
Фонематический слух как основа правильной речи

Сохранить статью:
Что это? Фонематический слух – умение правильно соотносить звуки с предметами или словами. Развивается с рождения и до семи лет, способствует формированию письменной и устной речи.
Почему важно уделять этому внимание? Чтобы ребенок успевал в школе, мог правильно высказываться и писать, нужно как можно раньше начинать тренировать его фонематический слух. Эта работа ведется в детских садах, но немаловажно закреплять результат дома.
- Понятие фонематического слуха
- Формирование фонематического слуха
- Признаки нарушения фонематического слуха
- Причины нарушения фонематического слуха
- Развитие фонематического слуха как приоритетное направление в ДОУ
- 6 этапов развития фонематического слуха
- Часто задаваемые вопросы о фонематическом слухе

Понятие фонематического слуха
Фонематическим (речевым) слухом называют способность человека выделять звуки в речи и воспроизводить их.
Без развитого фонематического слуха становится недоступным речевое общение. Он является частью языкового чутья, поэтому связан с приемом, оценкой чужой речи, позволяет человеку следить за тем, что он произносит, и говорить грамотно.
На первых этапах формирования фонематического слуха ребенок просто слушает других людей, а потом проговаривает слова сам.

Благодаря развитому фонематическому слуху человек:
- верно воспроизводит звуки;
- четко артикулирует;
- способен управлять своим голосом, то есть менять громкость, скорость произнесения, говорить ритмично или плавно;
- формирует словарный запас, осваивает грамматику языка;
- может писать и читать.
От фонематического слуха зависит звуковая сторона речи. При исправлении произношения работа только над артикуляцией дает минимальный эффект, который со временем пропадает. Добиться желаемого результата возможно лишь за счет опережающего формирования фонематического восприятия.
Формирование фонематического слуха
В процессе развития фонематического слуха ребенок проходит следующие этапы:
- Первый год жизни. При нормальном развитии уже после двух недель жизни малыш реагирует на резкие звуки. Достигая двухмесячного возраста, он способен прислушиваться к более тихим шумам. К трем месяцам ему не составляет труда понять, откуда звук исходит, отреагировав улыбкой, оживлением. В это время дети начинают получать удовольствие от музыки. Еще через месяц ребенок учится подражать звукам, а к полугоду реагирует на собственное имя. Ближе к году крохи способны различать слова, которые слышат чаще всего.
- Второй год жизни. Продолжается активное развитие фонематического слуха дошкольника, хотя ребенку пока далеко до взрослой речи. Зато он уже без труда различает все фонемы родного языка. Ближе к трехлетнему возрасту дети могут заметить неточности в разговоре взрослого. Правда, они пока не способны отслеживать, насколько правильно говорят сами.
- Третий год жизни. Теперь ребенок замечает свои ошибки, что позволяет ему научиться правильно произносить звуки.
- Четвертый год жизни. Заметно, как совершенствуется фонематический слух в 4 года, он приобретает большую дифференцированность. Ребенок на слух отличает похожие фонемы, в том числе в своей речи. Это требуется, чтобы потом выработать навыки звукового анализа и синтеза.
- Пятый и шестой год жизни. Развитие фонематического слуха в 5 лет предполагает появление способностей к звуковому анализу, то есть дети уже понимают, в каком порядке присутствуют звуки в слове и сколько их. Навыки анализа и синтеза позволяют научиться читать, писать.
Признаки нарушения фонематического слуха
В худшем случае, когда присутствуют затруднения со слухоречевым восприятием, наблюдается слуховая речевая агнозия. Если нарушен фонематический слух, формируется ФФНР, то есть фонетико-фонематическое нарушение речи. В дошкольном возрасте данная проблема имеет следующие признаки:
- Неверно произносятся отдельные звуки, при этом отсутствуют артикуляционные дефекты. Тогда звонкие согласные меняются на глухие либо похожие, присутствует много шипящих, свистящих. Так, слово «квадрат» будет произноситься как «кладрат».
- Согласные и гласные могут меняться местами, выпадать из слов. Например, ребенок говорит не «машина», а «маниша», «мшина». Или слово «поворот» звучит как «поровот».
- Мягкие согласные заменяют твердые и наоборот. Допустим, «карандаш» произносится как «каряндаш», а «пю» вместо «пью».
- В речи выпадают отдельные слова, а в словах – слоги.

При проблемах с фонематическим слухом у младших школьников и детей любого возраста есть риск развития дислалии. Иными словами, появляются трудности со звукопроизношением, не связанные со слухом и иннервацией артикуляционного аппарата.
У школьников могут наблюдаться следующие признаки фонетико-фонематического нарушения речи:
- фонологическое письмо, при котором ребенок как слышит, так и пишет;
- добавление или опущение мягких знаков: «медведь» превращается в «медвед», а «ранка» – «ранька», пр.;
- пропуски слов в предложениях, слогов в словах – чаще всего отсутствуют предлоги, частицы: «Я еду машине»;
- грамматические ошибки в письменной речи, при которых опускаются безударные гласные, удваиваются согласные, допускаются неточности при использовании разделительного мягкого знака – все это принято называть акустической дисграфией;
- неумение определить правильное ударение в слове, так как для ребенка нет разницы между ударными и остальными звуками.
Причины нарушения фонематического слуха
В головном мозге за фонематический слух отвечает левое полушарие. Вот почему от его состояния зависят речевые навыки ребенка. При нарушениях медицинское обследование обычно выявляет:
- Недостаточное кровоснабжение мозга, вызванное повышенным внутричерепным давлением, венозным застоем, расширенными мозговыми желудочками – чаще всего проявляется с левой стороны.
- Нарушение проведения слухового импульса до коры. В большинстве случае наблюдается при проведении звука от правого уха в левое полушарие и определяется посредством обследования методом вызванных потенциалов. Это не считается грубым расстройством слуха, а в справке ЛОР укажет, что все в норме. Проблема дает о себе знать при восприятии речи, звучащей на определенных частотах.
- Изменение электрогенеза у левого виска – обычно выявляется посредством ЭЭГ. Однако данная особенность может и отсутствовать.

В целом, расстройство фонематического слуха относится к неврологическим и нейрофизиологическим нарушениям. Оно связано с проблемами, которые возникали при вынашивании ребенка и появлении его на свет. Данному изменению часто сопутствуют гиперактивность, проблемы с поведением, питанием и эмоционально-волевой сферой.
Развитие фонематического слуха как приоритетное направление в ДОУ
Общая система обучения родному языку в ДОУ призвана сформировать у ребенка правильную с точки зрения грамматики, а также фонетически четкую речь с богатым словарным запасом. Эта же задача должна решаться в семьях.
В идеале – ребенок должен быть подготовлен к школе. А именно: необходимо сформировать основу для последующего обучения грамоте при помощи последовательного развития фонематического слуха и восприятия. Соответствующие упражнения специалисты-логопеды дают во время занятий. Отдельные приемы могут применяться на уроках, призванных сформировать лексико-грамматический строй, развить у детей связную речь. Некоторые специальные игры применяются воспитателями, включаются в занятия музыкой в детском саду.
Последовательное развитие фонематического слуха позволяет детям дошкольного возраста различать звуки, похожие между собой по акустическим и артикуляторным признакам. Ребятам значительно легче понимать, какие слова имеют окончания, приставки, замечать общие суффиксы, предлоги в предложении. Все эти способности незаменимы во время обучения чтению и письму. Еще одним немаловажным достижением становится улучшение произвольной саморегуляции, а также запускаются процессы, связанные с коммуникацией.
Педагоги ДОУ закладывают необходимые знания, прививают умения, развивают способности, без которых малышам будет сложно учиться в школе. К ключевым характеристикам будущего школьника относится развитый фонематический слух, поскольку он считается базой для приобретения орфоэпических и орфографических навыков.
Чтобы добиться необходимого эффекта, педагог должен:
- Помнить про возрастные и психологические особенности ребят.
- Продумывать и подбирать наиболее продуктивные способы обучения, обеспечивать доступность учебного материала для всех детей.
- Избегать тишины при отработке звуков – малыши должны тренироваться произносить их, в том числе шепотом, и слушать.
6 этапов развития фонематического слуха
В процессе формирования фонематического восприятия ребенок проходит стадии, во время которых должен:
Узнавать, различать неречевые звуки
На данном этапе формируется основа для развития фонематического слуха и реализуется при помощи ряда игр:
- «Угадай, что звучало». Детям включают плеск воды, шелест бумаги, звон ложек, скрип двери и другие звуки из повседневной жизни. После чего они закрывают глазки и угадывают, какой звук слышат.
- «Жмурки». Данная активность тоже предполагает, что ребенку закрывают глаза. Далее его задача – двигаться по направлению к звуку. В качестве источника шума можно использовать колокольчик, бубен, свисток.
- «Похлопаем». Детям нужно повторить ритм, создаваемый взрослым из хлопков. Допустим, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. Есть также более сложный вариант, когда ребенок проделывает то же самое, но с закрытыми глазами.

Отличать высоту, силу, тембр голоса, прослушивая одинаковые звуки, слова, фразы
Для развития фонематического слуха могут использоваться такие задания:
- «Узнай свой голос». Для этой игры взрослый записывает голос ребенка и голоса хорошо знакомых ему людей. Малыш должен отгадать, чью речь он слышит.
- «Три медведя». В данном случае ребенок пытается понять, кого из трех персонажей озвучивает взрослый. Либо задача может быть «со звездочкой», тогда уже он сам говорит за каждого героя, варьируя звучание своего голоса.
Различать слова, имеющие схожий звуковой состав
Для достижения данного эффекта рекомендуется использовать такие игры:
- «Слушай и выбирай». Ребенку демонстрируют карточки с нарисованными предметами, для обозначения которых используются близкие по звучанию слова. Допустим, это могут быть ком, сом, лом, дом, пр. Взрослый называет один из предметов, тогда как задача малыша – выбрать подходящую карточку.
- «Верно – неверно». Ребенку показывают картинки, при этом взрослый называет предмет. Хитрость в том, чтобы неправильно произносить первый звук: форота, корота, ворота, морота, пр. Когда слово звучит верно, малыш хлопает в ладоши.
Выделять отдельные слоги
Как развивать фонематический слух на данном этапе? Тут полезны следующие игры:
- «Хлопки». Ребенку рассказывают, что слова бывают короткими и длинными. После чего взрослый их проговаривает по слогам, а потом произносит их вместе с малышом: «па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на». При этом важно хлопками в ладоши отделять слоги. Можно усложнить задачу, позволив ему самому прохлопывать число слогов.
- «Что лишнее?». Взрослый проговаривает ряды одинаковых слогов, среди которых попадается один неподходящий: «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа». Услышав ошибку, ребенок хлопает в ладоши.
Отличать фоны
Данный этап развития фонематического слуха начинается с дифференциации гласных. Взрослый объясняет, что слова состоят из звуков, после чего начинается игра с их использованием. Для нее понадобятся карточки с рисунками в виде поезда, девочки, птички, пр. Каждая картинка описывается по такому принципу: «Поезд гудит ууу, девочка плачет ааа, птичка поет иии». Когда все изображения разобраны, педагог или родитель произносит долгий звук, а малыш показывает подходящее изображение.
Либо может использоваться другая игра:
- «Подними руку». Взрослый задает определенную фонему, после чего произносит ряды звуков. Ребенок должен определить ее в общем потоке и дать об этом знать, подняв руку. Например: «Какой звук чаще слышим? У Сени и у Сани в сетях сом с усами».
Приобретать навыки элементарного звукового анализа
Проводя занятия для развития фонематического слуха, стоит задействовать несколько игр:
- «Сколько звуков». Дети слышат один, два или три фонемы и должны назвать их количество.
- «Отгадай слово». Глядя на фразы с недостающим звуком, необходимо понять, какая фонема потеряна. Так, увидев «сто…», «…ампа», «скака…ка», ребенок скажет, что не хватает звука «л».
Несмотря на простоту, это действительно важные упражнения, которым нужно посвящать достаточно времени. Необходимо сделать так, чтобы занятия были интересны малышу, увлекали его.
Часто задаваемые вопросы о фонематическом слухе
В каком возрасте рекомендуется заниматься формированием фонематического слуха у детей?
Согласно мнению психологов, сензитивный возраст, в котором лучше всего развивается фонематический слух, а ребенок наиболее чувствителен к соответствующему влиянию, приходится на 4-5 лет.
С какими сложностями сталкиваются дети при недостаточном уровне развития фонематического слуха?
Обычно встречается смазанность, невыразительность речи, отсутствие четкости. Ребятам сложно сохранять слоговую и звуковую структуру слова, у них теряются окончания, а без пояснений порой непонятно, что малыш имел в виду. Родители часто обращаются к логопеду, если сын или дочь плохо говорит, опускает шипящие, произносит слова нечетко, пропускает звуки или слоги, заменяет их другими. Можно подумать, что у перечисленных проблем мало общего. На самом же деле, они связаны с фонематическим слухом.
Почему для развития фонематического слуха предпочтительнее формат игры?
Таким образом обучение проходит весело, с удовольствием, детей не нужно заставлять заниматься. Играя, удается сформировать фонематическое восприятие и организовать деятельность ребенка. Он получает знания, развивается его мыслительная деятельность, внимание, происходит активная стимуляция речи.
Подобный подход позволяет при помощи работы с фонематическим слухом привить будущим школьникам интерес к урокам русского языка. Не менее важно, что игру легко менять при необходимости, использовать лишь некоторые ее составляющие. Также можно обновлять речевой материал и вносить дидактический материал в зависимости от уровня развития малыша.

С рождения человек окружен звуками, которые воспринимает по-разному. Это голоса родных, музыка, природный и городской шум. Речевые фонемы, составляющие слова, позволяют общаться с людьми, сообщать что-либо, побуждать к действиям.
Язык имеет материальную звуковую природу, поэтому может использоваться для коммуникации. Когда не усвоена данная система речи, речь остается недоступной, как и общение с окружающими. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку в дальнейшем обучиться чтению, письму, а потом изучать иностранные диалекты.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: