Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Бесплатный вебинар "Ребенок не хочет учиться: как помочь"
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Технология ТРИЗ: суть и особенности
Главная > Блог > Технология ТРИЗ: суть и особенности
26.12.2022
2562
Время чтения: 14 минут

Технология ТРИЗ: суть и особенности

Что такое? Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) представляет собой особый инструмент творческого развития и потенциала в целом. Суть в том, что благодаря подобному подходу люди могут находить уникальные алгоритмы для упрощения стандартных, рутинных процессов.

Как использовать? Этот метод может использоваться в самых разных сферах. Его активно применяют в рамках образовательной деятельности в ДОУ, чтобы запустить механизмы развития ребенка, направить его фантазию в нужное русло. Есть различные приемы ТРИЗ в рамках педагогики.

Оглавление:
  1. История возникновения технологии ТРИЗ
  2. Суть технологии ТРИЗ
  3. Принципы технологии ТРИЗ
  4. Методы и приёмы технологии ТРИЗ в рамках педагогики
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

История возникновения технологии ТРИЗ

Советский ученый Генрих Альтшуллер, будучи также инженером и писателем-фантастом, еще в 1946 году озадачился изучением приемов, которые использовались изобретателями для решения тех или иных задач. В результате своих изысканий он определил 40 основных способов и дал им название «теория решения изобретательских задач».

В своих рассуждениях Генрих Альтшуллер утверждал, что при решении любой технической задачи наступает момент, когда вариантов ее ответов много, но конкретного нет. Подобная ситуация характерна для каждого изобретателя. Ученый сделал вывод о том, что при наличии ресурсов, в том числе материальных, временных, человеческих и т.п., можно найти наиболее эффективный путь решения. Тогда и ответ станет ясным.

Технология ТРИЗ

Теория Альтшуллера легла в основу многих методик преподавания, в 80-е гг. их активно применяли в школах и на заводах. На некоторое время подобная практика утратила свою актуальность.

Но сегодня технология ТРИЗ распространена во всем мире. Ее методы и инструменты активно используются в таких крупнейших компаниях, как Samsung, Boeing, LG, Toyota, Gillette, Ford, Johnson&Johnson, Kodak и многие другие.

1998 год ознаменовался открытием Института Альтшуллера в Соединенных Штатах, направлением деятельности которого стало обучение менеджеров и инженеров.

Ежегодно проводятся тематические конференции, функционируют ассоциации ТРИЗ (Азиатская, Европейская и Международная).

Суть технологии ТРИЗ

ТРИЗ представляет собой совокупность методов и приемов, помогающих в решении задач и модернизации систем. Технология использования ТРИЗ применяется для эффективного поиска ответов на самые сложные вопросы, способствует более гибкому мышлению, развитию творческих способностей.

Отдельные специалисты говорят о том, что она является отличным инструментом для совершенствования навыков креатива, поскольку не предполагает единственно верного ответа.

Методы технологии ТРИЗ используются в ситуациях, когда перед человеком встает необходимость решить изобретательскую задачу. Речь идет о проблемах, для которых не характерно использование стандартных способов решения, но имеется возможность изобрести другой эффективный путь, исключающий потери.

Суть технологии ТРИЗ

Практическое изучение данной теории позволило выявить ее главные преимущества:

  • суть задачи может быть определена с помощью иного подхода;
  • для ее решения могут и должны быть использованы нестандартные способы;
  • творческая деятельность оказывается наиболее результативной;
  • развивается навык систематизации полученной информации в ходе поиска решения;
  • технология стимулирует развитие творческих способностей;
  • при установлении направления поиска решений учитываются такие детали, на которых в обычной ситуации внимание не заостряется;
  • развивается мышление: логическое, системное и алогическое;
  • меняется восприятие отдельных явлений, появляется возможностей оценить их с другой точки зрения;
  • расширяется кругозор;
  • использование методики позволяет значительно сократить время на поиск решения задачи.

