"Формы общения"

Автор: Битюкова Светлана Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Виды и формы развития свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Общение дошкольников с взрослым»

 

 

 

Форма

Возраст

Характерные особенности

 Ситуативно – личностная (непосредственно-эмоциональная)

Младенчество (от 2-х месяцев до 6-ти месяцев)

Потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь. Закладывается основа будущего развития личности ребенка - его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе. В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка.

 Ситуативно-деловая форма общения (предметно-действенная)

От 6-ти месяцев до 3- х лет 

 Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные и  потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план. Проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению. Появляются первые слова ребенка.  Так же появляется (ситуативно-личностное общение)- хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение), находились рядом с ребенком, перед его глазами.

 Внеситуативно-познавательная

3-4 года(с 3-х до 5-ти лет) 

У ребенка хорошо развивается речь, что способствует еще большему общению со взрослыми. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Интересно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого.  В то же время ответы взрослого не должны искажать действительности и допускать в сознание ребенка реальное положение вещей. Складывается новая потребность - потребность в уважении со стороны взрослого.

 Внеситуативно-личностная

5-6 лет (с 5 до 7 лет) 

Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками. Их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Потребность во взаимопонимании взрослого - отличительная особенность личностной формы общения. В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе.

 

 

 

Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x