«Формирование экологического сознания (мышления) в дошкольном детстве»

Автор: Смирнова Наталья Николаевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";

mso-fareast-theme-font:minor-fareast;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Статья «Формирование экологического сознания (мышления) в дошкольном детстве»

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас   «..в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им «производство» губительных эффектов на выходе биосферного сверхорганизма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека».[1]

    Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть. «Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только и не просто как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно  развивающееся взаимодействие с нею».[2] Такое взаимодействие, можно с уверенностью сказать, осуществимо. Но его основой, фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Только в этом случае может быть обеспечено правильное решение хозяйственных и иных проблем в настоящем и будущем.

      Многочисленные публикации  в восьмидесятых и девяностых годах обнаружили «острые углы» экологической ситуации сложившейся в нашей стране. Авторы публикаций – крупные ученые, журналисты и писатели[3], хозяйственные и общественные деятели, - обсуждая вопросы природоохранной работы, высказываются о необходимости усиления экологической пропаганды, постановки воспитательно-образовательной работы с детьми.

    Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как нужно их понимать применительно к области дошкольного воспитания?

    Вопрос экологического сознания с методологических позиций обсуждается в монографии «Экологическое знание и сознание»[4].

    Авторы показывают, что природу Земли, все ресурсы которой вовлечены в экономическую систему производства, причем в глобальных, общепланетарных масштабах, нельзя рассматривать в отрыве от человеческого общества. Человек и природа – это единая интенсивно функционирующая система «природа – общество», знания о системе «природа – общество» - основная форма экологического сознания.

   Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Авторы указывают, что экологическое сознание может складываться двумя путями: стихийным или сознательным, которое формируется посредством целенаправленного воспитания и образования.

   Формирование экологического сознания, мышления – это длительный процесс. Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные  впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

    Традиционно в дошкольном  воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько о формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим или сберегающим образом».

    Критерием, показателем зрелости экологического мышления человека любого возраста (от дошкольника до взрослого) можно считать различные осознанные действия и поступки человека, направленные на сохранение природы, на защиту ее от разрушения. Причем это время в равной степени распространяется  как на конкретные  поступки ребенка от отношения к растениям, животным, находящимся в сфере его досягаемости, так и на индивидуальное поведение взрослого (например, отдыхающего на природе) и т.д.

    Таким образом, рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания. Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду. Она строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения к живому, природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

    Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе воспитателя – продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к постановке правильной работы и получению нужного результата. Большим воспитательным потенциалом обладает метод проекта. Проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды. Технология проектирования помогает сориентировать ребенка на стремление решать возникающие проблемы самостоятельно. Его значимость заключается в том, что формируется собственный опыт ребенка в педагогическом процессе. Экологический проект выводит ребенка из стен детского учреждения в окружающий мир, в природную и социальную действительность.

В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою “самость”, особенно когда необходимо: заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми); открыто и четко сказать, о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также эксперт.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству.

 

 



[1] Общество и природная среда. – М.: Знание, 1980, с. 5.

[2] Общество и природная среда. – М.: Знание, 1980, с. 6.

[3] В судьбе природы – наша судьба: Писатели об экологических  проблемах. – М., 1990.

[4] Корчагин А.Н., Марков Ю.П., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. – Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1987.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x