Экология

Автор: Саетова Анастасия Петровна

 

Взаимодействие ДОУ с семьей по приобщению детей к природе.

 

Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка.

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также созданий условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. Сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников. Будет ли опыт общения ребенка с родителями в системе отношений «родители – дети – природа» положительным, зависит от того, какое место ребенку отведено в семье.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

 

- разработать серию консультаций для родителей, разработать перспективные планы, рекомендации для занятий родителей с детьми, подобрать игры.

 

- оснастить экологические уголки в группах, в которые входят комнатные растения, выращенные детьми, а также средства, необходимые для ухода за ними.

 

- оформить уголок природного материала, подобрать фотографии.

 

Из всего спектра средств приобщения детей к природе (изобразительное искусство, графика, художественная литература, эстетические беседы и т.д.) эмоционально – положительное общение с родителями, несущее информацию о самых разных явлениях природы, имеет уникальные возможности по созданию истинных представлений о природе.

 

 Наиболее интересные и эффективные формы работы с родителями:

 

Наглядная агитация – листовка, в которой лаконично описываются правила поведения в природе. Для изготовления таких листовок целесообразно приобщать детей. Листовки выполнять в соответствии со временем года и важными явлениями природы. Эффективность данной формы можно подтвердить в конкурсе листовок «Берегите природу».

 

Внимание родителей привлекает наглядное пособие «Ромашка» — банк» идеи и рекомендации для родителей. Еще одна форма работы – экологические газеты на темы: «Здоровый образ жизни», «Юный исследователь», «Интересное рядом». Газета должна содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, ребусы, кроссворды, викторины, описание опытов.

 

Также интересны кружки изобразительной деятельности «Творцы чудес». В них дети совместно с родителями могут не только делать поделки из природного и бросового материала, но и вносить новые идеи.

 

Эффективность данной формы выражается не в числе участников, а в продуктах совместной деятельности педагога, детей и родителей.

 

Можно привлекать родителей к участию в природоохранных акциях, изготовление плакатов «Новокузнецк – любимый город», «Зеленая елочка – живая иголочка», «Здоровье детей на чистой планете».

 

Экологические плакаты – серьезная вещь. Ребенка нельзя изолировать от проблем жизни. Маленький человек глядит в мир и часто видит то, что его воображение даже не может принять. Одним из способов освобождения от такого нервного стресса и могут быть экологические рисунки – плакаты, в которых ребенок призывает к действенной помощи окружающей среды, а значит, и сам делает попытку не навредить своему дому и тем, кто живет и растет рядом с ним.

 

Возникает вопрос: как же сочетать тему экологии с программными темами по ИЗО? Очень просто. Нет такой программы, в которой не предусмотрено рисование человека, животных, птиц и вообще природы. При этом надо делать упор не на знание, умения и навыки, а на индивидуальные особенности и возможности каждого. Конечно, у немногих из детей все получится в экологическом плакате, но зато каждый задумается о том, что его окружает.

 

Простые и незамысловатые изображения людей и животных, птиц и насекомых близки и понятны ребенку. Сильное и чистое чувство ребенка, его художественная наивность позволяют ему создавать выразительные образы. Ведь дети рисуют то, что знают и любят, к чему «прикипели душой», что впитали в себя при помощи детских книг, мультфильмов. В своих рисунках дети могут отражать проблемы, касающиеся не только мира природы, но и отношений в семье, между собой.

 

Так, шаг за шагом, крепнет и воплощается на плакате идея содружества дошкольного учреждения и семьи. Это приносит свои плоды и новые интересные открытия, а также помогает духовному обогащению, как детей, так и педагогов, и родителей.

 

Воспитателю в работе приходится использовать целый ряд понятий, к которым относится: природа, забота, ответственность, сопереживание, сочувствие, щедрость, бережливость, любовь, доброта, счастье, красота и т.д. они должны быть понятны ребенку. Необходимо обсуждать с детьми, что они считают красивым и как воспринимают красоту. Постоянно обращаясь к наблюдениям и опыту детей, обсуждать, насколько красиво то, что они видят. Предлагайте описывать объекты, которые показались им красивыми, проследите, чтобы в их рассказах была эстетическая оценка происходящего. Расскажите, как с помощью зрения, слуха и обоняния человек может воспринимать красоту. Таким образом, система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x