Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Бесплатный вебинар "Ребенок не хочет учиться: как помочь"
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Дискуссии на уроках: польза и правила организации
Главная > Блог > Дискуссии на уроках: польза и правила организации
07.10.2022
3613
Время чтения: 13 минут

Дискуссии на уроках: польза и правила организации

О чем речь? Дискуссии на уроках – это отличный метод взаимодействия сразу со всем классом, в ходе которого формируется ряд важных навыков у учащихся. Во время обсуждения того или иного вопроса у школьников появляется возможность высказать свое мнение, продемонстрировать позицию и научиться слушать собеседников.

Как проводить? Педагог играет ключевую роль в организации дискуссии на уроках. В его задачу входит не только подготовить тему, но и не позволять ученикам отступать от нее, устраивать перебранку и т. д. Не меньшее значение имеет и реакция учителя на слабые ответы или неточности.

Оглавление:
  1. Задачи дискуссии на уроках
  2. Формы дискуссии на уроках
  3. Правила эффективной дискуссии на уроках
  4. Этапы проведения дискуссии на уроках
  5. Реакция учителя на ошибки в ходе дискуссии на уроке
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Задачи дискуссии на уровень

Под понятием «учебная дискуссия» подразумевается выстраивание урока таким образом, чтобы после ознакомления с материалом ученики могли обсудить его и высказать свое мнение.

Задачи дискуссии на уровень

Во время обсуждения каждый ученик может сказать то, что думает по поводу рассматриваемой проблемы или вопроса, поставленного учителем.

С помощью дискуссии происходит подготовка детей к «впитыванию» новой информации и постижению истины, задаётся темп их работы. К тому же учащиеся повышают свой навык коллективного общения.

Такая форма организации учебного процесса сейчас очень популярна, и она выступает в роли инструмента для:

  • оценки уровня культурного, духовного и умственного развития детей;
  • раскрытия умений вести спор и установки правил для него;
  • развития навыков эмоционального взаимодействия и влияния на других учащихся во время отстаивания своего мнения;
  • повышение коммуникативной компетенции.

Под коммуникативной компетенцией подразумевается умение общаться с другими людьми и выполнять совместные действия, соблюдая при этом этикет и придерживаясь цели общения.

Реакция учителя на ошибки в ходе дискуссии на уроке

Повышение коммуникативной компетенции – это одна из главных задач в старших классах, для решения которой устраивают учебные дискуссии. Они также способствуют развитию таких необходимых навыков, как:

  • Выбор форм и методов общения.
  • Выбор наиболее подходящих под конкретную ситуацию языковых средств для высказывания своего мнения.
  • Построение устных и письменных монологов и диалогов на разные темы.
  • Изменения приемов общения под ситуацию и условия.
  • Грамотное применение языковых средств для высказывания своей точки зрения и её отстаивания.
  • Решения общих проблем с помощью общения с участниками.

Формы дискуссии на уроках

Эффективность обсуждений спорных вопросов зависит от правильного построения общения. Есть несколько способов организации дискуссии на уроках:

  • Круглый стол. Учеников делят на группы примерно по 5 человек, где каждый по очереди может высказать своё мнение.
  • Заседание экспертной группы. Класс делится на группы, и ученики сначала самостоятельно обсуждают поставленный вопрос, после чего выбирают одного человека (эксперта), который будет говорить от имени своего коллектива. Далее эксперты со всех групп собираются за одним столом и высказываются по теме дискуссии. Другие ученики не должны вмешиваться, но если нужно что-то обсудить с экспертом, можно сделать небольшой перерыв.
  • Форум. Выбирают группу учеников, которые будут обсуждать вопрос со своими одноклассниками.
  • Дебаты. Ученики с одинаковым взглядом на ситуацию объединяются в одну группу. После этого происходит выступление представителей от разных сторон. Дальше любой желающий может высказать своё мнение или задать одноклассникам вопрос.
  • Судебное заседание. Диалог будет построен по схеме рассмотрения дела.

Формы дискуссии на уроках

  • Перекрестная дискуссия. Она помогает развить критическое мышление. Для этой формы обсуждения надо выбрать тему, в которой будет две «стороны медали». Сначала ученики работают самостоятельно: записывают доводы в пользу своей точки зрения. После этого обучающихся делят на две группы (по мнениям). Каждый коллектив совместно составляет список аргументов в поддержку общего мнения.

    Далее обсуждение строится так: первая группа высказывает свой довод, а вторая должна его опровергнуть и перекрыть своим аргументом. Таким образом, каждый коллектив по очереди оспаривает доводы друг друга. Этот вид отлично подходит для дискуссии на уроках литературы.

Правила эффективной дискуссии на уроках

Урок-дискуссия – это своеобразный инструмент, который должен сделать учебный процесс максимально продуктивным. Для этого понадобится:

  • Перед проведением такого урока в форме дискуссии, преподаватель должен точно сформулировать задание, которое поможет раскрыть суть вопроса и методы его решения.
  • Ученики должны заранее изучить дополнительный материал, который им предоставил учитель.

В начале занятия освещается проблема и причина её выбора или задаётся главный вопрос, обозначаются правила дискуссии и основные моменты темы обсуждения.

Главное в общении во время урока-дебата – спорные высказывания обучающихся. Учителю необходимо отойти от авторитарного образа, иначе ученики не смогут свободно выражать свои мысли.

Чтобы им помочь, педагог может использовать такие подбадривающие фразы, как «интересная мысль», «нестандартный подход, однако», «давайте вместе поразмышляем», «очень неожиданной и необычный ответ» или вместе с учениками разбирать каждое мнение. Таким образом, педагог поможет повысить навык формулирования мыслей и взаимодействия в коллективе.

В открытом доступе до 20 апреля
Скачайте бесплатно разработки наших методистов
  • Сценарий последнего звонка
  • День космонавтики: презентация и сценарий праздника
  • 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»
Уже скачали 4372 человека

Во время дискуссии на уроках истории или занятиях по любому другому предмету не нужно стремиться к тому, чтобы были одинаковые оценки. При этом принципиальные вопросы необходимо разбирать более подробно. Особое внимание необходимо уделить культуре спора. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ученики принижали другу друга или обесценивали мнение другого человека.

Как правило, бурное проявление эмоции и негодование происходит тогда, когда необходимо оперировать сухими фактами и закономерностями, а эмоции в расчёт не берутся. К тому же нередко в таких ситуациях ученики не понимают поднятую тему и, соответственно, друг друга.

Есть некоторые правила, которые помогут выстроить правильную культуру споров:

  • Перед тем, как начать обсуждение, необходимо удостовериться, что все участники понимают, о чём будет идти речь.
  • Недопустим тон превосходства.
  • Вопросы должны быть чёткими и правильно сформулированными.
  • Излагать важные выводы.

Заканчивать дискуссию нужно тогда, когда все участники высказали своё мнение и вот-вот начнётся всё по второму кругу. Если упустить этот момент, то ученики будут без энтузиазма принимать дальнейшие подобные обсуждения. В конце спора нужен вывод. Необходимо дать оценку грамотности использования понятий, глубине доводов, навыку применения приёмов доказательства, оспаривания, построения теорий, культуре поведения во время спора.

В конце каждый ученик получает баллы за участие в обсуждении, при этом нельзя их снижать, если ребенок отстаивал своё мнение, которое, в итоге, было неверным.

Правила эффективной дискуссии на уроках

Завершить урок можно как систематизированием различных способов решения проблемы, так и дополнительными вопросами на эту тему, чтобы ученикам было над чем подумать.

Этапы проведения дискуссии на уроках

Есть несколько этапов споров на уроках:

Этап 1. Введение

Требуется:

  • Обозначить тему и задачу обсуждения.
  • Замотивировать учащихся: указать на значимость проблемы, её нерешенность и неоднозначность.
  • Ознакомить с порядком и этапами дискуссии.
  • Вместе с учениками составить правила спора.
  • Провести оценку понимания темы, терминов и понятий.

Каким способом можно начать обсуждение:

  • описать проблему;
  • показать видеоролик;
  • ознакомить с материалом;
  • сделать небольшую сценку по выбранной проблеме;
  • разобрать разные мнения: показать насколько отличные есть точки зрения;
  • поднять проблемные вопросы;
  • дать возможность каждому ученику выбрать ту точку зрения, которая, по его мнению, является верной.

Этап 2. Дискуссия

Ученики высказывают своё мнение по теме дискуссии. Важно, чтобы выговорились абсолютно все, и предоставили максимум разных идей и точек зрения.

Что должен делать учитель:

  • следить за тем, чтобы не было нарушений правил;
  • дать каждому учащемуся возможность сказать своё мнение, а тем, кто стесняется, помочь такими вопросами: «Что вы думаете на этот счёт?», «Вас устроило такое пояснение?» и так далее.
  • не давать разговору уходить в другую сторону;
  • следить, чтобы обсуждение не переросло в бессмысленный спор;
  • не позволять устраивать межличностные выяснения отношений;
  • «подкинуть дров в огонь», если интерес учеников начинает угасать.

Этапы проведения дискуссии на уроках

Как можно повысить эффективность дискуссии:

  • Использовать уточняющие вопросы, которые помогут ученикам повышать навык грамотного формулирования своих мыслей.
  • Парафраз. Повторять значимые моменты для запуска процесса переосмысления и уточнения информации.
  • Сделать вид, что не понимаешь, о чём говорят ученики. Таким образом вы сделаете так, что дети повторят или уточнят свои мысли.
  • «Сомнение». Фильтруются высказывания: слабые и необоснованные не берутся в расчёт.
  • «Альтернатива». Учитель высказывает альтернативное мнение, которое будет противоположным остальным.
  • «Доведение до абсурда». Педагог принимает чьё-то мнение, после чего из него делает бессмысленные выводы.
  • «Задевающее высказывание». Преподаватель говорит утверждение, которое должно вызвать бурную реакцию учеников и заставить их оспорить сказанное и поделиться своим мнением.
  • «Нет-стратегия». Высказывание учеников оспаривается фразой «Это невозможно», при этом позиция не объясняется.

Этап 3. Выводы дискуссии

Происходит:

  • Попытка прийти к общему мнению и принять совместное решение.
  • Учитель разбирает ситуации, когда ученики во время дискуссии не смогли прийти к согласованию своих точек зрения. Таким образом дети получают новую порцию «пищи» для размышления и ищут другие варианты решения проблемы.
  • Оценивание результативности обсуждения и его вклада в учебный процесс и коллективную деятельность.

Реакция учителя на ошибки в ходе дискуссии на уроке

На уроках, будь то обществознание или история, дискуссии проводятся довольно часто, поэтому учителю важно правильно реагировать на ошибочные суждения учеников. Если ребенок не совсем чётко выразил своё мнение, преподаватель должен прямо, но аккуратно, об этом сказать.

Помогут в этом такие фразы: «Я не совсем понимаю, что ты хочешь этим сказать», «Я не могут до конца уловить связь твоего высказывания с темой нашей дискуссии» и тому подобное. Подтолкнуть ученика к развитию своей мысли могут такие фразы, как «Необычная мысль. Было бы неплохо развить её немного сильнее», «Это звучит нестандартно. Может ты расскажешь более детально?».

Так ученики стараются чётче формулировать свои мысли и эмоции. Подобный формат способен намного лучше заинтересовать школьников, чем простые вопросы и ответы на них.

Самое сложное для учителя в уроках-дискуссиях – это правильно отреагировать на ошибочные высказывания учеников. Скорее всего многие преподаватели хотят прямо сказать, что ребёнок не прав, но так делать не стоит. Нужно как можно аккуратнее, используя вопросы, подтолкнуть ученика к мысли, что его суждение неверное, и дать возможность ещё подумать на выбранную тему и поменять точку зрения.

Педагог должен просить школьника обосновывать свои умозаключения и рассказывать, откуда он взял подобную информацию. К примеру, можно спросить: «Как понять данный термин?», «Какая главная проблема нашей дискуссии?» и тому подобное.

Учитель должен постоянно следить за тем, чтобы разговор не уходил в другое русло и при необходимости возвращать детей к обсуждению выдвинутого вопроса. Иногда стоит сделать перерыв и подвести промежуточный итог. Завершается дискуссия общим выводом и практическим применением итоговых результатов.

С помощью учебных дебатов у детей развивается мышление и улучшается навык общения. Поэтому главная задача дискуссий не столько усвоить новый материал, сколько научиться слушать мнение других людей, сравнивать разные взгляды на ситуацию, подходить к поиску решения и общению с одноклассниками нестандартно. Так что подобные уроки закладывают фундамент для формирования личности с учётом современных реалий.

Учебные дискуссии – прекрасный формат уроков, который помогает подготовить учеников к демократическому обсуждению спорных вопросов, что является неотъемлемой частью социальной жизни нашего общества.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
набор посуды
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
набор посуды
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw