных) кроме знаний этикета и поведенческих навыков требуется творческий подход, а не обычная воспроизводящая деятельность. Обращения к характерам позволяют рассматривать простые общечеловеческие качества (например, доброта, честность, чуткость, трудолюбие) и более сложные качества, интегрирующие в себе несколько простых (например, альтруизм, гуманизм, дисциплинированность, патриотизм), давать оценку, выявлять причины их формирования.  Обсуждаемые ситуации и характеры могут быть как литературными и историческими сюжетами, так и примерами из жизни. Наибольший педагогический эффект имеют рассказы, лекции и, особенно, беседы, если рассматриваемые в них ситуации и характеры лично значимые для кадет.

Дискуссия – один из методов воспитания, позволяющий «погрузить» воспитанника в мир обсуждаемых категорий, эмоционально включить в обсуждаемую ситуацию, в результате чего расширяются рамки кругозора, определяется, становится очевиднее собственное отношение воспитанника к обсуждаемым проблемам. Дискуссия имеет особенность продолжаться в индивидуальном сознании даже после её фактического окончания. Воспитанник может самостоятельно найти ответы и решения, приемлемые лично для него и не выносить их на обсуждение.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников необходимы для подкрепления самоопределения кадета в процессе накопления социального опыта. С этой целью в кадетском училище организуется соревнование за звание лучшего класса, еженедельно определяется рейтинг успеваемости кадет на учебном курсе. Это создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, позволяет проявлять индивидуальные способности, сравнивать собственные достижения с достижениями сверстников и самоутверждаться в достигнутом, сплачивает воспитанников училища.

Метод поощрения призван одобрить линию поведения воспитанников, помочь ему самоувердиться в выборе.

Поощрения, применяемые к  воспитанникам [3]: снятие ранее наложенного взыскания; объявление благодарности; посещение с родителями культурно-развлекательных мероприятий за пределами училища; письменное сообщение по месту работы родителей об успехах их сына и о полученных им поощрениях; награждение грамотой, ценным подарком; награждение личной фотографией на фоне развернутого знамени училища; нагрудным знаком «Отличник СПКУ»; занесение в Книгу почета училища фамилии отличившегося кадета. 

Для формирования ценностного отношения к армии нам представляется эффективным использование одобрения и похвалы, являющихся формой оценки добросовестного, ответственного, инициативного отношения кадет к выполнению учебных и служебных задач. Они могут применяться в индивидуальной беседе, перед строем или на подведении итогов и должны сопровождаться анализом причин достигнутых результатов.  Доверие, т.е. предложение воспитателя кадету выполнять разнообразные обязанности и поручения, рассчитанные на его компетентность, ответственность, добросовестность, инициативу, переживания за честь коллектива, в условиях кадетского училища может проявляться в предоставлении возможностей кадетам исполнять обязанности командира отделения, старосты, старшего команды, защищать честь коллектива в разнообразных соревнованиях, спартакиадах, конкурсах, олимпиадах и служить ещё одним из методов поощрения.

В отношении трудных воспитанников училища эффективна забота, заключающаяся в проявлении внимательного отношения к удовлетворению материальных и духовных потребностей кадет и направленная на формирование у них чувства благодарности к воспитателю, стремления служить и учиться ещё лучше,  так как может вызвать у воспитанников положительный эмоциональный отклик на действия воспитателя, который способен стать при определённых условиях фундаментом для наращивания дальнейших педагогических усилий и достижения успехов в воспитании.   

Стимулирование временем заключается в предоставлении кадетам возможности ускоренными темпами решать учебные и служебные задачи, а освободившееся время использовать в личных целях. Предоставление такой возможности, свободы действий способствует активизации творческих способностей кадет и воспитанию ответственности. Выражение положительного отношения разнообразными неформальными средствами (например, дружеским жестом, улыбкой, рукопожатием) способствует формированию партнёрских межличностных отношений по вертикали.

Метод наказания имеет цель затормозить развитие нежелательных качеств у кадет, вызвать сожаление о совершенном поступке,  стремление не повторять содеянное. Воспитательный эффект наказания усиливается гласностью.

Взыскания, применяемые к воспитанникам [3]: замечание; выговор; строгий выговор; ограничение участия в коллективных развлекательных мероприятиях; лишение нагрудного знака «Отличник СПКУ»; отчисление кадета из училища.

Помимо перечисленных нами мер наказания, предусмотренных Регламентом ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», имеется множество приёмов неформального воздействия на кадет. Например, наказание-упражнение, которое заставляет воспитанника повторно выполнить то, что было выполнено халатно, либо перенести выполнение повторного действия на личное время кадета; ограничение в удовольствиях (вычеркивание из списков увольняемых и поощряемых, недопущение к участию в городской прогулке, культпоходе и т.д.); изменение отношения (молчание, отказ подать руку) возможно как временная мера; упрёк - это недовольство или сожаление, высказанное в тактичной форме педагогом по поводу нерадивого отношения со стороны кадет к учебе и дисциплины; недоверие, проявленное в форме прекращения выдачи подростку ответственных поручений, обычно задевает его самолюбие и стимулирует желание вновь занять утраченные позиции; ирония позволяет поставить нарушителя в нелепое, смешное положение перед коллективом, вызвать таким “нестандартным” приёмом у него стыд и раскаяние; запрет используется в виде санкций к реальному или потенциальному кадету-нарушителю норм поведения.

При организации наказания и поощрения важна не форма высказывания воспитателем своего удовлетворения или недовольства поступком воспитанника, а переживания, которые оно вызывает у воспитанника.

В процессе формирования ценностного отношения воспитанника к армии используются индивидуальные, групповые и массовые формы.

В процессе педагогической деятельности воспитательного коллектива училища при реализации программы педагогического сопровождения формирования ценностного отношения воспитанника к армии в кадетском училище создается воспитывающая среда.

Воспитывающая среда кадетского училища включает в себя малый социум воспитанника, участвующий в педагогическом сопровождении процесса формирования ценностного отношения к армии, и является частью освоенной воспитательного пространства.

Таким образом, мы рассмотрели возможности построения такого способа организации формирования ценностного отношения воспитанника к армии в кадетском училище, который позволяет воспитанникам успешно адаптироваться к новым социальным условиям (армейской жизни) и интериоризировать ценности офицерского корпуса армии России.

Процесс формирования ценностного отношения воспитанника к армии не только процесс внутриличностного, но и межличностного формирования, основу которого составляет взаимодействие духовных возможностей воспитанника и социального опыта воспитателей.

Важными управляемыми педагогическими условиями формирования ценностного отношения к армии являются:

- личное взаимодействие воспитанников и представителей специфической профессиональной группы военнослужащих российской армии в условиях кадетского училища, позволяющий воспитаннику получить социальный опыт армейского уклада жизни в различных, в том числе и житейских ситуациях;

- включенность малого социума воспитанника в образовательный процесс и обеспечение ему возможности презентовать себя обществу как представителя специфической профессиональной группы военнослужащих российской армии;

- психолого-педагогическая компетентность воспитателей кадетского училища.

Результатом формирования ценностного отношения воспитанника к армии выступает уровень его развития, сформированность личностных идеалов воспитанника, осознанность социального поведения, социальная адаптация.

 

Литература:

1.                Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов. - СПб: «Речь», 2005. – 317с.

2.                Инструкция по руководству суворовскими военными, нахимовскими военно-морскими, военно-музыкальными училищами и кадетскими (морскими кадетскими, музыкальными кадетскими) корпусами органами военного управления и распределению должностных обязанностей участников образовательного процесса. Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации № 25 от 15.01.2001 г. – Москва, 2001. – 157с.

3.                Регламент федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище», 2013. – 19-24с.

4.                Положение о порядке назначения и обязанностях командиров отделений, старост классов, 2013.- 1-5с.

5.                Положение о дежурстве в училище (учебных корпусах и в столовой), 2012. – 1-4с.

6.                Устав ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище».

7.                Программа развития ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» Министерства обороны Российской Федерации на 2011–2020 годы.

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x