Принципы технологии ТРИЗ

Концепцию теории решения изобретательских задач составляют принципы:

  1. Целью изобретательства является получение идеального конечного результата (ИКР), достигнутого при минимальных затратах и не имеющего нежелательных эффектов. Существует три способа, помогающих добиться ИКР. Первый – убрать объект; второй – сделать так, чтобы объект все сделал самостоятельно; третий – делегировать выполнение необходимой работы другим объектам.
  2. Решению проблем способствуют имеющиеся противоречия. Иначе говоря, если перед человеком поставлена неординарная задача, поиск ответа на нее необходимо начинать только после того, как будут выявлены и устранены антагонизмы, придающие ей как раз такой нетривиальный вид. Ликвидируя противоречия, следует ориентироваться на одну из трех версий результата: 1 – оставить то, что было; 2 – убрать лишнее качество; 3 – добавить необходимое.
  3. Любой процесс может быть систематизирован, в том числе изобретательство. Это значит, что для поиска креативного способа решения задачи можно использовать известные инструменты и методики.

Принципы технологии ТРИЗ

Если обобщить все изложенное, то технологию использования ТРИЗ можно представить следующим образом:

  • формулируется задача;
  • ведется поиск противоречий, которые нужно исключить, чтобы найти решение;
  • определяется идеальный конечный результат;
  • указываются все доступные ресурсы, требующиеся для получения результата;
  • применяются описанные в ТРИЗ приемы решения задач;
  • производится анализ полученного результата.

Процесс может быть выполнен одним человеком или командой. В последнем случае при поиске решения допускается применение такой известной методики, как мозговой штурм.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ в рамках педагогики

Как методы могут использовать для обучения детей.

Мозговой штурм

Мозговой штурм представляет собой коллективный поиск решения проблемы. Его участники высказывают свои идеи, среди которых затем выбираются самые оригинальные и перспективные. Такая технология ТРИЗ в детском саду используется очень часто. Это наиболее эффективный инструмент, помогающим ребятишкам найти выход из сложных, казалось бы, ситуаций.

Что требуется для проведения мозгового штурма?

На этапе подготовки:

  • озвучивается проблема;
  • формируются команды, участникам которых отведены свои роли;
  • назначается ведущий.

На основном этапе происходит непосредственно высказывание участниками своих мыслей и идей. При этом педагог принимает все предложения ребят, не пытается их оценивать или критиковать, но поощряет и поддерживает инициативность каждого воспитанника. Суть в том, чтобы зафиксировать все, даже кажущиеся нелепыми идеи, а затем обсудить каждую. Основной этап состоит из:

  • разработки;
  • комбинирования;
  • оптимизации идей.

История возникновения технологии ТРИЗ

Советский ученый Генрих Альтшуллер, будучи также инженером и писателем-фантастом, еще в 1946 году озадачился изучением приемов, которые использовались изобретателями для решения тех или иных задач. В результате своих изысканий он определил 40 основных способов и дал им название «теория решения изобретательских задач».

В своих рассуждениях Генрих Альтшуллер утверждал, что при решении любой технической задачи наступает момент, когда вариантов ее ответов много, но конкретного нет. Подобная ситуация характерна для каждого изобретателя. Ученый сделал вывод о том, что при наличии ресурсов, в том числе материальных, временных, человеческих и т.п., можно найти наиболее эффективный путь решения. Тогда и ответ станет ясным.

Технология ТРИЗ

Теория Альтшуллера легла в основу многих методик преподавания, в 80-е гг. их активно применяли в школах и на заводах. На некоторое время подобная практика утратила свою актуальность.

Но сегодня технология ТРИЗ распространена во всем мире. Ее методы и инструменты активно используются в таких крупнейших компаниях, как Samsung, Boeing, LG, Toyota, Gillette, Ford, Johnson&Johnson, Kodak и многие другие.

1998 год ознаменовался открытием Института Альтшуллера в Соединенных Штатах, направлением деятельности которого стало обучение менеджеров и инженеров.

Ежегодно проводятся тематические конференции, функционируют ассоциации ТРИЗ (Азиатская, Европейская и Международная).

Суть технологии ТРИЗ

ТРИЗ представляет собой совокупность методов и приемов, помогающих в решении задач и модернизации систем. Технология использования ТРИЗ применяется для эффективного поиска ответов на самые сложные вопросы, способствует более гибкому мышлению, развитию творческих способностей.

Отдельные специалисты говорят о том, что она является отличным инструментом для совершенствования навыков креатива, поскольку не предполагает единственно верного ответа.

Методы технологии ТРИЗ используются в ситуациях, когда перед человеком встает необходимость решить изобретательскую задачу. Речь идет о проблемах, для которых не характерно использование стандартных способов решения, но имеется возможность изобрести другой эффективный путь, исключающий потери.

Суть технологии ТРИЗ

Практическое изучение данной теории позволило выявить ее главные преимущества:

  • суть задачи может быть определена с помощью иного подхода;
  • для ее решения могут и должны быть использованы нестандартные способы;
  • творческая деятельность оказывается наиболее результативной;
  • развивается навык систематизации полученной информации в ходе поиска решения;
  • технология стимулирует развитие творческих способностей;
  • при установлении направления поиска решений учитываются такие детали, на которых в обычной ситуации внимание не заостряется;
  • развивается мышление: логическое, системное и алогическое;
  • меняется восприятие отдельных явлений, появляется возможностей оценить их с другой точки зрения;
  • расширяется кругозор;
  • использование методики позволяет значительно сократить время на поиск решения задачи.

Принципы технологии ТРИЗ

Концепцию теории решения изобретательских задач составляют принципы:

  1. Целью изобретательства является получение идеального конечного результата (ИКР), достигнутого при минимальных затратах и не имеющего нежелательных эффектов. Существует три способа, помогающих добиться ИКР. Первый – убрать объект; второй – сделать так, чтобы объект все сделал самостоятельно; третий – делегировать выполнение необходимой работы другим объектам.
  2. Решению проблем способствуют имеющиеся противоречия. Иначе говоря, если перед человеком поставлена неординарная задача, поиск ответа на нее необходимо начинать только после того, как будут выявлены и устранены антагонизмы, придающие ей как раз такой нетривиальный вид. Ликвидируя противоречия, следует ориентироваться на одну из трех версий результата: 1 – оставить то, что было; 2 – убрать лишнее качество; 3 – добавить необходимое.
  3. Любой процесс может быть систематизирован, в том числе изобретательство. Это значит, что для поиска креативного способа решения задачи можно использовать известные инструменты и методики.

Принципы технологии ТРИЗ

Если обобщить все изложенное, то технологию использования ТРИЗ можно представить следующим образом:

  • формулируется задача;
  • ведется поиск противоречий, которые нужно исключить, чтобы найти решение;
  • определяется идеальный конечный результат;
  • указываются все доступные ресурсы, требующиеся для получения результата;
  • применяются описанные в ТРИЗ приемы решения задач;
  • производится анализ полученного результата.

Процесс может быть выполнен одним человеком или командой. В последнем случае при поиске решения допускается применение такой известной методики, как мозговой штурм.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ в рамках педагогики

Как методы могут использовать для обучения детей.

Мозговой штурм

Мозговой штурм представляет собой коллективный поиск решения проблемы. Его участники высказывают свои идеи, среди которых затем выбираются самые оригинальные и перспективные. Такая технология ТРИЗ в детском саду используется очень часто. Это наиболее эффективный инструмент, помогающим ребятишкам найти выход из сложных, казалось бы, ситуаций.

Что требуется для проведения мозгового штурма?

На этапе подготовки:

  • озвучивается проблема;
  • формируются команды, участникам которых отведены свои роли;
  • назначается ведущий.

На основном этапе происходит непосредственно высказывание участниками своих мыслей и идей. При этом педагог принимает все предложения ребят, не пытается их оценивать или критиковать, но поощряет и поддерживает инициативность каждого воспитанника. Суть в том, чтобы зафиксировать все, даже кажущиеся нелепыми идеи, а затем обсудить каждую. Основной этап состоит из:

  • разработки;
  • комбинирования;
  • оптимизации идей.

З

В открытом доступе до 21 апреля
Скачайте бесплатно разработки наших методистов
  • Сценарий последнего звонка
  • День космонавтики: презентация и сценарий праздника
  • 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»
Уже скачали 4372 человека
аключительный этап мозгового штурма характеризуется:

  • общим анализом всех предложений;
  • их оценкой;
  • подбором самых эффективных идей.

Какая проблема может быть поставлена перед воспитанниками:

  • как рассказать сказку без слов;
  • чем можно рисовать на асфальте;
  • как не намокнуть под дожем;
  • как выгнать лису из избушки зайца;
  • как не дать медведю развалить теремок;
  • как создать мелодию без музыкальных инструментов;
  • где можно отыскать лето зимой;
  • как мышки могут достать сыр, если рядом кот.

Мозговой штурм

Синектика

Впервые этот метод был озвучен Вильямом Гордоном в 60-х гг. Он предлагал развивать детские способности с помощью аналогий, при этом абстрагируясь от привычных вещей.

К примеру, эмпатия, состоящая в том, чтобы «примерить» на себя поведение и чувства другого объекта. Задача ребенка – перевоплотиться в заданного персонажа или предмет и постараться передать его образ, состояние и характер. Часто такой прием технологии ТРИЗ используется на музыкальном занятии, во время которого воспитанники исполняют роли различных героев. В качестве примеров заданий можно привести:

  • изображение повадок кошки, охотящейся на мышь;
  • демонстрацию походки медведя, стоящего на двух лапах;
  • отождествление себя с котенком, который мурлыкает любимую песенку.

Прямая аналогия – это сопоставление разных объектов. Допустим, как летают самолет и птица, как плавает подводная лодка и рыба на глубине океана.

Фантазия – это та же аналогия, только затрагивающая выдуманный мир. Ребенок ассоциирует земной предмет или явление с воображаемым. Например, радость – солнце, любовь – сердце, ссора – туча и т.п.

Метод каталога

Следующий метод технологии ТРИЗ был предложен немецким профессором Э. Кунце в 30-х гг. XX века. Его суть заключается в следующем: ребенку предложены различные слова, обозначающие героев, предметы, действия и пр., выбранные наугад из разных источников. Задача воспитанника – составить из них рассказ.

Как показывает практика, результатом сочинения становится фантастический неожиданный сюжет. Этот прием – эффективный инструмент развития творческих талантов ребенка.

Метод фокальных объектов

Вытекает из предыдущего метода и способствует развитию фантазии и мышления. Технология ТРИЗ применяется в форме игры, во время которой детям показываются карточки с изображениями разных предметов. Ребят просят назвать признаки, свойственные каждому объекту, а затем перенести их на другие. Такой прием позволяет значительно расширить границы восприятия.

Метод фокальных объектов

  • Игра «Сюрприз» (старшая группа).

При реализации данного метода также используются предметные карточки. Два воспитанника выбирают по одной и описывают изображенный на ней предмет, указывая характерные для него признаки.

К примеру, «большая книга с интересными сказами» и «красивая машинка на радиоуправлении». После чего они «меняются» свойствами предметов и характеризуют их по-новому. «Красивая книга со сказками, которой можно управлять, чтобы она сама читала истории» и «большая машина, везущая персонажей из сказки».

  • Игра «Изобретатели» (средняя группа)

Такой прием используется, чтобы помочь детям развить свое воображение. Им предлагается создать (нарисовать, придумать) предметы, приспособления, героев, не существующих в реальности, и дать им краткую характеристику.

Предположим, «Котокрот» – потомок крота и кошки, хоть и обитает под землей, но отлично видит в темноте, благодаря чему успешно охотится на мышей и роет огромные норы.

Системный анализ (системный оператор)

С помощью такого метода технологии ТРИЗ дети учатся видеть целостную картину мира, включая взаимодействие различных объектов между собой, осознавать течение времени, понимать роль элементов окружающей среды. Что дает системный анализ:

  • Знания об объекте (системе), ее составляющих (подсистеме), принадлежности целому (надсистеме); понимание свойств, которыми обладают отдельные части, и в какие системы и подсистемы они могут объединяться.
  • Развивает аналитические навыки на примере действий объекта, совершаемых им в прошлом, настоящем и будущем на уровне системы, подсистемы и надсистемы.

Пример:

Системный анализ

  • Система: еж.
  • Подсистема: глаза, носик, лапки, иголки.
  • Надсистема: животные леса.
  • Прошлое: маленького ежика, который рождается голым и слепым, мама кормила молоком, потом учила добывать себе пищу и защищаться от врагов.
  • Настоящее: ежик вырос, у него появились иголки, он легко находит себе пропитание в лесу.
  • Будущее: еж станет совсем взрослым, у него появятся ежата, и тогда он будет заботиться о них и оберегать от хищников.
  • Антисистема: еж, особенно молодой и неопытный, может стать добычей лисы, енота или хищной птицы, поэтому он старается избегать встречи с ними.

Для занятий с детьми младшего возраста рекомендуется применять от 3 до 5 элементов вертикального или горизонтального ряда. А вот старшие дошколята вполне способны взаимодействовать и с большим их количеством.

Такие логические ряды можно выстраивать на прогулке или во время игры, рассуждая вместе с воспитанниками на такие темы, как, например, откуда возникает радуга, почему идет снег, как растут деревья, куда летит бабочка и т.п. Эти разговоры будут не только увлекательными, но и познавательными.

Морфологический анализ

Такой метод технологии ТРИЗ интересен тем, что его применение позволяет находить новое креативное решение за счет перечисления возможных вариантов или особенностей объекта. Наглядно это можно представить в виде морфологической таблицы, горизонтальная ось которой –объект, а вертикальная – его признаки. Морфологический ящик – это множество осевых линий. То есть допускается несколько объектов (ребенок, взрослый, пожилой) и их характеристик (одежда, место, черты).

Детям выбор характеристик в произвольном порядке покажется необычной и веселой игрой, потому что так они смогут открыть для себя новые любопытные образы и расширить границы своей фантазии. Допустим, Карлсон – это миловидный ребенок в парадном костюме, очень спокойный и тихий, который живет в маленькой избушке посреди леса и ездит на велосипеде.

Данетка

Технология ТРИЗ реализуется в игровой форме и предназначена для развития у детей навыков правильной формулировки вопросов, определения главных признаков, систематизации различных объектов в зависимости от их характеристик.

В чем заключается данный прием? Дети угадывают предмет с помощью ими же заданных вопросов, предполагающих ответ «да» или «нет».

Данетка

«Золотая рыбка»

Этот метод используется для того, чтобы научить ребят видеть границы между реальным миром и выдуманным. В качестве тренировки педагог предлагает воспитанникам прочесть сказку и определить, какие предметы и явления имеют место в нашей жизни, а какие являются фантазией автора. Пример:

  • забросил старик невод в синее море и вытащил рыбку — ситуация, возможная в реальности;
  • пришел невод с говорящей Золотой Рыбкой — выдумка, так как это вид аквариумных рыбок, которые не живут в морской воде.

Далее выдвигается гипотеза, с помощью которой из сказочного мира можно вновь вернуться в настоящий. Допустим, золотая рыбка оказалась в море, когда аквариум с ней упал с корабля, совершающего путешествие.

Моделирование маленькими человечками

Еще одна интересная технология ТРИЗ помогает малышам скорее разобраться с особенностями явлений природы. Так, у персонажей любимых сказок поведение меняется в зависимости от вещества, в которое они попали. Оказавшись в твердом теле, человечки прижимаются друг к другу, в жидком – просто находятся рядом, в газообразном – активно двигаются. Таким образом, дети делают вывод о том, что при превращении воды в лед поведение персонажей также меняется.

Иногда взрослым свойственно подгонять ребенка и ждать от него конкретных действий здесь и сейчас. Но технология использования ТРИЗ подразумевает обратное. На малыша нельзя давить, торопить его, ругать за то, что не понял суть задания. Если ребенок не может осмыслить ситуацию, которую вы ему объясняете, лучше отложить разговор до лучших времен.

В остальных случаях требуется мотивировать воспитанника, поощрять инициативу и не критиковать его мнение и идеи. Педагог должен помогать, но не заставлять. Так ребенок будет чувствовать себя более непринужденно, уверенно, не стесняться высказываться. И, разумеется, необходимо прежде понять, какими знаниями и навыками обладает воспитанник, чтобы опираться на них при составлении заданий.

Теперь вы знаете, что представляет собой технология ТРИЗ и какие методы она в себя включает. Используя упомянутые в статье приемы, вы сможете не только разнообразить будни своего малыша интересными играми, но и способствовать развитию его мышления, фантазии и изобретательности.

В открытом доступе до 21 апреля
Скачайте бесплатно разработки наших методистов
  • Сценарий последнего звонка
  • День космонавтики: презентация и сценарий праздника
  • 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»
Уже скачали 4372 человека

Заключительный этап мозгового штурма характеризуется:

  • общим анализом всех предложений;
  • их оценкой;
  • подбором самых эффективных идей.

Какая проблема может быть поставлена перед воспитанниками:

  • как рассказать сказку без слов;
  • чем можно рисовать на асфальте;
  • как не намокнуть под дожем;
  • как выгнать лису из избушки зайца;
  • как не дать медведю развалить теремок;
  • как создать мелодию без музыкальных инструментов;
  • где можно отыскать лето зимой;
  • как мышки могут достать сыр, если рядом кот.

Мозговой штурм

Синектика

Впервые этот метод был озвучен Вильямом Гордоном в 60-х гг. Он предлагал развивать детские способности с помощью аналогий, при этом абстрагируясь от привычных вещей.

К примеру, эмпатия, состоящая в том, чтобы «примерить» на себя поведение и чувства другого объекта. Задача ребенка – перевоплотиться в заданного персонажа или предмет и постараться передать его образ, состояние и характер. Часто такой прием технологии ТРИЗ используется на музыкальном занятии, во время которого воспитанники исполняют роли различных героев. В качестве примеров заданий можно привести:

  • изображение повадок кошки, охотящейся на мышь;
  • демонстрацию походки медведя, стоящего на двух лапах;
  • отождествление себя с котенком, который мурлыкает любимую песенку.

Прямая аналогия – это сопоставление разных объектов. Допустим, как летают самолет и птица, как плавает подводная лодка и рыба на глубине океана.

Фантазия – это та же аналогия, только затрагивающая выдуманный мир. Ребенок ассоциирует земной предмет или явление с воображаемым. Например, радость – солнце, любовь – сердце, ссора – туча и т.п.

Метод каталога

Следующий метод технологии ТРИЗ был предложен немецким профессором Э. Кунце в 30-х гг. XX века. Его суть заключается в следующем: ребенку предложены различные слова, обозначающие героев, предметы, действия и пр., выбранные наугад из разных источников. Задача воспитанника – составить из них рассказ.

Как показывает практика, результатом сочинения становится фантастический неожиданный сюжет. Этот прием – эффективный инструмент развития творческих талантов ребенка.

Метод фокальных объектов

Вытекает из предыдущего метода и способствует развитию фантазии и мышления. Технология ТРИЗ применяется в форме игры, во время которой детям показываются карточки с изображениями разных предметов. Ребят просят назвать признаки, свойственные каждому объекту, а затем перенести их на другие. Такой прием позволяет значительно расширить границы восприятия.

Метод фокальных объектов

  • Игра «Сюрприз» (старшая группа).

При реализации данного метода также используются предметные карточки. Два воспитанника выбирают по одной и описывают изображенный на ней предмет, указывая характерные для него признаки.

К примеру, «большая книга с интересными сказами» и «красивая машинка на радиоуправлении». После чего они «меняются» свойствами предметов и характеризуют их по-новому. «Красивая книга со сказками, которой можно управлять, чтобы она сама читала истории» и «большая машина, везущая персонажей из сказки».

  • Игра «Изобретатели» (средняя группа)

Такой прием используется, чтобы помочь детям развить свое воображение. Им предлагается создать (нарисовать, придумать) предметы, приспособления, героев, не существующих в реальности, и дать им краткую характеристику.

Предположим, «Котокрот» – потомок крота и кошки, хоть и обитает под землей, но отлично видит в темноте, благодаря чему успешно охотится на мышей и роет огромные норы.

Системный анализ (системный оператор)

С помощью такого метода технологии ТРИЗ дети учатся видеть целостную картину мира, включая взаимодействие различных объектов между собой, осознавать течение времени, понимать роль элементов окружающей среды. Что дает системный анализ:

  • Знания об объекте (системе), ее составляющих (подсистеме), принадлежности целому (надсистеме); понимание свойств, которыми обладают отдельные части, и в какие системы и подсистемы они могут объединяться.
  • Развивает аналитические навыки на примере действий объекта, совершаемых им в прошлом, настоящем и будущем на уровне системы, подсистемы и надсистемы.

Пример:

Системный анализ

  • Система: еж.
  • Подсистема: глаза, носик, лапки, иголки.
  • Надсистема: животные леса.
  • Прошлое: маленького ежика, который рождается голым и слепым, мама кормила молоком, потом учила добывать себе пищу и защищаться от врагов.
  • Настоящее: ежик вырос, у него появились иголки, он легко находит себе пропитание в лесу.
  • Будущее: еж станет совсем взрослым, у него появятся ежата, и тогда он будет заботиться о них и оберегать от хищников.
  • Антисистема: еж, особенно молодой и неопытный, может стать добычей лисы, енота или хищной птицы, поэтому он старается избегать встречи с ними.

Для занятий с детьми младшего возраста рекомендуется применять от 3 до 5 элементов вертикального или горизонтального ряда. А вот старшие дошколята вполне способны взаимодействовать и с большим их количеством.

Такие логические ряды можно выстраивать на прогулке или во время игры, рассуждая вместе с воспитанниками на такие темы, как, например, откуда возникает радуга, почему идет снег, как растут деревья, куда летит бабочка и т.п. Эти разговоры будут не только увлекательными, но и познавательными.

Морфологический анализ

Такой метод технологии ТРИЗ интересен тем, что его применение позволяет находить новое креативное решение за счет перечисления возможных вариантов или особенностей объекта. Наглядно это можно представить в виде морфологической таблицы, горизонтальная ось которой –объект, а вертикальная – его признаки. Морфологический ящик – это множество осевых линий. То есть допускается несколько объектов (ребенок, взрослый, пожилой) и их характеристик (одежда, место, черты).

Детям выбор характеристик в произвольном порядке покажется необычной и веселой игрой, потому что так они смогут открыть для себя новые любопытные образы и расширить границы своей фантазии. Допустим, Карлсон – это миловидный ребенок в парадном костюме, очень спокойный и тихий, который живет в маленькой избушке посреди леса и ездит на велосипеде.

Данетка

Технология ТРИЗ реализуется в игровой форме и предназначена для развития у детей навыков правильной формулировки вопросов, определения главных признаков, систематизации различных объектов в зависимости от их характеристик.

В чем заключается данный прием? Дети угадывают предмет с помощью ими же заданных вопросов, предполагающих ответ «да» или «нет».

Данетка

«Золотая рыбка»

Этот метод используется для того, чтобы научить ребят видеть границы между реальным миром и выдуманным. В качестве тренировки педагог предлагает воспитанникам прочесть сказку и определить, какие предметы и явления имеют место в нашей жизни, а какие являются фантазией автора. Пример:

  • забросил старик невод в синее море и вытащил рыбку — ситуация, возможная в реальности;
  • пришел невод с говорящей Золотой Рыбкой — выдумка, так как это вид аквариумных рыбок, которые не живут в морской воде.

Далее выдвигается гипотеза, с помощью которой из сказочного мира можно вновь вернуться в настоящий. Допустим, золотая рыбка оказалась в море, когда аквариум с ней упал с корабля, совершающего путешествие.

Моделирование маленькими человечками

Еще одна интересная технология ТРИЗ помогает малышам скорее разобраться с особенностями явлений природы. Так, у персонажей любимых сказок поведение меняется в зависимости от вещества, в которое они попали. Оказавшись в твердом теле, человечки прижимаются друг к другу, в жидком – просто находятся рядом, в газообразном – активно двигаются. Таким образом, дети делают вывод о том, что при превращении воды в лед поведение персонажей также меняется.

Иногда взрослым свойственно подгонять ребенка и ждать от него конкретных действий здесь и сейчас. Но технология использования ТРИЗ подразумевает обратное. На малыша нельзя давить, торопить его, ругать за то, что не понял суть задания. Если ребенок не может осмыслить ситуацию, которую вы ему объясняете, лучше отложить разговор до лучших времен.

В остальных случаях требуется мотивировать воспитанника, поощрять инициативу и не критиковать его мнение и идеи. Педагог должен помогать, но не заставлять. Так ребенок будет чувствовать себя более непринужденно, уверенно, не стесняться высказываться. И, разумеется, необходимо прежде понять, какими знаниями и навыками обладает воспитанник, чтобы опираться на них при составлении заданий.

Теперь вы знаете, что представляет собой технология ТРИЗ и какие методы она в себя включает. Используя упомянутые в статье приемы, вы сможете не только разнообразить будни своего малыша интересными играми, но и способствовать развитию его мышления, фантазии и изобретательности.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
набор посуды
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
набор посуды
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw