
Развитие критического мышления: задачи и приемы в педагогике

Сохранить статью:
Зачем? Развитие критического мышления крайне важно в жизни каждого человека, и начинать необходимо в самом раннем возрасте. Данная группа навыков поможет сформировать внутренний стержень, иметь ясный взгляд на мир и уметь отделить правду от лжи.
Как? Развитие такого мышления – задача и родителей, и школы, и самого ребенка. Конечно, успех не придет за один урок или занятие, но последовательное использование различных урочных и внеклассных приемов позволит привить детям необходимые навыки.
- Понятие критического мышления
- Разница между критическим и псевдокритическим мышлением
- Развитие критического мышления на уроках
- Внеурочные способы развития критического мышления

Понятие критического мышления
На сегодняшний день мы окружены информацией, и чтобы не потеряться во множестве ее потоков, пульсирующих вокруг нас ежедневно, а также избежать переутомления, необходимо уже с детства выработать в себе умение справляться с нагрузками и правильно распределять свое время. Помочь с этим может специально разработанная технология развития критического мышления.
Необходимость развития критического мышления у школьников обусловлена тем, что ребенку приходится усваивать и запоминать большое количество материала, часто для него малопонятного. Учащемуся сложно освоить такой трудный для восприятия объем по различным предметам в сжатые сроки. В таких условиях нагрузка падает также и на учителя. Задача ясна: необходима помощь ученику в обучении школьной программе.
Развитие критического мышления – это процесс по оцениванию результативности своей деятельности. Проще говоря, мы сопоставляем результат с поставленными изначально целями и задачами и рассчитываем эффективность действий, направленных на их выполнение.
Развитие критического мышления включает в себя оценивание самого процесса мышления. Мы рассуждаем, как лучше справиться с задачей, делаем свои собственные выводы относительно получаемой информации и ее дальнейшего применения.
Сам термин «критическое мышление» вначале появился в работах известных миру психологов, таких как Дж. Брунер, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский. В практике российских педагогов он стал использоваться позже.
Процесс развития критического мышления представляет собой не способность негативно относиться к чужим суждениям и не критику, вовсе нет. Это рассмотрение многообразия подходов к решению задачи в целом через оценку их действенности, возможность осмыслить полученную информацию с точки зрения ее полезности. Люди, использующие приемы критического мышления, понимание информации воспринимают в качестве отправной точки для ее применения.
Свободный анализ и оперирование информацией возможно в случае владения человеком практическими навыками мышления. Приобрести их можно на базе стандартного процесса обучения с включением специфических методов развития критического мышления.
Важно понимать, что навыки развития критического мышления не передаются по стандартной установке. Необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы:
- учащиеся имели возможность мыслить самостоятельно и делать свои выводы;
- каждое разумное мнение и точка зрения имели право на существование;
- приветствовалась инициатива обучающихся самостоятельно думать и активно участвовать в учебном процессе;
- побудить учащихся к самостоятельному мышлению.
Развитие критического мышления является естественным способом сориентироваться в потоке информации, когда важно ее не только усвоить, но и проанализировать и применить с пользой для себя.
Разница между критическим и псевдокритическим мышлением
Критическое мышление имеет ложного двойника. Это так называемое псевдокритическое мышление, которое при внешнем сходстве подразумевает совершенно другое. Такое происходит в случае отрицания любого стороннего мнения и мысли, кроме собственных. Настоящее критическое мышление не имеет ничего общего с таким подходом.
Критическое мышление имеет своей целью выделить правильную информацию из общего потока и отличить истину. Псевдокритицизм в этом случае вообще не анализирует информацию, а отрицает все, что относится к другим источникам, настаивая на своей точке зрения как единственно верной.
Главное отличие рационального критического мышления – это объективность и самоконтроль, когда все источники информации рассматриваются с равных позиций и только в процессе происходит их разделение и отсеивание полезных суждений.
В отличие от псевдокритического критическое мышление не ставит целью противопоставить свою точку зрения другим и любой ценой доказать правоту своей позиции. Оно одинаково трезво оценивает все подходы, в том числе выделяя несовершенства и своего собственного. Человек открыт для восприятия информации и не отвергает суждения, которые указывают на недостатки его умозаключений, готов отвергнуть ошибочные пути решения и пересмотреть изначальные установки.
Если целью критического мышления является поиск истины, то псевдокритическое исходит только из эгоистических побуждений, стремясь опровергнуть любые сторонние аргументы даже вопреки здравому смыслу. Таким образом, и результатом его становится самоутверждение и превозношение значимости собственного мнения без какой-либо результативности мыслительного процесса.
Посмотрите on-line вебинар «Современные практические методы развития критического мышления дошкольников» и оформите международный сертификат участника.
Итогом критического мышления выступает выбор наиболее эффективного решения поставленной задачи, а в отдельных случаях и целое открытие, выдающееся достижение в той иной сфере. Психологически критическое мышление способно привести к правильному осознанию своей жизни и обретению смысла в ней, процессу самосовершенствования.
Развитие критического мышления на уроках
Ниже приведены возможные методы развития критического мышления у школьников.
Разделение вопросов по материалу «толстые» и «тонкие»
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? |
Ромашка Блума
Представляет собой цикл вопросов:
- На знание изученного материала по конкретным его пунктам, проще говоря, что ученик запомнил.
- Уточнение отдельных моментов, чтобы выяснить уровень понимания пройденного.
- Вопросы, побуждающие учащего задуматься о причинах тех или иных суждений, проанализировать развитие событий.
- Вопросы по оценке и сравнению пройденного, обсуждению проведенного занятия.
- Прогнозирующие вопросы, когда учащиеся рассуждают, как могут развиваться события дальше, исходя из представленной ситуации.
- Вопросы практического назначения, предложения по поводу решения поставленных в материале задач.
Группа элементов
Материал подается в виде своеобразной объединенной из отдельных элементов группы.
Прием ассоциативного ряда, когда учащиеся к определенному понятию придумывают ассоциации, с чем оно у них связано. Ассоциации могут быть как зрительными, так и слуховыми. Примеры приведены в таблице.
Выглядит, как… | Звучит как… |
Часы Конвейер Ступеньки лестницы Яркая картина |
«Это ново!» «Это интересно!» Песня: куплет, припев |
Отражение информации по типу «Дерева с прогнозами»
В основе всего идет тема, она как ствол дерева, с нее начинается анализ и прогноз.
Листья дерева – это прогнозирование.
Ветви – обоснование прогнозирования, чем больше ветвей на «дереве», тем больше будет на них листьев.
Схема Fishbone, то есть дословно «скелет рыбы»
Голова рыбы представляет проблему, верхние ребра — причины, приведшие к ее возникновению, нижние — фактология, а хвост – это выводы.
Оценочное поле
Чтобы проанализировать информацию, ее представляют в виде некой области, которую делят двумя перпендикулярными друг другу осями по градации: «ничего не понятно – все понятно», «невозможно применить – можно применить в любой момент».
Предложенные факты и суждения подразделяются на три группы
- Группа «плюсы» объединяет те, которые могут дать представление, что в этой информации хорошего.
- В группу «минус» входят факты, которые ответят на вопрос «Что в этом плохого?»
- Факты для ответа на вопрос: «Что в этом интересного» входят в группу «Интересно».
«Знаю — Хочу знать — Узнал» (ЗХУ)
Похожий принцип распределения информации ЗХУ, расшифровка приведена ниже:
З — что мы знаем
Х — что мы хотим узнать
У — что мы узнали и что нам осталось узнать
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ | Источники, из которых мы намерены получить информацию |
А Б В … |
1 2 3 … |
«Бортовые журналы»
Удобно использовать при смысловом чтении, фиксируя полученную информацию в таблицу по двум направлениям:
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
«Двухчастный дневник»
Полученный материал фиксируется согласно основным вопросам в таблицу:
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Что? Какой? Чем отличается? Почему? … |
«Концептуальная таблица»
Учащиеся проводят сравнительный анализ изученного материала по заданным пунктам. Ниже приведены примеры, но линии сравнения ученики могут выбрать свои.
Линии сравнения | Роберт Скотт | Руал Амундсен |
Команда |
||
Снаряжение |
||
Опыт |
||
Погода |
||
Удача |
Сюжетные таблицы
Материал помещается в таблицу согласно вопросам по развитию линии повествования (сюжету):
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
Инсерт (условные значки)
При чтении учащийся отмечает отдельные моменты условными обозначениями, как приведено ниже, а после заносит полученную информацию в таблицу, анализируя ее.
V (осознать новые знания) | + (исправить неверные предположения) | — (исправить неверные предположения) | ? (пробудить дальнейший интерес к теме) |
Я это знал |
Это для меня абсолютно новое |
Это противоречит тому, что я знал |
Я хочу знать об этом больше |
Стратегия «Отсюда — сюда»
Совмещение индивидуальных и групповых заданий в рамках одного занятия. Ученики делятся на группы и каждой дается свое задание. Участники групп при этом получают свой объект для исследования, о котором они собирают информацию, а потом делятся ею с остальными. Собранная информация объединяется в таблицу, делаются совместные выводы и демонстрируется презентация по итогам проведенного исследования.
Внеурочные способы развития критического мышления
Развитие критического мышления в школе может продолжаться и за ее пределами. Подразумевается как внеклассная работа с педагогами, так и старания родителей по развитию у своего ребенка навыков критического мышления.
Приемы развития критического мышления для возраста 6-9 лет
В период начальной школы ребенку можно предложить сопоставлять различные предметы, факты, обстоятельства относительно их признаков, приходя к определенным выводам. Все это проще делать в игровой интересной для ребенка форме.
Примером может служить знакомая игра «Верно — не верно», когда ребенку предлагаются на выбор две картинки, одна правильная, а другая с явным нарушением (летающая свинья, например). Школьник указывает, где истина, а где ложь и его просят объяснить свой выбор.
Можно предложить ребенку какое-либо суждение, информацию и попросить его рассмотреть все варианты в пользу этой мысли и против нее. Примером может служить любое утверждение, например «Обезьянку в Московском зоопарке научили танцевать». Здесь важен не результат и не правильность ответов, а сам процесс мышления и поиск возможных решений.
Развивать критическое мышление у школьника можно и предлагая ему суждения, которые не могут трактоваться однозначно. Ребенок в данном случае рассматривает несколько вариантов, объяснения смысла предложенной фразы. Например: «Зайти в магазин и купить колокольчики».
Еще в качестве одного из приемов развития критического мышления у ребенка можно предложить суждение и попросить назвать условия, при которых бы оно стало ложным. На роль примера подойдет любое изначально верное утверждение, например: «мышь быстрее черепахи» или «зимой идет снег», и так далее.
Упражнения для развития критического мышления в 10–14 лет
Для детей старшего возраста важно в процессе работы с развитием критического мышления отходить от стереотипов и распространенных ошибок, которыми часто пользуются маркетологи, а то и мошенники, чтобы побудить человека к определенным действиям. Важно уметь не только воспринимать информацию в плане ее понимания, но и анализировать то, что мы получаем из внешнего мира.
Как прием критического мышления школьнику подойдет задание на оспаривание распространенных убеждений. Например, «человек в белом халате – это врач». Нужно предложить привести как можно больше аргументов как в пользу этого утверждения, так и против, а также пояснить свою точку зрения.
Повсеместно к нам применяют маркетинговые ходы, на примере которых можно также разгадать стремление продать что-либо. Предложите школьнику разобрать такие приемы и пояснить, для чего они служат. Например, предложение двух товаров по цене одного, подарки при покупке от определенной суммы и так далее.
Если перед школьником стоит выбор из нескольких вариантов и ему трудно определиться сразу, то на помощь придет прием критического мышления по составлению рейтинга. Каждый предмет или мысль оценивается отдельно относительно его нужности, полезности и так далее, за что ему условно присваиваются баллы. В конечном итоге предпочтение будет в пользу вещи или решения, набравшего большее их количество.
Предложенные методы развития критического мышления у школьников научат их избирательно относиться к получаемой информации, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, прогнозировать последствия и расставлять приоритеты. Развитие критического мышления позволяет грамотно вести диалог и участвовать в обсуждении, делая важные для себя и других выводы.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: