Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Работа с родителями в ДОУ: задачи, принципы и способы
Главная > Блог > Работа с родителями в ДОУ: задачи, принципы и способы
23.08.2023
2493
Время чтения: 18 минут

Работа с родителями в ДОУ: задачи, принципы и способы

Почему важна? Работа с родителями в ДОУ важна для воспитательного процесса. Без вовлечения мам и пап воспитателю сложнее коммуницировать с детьми. Родителям тоже непросто справляться с возникающими трудностями без общения с педагогом.

Как организовать? В арсенале воспитателя много форматов взаимодействия с представителями детей: традиционные, нетрадиционные, досуговые. Они помогут наладить партнерские отношения с родителями.

Задачи работы с родителями в ДОУ

Работа с родителями в ДОУ направлена на:

  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • объединение усилий, направленных на развитие и воспитание детей;
  • создание комфортной атмосферы, в которой главенствуют взаимопонимание, взаимная поддержка и общие интересы;
  • активизацию и обогащение воспитательных навыков родителей;
  • поддержание уверенности взрослых членов семьи воспитанников в своих педагогических возможностях.

Эффективная работа с родителями воспитанников ДОУ состоит из нескольких этапов:

  • На первом этапе, который можно назвать «Давайте познакомимся», происходит знакомство родителей с ДОУ, используемыми в саду образовательными программами, педагогическим коллективом, вариантами совместной деятельности.
  • На втором этапе, условно называемом «Давайте подружимся», родители узнают об активных методах работы (тренингах, круглых столах, игровых семинарах и т. п.).
  • На третьем этапе, который можно назвать «Давайте узнавать вместе», взаимодействие родителей и педагогов становится глубже, приобретает направленность на развитие ребенка (выполнение исследовательских, проектных работ, совместных экскурсий, посещения выставок, музеев и т. п.).

Принципы работы с родителями в ДОУ

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия.

Работа с родителями в ДОУ

Доброжелательность в общении педагогов и родителями

В работе педагогов с родителями в группе ДОУ большое значение имеет позитивный настрой на общение. Если воспитатели начнут разговаривать со взрослыми членами семьи воспитанников в требовательной, категоричной манере, успешного взаимодействия достичь не удастся.

Администрация детского сада может разработать прекрасную модель работы с семьями дошкольников, однако для реализации ее на практике необходимо, чтобы ее применяли воспитатели. Именно от них зависит отношение взрослых и детей к детскому саду. И строится оно в процессе ежедневного доброжелательного общения.

Отдельные прекрасно проведенные мероприятия не смогут изменить впечатление в лучшую сторону, если родители каждый день сталкиваются с негативом или хамством со стороны педагогов.

Индивидуальный подход

Благодаря индивидуальному подходу, используемому при работе педагогов ДОУ с родителями, воспитатель сможет лучше понять их настроение, успокоить, посочувствовать при необходимости, а также вместе подумать, чем можно помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество вместо наставничества

Большинство современных родителей знают, как надо воспитывать детей, поскольку на эту тему различными психологами и педагогами написано большое количество книг. Если воспитатель решит вести себя с ними с позиции наставника, пропагандируя педагогические знания, успеха во взаимоотношениях он вряд ли добьется.

Большего эффекта можно достичь, создав правильную атмосферу помощи и поддержки семьи в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей, продемонстрировав заинтересованность и желание ДОУ помочь в разрешении существующих сложностей.

Серьезная подготовка

Любая работа с родителями воспитателя ДОУ требует подробного плана и серьезной подготовки с упором на качество, а не на количество проводимых мероприятий. Низкий уровень подготовки к проведению семинара или родительского собрания отрицательно скажется на отношении взрослых членов семьи воспитанника к детскому саду.

Динамичность

В современных условиях для детских садов большое значение имеет развитие, быстрая реакция на социальные изменения в семьях воспитанников, их запросы относительно воспитания и образования детей. Направления и формы работы с родителями в ДОУ в значительной мере зависят от этих изменений.

Как поближе познакомиться с родителями воспитанников

Прежде чем начать современную работу с родителями в ДОУ, необходимо собрать о них как можно больше информации.

Работа с родителями в ДОУ

В первую очередь для выстраивания работы с родителями в ДОУ нужен анализ социального статуса семей воспитанников, настроя и ожиданий мам и пап от пребывания ребенка в детском саду. Для сбора информации можно использовать анкетирование, а также личные беседы с представителями детей.

Полученные данные помогут эффективнее выстроить взаимодействие с родителями, выбрать наиболее подходящие формы для работы с конкретной семьей.

В дошкольных учреждениях используются следующие формы взаимодействия родителей и воспитателей:

  • мамы и папы привлекаются к участию в педагогическом процессе, а также к организации жизни ДОУ;
  • родители приглашаются на открытые занятия в детском саду, им предлагают выбрать удобное для посещения время;
  • создаются условия, способствующие раскрытию творческого потенциала воспитателей, родителей, детей;
  • проводятся выставки работ воспитанников, предлагаются для ознакомления и изучения информационно-педагогические материалы, помогающие родителям лучше узнать специфику ДОУ, его воспитывающую и развивающую среду;
  • разрабатываются различные программы для совместной детско-родительской деятельности.

Информационно-аналитическое направление работы с родителями в ДОУ

Изучить семью воспитанника, установить контакт с родителями, выяснить, какие образовательные потребности они предъявляют к детскому саду, можно с помощью анкеты «Сотрудничество детского сада и семьи».

Полученные сведения позволяют проанализировать специфику семьи дошкольника, особенности семейного воспитания, и, исходя из этого, разработать тактику воспитательной работы с родителями в ДОУ, учитывающую индивидуальные педагогические потребности семьи.

Работа с родителями в ДОУ

В зависимости от инициативности, ответственности и отношения к результатам совместной деятельности родителей можно отнести к одной из трех групп:

  • Лидеры – активно принимают участие в воспитательно-образовательном процессе, проводимых в ДОУ мероприятиях, ценящие работу детского сада.
  • Исполнители – участвующие в проводимых мероприятиях при достаточной мотивации.
  • Критические наблюдатели.

Исходя из приведенной классификации, родителей можно разделить на группы в зависимости от их отношения к воспитательно-образовательному процессу:

  • лидеры заинтересованы в успешности своих детей;
  • исполнителям интересен успех, однако для решения возникающих проблем они обращаются к специалистам;
  • критическим наблюдателям успехи детей не интересны, они полагают, что малыши в любом случае вырастут, нет необходимости вкладываться в их развитие и воспитание.

Благодаря такому делению мам и пап на группы воспитатели могут дифференцированно подходить к работе с родителями в ДОУ во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление работы с родителями в ДОУ

Познавательное направление нацелено на обогащение знаний родителей в вопросах воспитания дошкольников всех возрастов.

Образовательные программы в ДОУ реализуются различными специалистами (логопедами, педагогами-психологами, воспитателями изобразительной деятельности, инструкторами по физической культуре, старшими медсестрами), которые совместными усилиями обеспечивают педагогическое сопровождение семьи, на равных включая родителей в образовательный процесс.

Работа с родителями в ДОУ

Цели работы с родителями ДОУ в этом направлении деятельности состоят в том, чтобы:

  • создать комфортную атмосферу для взаимодействия с мамами и папами воспитанников;
  • установить с ними доверительные и партнерские отношения;
  • вовлечь в образовательное пространство детского дошкольного учреждения.

Для того чтобы традиционная работа с родителями в ДОУ была успешной, важны:

  • активные воспитательные навыки пап и мам;
  • тесное взаимодействие родителей и педагогов ДОУ.

В целях успешного планирования работы с родителями в ДОУ воспитатели используют следующие формы и методы взаимодействия:

  • посещают на дому семьи в рамках работы с родителями ДОУ;
  • проводят как общие (для родителей всех воспитанников ДОУ), так и групповые (для мам и пап детей, посещающих конкретную группу детского сада) собрания, а также индивидуальные консультации;
  • включают в учебный план занятия, в которых принимают участие родители;
  • организуют выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, Дни общения, Дни добрых дел, Дни открытых дверей, семейные вернисажи;
  • привлекают родителей к подготовке и проведению праздников, досуговых мероприятий, например, летом в рамках работы с родителями в ДОУ возможна организация походов на природу;
  • вместе с папами и мамами создают предметно-развивающую среду для детей;
  • взаимодействуют с родительским комитетом группы;
  • проводят беседы с детьми и родителями;
  • организуют проведение тренингов, семинаров, практикумов, родительских гостиных, телефонов и почт доверия.

Такая организация работы с родителями в ДОУ способствует повышению уровня их воспитательно-образовательной деятельности, а также активизации творческих инициатив.

Для первого родительского собрания можно выбрать нетрадиционную форму его проведения, что будет способствовать формированию и развитию партнерских и дружеских отношений с воспитателями.

Работа с родителями в ДОУ

Например, можно предложить родителям сесть в круг и рассказать о себе и своей семье. Такой вариант проведения собрания снимет напряжение, позволит мамам и папам легче контактировать друг с другом.

Создать комфортную атмосферу и настроить родителей на доверительный лад помогут такие приемы, как негромкая музыка, мягкое освещение, доброжелательный тон воспитателей и т. п.

Наглядно-информационное направление

Наглядно-информационное направление методической работы с родителями в ДОУ предполагает следующие формы взаимодействия.

  • организация родительских уголков;
  • создание папок-передвижек «Здоровейка», «По Совету всему свету»;
  • оформление семейных и групповых альбомов, посвященных семье, времяпровождению, интересным воспитательным приемам и т. п.;
  • организация передвижной библиотеки;
  • оформление фотомонтажей на темы: «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»;
  • организация фотовыставок «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья», семейных вернисажей «Лучшая семья – моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»;
  • оформление эмоциональных уголков «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;
  • создание копилки добрых дел.

Родительские уголки давно используются воспитателями ДОУ для организации работы с мамами и папами воспитанников. Повысить их эффективность можно через введение тематических рубрик: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики-курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание» с предоставлением практического материала, рассказывающего о занятиях детей в детском саду, а также предлагающего различные варианты проведения досуга с детьми.

Родители проявляют активность при оформлении фотогазет и выставок, а значит, такие формы взаимодействия с ними достаточно эффективны. Задача наглядно-информационного направления работы с родителями в ДОУ позволяет доступно донести до них нужную информацию, напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями ДОУ – наиболее трудное в плане организации, но при этом, благодаря ему, мамы и папы могут изнутри увидеть проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, посмотреть, как выстраивают взаимоотношения с детьми другие родители, наладить контакт не только со своим малышом, но и другими детьми и их представителями.

Работа с родителями в ДОУ
Работа с родителями в ДОУ

В рамках реализации программы этого направления работы с родителями в ДОУ воспитатели:

  • проводят праздники, посвященные мамам, бабушкам, дням рождения и т. п.;
  • тематические развлечения, например, День смеха;
  • организуют встречи с интересными людьми, посвященные различным профессиям, семейные спортивные праздники;
  • проводят вернисажи, посвященные чувствам и эмоциям;
  • в рамках работы с родителями в ДОУ оформляют совместные проекты на тему семьи, предков, семейные газеты, рассказывающие о близких малышей, вариантах проведения досуга, выставки семейных коллекций, реликвий;
  • ставят спектакли;
  • организуют совместные походы и экскурсии.

К написанию праздничных сценариев можно привлекать родителей. Для подготовки к семейным мероприятиям можно использовать следующий алгоритм:

  1. Выделить цели и задачи предстоящего мероприятия для детей, родителей и педагогов.
  2. Провести консультацию для родителей.
  3. Составить план праздника.
  4. Распределить между родителями роли, определить характер и степень их участия в проводимом мероприятии.
  5. Оформить пригласительные билеты.
  6. Подготовить номера праздничной программы (выучить стихи, сценки, танцы и т. п.).
  7. Составить памятки для детей и родителей.
  8. Провести при необходимости индивидуальные консультации.
  9. Подготовить праздничные атрибуты, костюмы.

Благодаря такой, в том числе индивидуальной, работе с родителями в ДОУ повышается психолого-педагогическая осведомленность мам и пап в вопросах воспитания и взаимоотношений с детьми.

Часто задаваемые вопросы о работе с родителями в ДОУ

Отвечаем на частые вопросы.

Нужно ли благодарить родителей за проделанную работу?

Любому человеку приятно, когда его работа ценится другими. Родители в этом плане – не исключение. Поэтому хвалить их за участие в жизни ДОУ можно и нужно.

Что говорится в ФГОС о работе с родителями?

Согласно ФГОС работа с родителями в ДОУ должна осуществляться на основании дифференцированного подхода с учетом социального статуса и характеристики семьи, родительских запросов и степени заинтересованности взрослых во взаимодействии. Организация работы с семьей – один из принципов дошкольного образования.

Зачем нужен семейный клуб?

Благодаря клубу отношения с семьями воспитанников, работа с их родителями в ДОУ выстраиваются на принципах добровольности и личной заинтересованности. Мамы, папы и педагоги в клубе нацелены на решение общих задач, поиск оптимальных форм взаимодействия с детьми.

В процессе воспитания здоровой личности в социуме возникают различные сложности, встают вопросы, на эффективность решения которых влияет уровень доверия родителей к сотрудникам ДОУ. Чем теснее взаимодействие мам и пап с педагогами, тем легче им двигаться по пути всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Воспитатели России
  4. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw