Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС

Только до
Всего за 4 шага мы подберем для Вас подходящий курс и скидку в подарок Всего за 4 шага подберем Вам курс и скидку до 50%

flame Только до
Подобрать курс
×
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Отчет учителя о проделанной работе
Главная > Блог > Отчет учителя о проделанной работе: структура и состав документа
23.08.2022
743
Время чтения: 15 минут

Отчет учителя о проделанной работе: структура и состав документа

Зачем нужен? Отчет учителя о проделанной работе вопреки мнению некоторых – далеко не пустая трата времени. Подобный документ не только систематизирует то, что успел осуществить педагог за определенный промежуток времени, но и помогает ему совершенствовать свои умения.

Как составить? Сперва следует ознакомиться с нормативно-правовыми актами по поводу отчетных материалов такого рода. Затем потребуется четкое представление о структуре документа в зависимости от его типа. И только после этого следует приступать к его написанию.

Разновидности отчетов учителей о проделанной работе

Учителя должны составлять несколько видов отчетных документов: годовой, аналитический отчеты и работа по самообразованию педагога. Это обязанность всех специалистов: предметников, педагогов дополнительного образования, логопедов, музыкальных руководителей, старших инструкторов спортивных школ, учителей начальной школы и т. д.

  • Аналитический отчет

Отчет этого типа позволяет изучить конкретную проблему, проанализировать текущую ситуацию в профессиональной деятельности педагога, а также оценить возможные перспективы ее дальнейшего развития. Из него становится ясно, какие методы и приемы использовал учитель в своей работе.

Аттестационная отчетность представляет собой сложный многоуровневый документ с разветвленной структурой. В нем учитель описывает свою деятельность в рамках изучения и обобщения инновационного опыта и анализирует данные, полученные в ходе педагогической практики.

  • Месячный и годовой отчеты

В основном отчеты составляются раз месяц. За этот период можно собрать материал и обобщить данные, которые позволят оценить проделанную часть работы и при необходимости внести в нее коррективы.

В конце года педагоги также готовят итоговые документы. Отчет учителя о проделанной работе за год составляется с соблюдением определенных требований. Его содержание должно соответствовать плану деятельности, утвержденному руководством.

Для скачивания есть примерный Образец отчёта учителя о проделанной работе за год.

  • Отчет по самообразованию

Этот документ представляет собой отчет учителя о проделанной работе, касающейся самообразования. Каждый педагог должен на постоянной основе получать новые знания, которые позволят повысить его профессиональную квалификацию и поспособствуют достижению личностных и общественно значимых целей.

Отчет по самообразованию

Отчеты проверяются руководством учебного учреждения (директором), а также специальной комиссией, экспертом и другими специалистами.

Структура аналитического отчета

Аналитический отчет имеет конкретную структуру, состоящую из титульного листа, оглавления (содержания), основного текста, который делится на несколько разделов, и приложения (при необходимости). Рассмотрим все компоненты подробнее.

Титульный лист

На лицевой стороне титульного листа отчета, в верхней его части, пишется полное наименование образовательного учреждения, которое представляет учитель.

В центре лицевой стороны титульного листа размещаются сведения об авторе и заглавие документа. Имя автора на титульном листе всегда приводится в именительном падеже в следующей последовательности: имя, отчество, фамилия. Имя и отчество могут указываться как полностью, так и в сокращенном виде — инициалами. Автор сам выбирает форму указания (полную или сокращенную).

В нижней части титульного листа указываются место и год составления отчета. Под местом составления понимается населенный пункт, в котором находится образовательное учреждение, где работает учитель. Дата составления отчета указывается арабскими цифрами без слова «год» или «г.».

Оглавление

Оглавление следует сразу за титульным листом. Оно отражает структуру документа. Эта часть отчета не должна быть излишне детализированной, но при этом в ней должна содержаться вся необходимая информация.

Структура аналитического отчета

В оглавлении приводятся заголовки всех основных разделов отчета, в том числе приложений, с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении и в тексте должны полностью совпадать. Их сокращение, замена формулировок и последовательности могут ввести в заблуждение, оформлять содержание таким образом не рекомендуется.

Основная часть

В основном тексте отчета информация обычно разбита на несколько разделов и подразделов. В основе их формирования и формулирования заголовков должна лежать определенная логика повествования. Текст может делиться на разделы, каждый из которых соответствует определенному типу педагогической деятельности. Если выбрана такая логическая основа, её нужно придерживаться от начала и до конца.

Вот примерные формулировки заголовков разделов:

  • Учебно-воспитательная работа в классе.
  • Внеклассная работа по преподаваемому предмету.
  • Деятельность в качестве классного руководителя
  • Использование современных образовательных технологий.
  • Обобщение и распространение педагогического опыта.
  • Участие в профессиональных конкурсах.
  • Повышение собственной квалификации.
  • Приложения к отчету.

В своем отчете каждый преподаватель вправе использовать те заголовки и так структурировать информацию, как он считает нужным и логичным. Главное, чтобы в тексте была грамотно и в полной мере отражена проведенная им работа во всей совокупности методик, приемов и проч.

  • Учебно-воспитательная работа

Отчете учителя школы обычно содержит раздел об организации учебно-воспитательной работы в классе. В документе должны быть отражены ее цели. Кроме того, в нем прописываются теоретико-методические подходы к преподаванию учебного предмета. Они должны характеризовать профессиональную индивидуальность учителя и описывать связанные с ней результаты работы. Как правило, результативность отражается в достижениях учащихся, при этом важно оценить их динамику.

В традиционных учебных учреждениях достижения учащихся выражаются в таких показателях качества обучения, как:

  • общая успеваемость — число обучающихся, аттестованных на «удовлетворительно» и выше, в процентах к общему числу учеников;
  • качественная успеваемость («качество знаний») — число обучающихся, аттестованных на «хорошо» и «отлично», в процентах к общему числу учеников.

Учебно-воспитательная работа

Данные об успеваемости содержатся в учетно-отчетной документации образовательного учреждения (классный журнал, справки по результатам инспекторских проверок, экзаменационные протоколы и др.).

  • Внеурочная деятельность по предмету

После проведения уроков педагог может продолжить свою деятельность. Ее основные направления такие:

  • ведение кружков (секций, факультативов) по разным предметам;
  • руководство проектной деятельностью учащихся (учебные, учебно-исследовательские и другие проекты в рамках конкретного предмета);
  • подготовка некоторых учеников к участию в предметных олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;
  • работа с учащимися, которые имеют проблемы с освоением предмета, в индивидуальном порядке и др.

Для оценки результатов внеурочной работы рассматривают следующие показатели:

  • число учеников, которые посещают предметный кружок (факультатив) на регулярной основе;
  • число учеников, которые успешно завершили свои проекты (имеет значение и качество их выполнения);
  • число учеников, которые поучаствовали в разного рода мероприятиях школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней (конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях);
  • число учеников, занявших призовые места в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного);
  • динамика роста интереса к познавательной деятельности и т.д.

Внеурочная деятельность по предмету

Все данные и показатели должны иметь подтверждение в виде дипломов, списков, отчетов, журналов успеваемости, грамот, протоколов, приказов и т.д. Нет необходимости прикладывать все эти документы к отчету учителя, однако они должны быть в наличии в образовательном учреждении, к ним должен иметься доступ в любой момент.

  • Деятельность в качестве классного руководителя

Отчет учителя о проделанной работе включает раздел, посвященный классному руководству. Педагоги, которые не имеют такой нагрузки, просто пропускают его. Остальные должны описать свою деятельность в роли классного руководителя, основные методы работы, ее содержание и особенности. Результатами этой деятельности могут быть:

  • позитивная атмосфера в коллективе, благоприятный психологический климат (товарищество, взаимопомощь, толерантность);
  • постоянный контакт классного руководителя с родителями учеников;
  • отсутствие правонарушений среди обучающихся (как вариант – значительное снижение их процента);
  • развитие самоуправления в классе (его выход на качественно новый уровень);
  • активное участие учеников класса в школьной жизни в разных ее аспектах;
  • участие школьников в решении проблем местного социума (социальная активность класса).

Классный руководитель также занимается организацией внеурочной активности учеников, старается подобрать каждому учащемуся оптимальную форму освоения образовательной программы, для того чтобы снизить процент неуспевающих.

  • Использование современных образовательных технологий

Современные образовательные технологии объединяют развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения (КСО), технологии развития критического мышления, исследовательские и проектные методы в обучении и т.п. Все эти технологии призваны развивать личность учащегося через уменьшение доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижение нагрузки на ребенка, повышение эффективности учебной деятельности.

Использование современных образовательных технологий

В отчет о проделанной работе учителя-предметника вопрос об использовании современных образовательных технологий может быть внедрен в виде отдельного раздела. Это имеет смысл, если деятельность с использованием СОТ очевидно отличается от аналогичной работы, в которой применяются традиционные материалы. То есть имеется значительный накопленный опыт использования информационных технологий и конкретные результаты.

В отчете информация о СОТ должна быть представлена в виде описания целей, содержания и результатов индивидуальной опытно-экспериментальной и учебно-методической работы по внедрению современных информационных технологий в образовательный процесс.

  • Обобщение и распространение педагогического опыта

В этом разделе педагог анализирует и описывает свой личный профессиональный опыт. Главная задача составителя отчета – не просто обобщить этот опыт и переложить его на бумагу, но выделить из него ключевую идею, которую можно передать коллегам. То есть учителю недостаточно просто рассказать о том, что конкретно он делает в классе на занятиях и во время внеурочной работы, даже если это описание будет предельно подробным.

Внедрить в чужое сознание собственный опыт невозможно, однако важно вычленить из него важную идею и передать ее другим, оформив в виде концептуальной схемы, теоретической модели, методики и т.п.

Как и в предыдущих разделах отчета, свою работу педагог должен подтвердить документально. У него на руках должны быть соответствующие планы работы и протоколы заседаний методических объединений, видеозаписи мастер-классов, опубликованные программы и материалы семинаров, конференций, совещаний, публикации в журналах, сборниках, на веб-сайтах, научно-методические труды и монографии.

  • Участие в профессиональных конкурсах

Если педагог принимал участие в профессиональных конкурсах муниципального и более высокого уровней, необходимо изложить это в отчете, перечислив названия мероприятий. Важно помнить, что имеются в виду конкурсы для педагогов, в которых они участвовали лично. Деятельность учащихся, школы или какого-то ее структурного подразделения в этом разделе не описывается.

Кроме того, учитель имеет право перечислить профессиональные мероприятия, в которых он принимал участие в течение всего периода своей педагогической деятельности, а не только за последние три года. Это связано с ситуацией, обусловленной правилами проведения многих профессионально-педагогических конкурсов в Российской Федерации и ее субъектах.

  • Повышение собственной квалификации

В этом разделе педагогу необходимо сообщить о собственном повышении квалификации и профессиональной переподготовке. Данные приводятся за последние пять лет, что обусловлено действующими нормативными актами относительно периодичности повышения квалификации.

Повышение собственной квалификации

Требования к информации в разделе:

  • наименование образовательной программы повышения квалификации (тема) и ее объем (количество часов);
  • наименование образовательного учреждения, реализующего данную образовательную программу, и место его нахождения (название города);
  • форма освоения образовательной программы (курсы: очные, заочные, дистанционные; стажировка; самообразование);
  • дата и номер документа о повышении квалификации.

В основном программы повышения квалификации, освоенные педагогом, перечисляются в порядке их прохождения. Однако учитель вправе выбрать не хронологический порядок, а тот, который считает нужным.

Приложения к отчету

Отчет учителя о проделанной работе включает приложение. Оно необязательно и используется при необходимости. К отчету обычно прикладывают материалы, иллюстрирующие его содержание: копии документов, списки обучающихся с указанием их достижений, фрагменты ранее опубликованных научно-методических и учебно-методических материалов, фотографии, образцы работ обучающихся, упоминаемых в основном тексте, рецензии, отзывы, справочную и другую вспомогательную информацию.

Документы прикладываются в конце в том случае, если они дополняют данные отчета, но не являются обязательными для проникновения в его суть. То есть необходимости в том, чтобы помещать эту информацию в главные разделы отчета, нет, при этом она служит отличной иллюстративной или доказательной базой документа.

Важно отметить, что корректное заполнение отчета имеет большое значение. Разумеется, педагоги, которые составляют их регулярно, имеют шаблоны, в значительной мере упрощающие подготовку документа и экономящие время специалиста. В отчете необходимо приводить конкретные данные и факты, имеющие документальное подтверждение. При описании какой-либо совместной деятельности нужно четко разграничить роли участников и рассказать о своем месте в рабочем процессе.

Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw