Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Бесплатный вебинар "Ребенок не хочет учиться: как помочь"
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Типы образовательных организаций и их особенности
Главная > Блог > Типы образовательных организаций и их особенности
30.01.2023
13857
Время чтения: 14 минут

Типы образовательных организаций и их особенности

Что это? Типы образовательных организаций прописаны в законодательных актах. В основе типологии – программа, реализация которой является основной целью деятельности. Критерий типологизации образовательных организаций разработан в статье 12 закона «Об образовании», которая посвящена таким программам.

Почему важно? Образование всегда было одним из важнейших направлений развития человека и социума. В современном мире практически в каждом государстве этой сферы уделяется достаточное количество внимания, ведь, помимо первостепенной функции, оно также отвечает за социализацию граждан.

Оглавление:
  1. Общепринятые типы и виды образовательных организаций
  2. Развернутая классификация типов образовательных организаций
  3. Расширенные виды образовательных учреждений
  4. Вариативная система образования в России
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Общепринятые типы и виды образовательных организаций

Существуют разные типы образовательных организаций, такое разделение объясняется разным подходом, а также уровнем подготовки, который отличается в зависимости от возраста ребенка.

Дошкольные

Дошкольные образовательные организации соответствуют требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет. Задача – подготовить ребенка к последующему образовательному этапу – то есть школе.

Дошкольные

Дошкольные учреждения подразделяются на несколько типов:

  • Ясли – это учреждение для ребятишек раннего возраста от одного до трех лет. Педагоги проводят раннюю адаптацию ребенка в социуме, а также выполняют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе.
  • Детский сад функционирует по программе общеразвивающей направленности, в этом учреждении дети активно социализируются, получают коммуникативные навыки.
  • Детский сад для предшкольного возраста – в нем занимаются дети в возрасте от 5 до 7 лет, чтобы получить первичные умения и мотивацию к последующему обучению в школе.
  • Компенсирующий детский сад для детей с ограниченными возможностями необходим для оказания услуг по общеразвивающим направлениям, когда в обязательном порядке требуется коррекция одного или многих типов физических и психических отклонений здоровья.

Общеобразовательные

Необходимы для обеспечения образования детей, возраст которых 7–18 лет. В зависимости от возраста ребенок проходит через следующие ступени:

  • Начальная школа – на данном этапе ребенок получает первичные навыки обучения, также осуществляется отработка необходимых навыков – детей учат считать, писать, читать, прививают правила социального поведения, ЗОЖ, самоконтроля.
  • Средняя общеобразовательная школа. Реализует программы начального, основного и среднего общего образования. Закончив среднюю общеобразовательную школу, ребенок получает аттестат и может в дальнейшем устроиться на работу либо продолжить обучение.
  • Гимназия. Осуществляет образовательную деятельность в основном и среднем звене с углубленным изучением гуманитарных предметов, таких как иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия.
  • Лицей. В этом образовательном учреждении углубленно изучаются естественно-научные и физико-математические предметы. В лицеях проводятся занятия по индивидуально разработанным спецпланам и программам.

Профессиональные

Данный тип образовательных организаций и учреждений необходим для того, чтобы обучать выпускников общего и среднего школьного звена.

Окончив профессиональное учебное заведение, человек получает диплом о среднем образовании и сможет трудиться по специальности. Базовую подготовку проводят техникумы, базовую и углубленную – колледжи.

Вуз

Выпускники школ с неполным средним образованием на базе 11 классов либо средних специальных учебных заведений, сдав экзамены, получат возможность учиться в вузе. Высшие учебные заведения выполняют не только образовательную, но и научную функцию.

Вузы

Вузы подразделяются на несколько видов:

  • Университет. В нем можно получить высшее образование, пройти профессиональную переподготовку по нужной специальности. Университет обеспечивает реализацию научного потенциала в широком спектре наук. Является методологическим и научным центром.
  • Академия. По сравнению с университетом имеет более узкую направленность научных исследований. Здесь можно получить степень специалиста: бакалавра, магистра в выбранной области профессиональной деятельности.
  • Институт. Обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Также в институте проводятся научные и прикладные исследования. Данный тип образовательных организаций, реализующих образовательные программы, не является методологическим центром.

Развернутая классификация типов образовательных организаций

Чтобы узнать, какие типы образовательных организаций существуют, необходимо изучить классификаторы информации в составе Интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) сферы образования (приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004 № 34-51-53ин/01-11).

Развернутая классификация типов образовательных организаций

С учетом назначения выделяют основные типы образовательных организаций:

  • Дошкольные образовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Образовательные учреждения дополнительного образования детей.
  • Межшкольные учебные комбинаты.
  • Общеобразовательные учреждения.
  • Общеобразовательные школы-интернаты.
  • Кадетские школы.
  • Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи.
  • Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.
  • Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
  • Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
  • Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.
  • Образовательные учреждения начального профессионального образования.
  • Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения).
  • Образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы).
  • Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие военно-учебные заведения).
  • Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования специалистов, где осуществляется повышение квалификации.

Расширенные виды образовательных учреждений

ДОУ включают в себе следующие образовательные учреждения:

  • детский сад;
  • детский сад общеразвивающего вида, где в приоритете осуществляется одно либо несколько направлений развития детей: интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое;
  • детский сад компенсирующего вида, где реализуется высококвалифицированная коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей;
  • детский сад присмотра и оздоровления, где осуществляются санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия и процедуры;
  • комбинированный детский сад, в его состав входят общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы;
  • центр развития ребенка – детский сад, где осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление детей.

Образовательные организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • начальная школа – детский сад;
  • начальная школа – детский сад компенсирующего вида, где реализуется высококвалифицированная коррекция отклонений в физическом и психическом развитии детей;
  • прогимназия, где в приоритете осуществляются одно либо несколько направлений развития детей: интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое.

Учреждения дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования:

  • центр дополнительного образования детей, развития творчества;
  • центр для детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский и подростковый, внешкольной работы, детский экологический – оздоровительный, эколого-биологический, детского и юношеского туризма и экскурсий – юных туристов, детского и юношеского технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный);
  • дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский центр культуры (искусств);
  • дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств));
  • клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (экологобиологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);
  • станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));
  • школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в том числе олимпийского резерва));
  • детский оздоровительно-образовательный лагерь;
  • межшкольный учебный комбинат.

Общеобразовательные учреждения

Общеобразовательные учреждения:

  • начальная общеобразовательная школа;
  • основная общеобразовательная школа;
  • средняя общеобразовательная школа;
  • средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
  • гимназия;
  • лицей;
  • общеобразовательная школа-интернат;
  • гимназия-интернат;
  • лицей-интернат;
  • общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;
  • кадетская школа;
  • кадетская школа-интернат;
  • вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
  • открытая (сменная) общеобразовательная школа;
  • центр образования;
  • вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Также есть тип образовательных организаций для тех ребятишек, которые нуждаются в психологопедагогической и медико-социальной помощи:

  • центр диагностики и консультирования;
  • центр психолого-медико-социального сопровождения;
  • центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
  • центр социально-трудовой адаптации и профориентации;
  • центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Специальные учебно-воспитательные учреждения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с отклонениями в поведении:

  • специальная общеобразовательная школа;
  • специальное профессиональное училище;
  • специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния;
  • специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния;
  • специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад;
  • специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
  • специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Кроме того, выделяют особый тип образовательных организаций для тех, кто является сиротами или остался без попечения родителей:

  • детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
  • детский дом – школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
  • специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
В открытом доступе до 24 апреля
Скачайте бесплатно разработки наших методистов
  • Сценарий последнего звонка
  • День космонавтики: презентация и сценарий праздника
  • 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»
Уже скачали 4372 человека

Также выделяют оздоровительные образовательные организации:

  • санаторные школы-интернаты;
  • санаторно-лесные школы;
  • санаторные детские дома для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

Отдельно выделяют такой тип образовательных организаций, как суворовские, нахимовские, кадетские учреждения:

  • суворовское военное училище;
  • нахимовское военно-морское училище;
  • кадетский (морской кадетский) корпус;
  • военно-музыкальное училище;
  • музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования

Учреждения начального профессионального образования:

  • профессиональное училище;
  • профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования;
  • учебно-производственный центр;
  • техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая);
  • вечернее (сменное) образовательное учреждение.

Учреждения среднего профессионального образования:

  • техникум (училище);
  • колледж.

Вузы:

  • институт;
  • академия;
  • университет;
  • военная академия;
  • военный университет;
  • военный институт.

Учреждения дополнительного профессионального образования:

  • академия;
  • институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) – отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации;
  • учебные центры службы занятости.

Вариативная система образования в России

Вариативная программа – основное условие, позволяющее развиваться системе образования в Российской Федерации.

Вариативная система образования в России

Вариативная образовательная система позволяет получить всем желающим полноценное, качественное, оригинальное и востребованное образование по выбранному направлению и программе. Результат вариативной системы зависит от того, какое направление образовательного процесса выберет ученик. В любом случае качество полученного образования должно соответствовать ожиданиям учащихся.

Нередко есть отклонения по внутренней структуре образовательных программ от нормы, в этом случае знания предоставляются недостаточно глубокие. Поэтому так важно, чтобы образовательные программы соответствовали уровню, определенному ФГОС.

Провести оценку образовательных программ можно, лишь выполнив их. Для эффективной реализации идеи вариативности необходимо соблюдать следующие требования:

  • Должно быть большое разнообразие высококачественных программ образования, а также образовательных учреждений, которые будут их реализовывать.
  • Необходимо добиться гибкости учебных программ, чтобы они подстраивались под индивидуальные особенности учащихся.
  • Должен быть выбор программно-методического обеспечения и современных обучающих технологий.
  • Важно разработать индивидуальные программы и графики, учитывая возможности и особенности учащихся.

Чтобы реализовать принцип образовательной вариативности, коллектив педагогов должен трудиться сплоченно, не важно, какой это тип образовательной организации. Для оценки качества и эффективности выполнения данных программ необходимо непрерывно контролировать и анализировать работу таких учреждений.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Воспитатели России
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw