Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Педагогический портал
«Солнечный свет»
Курсы для учителей и воспитателей со скидкой до 60%
Курсы для учителей и воспитателей
со скидкой до 60%
Только до 6 декабря
ВЫБРАТЬ КУРС ВЫБРАТЬ КУРС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Педагогика дошкольного образования: понятие и связь с другими науками
Главная > Блог > Педагогика дошкольного образования: понятие и связь с другими науками
22.11.2022
628
Время чтения: 15 минут

Педагогика дошкольного образования: понятие и связь с другими науками

Что это такое? Педагогика дошкольного образования – это часть науки, чья сфера исследований лежит в области развития, воспитания и обучения детей до семи лет. Предмет ее изучения состоит в анализе процессов формирования дошкольника как личности.

На что обратить внимание? Методы педагогики дошкольного образования схожи с подходами педагогики в целом. Однако для достижения целей и задач используются особые наработки, связанные с возрастными особенностями учащихся.

Суть и задачи педагогики дошкольного образования

Среди всех общевоспитательных наук педагогика дошкольного образования считается самой юной. Ее основоположником является чешский педагог и писатель Ян Амос Коменский.

В теории любая наука рассматривается с точки зрения ее предмета, объекта, содержания, целей, задач, методов и приемов, критериев и принципов. Современная дошкольная педагогика изучает воспитательный процесс в рамках детских образовательных учреждений, его цели и задачи, основополагающие функции, формы организации обучения, а также методологию познания, а также степень влияния воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Суть и задачи педагогики дошкольного образования

Предметом дошкольной педагогики принято считать вопросы развития личности и воспитательные процессы детей возрастной категории от 3-х до 7-ми лет.

Социально значимые педагогические задачи современной науки о дошкольном образовании имеют теоретические и практические составляющие:

  • организация воспитательного и образовательного процессов согласно нормам и законам современного общества;
  • анализ перспектив развития обучающего процесса в детских образовательных учреждениях как основной формы воспитания детей;
  • разработка новых, современных принципов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Суть и задачи педагогики дошкольного образования

Основополагающими функциями дошкольной педагогики могут считаться следующие:

  1. Описательная функция, которая предполагает передачу накопленных в рамках истории человечества педагогических знаний и опыта.
  2. Прикладная функция, а именно разработка и внедрение новых современных методов обучения и воспитания.
  3. Прогностическая функция, анализ перспектив развития действующей системы образования и воспитания с возможностью внесения конструктивных изменений.

Чтобы реализовать выше заявленные функции и задачи, педагогика дошкольного образования пользуется следующими исследовательскими методами, которые помогают качественно изучить и обобщить имеющиеся педагогические факты и явления: наблюдение, беседа, изучение работ конкретного ребенка, педагогические консилиумы, анкетирование, интервьюирование, изучение научной литературы, эксперимент, тестирование и др.

Методологическая основа педагогики дошкольного образования

Методология педагогики — это система знаний и положений о педагогической дисциплине, как о воспитательной науке, изучение ее методов и принципов исследования, а также систематизированная реализация и внедрение накопленных знаний, умений и навыков в процесс воспитания и образования.

Методология педагогики дошкольного периода тесно перекликается с философией современного образования. Совокупность принципов, определяющих стратегию реализации воспитания и обучения, в педагогике называют подходом. Рассмотрим следующие подходы:

  • Аксиологический подход

Позволяет изучить вопрос с точки зрения общечеловеческих ценностей. Если мы говорим о дошкольниках, это коммуникативные, познавательные, экологические, общекультурные ценности, ценности игры и труда, ценности здоровья. Передаются от взрослого поколения к младшему.

  • Культурологический подход

Ориентируется на место и время рождение человека, культурологическую среду развития личности, специфику ближайшего окружения. Приобщает ребенка к традициям и укладу жизни местного населения, к правилам и нормам поведения и общения в месте его постоянного пребывания. Этот подход хорошо освещен в научно-исследовательских работах А. Дестервега и К. Д. Ушинского.

Как стать on-line репетитором
и получать дополнительный доход до 100 000 рублей в месяц
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать online репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное - правильно организовать учебный процесс. Чек-лист поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере online образовании.
Как стать онлайн-репетитором
Получить чек-лист бесплатно
PDF 2.8 MB
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
  • Деятельностный подход

Игра – это основной вид деятельности младшего дошкольника. Через игру ребенок познает мир и реализует все свои психоэмоциональные запросы, развивает свое творческое начало, учится налаживать взаимосвязь со сверстниками и формирует самостоятельность в принятии решений. Научные труды С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца хорошо раскрывают данную тему.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам каждое ДОУ должно базироваться на нижеперечисленных деятельностях воспитанников: коммуникативная, двигательная, творческая (музыка, рисование), чтение, познавательная, исследовательская, трудовая.

  • Системный подход

Система – это комбинация взаимосвязанных элементов, работающих в направлении достижения единой поставленной цели.

С этой точки зрения рассматривается и системный подход в педагогике дошкольного образования как совокупность целей и задач воспитания, субъектов педагогического процесса (преподавателей, родителей и детей), методов организации и содержания педагогической деятельности, а также финансовой составляющей данного вопроса.

  • Синергетический подход

Ребенок рассматривается как субъект образовательного процесса, который способен к самопознанию, самоорганизации и саморазвитию. С помощью обратной связи (методом интервьюирования, тестирования, бесед) педагог только лишь контролирует образовательный процесс, выявляет, насколько усвоен материал предыдущих уроков и стоит ли задавать новую тему.

  • Личностный подход

Демократический стиль общения с детьми, стиль сотрудничества. Все дети индивидуальны и находится на разном уровне осознания себя в этом мире, у всех свои предпочтения, желания и интересы. Смысл данного подхода – помогать, взаимодействовать с ребенком, отталкиваясь от его индивидуального уровня развития, развивать то, что он уже умеет.\

В методологических подходах современной педагогики дошкольного образования отражается отношение воспитателя к личности воспитанника. В этих реалиях главная задача педагога определить свою роль в воспитании и обучении своих подопечных.

Из трудов ученых-гуманистов мы знаем, что личность – это человек, носитель сознания, обладающий своими правами, свободами, имеющий свою зону ответственности, способный к познанию, переживаниям и преобразованию окружающего его мира. Этими же принципами руководствуется и дошкольное образование. Ребенок рассматривается как личность со своими потребностями, свободами и желаниями, с осознанием своего «Я».

Сочетание дошкольной педагогики с иными науками

Чтобы определить значимость и место в истории развития человечества, рассмотрим, с какими общественными науками педагогика имеет тесную взаимосвязь.

  • Философия

Философия и педагогика тесно перекликаются друг с другом. Этим устойчивым отношениям не одна сотня лет. В основе педагогических знаний и теорий лежат всем нам известные философские концепции и трактаты. Главная точка соприкосновения этих смежных наук — это понимание и осознание места человека в нашем мире. Опираясь на философские знания, педагоги-исследователи определяют фронт работ и задач, направленных на систематизацию и модернизацию образовательного процесса.

Сочетание дошкольной педагогики с иными науками

Этика и эстетика, которые являются важными и значимыми ответвлениями философской науки, также привнесли в педагогику ряд своих умозаключений. Принципы нравственности и морали, правила общения и поведения человека в современном обществе – вот та основополагающая база, адаптированная педагогической наукой из вышеупомянутых дисциплин.

  • Социология

Обе дисциплины занимаются вопросами образовательной системы, проблемой влияния среды и окружения на формирование индивида, а также проблемой социализации личности в обществе. Социализация – это долгосрочный процесс, при котором человек усваивает знания и опыт, нравственные ценности и нормы поведения того общество, в котором он находится.

На стыке двух наук возникла социальная педагогика. Согласно последним исследованиям в этой области выявлена следующая закономерность: каждый второй ребенок-дошкольник не готов перейти к обучению в школе.

Педагогика дошкольного и начального образования предлагает следующие пути разрешения данной проблемы: создание подготовительных образовательных классов кратковременного пребывания на базе школ, куда вероятно ребенок будет поступать, тематические беседы с родителями воспитанников, установление преемственных связей между школами и дошкольными образовательными учреждениями.

Сочетание дошкольной педагогики с иными науками

  • Психология

При изучении закономерностей развития детской психики педагогика и психология дошкольного образования гармонично дополняют друг друга. Многие педагоги давно говорят о невозможности правильного взаимодействия с ребенком без научного понимания свойств и механизмов работы его головного мозга.

Педагогическая наука пользуется психологическими знаниями для выявления и решения конкретных педагогических ситуаций и явлений. Психология помогает решить многие вопросы воспитания и образования, дает понимание о возрастных поведенческих особенностях детей, об их умственном потенциале, а также правильно организует режим дня.

  • Физиология и анатомия человека

Физиология дает четкое понимание того, как организм ребенка способен развиваться на разных временных этапах. Общие знания биологической сущности ребенка хорошо помогают воспитателям в детских дошкольных учреждениях взаимодействовать с детьми, учитывая их физическое и психоэмоциональное состояние. Эти же знания дают четкие установки, как правильно организовать режим труда и отдыха для детей раннего и дошкольного возраста.

Сочетание дошкольной педагогики с иными науками

  • Медицина

Интеграция медицины в педагогическую науку обусловила появление современной коррекционной педагогики, предметом которой является обучение и воспитание детей с приобретенными или врожденными отклонениями в психическом развитии или физиологическими дефектами.

Главные цели данной науки – это поиск возможных путей и средств, которые помогут скорректировать физические или психические недостатки, компенсируют деятельность нарушенных органов, с целью социализации и адаптации ребенка в общество и обеспечения ему комфортной достойной жизни.

Роль воспитания в дошкольной педагогике

Воспитание – это систематическое формирование личности ребенка, тех ее моральных и этических качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к окружающим его людям, к самому себе.

Выделяют следующие составляющие воспитания:

  1. Стимулирующая. Определение ценностных показателей личности по отношению к себе, другим, окружающему миру.
  2. Целевая. Постановка целей воспитания в зависимости от возрастной категории детей. Основополагающей целью для всех возрастных этапов будет формирование гармоничной, полноценно развивающейся физически и умственно личности. Не маловажной задачей для дошкольных учреждений является укрепление здоровья ребенка.
  3. Содержательная. Эта составляющая имеет требования федерального характера. Содержание воспитания должно быть многозадачным и многоуровневым: физическим, умственным, трудовым, половым, социально-нравственным и др.
  4. Деятельностная. Комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на реализацию образовательной деятельности внутри ДОУ.
  5. Регулирующая. Наблюдение за ходом воспитательного процесса, контроль деятельности педагогов, возможная корректировка педагогической деятельности и результатов их работы.
  6. Оценочная. Определение уровня воспитанности детей. На основании полученных показателей постановка новых целей и задач воспитательного процесса в рамках ДОУ.

В зависимости от способа организации воспитательного процесса различают следующие формы воспитания: массовые, групповые и индивидуальные.

Формы воспитания – это комбинация приемов и методов организации воспитательного процесса, воплощающаяся на практике через использование различных обучающих средств.

Набор вспомогательных инструментов, предметов и явлений, которые помогают в реализации форм воспитательного процесса, называется средствами воспитания. Их условно можно подразделить на:

  • виды деятельности (игра, спорт, трудовая активность);
  • предметы (игрушки, одежда, книги, дидактические материалы);
  • произведения и явления духовной и материальной культуры (предметы искусства, речь, общественная жизнь, явления природы).

Роль воспитания в дошкольной педагогике

Основными принципами воспитания являются:

  1. Развитие гармоничной, всесторонне развивающейся личности, включенной во все виды деятельности.
  2. Принятие ребенка со всеми его плюсами и минусами, опора на плюсы.
  3. Взаимодействие родителей и воспитателей, единство мнений.
  4. Развитие творческих способностей ребенка и его самостоятельности.
  5. Соблюдение режима дня.
  6. Соответствие содержания воспитательного процесса и технологий его реализации возрастным индивидуальным способностям ребенка.

Взаимодействие дошкольной и школьной педагогик

В условиях непрерывного обучения необходимо сказать о преемственности связей дошкольных образовательных учреждений и школ.

Первые свои знания ребенок получает далеко не в школе. И первым учителем для него становится его детсадовский воспитатель. ФГОС четко регламентируют тот образовательный минимум, который должен получить младший дошкольник в рамках обучения в ДОУ, а целевые образовательные программы выступают теми преемственными связями между дошкольным и начальным общим образованием.

По требованиям ФГОС для лучшей адаптации к школе выпускник детского сада должен обладать следующими компетенциями:

  • чувствовать себя уверенно и комфортно в социальной среде;
  • не бояться общаться и взаимодействовать с окружающими его людьми любых возрастов;
  • иметь необходимый уровень знаний об окружающем его мире;
  • иметь свое мнение и высказывать его;
  • уметь владеть собой, своими чувствами и желаниями, следить за речью;
  • поддерживать любой ситуативный вид деятельности.

Так как взаимодействие школьных и дошкольных образовательных структур закреплено на законодательном уровне, их сотрудничество является важной составляющей эффективной интеграции младшего дошкольника в школьную среду. Чтобы получить положительный ожидаемый результат необходимо прописать план мероприятий организационно-методического характера для детей, родителей и образовательных структур.

В результате общения воспитатель и учитель делятся определенным наработанным педагогическим опытом. Воспитатель дает обратную связь по каждому конкретному ребенку, о его физических и умственных возможностях, интересах и увлечениях, психоэмоциональному состоянию на выходе из детского сада, также может дать характеристику семье, в которой проживает воспитанник.

В свою очередь учитель может рассказать об обучающих программах начального образовательного звена, а также указать на факторы, мешающие ребенку легко интегрироваться в новую для него школьную среду.

Взаимодействие дошкольной и школьной педагогик

Преемственность дошкольного образования и начальной школы обеспечивает готовность к активному интеллектуальному и коммуникативному взаимодействию ребенка с новой средой, готовность к образованию в школе и желание учиться, осознание правил и норм поведения в рамках нового учреждения, развитие самостоятельности и навыков коллективной работы, а также усовершенствование тех личностных качеств, которые были заложены в дошкольный период.

Требования к педагогу дошкольного образования

Не каждому дано быть педагогом. Педагогом нужно родиться. Любовь к детям – вот то главное качество, которым должен обладать каждый воспитатель. Но, любовь в дозволенных рамках, не зацеловывая и поощряя каждую прихоть воспитанника, а грамотно оценивая его запросы.

Дети разные, с ними бывает сложно, состояние любви поможет оставаться на позитивной волне. Если вы добрый, эмпатичный, отзывчивый, терпимый, справедливый, дети непременно полюбят и оценят вас. Будьте внимательны, не зацикливайтесь на одном ребенке, с должным вниманием относитесь к желаниям каждого.

Вместе с тем в работе должна присутствовать организованность, пунктуальность, системность, требовательность и трудолюбие. Список может быть длинным, но главным образом педагог должен быть порядочным человеком с правильными моральными устоями.

Позитив, чувство юмора и любовь к жизни очень помогут вам в работе с детским коллективом. Ребенок очень чувствителен к настроению взрослого. Оставляйте свое плохое настроение дома, дети очень чувствительны, негативные эмоции они считывают моментально.

Педагог должен быть настоящим профессионалом своего дела, чтобы правильно организовать учебно-познавательный процесс. Умение правильно подобрать образовательный материал, структурировать цели и задачи воспитания, подобрать подходящие методы и средства реализации этих целей, спрогнозировать возможные реакции детей, чтобы быть наготове и грамотно дать обратную связь — вот те умения и навыки, которыми обладают современные педагоги дошкольного образования.

Правильно выстроенный диалог — залог успеха во взаимоотношениях воспитанника и педагога. Коммуникативная компетенция педагога предполагает развитие коммуникативных умений и способностей.

К таким способностям можно отнести: вербальные и невербальные навыки коммуникации, умение быть инициативным в общении, умение контролировать свои чувства и эмоции, умение сдерживать себя в процессе коммуникации, внимательность, наблюдательность, социальная перцепция, то есть по внешним признакам уметь определять внутреннее состояние ребёнка.

Умение анализировать полученный опыт (рефлексия), правильно использовать профессиональную литературу и обратная связь от коллег предостерегут от возможных ошибок при построении образовательного плана.

Требования к педагогу дошкольного образования

Организаторские навыки помогут воспитателю рационально и грамотно спроектировать режим дня ребенка согласно требуемым видам деятельности. Замотивировать ребенка к активности, простимулировать, объяснить, распределить роли среди воспитуемых, скорректировать их деятельность и дать оценку полученному результату — вот те задачи, которые необходимо выполнять в течение дня.

Прикладные умения воспитателя помогут ему эстетически красиво оформить группу или часть помещения, оформить выставочные стенды с работами детей, изготовить тематические дидактические материалы и предметную атрибутику к запланированным играм.

Способности к художественной, спортивной, музыкальной, хореографической, языковой реализации также качественно влияют на работу педагога-воспитателя в рамках образовательного процесса.

Современные технологии педагогики дошкольного образования

Выделяют следующие технологии дошкольного воспитания:

  • Здоровьесберегающие технологии

Цель — обучение ЗОЖ, поддержание и стимулирование здоровья, а также корректировка ухудшения здоровья. Сюда можно отнести такие мероприятия, как спортивные динамичные игры, ритмопластика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры, самомассаж, дни здоровья, сказкотерапия, арт-терапия, дыхательные практики и ряд других поддерживающих здоровье ребенка техник.

  • Технологии создания проекта

Цель — развитие коммуникативных межличностных отношений в рамках создания и реализации общей проектной деятельности. Опытным путем доказано, что такая практика дает больше информации о ребенке, о его мироощущении и его позиционировании себя как личности.

  • Технологии исследовательской деятельности

Цель — научить ребенка запускать мыслительные процессы. Дети с интересом углубляются в исследования на различные тематики, экспериментируют, ставят простейшие для их возраста опыты, тем самым изучая явления и процессы окружающей их среды.

  • Личностно-ориентированные технологии

Цель — создание комфортных условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и интересов. Не маловажная составляющая этой технологии — это партнерские отношения воспитателя и воспитанника. Реализуются в отдельно отведенных пространственно-предметных средах, которые отвечают требованиям ФГОС (сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий и др.)

Современные технологии педагогики дошкольного образования

  • Технология портфолио воспитанника

Цель — сбор регалий и достижений ребенка, включенного в образовательный процесс за период дошкольного детства; анализ прогресса.

  • Игровые технологии

Игра — это ведущая технология воспитательного процесса в педагогике дошкольного образования. Цель — раскрытие личностных способностей и ориентиров ребенка через игровую деятельность. Основные виды игр в ДОУ: сюжетно-ролевые, интеллектуальные, подвижные, творческие, дидактические, психотерапевтические и др.

Почему игра так важна и какие функции она привносит в воспитательный процесс? Игровая деятельность, главным образом, это элемент развлечения. Помимо получения удовольствия, ребенок осваивает азы межличностной коммуникации, воспитывает навык коллективного взаимодействия, учится отличать реальное от нереального, знакомится с различными предметами и их характеристиками, кроме того, осваивает принцип самореализации и самопознания.

  • ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач)

Отдельно хочется поговорить об относительно новой, современной технологии дошкольного образования. Теория решения изобретательных задач реализуется через творческую активность. Цель — развитие интеллектуальных способностей через творческое воображение и исследовательскую деятельность, активировать мыслительные процессы, гибкость ума, креативность.

В рамках дошкольного учреждения основная задача воспитателя дать понять ребенку все плюсы познания мира через его творческий потенциал.

Приемы ТРИЗ: творческие задачи, анаграммы, кроссворды, головоломки, задачки, познавательные вопросы, рассказы с ошибками и др.

Прежде чем запускать данную технологию в работу, не лишним будем оценить умственные способности и психофизиологическое состояние обучающихся.

Чем привлекательна данная технология? Она не требует больших временных затрат в реализации, развивает фантазию ребенка, помогает поверить в себя и свои силы, легко встраивается в традиционную систему современного образования.

Подводя итог, отметим, что педагогика дошкольного образования является социально важной общечеловеческой наукой. Дети — это будущее нашего общества. Дошкольный период взросления — один из самых важных этапов формирования характера и становления себя как личности.

Именно поэтому основополагающая задача дошкольной педагогики – изучить закономерности развития личности ребенка и через профессиональную практику приспособить его к жизни в современном обществе.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Пройдите тестирование
и получите сертификат

Для подтверждения высокого уровня
профессиональной компетенции

Узнать подробнее
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw