Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Воспитательная система школы: задачи, функции, принципы
Главная > Блог > Воспитательная система школы: задачи, функции, принципы
09.08.2023
1230
Время чтения: 15 минут

Воспитательная система школы: задачи, функции, принципы

О чем речь? Одной из основных задач школьной воспитательной системы является формирование у детей нравственных ценностей. Школа должна быть местом, где ребята учатся быть честными, ответственными и терпимыми. Они должны понимать значение таких качеств, как справедливость, трудолюбие и уважение к другим людям.

Зачем? Воспитание этих ценностей помогает создать благоприятную атмосферу в образовательном учреждении и способствует развитию коллективного духа.

Оглавление:
  1. Задачи воспитательной работы
  2. Функции воспитательной системы
  3. Принципы воспитательной системы
  4. Планирование процесса воспитания
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Задачи воспитательной работы

Воспитательная система школы призвана решать следующие задачи:

Задачи воспитательной работы

  • усиление воспитательной роли образования, формирование у учеников чувства патриотизма и гражданской ответственности, нравственных качеств;
  • обеспечение взаимодействия школы и родителей учащихся по всем направлениям воспитательной деятельности;
  • укрепление школьных традиций, направленных на создание и поддержание общешкольного коллектива;
  • формирование у школьников инициативности, самостоятельности, ответственности, навыков управления и самоуправления.

Функции воспитательной системы

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

  • помогает организовать целостный учебно-воспитательный процесс с единым содержанием, целями, формами и методами их достижения;
  • разрабатывает и реализует воспитательные программы, способствующие созданию благоприятной среды для всестороннего развития школьников;
  • способствует проведению совместных творческих и развивающих проектов образовательного учреждения, семьи, общественности;
  • формирует гуманистические взаимоотношения между взрослыми и детьми;
  • раскрывает творческий потенциал детей.

Воспитательная деятельность школы направлена на поиск новых источников развития учащихся, раскрытие их творческого потенциала, рациональное использование уже имеющегося опыта. В основе работы лежат традиционные ценности российского общества, принципы партнерства, целостности, саморазвития.

Принципы воспитательной системы

В основе воспитательной системы школы лежат 8 основных принципов.

Принципы воспитательной системы

Принцип гуманизма

Заключается в том, чтобы уважать учащихся, признавать их общечеловеческие и гражданские права, верить в способности и возможности, но при этом быть требовательными к их личности.

Принцип научности

Предполагает ориентацию в процессе воспитательной деятельности на возрастные, половые и психологические особенности учеников, использование при обучении детей научных достижений в педагогической, психологической и прочих сферах.

Принцип природосообразности

Означает, что в процессе воспитания и обучения важно исходить не только из врожденных задатков ребенка, но и принимать во внимание психофизиологические возможности, формирование и развитие которых обусловлено окружающей его средой.

Принцип культуросообразности

Заключается в использовании в процессе воспитания подрастающего поколения национальных духовных ценностей, а также ценностей мировой и национальной культуры.

Принципы воспитательной системы

Принцип ненасилия и толерантности

Означает запрет на применение педагогами физического или психологического насилия по отношению к учащимся.

Принцип связи воспитания с жизнью

Заключается в том, чтобы в процессе воспитания и обучения педагоги учитывали демографические, социальные, экономические, экологические и другие условия жизни учащихся.

Принцип открытости воспитательных систем

Означает необходимость совместного использования различных моделей воспитания и жизненного опыта, создание дошкольных образовательных учреждений, социокультурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.

Принцип вариативности

Заключается в том, что педагогическая деятельность должна соответствовать меняющимся интересам, потребностям и возможностям учеников.

Планирование процесса воспитания

Воспитательная система школы должна исходить из того, что первоначальное формирование личности ребенка происходит в семье, образовательное же учреждение обеспечивает воспитательный процесс, помогает наладить взаимодействие между ребенком, родителями и обществом.

Эффективная и продуктивная деятельность образовательных учреждений невозможна без налаженной работы с родителями учеников или лицами, их замещающими. Используемая в школе целевая программа «Семья» направлена на формирование и поддержание единой воспитательной среды, в которой будет развиваться ребенок, нацелена на включение взрослых членов семьи обучающихся в воспитательную работу школы.

Одна из важнейших задач образовательного учреждения заключается в том, чтобы привлечь родителей учеников или лиц, их замещающих, к активному участию в деятельности школы. В последние годы в этом направлении прослеживается положительная динамика.

Мамы и папы больше интересуются школьными вопросами, принимают участие в праздничных мероприятиях, организовывают и участвуют в экскурсиях, походах и пр. Проводимая работа положительно сказывается на микроклимате в учебном учреждении, способствует налаживанию культурного взаимодействия детей и взрослых, решению различных школьных сложностей.

Воспитательная система школы также предполагает разработку и внедрение профилактических программ по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и работу с социально неблагополучными семьями и детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации. Такая деятельность способствует предотвращению безнадзорности и противоправного поведения учащихся, повышению правовой культуры учеников и родителей.

Обсуждению вопросов, связанных с профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, посвящаются школьные педсоветы, совещания, заседания классных руководителей, они рассматриваются на Советах по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

Кроме того, с неблагополучными и семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, проводится индивидуальная работа, к которой привлекаются социальные педагоги, психологи, классные руководители, администрация образовательного учреждения.

Планирование процесса воспитания

Школа организует посещение таких семей, проведение встреч учащихся с сотрудниками правоохранительной системы, тематических классных часов, бесед. В рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних проводится работа с детьми и подростками, поставленными на учет в комиссиях и подразделениях по делам несовершеннолетних, а также на внутришкольный учет.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Воспитатели России
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw