Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Мастер-класс по развитию речи ребенка Для воспитателей, родителей и педагогов
Узнать подбробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Лэпбуки для дошкольников: значение, применение, способы изготовления
Главная > Блог > Лэпбуки для дошкольников: значение, применение, способы изготовления
23.12.2022
4334
Время чтения: 14 минут

Лэпбуки для дошкольников: значение, применение, способы изготовления

Что это? Лэпбук для дошкольников представляет собой специальным образом оформленную папку, в которой содержится информация на определенную тему. Дети познают мир через конкретные образы, тактильно. Элементы исследования позволяют не только заинтересовать ребенка, но и лучше усвоить новые знания.

Как сделать? Для создания лэпбука используются различные материалы. В него вклеиваются кармашки, делаются окошки, конвертики, секретные вкладки. Содержание пособия должно соответствовать возрасту детей и знакомить ребенка с окружающим миром.

Оглавление:
  1. Описание лэпбука
  2. Значение лэпбука в развитии ребенка
  3. Применение лэпбука в дошкольных учреждениях
  4. Виды лэпбуков в зависимости от назначения и наполнения
  5. Способы изготовления лэпбука
Курсы для педагогов со скидкой 40%. Обучение, которое необходимо пройти в 2023-2024 году Купить курсы со скидкой

Описание лэпбука

Лэпбук (lapbook), или «наколенная книга» в переводе с английского. Автором пособия является американка Тэмми Дюби. Ей пришла в голову идея наполнить маленькие папки разными кармашками с картинками, стишками и поделками из бумаги, чтобы закрепить и сохранить информацию, которую она изучала со своими детьми. Фото первого лэпбука появилось в Интернете и стало настоящим пособием для всех родителей, воспитателей и учителей.

Описание лэпбука

Несмотря на то, что выглядит он довольно просто, лэпбук содержит все необходимые материалы по рассматриваемой теме. Им можно пользоваться не только дома, но и в детском саду. Лэпбуки интересны и полезны тем, что их создают совместно взрослые и дети. Такое взаимодействие безусловно идет на пользу малышам.

Лэпбук — это складная книжка с кармашками, вкладками, дверцами, мини-книжками, окошками, книжками-гармошками и конвертами различной формы, в которые помещаются материалы по одной теме и которые дети могут свободно доставать, складывать и передвигать. Это прекрасный способ познавать окружающий мир с малышами, ведь ребенок будет непосредственно вовлечен в процесс поиска, анализа и сортировки информации.

Лэпбук — это не просто поделка, а визуальный практический метод обучения. Это универсальное пособие, которое может стать результатом как самостоятельной деятельности ребенка, так и целого проекта, тематического месяца или любых других мероприятий, предлагаемых в дошкольных учреждениях. Его можно использовать для реализации любой образовательной задачи.

Для заполнения этой папки дети должны выполнить определенные задания, сделать наблюдения и изучить необходимый материал.

Лэпбук как правило выглядит как интерактивная книга. Информация в нем представлена в виде листовок в кармашках и окошках, которые можно вынимать и разворачивать, и других интересных деталей. С одной стороны, лэпбук призван заинтересовать детей, а с другой, это отличный способ представить всю доступную информацию в компактном формате.

Значение лэпбука в развитии ребенка

Лэпбук способствует организации личной и самостоятельной работы с детьми, помогает ребенку наиболее информативно и интересно изучить какой-либо материал, а также оказывает благоприятное влияние на взаимодействие родителей с малышом.

Значение лэпбука в развитии ребенка

Лэпбук является прекрасным помощником ребенку в восприятии и усвоении информации по изучаемым темам. В любой момент он может открыть его и с удовольствием повторить материал, рассматривая изготовленную самостоятельно книгу.

Лэпбуки отлично подходят для групповых занятий, на которых одновременно присутствуют дети разного возраста. Так можно выбрать задания для каждого: малышей заинтересуют кармашки с фигурками животных или карточками, а ребята постарше могут справиться с заданиями, в которых нужно умение писать и т. д.

Создание лэпбука — это один из видов совместного творчества взрослого и ребенка. Кроме того, это может быть креативной формой демонстрации результатов проекта или тематического праздника.

С помощью данной технологии дети приобретают такие универсальные навыки, как:

  • поиск, обобщение и систематизация информации;
  • способность планировать будущую деятельность;
  • распределение обязанностей;
  • умение договариваться;
  • самостоятельное принятие решений на основе собственных знаний и навыков;
  • грамотное словесное выражение своих мыслей и желаний;
  • способность самостоятельно формировать ответы на возникающие вопросы.

Такая форма работы способствует созданию условий для поддержки инициативы и творчества детей внутри группы, а также для развития личности ребенка, его мотивации и способностей.

Применение лэпбука в дошкольных учреждениях

С помощью лэпбука педагоги могут строить образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и создавать условия для активности детей в выборе того, что именно изучать.

Применение лэпбука в дошкольных учреждениях

Он позволяет свободно систематизировать информацию по изучаемой теме, чтобы помочь детям лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ повторить то, что ребенок узнал: в любой момент он может открыть его и с удовольствием просмотреть книгу, сделанную своими руками.

Благодаря лэпбуку дети учатся самостоятельно собирать и систематизировать информацию. Кроме того, он может быть важным фактором в развитии предметно-пространственной среды группы.

Процесс создания лэпбука отвечает базовым тезисам взаимодействия ребенка со взрослыми:

  • добровольное участие детей в деятельности (без какого-либо принуждения);
  • вовлечение воспитателей в работу наравне с воспитанниками;
  • открытое время окончания (каждый занимается в определенном темпе);
  • свободное общение и передвижение детей во время занятий (при соответствующей организации рабочего места).

Лэпбук соответствует всем стандартам и требованиям ФГОС для дошкольного образования к предметно-развивающим занятиям:

  • он абсолютно безопасный;
  • информативный;
  • выступает средством художественно-эстетического развития малыша;
  • трансформируемый (пространство можно менять в зависимости от учебной темы);
  • многофункциональный: содействует развитию воображения и творчества;
  • подходит для одновременного использования группой детей (включая взрослых, участвующих в качестве партнеров);
  • имеет дидактический характер: способен интересно знакомить ребенка с окружающим миром;
  • вариативный (с несколькими вариантами использования каждой части);
  • его структура и содержание наиболее понятны и доступны дошкольникам;
  • является источником игровой, познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

Виды лэпбуков в зависимости от назначения и наполнения

По назначению лэпбуки делятся на:

  • Игровые.

Предназначены для игр как с воспитателем, так и самостоятельно. В таком лэпбуке упор должен быть на зрелищность, легкость восприятия информации. Помимо подвижных элементов (окошки, круги, выдвижные кармашки-лепестки), в него можно вставить карточки из популярных ходилок или логических игр вроде «Угадай меня» или «Что я загадал?», а также мелкие предметы.

Игровые лэпбуки

  • Образовательные (энциклопедические).

Отлично подходят для организованных образовательных мероприятий или для личной работы по изучению конкретных тем. В таком лэпбуке могут быть не только развивающие игры, пословицы и карточки для памяти, но и интересные факты, приметы и вопросы для викторины. Конечно, наиболее информативно дети смогут воспользоваться таким пособием с помощью педагогов.

  • Поздравительные.

Это оригинальный и очень интересный подарок близкому человеку, чьи вкусы и увлечения вы хорошо знаете. Например, лэпбук подойдет лучшему другу ребенка. В него можно положить магниты с изображением героев мультфильмов или динозавров, деревянный конструктор (плоские детали легко укладываются в конвертики), фотографии любимых спортсменов и автомобилей.

Для девочек подойдут бумажные куклы с наборами платьев и аксессуаров, тряпичные куклы, сшитые своими руками, маленькие плоские коробочки с детскими украшениями.

  • Автобиографические.

Это не обязательно должна быть история одного ребенка, вполне можно сделать лэпбук про жизнь одной детсадовской группы. В нем можно собрать детские фото, поделки и смешные высказывания. При создании автобиографического лэпбука для группы нужно распределить материал так, чтобы внимание обязательно было уделено каждому дошкольнику.

В зависимости от формы они могут быть в виде:

  • стандартной книги с двумя разворотами;
  • книги-гармошки;
  • папки с 3-5 разворотами;
  • фигурной папки.

В тематических лэпбуках для дошкольников должно быть меньше страниц, больше интерактивных элементов, общее освещение темы и много крупных деталей. Важно разделять папки исходя из возраста ребенка.

Специалисты рекомендуют применять лэпбуки при работе с детьми от 5 лет и старше, но даже малыши могут позаниматься с ними под присмотром учителя. Так они могут научиться самостоятельности и организации. Для дошкольников будут полезны папки для развития цветового восприятия в сочетании с осязанием (с использованием разноцветных элементов из фетра, ткани, меха и мешковины).

Детям средних групп будет интересно и познавательно поработать над папками с большим количеством подвижных элементов, мозаикой и простыми задачами на логику («Выбери лишнее», «Найди пару»). Это помогает малышам не только развиваться, но и удовлетворять их естественную любознательность в этом возрасте.

лэпбук

Для дошкольников старших групп лэпбук будет интересен не только своими развлекательными возможностями, но и содержащимися в нем знаниями. Шаг за шагом ребенок будет удовлетворять свою любознательность. Им интересно как просматривать изображения, так и узнавать о них новую информацию. Поэтому изображения в конвертиках могут иметь под собой короткий текст. Зачастую дети просят воспитателей прочитать их, чтобы они смогли запомнить и рассказать своим друзьям.

Дети 6-7 лет уже могут воспринимать более сложный материал. Старшим дошкольникам доступны такие игры, как «Вспомни поговорку», «Прочитай стихи», «Похожие слова» и т. д. Детей этого возраста также интересуют логические игры, такие как «Целое и части», «Расстановка картинок», «Противоположности». Они размещаются на лэпбуке вместе с изображениями, которые подбираются в соответствии с тематикой.

Способы изготовления лэпбука

Лэпбуки для детей младшего возраста отличаются большим количеством игровых элементов. В них есть движущиеся части, вращающиеся круги, различные кармашки и окошки, разноцветные фигурки. Как правило, взрослые разделяют первые впечатления от лэпбуков с детьми. Это веселое и интересное развлечение.

Дошкольники познают мир играя, так и должно быть. Первые занятия с лэпбуком ребенок будет изучать его чудесные свойства и функционирование в качестве игрушки. Только потом малыш сможет понять содержащуюся в нем полезную информацию.

Способы изготовления лэпбука

Ребенка не нужно торопить. Детская бессознательная память и внимание сильно развиты. Малыши, сами того не осознавая, усваивают значительный объем информации, манипулируя карманами, картинками и кружками.

Чтобы сделать лэпбук, вам нужны картонная папка-основа и бумага. Главное, чтобы будущее изделие помещалось на коленях ребенка или на его рабочем столе. Также используется цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, скотч, степлер и, при необходимости, декоративные элементы (наклейки, бусинки, пуговицы, скрепки, блестки, вырезанные из журналов и газет картинки и т. д.).

Вся работа выполняется в 4 этапа:

  1. Выбор темы.

    Содержание и сложность папки могут быть абсолютно любыми. Например, вы можете создавать общие лэпбуки по таким темам, как «Календарь», «Животные», «Мифология» и т. д. Как только тема определена, можно переходить к планированию.

  2. Планирование.

    Лэпбук — это целое учебное пособие, а не просто яркая книжка с цветными картинками. Чтобы наиболее полно раскрыть тему, нужно детально продумать, что в нем должно содержаться. Для этого вам необходим план, составлять который будем с помощью модели трех вопросов.

    Спросите у ребенка:

    • Знаешь ли ты о…?
    • Что еще об этом ты хочешь узнать?
    • Что нужно сделать, чтобы узнать?

    На данном этапе необходимо изучить информацию, отобрать наиболее подходящую и провести исследования. Поэтому, в зависимости от выбора темы, это может занять довольно много времени.

  3. Создание макета.

    Этот этап самый увлекательный. Нужно понять, как каждый пункт плана будет отображаться в лэпбуке. Здесь нет предела воображению: возможна любая форма подачи, от самой простой в виде текста до игр и заданий. Все это раскладывается по разным элементам: кармашкам, блокнотам, мини-книжкам, книгам-гармошкам, вращающимся кружочкам, конвертам разной формы, карточкам, раскладывающимся страницам и т. д.

    Самый трудоемкий этап – это ручная работа. Полноразмерный шаблон папки создается в соответствии с макетом. Вырежьте детали и приклейте все по местам. Теперь приступайте к занятиям с ребенком.

  4. Подведение итогов.

    Сделанный лэпбук решает многие задачи современного образования. Он не только дает ребенку знания, но и учит смотреть на проблему комплексно.

В нынешних условиях модернизации образования учителю нужно находить новые методы обучения, помогающие воспитывать в детях личность, способную мыслить нестандартно, предлагать и реализовывать новые интересные идеи. Применение техники создания лэпбука дает возможность малышам подготовиться к взрослой жизни в новых условиях.

Лэпбук — это больше, чем способ помочь закрепить полученные знания. Это полет фантазии, который может иметь непредсказуемые последствия, а начатое однажды исследование будет длиться всю жизнь.

Развивая в ребенке жажду к познанию, вы открываете в нем неограниченный потенциал. Цель лэпбука для дошкольников заключается в том, чтобы вселить в детей уверенность и мотивировать их на получение новых знаний.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Забрать
подарок
Скачать шаблоны
отчетов учителя
Получить обзор
изменений ФООП
Забрать
подарок
Получить
шаблоны
Полный обзор изменений ФООП
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw