Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Дизартрия речи: симптомы, диагностика, коррекция
Главная > Блог > Дизартрия речи: симптомы, диагностика, коррекция
18.08.2023
811
Время чтения: 17 минут

Дизартрия речи: симптомы, диагностика, коррекция

О чем речь? Дизартрия речи – это разновидность речевой дисфункции, которая возникает из-за поражения нервной системы. Характеризуется смешанностью и невнятностью речи. У детей такое расстройство часто приводит к проблемам в освоении письма и чтения.

Почему возникает? У детей дизартрия речи возникает как осложнение после неблагоприятного течения беременности, тяжелых родов, травмы головы и некоторых инфекционных заболеваний.

Оглавление:
  1. Дизартрия речи и ее причины
  2. Классификация дизартрии речи
  3. Степени дизартрии речи
  4. Симптомы дизартрии речи
  5. Диагностика дизартрии
  6. Коррекция дизартрии речи
  7. Возможные осложнения
  8. Часто задаваемые вопросы о дизартрии речи
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Дизартрия речи и ее причины

Дизартрия – это расстройство речи, возникающее из-за органического поражения нервной системы. Причины речевых нарушений у детей связаны с недостаточными связями органов речевого аппарата с нервными окончаниями и, как следствие, с центральной нервной системой. Это затрудняет правильное произношение звуков.

Дизартрия речи

Дизартрия речи ребенка зачастую вызвана недостатком кислорода (гипоксией плода) во время беременности. Причины гипоксии плода заключаются:

  • в неблагоприятной экологической обстановке;
  • в соматических заболеваниях матери в период беременности или ранее;
  • во вредных привычках обоих родителей;
  • в наследственной предрасположенности.

Кроме того, к дизартрии речи у детей могут привести родовые травмы, инфекционные заболевания нервной системы в раннем детском возрасте с различными осложнениями, например, менингит.

Классификация дизартрии речи

В зависимости от того, какая часть мозговой структуры повреждена, дизартрию речи делят на несколько типов.

Бульбарная

Возникает из-за нарушений в работе бульбарной группы черепно-мозговых нервов (к ним относятся языкоглоточный, блуждающий и подъязычный). Для этой разновидности дизартрии характерна слабость и снижение тонуса артикуляционных мышц. Подобные нарушения приводят к невнятной, очень замедленной речи, минимальной мимике.

Подкорковая

Возникает в результате поражения подкорковых узлов головного мозга. Происходит изменение мышечного тонуса от нормального к повышенному. Особенности речи детей при дизартрии этой формы заключаются в нарушении ее темпа и ритма, неконтролируемых мимических движениях.

Мозжечковая

Развивается по причине поражения мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Для этой формы нарушения характерна отрывистая, рубленая речь без плавного перехода от одного слова к другому.

Корковая

Связана с поражением коры головного мозга, т. е. нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий головного мозга либо нижних постцентральных отделов доминантного полушария (левого – для правшей, правого – для левшей). Для этой разновидности дизартрии речи характерно хорошее произношение детьми отдельных звуков, но возникновение трудностей при использовании их в потоке речи.

Псевдобульбарная

Возникает в результате двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей, которые соединяют кору и ядра черепных нервов ствола головного мозга. Для псевдобульбарной дизартрии речи характерны сложности с ритмичными движениями, низкая подвижность мышц, отвечающих за артикуляцию, что выражается в проблемах с жеванием в раннем возрасте и невнятной речью – в более старшем.

Степени дизартрии речи

Специалисты говорят о нескольких степенях нарушений речи при дизартрии у детей:

  1. Первая, стертая степень, при которой дефекты речи практически незаметны для окружающих. Нарушения выявляет логопед. Они плохо поддаются коррекции, требуют длительной работы и приложения серьезных усилий. Дети с такими нарушениями в течение первых двух лет жизни обычно состоят на учете у невролога, большая часть симптомов компенсируется к 4-5 годам, но в дальнейшем могут проявиться устойчивые проблемы с произношением звуков.
  2. При второй степени дизартрии дефекты речи заметны окружающим, но понять ребенка при этом вполне возможно. Помимо нарушений звукопроизношения, для этой степени характерны СДВГ, расстройства эмоционально-волевой и поведенческой сфер, неуклюжесть и пр.
  3. Окружающим далеко не всегда понятна речь ребенка с дизартрией третьей степени. Помимо речевых проблем, у таких детей достаточно выражены нарушения психических функций, они испытывают сложности в эмоционально-волевой и поведенческой сферах, а также у них есть трудности с запоминанием, мышлением, удержанием внимания и т. п.
  4. На четвертой стадии дизартрии ребенок либо не говорит совсем, либо его речь не распознают даже близкие люди.

У детей с первой и второй степенями дизартрии мышление обычно сохранно. В этих случаях возможна полная коррекция звукопроизношения. Третья и четвертая степени практически не поддаются коррекции, поскольку их диагностируют как сопутствующий диагноз при грубых поражениях центральной нервной системы, к примеру, у детей с ДЦП (детским церебральным параличом).

Симптомы дизартрии речи

Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии обусловлены различными причинами, в частности, сбоями в работе органов, участвующих в формировании речи (дыхательных мышц, мышц губ, языка и мягкого неба, гортани и голосовых складок). В результате ребенок говорит невнятно и/или нечетко.

Дизартрия речи

Кроме того, при дизартрии наблюдается общее недоразвитие речи, вызванное недостаточным снабжением нервными окончаниями мускулов, отвечающих за артикуляцию. Симптомы различаются в зависимости от вида нарушения:

  • Спазм мышц вызывает напряжение губ, языка, лица и шеи. Характеризуется плотно сжатыми губами и ограниченностью движений при произношении звуков.
  • Гипотония мышц приводит к вялости языка, практически неподвижно лежащего на дне ротовой полости, неподвижности мягкого неба. Характеризуется полуоткрытым ртом, повышенным слюноотделением, гнусавым голосом.

Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии заключаются в неправильном выговаривании звуков. Твердые согласные смягчаются, при произношении шипящих и свистящих язык не выдвигается вперед, а сдвигается в бок, используются межзубные промежутки.

Поскольку речь ребенка нечленораздельна, он испытывает сложности с определением звуков на слух. Это препятствует формированию словарного запаса, грамматически правильному построению предложений. Чтобы справиться с проблемой до школы, важно приступить к коррекции звукопроизношения как можно раньше.

Диагностика дизартрии

Прежде чем диагностировать дизартрию речи у ребенка, важно ознакомиться с его медицинской картой, ранним периодом развития, а также заключениями:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопед изучает разные аспекты деятельности ребенка, включая состояние крупной и мелкой моторики, познавательной и двигательной функций органов зрения, слуха, осязания. Для проверки координации движений специалист может провести пальцевые пробы или попросить ребенка попрыгать на одной ноге. Врач оценивает общую осведомленность и ориентацию ребенка в пространстве, темп, ритм и силу звучания его голоса и т. п.

Затем специалист изучает состояние артикуляционного аппарата ребенка: проводит общий осмотр, проверяет способность удерживать одну позу, четко повторять серию различных поз, выявляет неврологические симптомы, такие как синкинезия (лишние схожие движения), гиперсаливация (повышенное слюноотделение).

Дизартрия речи

При анализе звукопроизношения специалист обращает внимание на место и способ голосообразования, место и силу речевого выдоха, фразовые интонации.

Оценивая речь ребенка в целом, логопед анализирует ее связанность, смысловую сторону, лексико-грамматический компонент.

Диагностикой речевых нарушений должен заниматься логопед, который сможет правильно поставить диагноз. Некоторые речевые нарушения имеют схожие симптомы, только специалист в состоянии отличить стертую форму дизартрии от полиморфной дислалии (сложной формы картавости) или тяжелую степень дизартрии от алалии, для которой характерно полное отсутствие речи или ее грубое недоразвитие.

Чтобы точно поставить диагноз, в ряде случаев требуется проведение МРТ (магнитно-резонансной томографии), ЭЭГ (электроэнцефалографии) и заключение невролога, в котором будут подробно описаны результаты проведенных исследований с указанием локализации пораженных участков мозга и анализом функционирования всех его структур.

Для правильной постановки диагноза также необходимо получить заключение отоларинголога и психотерапевта (о состоянии слуха и высших психических функций соответственно).

Лечение дизартрии

Восстановление речи при дизартрии у детей требует длительного лечения с приложением значительных усилий не только со стороны логопеда, но и со стороны ребенка и его родителей.

Дизартрия речи

Поскольку сама проблема носит как медицинский, так и педагогический характер, то подход к ее решению требуется комплексный. Для успешного развития речи при дизартрии, помимо логопеда, необходимо подключать других специалистов:

  • невролог оценивает общее состояние нервной системы ребенка;
  • отоларинголог проверяет слух, поскольку даже незначительные его нарушения ведут к проблемам с восприятием звуков и, как следствие, с их произношением;
  • офтальмолог оценивает зрение, так как проблемы в этой сфере мешают восприятию правильной артикуляции;
  • психотерапевт помогает в случае поведенческих нарушений, сложностей с эмоционально-волевой сферой.

Успешная коррекция речевых нарушений невозможна без совместных усилий логопеда, ребенка и родителей. Задержка речи при дизартрии и последующие дефекты звукопроизношения отличаются повышенной стойкостью, переучивание ребенка с неправильного варианта произношения на правильный порой занимает много времени.

Если мама и папа не будут тщательно выполнять предписания специалиста, ответственно относиться к занятиям, достичь нужного результата не получится. На коррекцию одного звука в отдельных случаях может потребоваться около полугода.

Для коррекции нарушений произносительной речи при дизартрии у детей важны регулярное (по несколько раз в день ежедневно) выполнение артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, логопедический массаж, упражнения на развитие мелкой моторики.

При тяжелой форме дизартрии дошкольникам рекомендованы специализированные группы/детские сады, школьникам – классы/школы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

При выявлении иных нарушений в работе ЦНС, помимо дизартрии речи, специалист (невролог или психиатр) может назначить медикаментозное лечение.

Возможные осложнения

Запущенная дизартрия приводит к различным осложнениям: поскольку ребенок нечетко произносит звуки, он не в состоянии их правильно воспринимать. Это приводит к смешению звуков в речи и, как следствие, ряду проблем:

  • Во-первых, у школьников возникают сложности с письмом, поскольку они не могут дифференцировать некоторые звуки в словах (к примеру, при дизартрии речи сложно различить звуки [с] или [ш], [л] или [в]), следовательно, ребенок не понимает, какую букву необходимо написать. А это сказывается на его успеваемости.
  • Во-вторых, возникают сложности с социализацией, а также в общении с взрослыми. Ребенок чувствует себя неуверенно, стесняется задавать вопросы.
  • В-третьих, возможны проблемы в общении со сверстниками, насмешки из-за неправильного произношения могут породить у ребенка комплексы, привести к неуспешности в своей среде.

Дизартрия речи

То есть дизартрия речи способна стать причиной негативного отношения к ребенку как со стороны педагогов, так и одноклассников, что в дальнейшем может привести к сложностям в личной и профессиональной жизни.

Часто задаваемые вопросы о дизартрии речи

Отвечаем на частые вопросы.

Что можно делать для профилактики дизартрии речи?

Дизартрия зачастую сопровождается неречевыми проблемами, в целях профилактики которых с 3-4-летнего возраста рекомендуется посещение кружков раннего развития либо занятия дома.

Активировать зрительный и тактильный анализаторы, мелкую моторику помогут лепка и рисование, слуховой – занятия музыкой. Благодаря последней ребенок учится узнавать и оценивать гармонию звуков музыки, а также речевые звуки, что облегчает складывание их в слоги и слова.

Чувство ритма, пространственная ориентация, координация движений развиваются за счет логоритмических занятий или танцев для малышей, физических упражнений для детей более старшего возраста.

Еще одним положительным моментом перечисленных уроков является их общеукрепляющее воздействие на нервную систему ребенка в целом, они способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, внимания и усидчивости. Поэтому справиться с вероятными речевыми проблемами удастся намного быстрее и проще.

Какие возможны прогнозы для детей с первой и второй стадиями дизартрии речи?

Дизартрия речи первой и второй степени успешно корректируется при раннем обнаружении проблемы и занятиях с логопедом и неврологом. Очень важно, чтобы ребенок и родители строго выполняли все задания специалистов, не допуская при этом переутомления.

Больше пользы принесут короткие, по 5–7 минут, занятия 3-4 раза в день, во время которых упор будет делаться на качество выполнения рекомендаций логопеда. Восстановление речи требует терпения и времени: чем больше звуков нарушено, тем дольше их придется исправлять. При таком подходе можно добиться полной коррекции речи (нормального звукопроизношения, четкой дикции).

Какие возможны прогнозы для детей с третьей и четвертой стадиями дизартрии речи?

На третьей и четвертой стадиях дизартрии, сопровождающихся другими нарушениями в работе ЦНС, добиться абсолютной нормы не получится, однако можно улучшить речь ребенка настолько, чтобы его понимали окружающие. Это поможет избежать серьезных психологических комплексов и других проблем в общении.

Как и в предыдущих случаях, успех зависит от ответственного подхода к заданиям специалистов, качественного выполнения упражнений. Родителям важно поддерживать ребенка, мотивировать его на занятия, верить в него, не допускать халатного отношения, а также переутомления.

Успех зависит как от профессиональных навыков логопеда, так и от индивидуальных особенностей ребенка и ответственного подхода родителей к коррекции дизартрии речи. Пропуски занятий, нерегулярное выполнение артикуляционной гимнастики, игнорирование заданий специалиста приведет лишь к потраченным впустую времени и деньгам.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw