Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС

Успей забронировать скидку в подарок от 53% Успейте до

Забронировать
×
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Дидактика
Главная > Блог > Дидактика в педагогике: какие проблемы решает
26.08.2022
650.8
Время чтения: 17 минут

Дидактика в педагогике: какие проблемы решает

Что это такое? Дидактика в педагогике – понятие, которое для многих размыто. В школе учителю всё сложнее найти методы и приёмы, способные по-настоящему увлечь учеников. Основными предметами дидактики являются личность педагога, его умение обучать и воспитывать, активизировать учебно-познавательную деятельность школьников.

Какие проблемы решает? Современная теория обучения подсказывает, как учить эффективно с применением межпредметных связей, опираясь на личность ученика. Достаточно разобраться в принципах дидактики, и все станет на свои места.

Основные понятия дидактики в педагогике

В переводе с греческого «дидактикос» означает «поучающий». Дидактика – это обучение в целом. Она представляет собой особую часть педагогики, которая изучает закономерности процесса образования и воспитания в обучении. 

Основные понятия дидактики в педагогике

Цель дидактики – разрешение ряда проблем в теории обучения:

  • Она устанавливает основные цели и задачи теории обучения. Это важно делать, чтобы обучение было полноценным.
  • Анализирует происходящие процессы обучения и устанавливает его закономерности.
  • На основе определённых закономерностей проводит обоснование принципов и правил обучения.
  • Дидактика определяет содержание обучения. Это включает в себя понятие о том материале, который ученику необходимо усвоить в первую очередь, а также подбор практических упражнений, которые способствуют усвоению изученного.
  • Конкретизирует базисные суждения о формах организации обучения.
  • Разъясняет учителям пути и цели, с помощью которых можно добиться качественного обучения подопечных.
  • Характеризует материальные средства, с помощью которых проведение обучения становится наиболее эффективным.

Дидактика исследует общие проблемы теории. Она не специализируется на каком-либо отдельном предмете и его особенностях.

Дидактика основывается на базовых положениях, которые формулируются в рамках общей теории образования. Постулаты дидактики базируются на хорошо изученных фактах по ряду причин.

Это те факты, которые считаются основополагающими для всех образовательных наук. Но при этом перед дидактикой стоят и другие задачи, такие, как постоянное исследование проблем образования и воспитания, которые непосредственно влияют на обучение. Это позволяет рассматривать её как отдельную науку, а не как часть педагогики.

Главная функция, которую несёт в себе дидактика в педагогике — это научное обоснование практики обучения. Дидактика тесно связана с другими науками и их положениями. Так, при формулировании своих принципов она опирается на методики преподавания, которые имеют своей целью обучение конкретным дисциплинам.

Дидактика и методики преподавания непосредственно связаны между собой, так как они постоянно обмениваются актуальной информацией друг с другом.

Дидактика и методики преподавания

Кроме педагогики, дидактика взаимосвязана и с другими науками, такими, как социология, психология, математика, философия и прочие. Ведь методологическую основу дидактики представляет теория познания окружающей действительности. Этим занимаются многие гуманитарные науки, в том числе и философия.

Категории дидактики

Выделяют следующие категории дидактики:

  • Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов (знания, умения, практика), их осознанию и практическому применению.
  • Учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, социального опыта и специальных упражнений возникают новые формы поведения.
  • Обучение – систематический целенаправленный организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие новых навыков.
  • Образование – конечный результат обучения, представляющий собой систему объема ЗУНов, полученных в процессе обучения;
  • Знания – сохранение в памяти учащихся фактов и умение применить их на практике, а также сделать на основе имеющихся данных верные выводы.
  • Умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.
  • Навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного повторения однотипного набора действий).
  • Учебный предмет – область научных знаний.
  • Учебный материал – содержание изучаемого предмета, которое определяется ГОСТом;
  • Цель обучения – то, на что направлено проведение обучения.
  • Содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
  • Метод обучения – способ достижения поставленных цели;
  • Средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, материалы, оборудование, ТСО);
  • Результаты обучения – то, к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Задачи и функции дидактики

Основные задачи дидактики:

  • Разработка проблем – понимание кого, чему и как нужно обучать.
  • Изучение закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и процессов ее оптимизации в процессе обучения.
  • Организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями.
  • Развитие у учащихся психических процессов, направленных на познавание, и творческих способностей.
  • Разработка более совершенного процесса обучения, внедрение новых обучающих технологий в обучении.

Основные задачи дидактики

Дидактика выполняет следующие функции:

  • Обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности.
  • Развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение.
  • Воспитательная – формирование связи между полученными знаниями и взаимоотношениями с собой и окружающим миром.

Закономерности обучения

Закономерности обучения – это устоявшиеся, повторяющиеся связи в образовательном процессе, закрепление которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Закономерности обучения

Закономерности обучения подразделяют на внешние и внутренние.

К внешним закономерностям относятся:

  • Социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения.
  • Воспитывающий и развивающий характер последнего обучения.
  • Зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

  • Зависимость его развития от способа разрешения противоречия между познавательными или практическими задачами и фактическим уровнем знаний, умений и навыков учащихся, а также их умственного развития.
  • Влияние отношений между учителем и учеником на результаты обучения.
  • Влияние способов управления обучением на результативность последнего и активность ученика.
  • Задачная структура, то есть продвижение ученика от простого к сложному, от умений к навыкам, от незнания к знанию.

Принципы дидактики

Принцип обучения – исходный тезис, который является обязательным для выполнения, заключающий в себе требования к процессу воспитания. Благодаря следованию принципам обучения становится возможным грамотное построение учебного процесса. Знание данной теории дает возможность выбрать оптимальные формы и методы обучения для получения наилучшего результата.

Принципы дидактики

Принципы помогают учителям и учащимся грамотно выстроить этапы обучения и взаимодействовать с получением высоких результатов.

Принцип сознательности и активности

Для наибольшей эффективности обучения необходимо, чтобы ученик был активен и сознательно относился к изучаемому предмету. Сущность человеческого образования в том, чтобы получить глубоко и самостоятельно осмысленные знания. Они приобретаются посредством напряжённой умственной деятельности. Если школьник сам заинтересован в получении знаний и проявляет активность, то это улучшает темп, глубину и прочность овладение учебным материалом.

Принцип наглядности обучения (Я. А. Коменский)

С древности известен такой принцип обучения, как «Золотое правило дидактики». Он заключается в следующем: с помощью слуха усваивается 15% информации, зрения – 25%, слуха и зрения – 65% информации. Таким образом, важную роль в обучении играет наглядность, например, иллюстрации, схемы, таблицы. Благодаря данным материалам информация хорошо усваивается. Важно помнить, что органы зрения в 5 раз больше способствуют усвоению мозгом знаний, чем органы слуха.

Принцип систематичности и последовательности

Обучение должно идти от простого к сложному. Система и последовательность устанавливаются ГОСТом и программами, где определены темы, разделы для изучения, количество часов на каждую тему и подведением итогов о знаниях и умениях учащихся.

Принцип прочности

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последние годы его изучение обрело новые краски.

Принцип прочности

Существует поговорка: «Повторение – мать учения». Она о прочности знаний. Для выполнения этого принципа есть ряд рекомендаций:

  • Закрепление изученного материала в конце урока.
  • Повтор материала в начале урока.
  • Применение теоретических знаний на практике.
  • Расширение и систематизация знаний (контрольные и самостоятельные работы).

Принцип доступности

Доступным для человека является лишь то, что соответствует по объему накопленных знаний, умений и способов мышления. Я. А. Коменский говорил, что обучение идет от простого к сложному и от частного к общему, поэтому педагог в процессе обучения должен использовать следующие принципы:

  • Излагать материал понятным языком.
  • При использовании новых сложных терминов, писать их разборчиво на доске, ставить ударение и произношение.
  • Расшифровывать значение слов доступными для восприятия учащимися словами.

Весь подлежащий изучению материал должен быть распределен с учетом возрастных особенностей, чтобы предлагаемая информация была доступна восприятию. Обучая, необходимо учитывать уровень подготовленности и развития ребенка, его интересы и психологические особенности, и потребности.

Принцип научности

Знания, которые формируются у детей, должны соответствовать современным реалиям. Это достигается благодаря ГОСТу, который учитывает текущую ситуацию. Научность обучения зависит от соответствия планов, программ уровню ГОСТа. Учащихся нужно знакомить с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

Принцип связи теории с практикой

Необходимо, чтобы теоретические знания, полученные в процессе обучения, могли применяться в жизни, на практике.

Принцип учета возрастных индивидуальных особенностей

Он состоит из нескольких этапов:

  • Восприятие информации.
  • Усвоение информации.
  • Применение знаний на практике.

Любой из вышеуказанных этапов обязательно должен присутствовать в уроке, поэтому индивидуальный подход к каждому ученику очень важен. Исходя из особенностей характера и способности к восприятию школьника, могут применяться различные методы. В целях активизации детей хорошо работают вопросы разного уровня сложности, как правило, носящие аналитический характер. На них можно отвечать письменно или устно.

Методы обучения в дидактике

Метод обучения – это приемы (способы) совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение основной цели обучения путем решения поставленных задач.

Приемы обучения – элементы, составляющие метод обучения, группируемые в системы.

Методы обучения в дидактике

Подготавливаясь к началу образовательного процесса, педагог подбирает методы обучения в соответствии с учебной дисциплиной, поставленной целью, возможностями учащихся, а также с учётом методической учебной базы образовательного учреждения.

В дидактике существует определенная классификация методов обучения. Это упорядоченная систематизация по определённому признаку. В настоящее время существует обширный ряд методов обучения в дидактике. Разнообразие их классификаций связано со сложностью объекта дидактики и стоящих перед ней цели и задач.

Наиболее распространенными являются традиционная классификация и классификация методов по характеру познавательной деятельности.

Традиционная является одной из первых типов классификаций и берет свое начало из древних педагогических и философских систем. В данное время ее вид адаптирован под современные условия. Признаком, объединяющим методы, является источник знаний.

Согласно традиционной классификации выделяют пять методов:

  1. Словесные методы – позволяют в наиболее короткий срок передать необходимую информацию от преподавателя к учащимся. Информация передается в нужной последовательности, скорости и объеме, при необходимости возможно дополнение, указание проблем, постановка задач и т.д. Виды словесных методов: беседа, рассказ, лекция и т.п.
  2. Наглядные методы – направлены на воспроизведение чувственных образов, возникновение ощущений и восприятий. Используются совместно со словесными. Виды наглядностей: макеты, экскурсии, плакаты и т.д.
  3. Практические методы – основаны на практической деятельности учеников. В процессе реализации задач формируются практические навыки и умения. Виды практических методов: лабораторные, письменные, практические работы и т.п.
  4. Работа с учебной и методической литературой. Данный метод подразумевает самостоятельную работу обучающегося с источником информации в виде чтения, цитирования, реферирования и т.п.
  5. Видеометод. Один из наиболее современных методов, представляет собой работу педагога посредством использования различных технических и информационных средств. Это могут быть обучающие фильмы, ролики и пр.

Классификация методов обучения в дидактике по характеру познавательной деятельности основана на уровнях мыслительной активности учащихся.

Классификация методов обучения в дидактике

Согласно данной классификации выделяют следующие методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный. Данный метод основан на том, что педагог представляет учащимся знания, удобные для восприятия и готовые к нему. При этом задача учеников заключается усвоении и осмыслении представленной информации.
  • Репродуктивный метод обучения основан на объяснительно-иллюстративном, его суть состоит в том, что полученные учащимися знания переводятся на более высокий уровень усвоения – умения.
  • Проблемное изложение. Педагог ставит проблему и сам ее решает, тем самым показывая путь ее решения.
  • Частично-поисковый. Знания нужно добывать самостоятельно, используя предыдущую информацию и опыт. Учитель организует поиск новых решений с помощью разнообразных средств.
  • Исследовательский. Педагог предъявляет проблему для самостоятельного исследования. Важно подобрать задания исследовательского характера.

Процесс обучения подразумевает под собой единство познавательных и мотивационных моментов. Педагог должен опираться на этот факт, создавая методику обучения. Необходимо направить ее на систематическое получение знаний, благодаря постоянному изучению новой информации. Поднять уровень восприятия и доступности информации можно с помощью формирования у учеников стремления к знаниям.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Забрать
подарок
Забрать
подарок
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw