Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Педагогический портал
«Солнечный свет»
Зарегистрируйтесь на онлайн-вебинар детского невролога-эпилептолога Ольги Кельн
"Задержка речевого развития ребёнка"
Зарегистрируйтесь на онлайн-вебинар детского невролога-эпилептолога Ольги Кельн "Задержка речевого развития ребёнка"
8 декабря в 17:00 мск
Узнать подробнее Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Инклюзивное образование в школе
Главная > Блог > Инклюзивное образование в школе
20.10.2022
1131
Время чтения: 16 минут

Инклюзивное образование в школе

Каковы особенности? Инклюзивное образование призвано обеспечить доступ к получению определенных знаний и навыков абсолютно всем обучающимся независимо от индивидуальных возможностей детей.

В чем преимущества? Такой подход сегодня тем более востребован, так как из-за неблагоприятной экологической обстановки в мире и следующего за ней разрушения генетического фонда рождается все больше детей с теми или иными особенностями развитии.

Понятие инклюзивности

В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.

В большинстве случаев речь идет о проблемах со здоровьем, мешающих нормальной жизнедеятельности: инвалидности, особенностях физического или умственного развития.

В последние годы все чаще звучат предложения понимать под инклюзивностью не только создание условий для полноценного участия в общественных процессах лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и вопросы интеграции в активную социальную деятельность других групп населения. Это может быть устранение существующих препятствий для трудоустройства женщин или представителей отдельных национальностей.

Инклюзивный подход к организации общества предполагает равный доступ всех его членов ко всем благам, включая возможность для групп людей с ограничениями работать, отдыхать, перемещаться по миру наравне со всеми.

Инклюзивность направлена на изменение отношения общества к тем, кто в силу различных обстоятельств лишен возможности вести полноценную жизнь без создания для этого особых условий. Инвалиды, люди с отставаниями в развитии не должны восприниматься социумом как проблема.

Понятие инклюзивности

Напротив, общество осознает, что необходимо адаптироваться под потребности всех его членов с помощью изменения городской среды, дополнительного оснащения жилых зданий, различных учреждений, общественного транспорта, объектов бизнеса, культуры и спорта. Обычные образовательные организации всех уровней должны быть доступны для детей с особенностями развития, чтобы обеспечить все условия для их обучения в среде сверстников, не имеющих подобных проблем.

Суть инклюзивного образования

Необходимость гарантировать доступ к получению знаний и профессиональных навыков каждому человеку невзирая на его физические или ментальные особенности признана на международном уровне. Многие страны активно продвигают идею трансформации системы специального образования, организуя обучение детей с ограниченными возможностями в обычных школах.

На Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проведенной в Испании в июне 1994 года при поддержке ЮНЕСКО, была представлена инновационная образовательная концепция по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам конференции была принята Саламанкская декларация о принципах инклюзивного обучения, главный из которых – создание условий для развития уникальных способностей каждого ребенка.

Как стать on-line репетитором
и получать дополнительный доход до 100 000 рублей в месяц
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать online репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное - правильно организовать учебный процесс. Чек-лист поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере online образовании.
Как стать онлайн-репетитором
Получить чек-лист бесплатно
PDF 2.8 MB
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Основы инклюзивного образования детей предполагает такую организацию учебного процесса, при которой каждому обучающемуся независимо от его физических, психических, языковых, этнических и других индивидуальных особенностей гарантируется доступ к знаниям. При этом дети участвуют в общем образовательном процессе наравне со сверстниками, в обычных школах, где для них создаются необходимые условия с учетом персональных потребностей.

Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.

Правовую основу развития инклюзивности в образовательной системе составляют несколько международных актов: Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные в 1993 году на 48 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В российском законодательстве деятельность по развитию инклюзивного образования регламентирована Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, в статье 5 которого упоминается организация инклюзивного образования в качестве одной из мер обеспечения получения знаний лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Методы и формы инклюзивного образования подбираются в зависимости от индивидуальных потребностей обучающихся. Педагог исходит из уровня развития ребенка, его способностей и готовности воспринимать информацию на определенном уровне.

Важность инклюзивного образования

Количество проживающих в России детей с особенностями физического и ментального развития на 2022 год составляет более 700 тысяч. Закон об образовании гарантирует каждому из них доступ к получению знаний, умений и навыков невзирая на имеющиеся отклонения от нормы. В настоящее время многие учатся наравне со сверстниками в обычных организациях благодаря созданию соответствующих условий.

Важность инклюзии состоит в предоставлении возможности инвалидам находиться среди обычных детей, не обремененных аналогичными проблемами со здоровьем. В этом заключается главное отличие инклюзивности от широко применявшегося ранее надомного обучения, когда ребенок был лишен общения со сверстниками, не мог участвовать в жизни школы.

Важность инклюзивного образования

Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.

Для детей с ОВЗ инклюзивное образование – возможность не отрываться от семьи, находиться рядом со своими близкими, а не в специальном интернате, который может располагаться в десятках и сотнях километров от родного дома. Обучение в обычной школе позволяет им сохранять родственные связи, жить в семье, ощущать постоянную поддержку близких.

Преимущества и недостатки инклюзивного образования

Главным плюсом внедрения принципа инклюзивности при обучении детей с ОВЗ можно назвать формирование толерантного общества, где каждый с пониманием и уважением относится к индивидуальным особенностям и потребностям остальных членов социума. Школьники приучаются воспринимать людей с особенностями развития как полноправных граждан, имеющих такие же права на образование, трудоустройство, физическое и интеллектуальное развитие, как и люди без проблем со здоровьем.

К другим преимуществам инклюзивного образования детей с ОВЗ относятся:

  • Расширенные возможности адаптации к обществу по сравнению с инвалидами, которые получают знания в специальных образовательных учреждениях и лишены общения со сверстниками.
  • Более качественное образование, чем в сегрегационных организациях. В обычной школе ребенок с ОВЗ осваивает стандартные учебные программы, при том что в специальном учреждении применяются упрощенные варианты. При таком подходе учащиеся-инклюзивники достигают лучших академических результатов, чем те, кто проходит обучение в закрытых школах.

Преимущества и недостатки инклюзивного образования

  • Взаимоотношения между одноклассниками крепче в образовательных организациях, применяющих инклюзивную систему. Дети с ОВЗ не зациклены на своей проблеме, поскольку находятся рядом со здоровыми сверстниками. Ученики без особенностей развития доброжелательны к инвалидам, потому что у них есть возможность при длительном общении оценить их человеческие качества, интеллектуальные способности и таланты.
  • Инклюзивный подход благоприятен для учащихся, поскольку педагоги задействуют инновационные образовательные технологии, повышающие уровень знаний.
  • Здоровые дети и их родители начинают лучше понимать, с какими трудностями сталкиваются семьи, в которых есть ребенок с ОВЗ. Погружение в проблему стимулирует в формирование неравнодушной позиции, когда все усилия направлены на оказание необходимой помощи и моральной поддержки.

Преимущества и недостатки инклюзивного образования

Выделяют два типа недостатков инклюзивного образования.

Объективные:

  • Содержание программ для обучения.

Дети с индивидуальными особенностями развития требуют специального подхода. Для успешного усвоения знаний необходимо сформировать у них навыки, обеспечивающие интеграцию в общество. Образовательные программы должны предусматривать специфику работы с такими детьми и в то же время не затрагивать их здоровых сверстников, которые не нуждаются в специальных навыках.

  • Повышенные требования к педагогам.

Учреждения, внедряющие инклюзивные методы, сталкиваются с проблемой нехватки подготовленных кадров. Учителя не обучались работе с особенными детьми в процессе получения профессионального образования и не могут приобрести соответствующие знания в ходе переподготовки, поскольку действующая система пока не перестроилась на массовое обучение детей с ОВЗ наравне с их обычными сверстниками.

Чтобы гарантировать качественные знания всем обучающимся в классе, где есть дети с несколькими типами отклонений, педагог должен обладать высоким уровнем профессионализма и пониманием специфики состояний каждого из воспитанников с особыми потребностями.

  • Дополнительное финансирование.

Организация инклюзивного образования предполагает создание соответствующих условий для комфортного пребывания в стенах школы учеников с различными физическими и ментальными проблемами. Оборудование помещений требует немалых денежных расходов.

  • Выделение добавочных мест при перегруженности учебных заведений.

Многие регионы отмечают нехватку свободных мест для учеников и не готовы принимать детей с ОВЗ, так как для этого нужны особые условия. К ним относятся специальные приспособления, наличие тьютора и другие проблемы, к самостоятельному решению которых образовательные заведения не готовы.

Отсутствие налаженного взаимодействия между структурами разных уровней.

  • Инклюзивное обучение предполагает сотрудничество между школами, профильными региональными департаментами, министерствами и ведомствами.

Субъективные:

  1. Родители учащихся с ОВЗ опасаются предвзятого отношения со стороны здоровых одноклассников и не готовы подвергать своих детей возможным нападкам и насмешкам.
  2. Семьи, в которых растут инвалиды, зачастую болезненно реагируют на то, что ровесники их детей не имеют проблем в развитии и не испытывают сложностей с обучением.
  3. В обычной школе учащиеся с ОВЗ не будут обеспечены реабилитационными и другими подобными услугами, как в специальном интернате.
  4. Дети с особенностями развития не смогут полноценно влиться в коллектив сверстников.
  5. Родители здоровых учащихся нередко проявляют косность и консерватизм взглядов, выступая против совместного обучения своих детей и инвалидов.

Принципы инклюзивного образования

Совместное обучение обычных школьников и имеющих особенности развития возможно только при соблюдении базовых условий выстраивания образовательного процесса. За время развития и внедрения идеи в жизнь сформировались восемь принципов инклюзии, на которые следует опираться всем причастным к решению этой задачи.

Первый принцип утверждает равные права всех людей на уважение к их достоинству и на всестороннее развитие. Доступ к получению знаний и навыков не зависит от врожденных способностей или недостатков. Каждый может рассчитывать на образование, даже если для этого требуются определенные усилия.

Принципы инклюзивного образования

Ценность ребенка определяется не его успехами в каком-либо направлении, а самим фактом его существования.

Второй принцип декларирует право каждого человека на собственные мысли и чувства, то есть на ощущение себя самодостаточной личностью.

Безоговорочное право на общение, на возможность находить понимание у других людей и делиться с ними своими мыслями, надеждами, страхами – третий принцип инклюзии. Никто не должен быть изолирован от общества только потому, что он имеет физические или ментальные отклонения от нормы.

Благодаря системе инклюзивного образования снимается проблема слабой социализации детей с ОВЗ. Находясь в постоянном контакте с людьми, не будучи ограничены узким кругом семьи, они быстрее вливаются в общество, постигают правила успешной коммуникации с окружающими.

Четвертый принцип декларирует взаимную потребность людей в общении, налаживании тесных связей друг с другом и с социумом в целом. Для нормального воспитания и взросления ребенку с ОВЗ, как и всем остальным детям, необходимо быть в постоянном контакте со сверстниками. Это позволяет им разобраться в том, как устроено общество, моделью которого является любой детский коллектив.

Опыт учебных заведений, внедряющих инклюзию, показывает, что обучение особенных детей будет успешным, если максимально приблизить образовательную среду к реальной жизни. Это пятый принцип, согласно которому знания необходимо преподносить в контексте взаимоотношений между людьми, чтобы не допускать отстраненности детей с ОВЗ от общества.

Шестой принцип базируется на законах психологии и утверждает, что для любого человека нормально испытывать потребность в поддержке других членов общества, в первую очередь ровесников. Для ребенка важно быть принятым и понятым в своей возрастной среде, и одна из целей инклюзивного образования – создать для этого подходящие условия.

Седьмой принцип гласит, что для успешного усвоения знаний и закрепления навыков необходимо прыгать выше головы, то есть делать то, что требует значительных усилий. Развитие возможно при условии постоянного усложнения заданий, преодоления трудностей. В специальных учреждениях для детей с ОВЗ чаще всего наблюдается обратная картина: требования смягчаются, делается скидка на особенное состояние, что негативно сказывается на подготовке воспитанников к реалиям жизни.

Принципы инклюзивного образования

Восьмой принцип пропагандирует пользу инклюзивного образования не только для детей с особенностями, но и для общества в целом. Сверстники, их родители, педагоги, иные участники процесса обучения начинают по-другому смотреть на вопросы инвалидности, проявляют больше понимания, терпимости, дружелюбия по отношению к людям с физическими и психическим недостатками.

Виды инклюзивного образования

Дети с нарушениями в развитии условно разделены на восемь групп.

  • Глухота. Ребенок, который не слышит с рождения или раннего возраста, нуждается в специальном обучении с акцентом на использование сурдо- и акустической аппаратуры, благодаря которой он сможет в определенной степени освоить речевой навык. Образовательная программа для детей с полным отсутствием слуха включает такие направления, как коррекция произношения, развитие причинно-следственных связей, социально-бытовое ориентирование.
  • Слабослышание или поздние проблемы со слухом. У таких детей присутствует самостоятельная речь в остаточном виде. Педагогам предстоит развить у них навык понимать чужую речь по губам, зрительно воспринимать информацию, научить читать и общаться с окружающими.
  • Слабовидение или полное отсутствие зрения, а также дети с амблиопией и косоглазием.
  • Дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Обучение ведется с применением тифлооборудования и специальных дидактических материалов, благодаря которым облегчается усвоение новой информации.

Работа с детьми 3 и 4 группы направлена на активацию других анализаторов взамен утраченного зрения. Особого внимания требует речь, поскольку незрячие испытывают проблемы с вербальным выражением мыслей.

  • Проблемы в произношении, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и немота. Необходимо корректировать речевой развитие, а также компенсировать имеющийся недостаток в процессе музыкальных занятий, ритмики, гимнастики, мелкой моторики.
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата. В работе с такими детьми акцент делается на восстановлении двигательных функций и коррекции вторичных дефектов. Обучение совмещается с посильной трудовой деятельностью, это придает воспитанникам уверенность и ощущение собственной значимости.
  • Задержка психического развития. На фоне низкой степени познавательных процессов педагогам необходимо развивать навыки получения и усвоения знаний, словесно-логическое мышление.
  • Умственная отсталость. Таких детей можно научить считать, читать и писать, но в основном развивают трудовые навыки, благодаря которым ребенок сможет интегрироваться в социум.

Обучение практически по всем восьми видам продолжается 12 лет.

Организационные формы школьного инклюзивного образования

  • Классы инклюзивного обучения.

Открываются в общеобразовательных школах, чтобы ребенок с ОВЗ находился среди здоровых детей с целью социальной адаптации. Педагоги, работающие в таких классах, должны учитывать особенности развития ученика-инвалида и в то же время не делать акцент на его состоянии.

Классы инклюзивного обучения

Для открытия инклюзивного класса образовательное учреждение предварительно создает условия для комфортного пребывания детей с ОВЗ в помещениях школы. Проводится дополнительное оснащение входных групп, лестниц, санузлов, учебных кабинетов.

  • Диагностические классы.

Они могут открываться в специальных (коррекционных) образовательных организациях для определения текущего уровня развития ребенка, выстраивания дальнейшего плана обучения с учетом особенностей его физического и психического состояния. В диагностический класс набирают детей от 6,5 до 8 лет, не посещавших дошкольные учреждения, по рекомендации ПМПК и с согласия их родителей или других законных представителей.

  • Сопровождение и поддержка ребенка с ОВЗ тьютором.

Для безболезненного погружения особенных детей в образовательную среду используются услуги тьютора – сопровождающего лица, на которого возлагаются обязанности по координации деятельности родителей, учителей, психологов, социальных педагогов, врачей.

На практике реализация инклюзивного образования осуществляется и в других формах. Например, ребенок с особыми потребностями может посещать отдельные занятия или принимать участие только во внеурочных мероприятиях. В каждом конкретном случае подбирается вариант инклюзии, максимально соответствующий физическому и психологическому состоянию ученика-инвалида, его уровню развития, способностям и желанию общаться со сверстниками.

Педагогические приемы и методы инклюзивного образования

  • Совместное групповое обучение. Каждому участнику отводится своя роль, и успех образовательной деятельности зависит от выполнения всеми членами группы возложенных на них функций. Учитель организует взаимодействие между подопечными, следит за тем, чтобы ребенок с ОВЗ принимал активное участие в процессе получения знаний.
  • Взаимное обучение. Под контролем педагога здоровый ученик передает свои умения особенному однокласснику. Такой прием доказал свою эффективность, поскольку дети с ОВЗ доверяют сверстникам и охотно перенимают от них знания и навыки. Взаимное обучение подходит для многих предметов школьной программы.
  • Игровые методы. Обширный набор приемов, включающий вариант для всех возрастных групп и условий обучения.

методы инклюзивного образования

Игра – наиболее понятный ребенку вид деятельности, поэтому логично использовать ее для повышения эффективности образовательной деятельности. Игровые формы обучения помогают объединять детей, мотивировать их на достижение поставленной цели, воспитывают командный дух и взаимовыручку.

Информационно-коммуникационные технологии занимают в современном образовательном процессе одно из ведущих мест. Учитель может использовать проектор для демонстрации слайдов с размещенными на них репродукциями, текстами, формулами и так далее. Подключая голосовое или музыкальное сопровождение, педагог задействует все виды памяти учащихся.

Для проверки знаний задействуются компьютерные тесты, викторины и другие формы в зависимости от возраста и уровня развития школьников.

Правила работы с детьми ОВЗ

В первую очередь педагог, работающий в инклюзивном классе, должен заботиться о психологическом комфорте всех учащихся, как имеющих особенности развития, так и здоровых. Для успешной адаптации детей с ОВЗ рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • Не подгонять ребенка, разрешать ему выполнять задания в удобном темпе. Если все время делать акцент на то, что он медленно работает и задерживает остальных, можно добиться противоположного результата: ученик потеряет интерес к процессу получения знаний, его самооценка снизится. При определении объема и количества заданий педагог должен исходить из индивидуальных особенностей ученика с ОВЗ. Наращивание стоит проводить постепенно, предоставляя ему возможность войти в общий темп работы класса.
  • Виды деятельности необходимо постоянно менять, это полезно для снятия напряжения и переключения внимания всех учащихся, в первую очередь для имеющих особенности развития.
  • Одной из особенностей инклюзивного образования является готовность учителя войти в положение подопечных с физическими проблемами. Им разрешается при желании сменить позу, постоять, на время перестать выполнять задания.

Правила работы с детьми ОВЗ

  • Многие дети с ОВЗ проговаривают свои действия вслух, так им проще контролировать рабочий процесс. Задача педагога – научить ребенка делать это очень тихо или беззвучно, одними губами.
  • Обучение будет успешным, если не принуждать детей к получению знаний, а формировать у них потребность в познавательной деятельности, создавать ситуации, в которых ребенок сам захочет разобраться в теме.
  • Учебный процесс должен доставлять удовольствие. Для этого учащимся предлагаются задания, с которыми они в силах справиться, не теряя интереса. Слишком сложные или требующие постоянной концентрации могут стать причиной соматических или психологических проблем.

Факторы, необходимые для включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс

Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Служба сопровождения

Учитель не может досконально разбираться в особенностях состояния всех своих учеников с ОВЗ. Ему нужна помощь специалистов, чтобы адаптировать методику преподавания и дидактические материалы в соответствии с потребностями таких детей.

В службу сопровождения входят психологи, логопеды, социальные педагоги, тьюторы и другие специалисты. Их задача – предоставить педагогу максимум информации для продуктивного общения с ребенком-инвалидом.

Служба сопровождения

Даже если в школе есть штатный психолог и социальный педагог, это не гарантирует их глубокое погружение в тему инклюзивного образования. Возможно, им понадобится приобрести необходимые знания на курсах переподготовки, прежде чем они смогут оказывать поддержку учителям-предметникам в работе с особенными детьми.

Для некоторых групп обучающихся с ОВЗ необходим тьютор, который берет на себя роль сопровождающего, помощника, консультанта, следит за комфортом подопечного на уроках и переменах, разъясняет суть заданий, обеспечивает безопасное передвижение по школе и так далее. Тьютор также должен пройти предварительное обучение на специальных курсах.

Дополнительный инструктаж всех сотрудников школы

Одна из проблем внедрения технологий инклюзивного образования заключается в том, что в процесс должны быть вовлечены все, кто по роду своей деятельности пересекается с особенным ребенком в стенах учебного заведения. Каждый сотрудник, от уборщицы до директора школы, должен уметь общаться с ним, помогать в решении бытовых вопросов, проявлять дружелюбие и понимание.

Администрация образовательного учреждения проводит предварительную работу с персоналом, обращает внимание на особенности развития учеников с ОВЗ, определяет нормы поведения по отношению к ним.

Специальное оборудование

В большинстве случаев школе потребуется дополнительное оснащение пандусами и подъемниками, расширение дверных проемов, переоборудование санузлов, приобретение соответствующей мебели, а также планшетов и компьютеров для работы учеников с ОВЗ на уроке.

Для обучения незрячих детей нужны пособия и учебники, а также информационные таблички со шрифтом Брайля.

5 распространенных вопросов об инклюзивном образовании

  • «У ребенка нет опыта общения со сверстниками, он привык, что все его желания мгновенно исполняются взрослыми. Сможет ли он учиться в обычной школе?»

Для начала надо разобраться, есть ли у ребенка серьезные проблемы с коммуникацией или его просто разбаловали в семье. Если речь не идет о таких расстройствах, как синдром дефицита внимания или гиперактивность, при которых детям сложно контролировать свое поведение, скорее всего, общими усилиями родителей и педагогов получится адаптировать ребенка с ОВЗ к обучению в типичных условиях.

Во многих случаях внедрение в среду здоровых ровесников положительно сказывается на его психологическом состоянии. Вынужденная изоляция усугубляет имеющиеся проблемы, а доброжелательные отношения со сверстниками способны переключить внимание таких детей на общие дела, расширить их кругозор.

  •  «Стоит ли создавать дополнительные проблемы учителям и здоровым детям, помещая больного ребенка в обычный класс?»

К сожалению, очень многие родители полагают, что присутствие в коллективе ученика с особенностями развития нежелательно для остальных детей. Противников инклюзивного образования в РФ немало, и чаще всего такая позиция объясняется недостаточной информированностью о процессе обучения в таких классах. Почему-то считается, что особенный ребенок требует к себе повышенного внимания учителя в ущерб остальным учащимся.

Возможно, в некоторых случаях, особенно на начальном этапе, такие проблемы возникают, но это не повод отказывать детям с ОВЗ в праве на образование в нормальных условиях. Окончательное решение остается за врачами и родителями.

  • «Здоровые одноклассники будут плохо относиться к особенному ребенку. Среди детей с такими же проблемами ему будет лучше, так может отдать его в специальный интернат?»

Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ. Некоторые смогут обучаться только в коррекционной школе, но у многих детей нет серьезных противопоказаний к посещению обычного образовательного учреждения. Напротив, внедрение в коллектив здоровых сверстников готовит его к нормальной жизни в будущем. Он постепенно проходит все этапы социализации, познает принципы устройства общества и основы взаимоотношений между людьми. Такой опыт он никогда не получит, находясь дома или в стенах спецучреждения.

  • «Какие условия должны быть в школе, чтобы ребенок с ОВЗ не ощущал дискомфорта?»

В учебном заведении должно быть соответствующее оснащение входов, лестниц, коридоров, туалетов, кабинетов, столовой. Речь идет о поручнях, пандусах, подъемниках, табличках со шрифтом Брайля, специальной мебели, расширенных дверных проемах. В школе должны работать психолог, социальный педагог, медицинский сотрудник, тьюторы.

  •  «Как быть, если ребенка с ОВЗ приняли в класс, где не предусмотрено специальное оборудование?»

Вопрос решается на уровне администрации школы и регионального департамента образования. Учебное заведение не вправе отказать такому ребенку по причине неподготовленности помещений. Наоборот, появление в школе даже единственного ученика с ОВЗ – это повод срочно заняться ее оснащением, позволяющим принимать других детей с аналогичными проблемами.

Как правило, деньги на финансирование соответствующих трат заложены в целевых программах расходования бюджетных средств. Образовательное учреждение может подать заявку на их выделение для проведения переоборудования помещений.

Развитие инклюзивного образования – перспективный путь вовлечения детей с ОВЗ в активную учебную и внеурочную деятельность, оптимальный способ их адаптации к нормальной взрослой жизни и воспитания полноценного члена общества несмотря на имеющиеся проблемы со здоровьем.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Пройдите тестирование
и получите сертификат

Для подтверждения высокого уровня
профессиональной компетенции

Узнать подробнее
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw