Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Педагогический портал
«Солнечный свет»
Курсы для учителей и воспитателей со скидкой до 60%
Курсы для учителей и воспитателей
со скидкой до 60%
Только до 6 декабря
ВЫБРАТЬ КУРС ВЫБРАТЬ КУРС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Самообразование учителя: как и чему учиться
Главная > Блог > Самообразование учителя: как и чему учиться
18.10.2022
535
Время чтения: 13 минут

Самообразование учителя: как и чему учиться

Что это? Самообразование учителя – это процесс получения новых знаний как общих, так и узкопрофессиональных по его собственной инициативе на занятиях, которые организованы самостоятельно. Важными условиями являются целеполагание, определение тем и следование плану.

Зачем? Профессиональный рост педагога невозможен без самообразования. Это влияет и на развитие учеников, для которых важен личный пример авторитетного взрослого. Чем больше знает учитель, тем больше знают его воспитанники.

Определение самообразования учителя

Педагогическая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности школьника, процессе его интеграции в общество, раскрытии творческого потенциала. Именно поэтому значение педагога для школьников трудно переоценить. Он должен иметь особый склад ума, чтобы находить общий язык с подрастающим поколением, сочетать развитые профессиональные навыки с творческим подходом к своей работе.

Определение самообразования учителя

https://solncesvet.ru/blog/wp-admin/edit.php?post_type=post

Авторитет педагога вытекает из его компетентности, способности ориентироваться в актуальных проблемах, стоящих как перед педагогическим составом образовательного учреждения, так и перед учениками. Он должен быть готов не только обучать других, но и повышать собственный уровень образования.

Трудно спорить с тем, что знания, получаемые учениками, напрямую зависят от самообразования учителя. Он не может передать ученикам то, чего не знает сам. В процессе подготовки к урокам педагог должен постоянно получать актуальную информацию, которая соответствует уровню развития преподаваемой им науки. Уделяя внимание собственному самообразованию, педагог становится наглядным примером для учащихся, которые также стремятся к выходу за рамки базовой программы и самостоятельно изучают дополнительный материал.

В научном обиходе под самообразованием подразумевают процесс, актуальный как для личностного, так и профессионального статуса, в ходе которого субъект выполняет эффективное целеполагание, рациональный выбор способов достижения поставленных целей, осознанно осуществляет действия, направленные на его собственное развитие и способствующие повышению качества соответствующей деятельности.

В ходе собственного образования педагог получает возможность реализовать свои творческие амбиции, развить необходимые личные качества, закрепить имеющиеся и получить новые навыки. Данный процесс характеризуется высокой степенью осознанности и личной заинтересованностью субъекта.

Преподаватель, который постоянно повышает собственный профессиональный уровень, способен на собственном теоретическом фундаменте осуществлять исследовательскую деятельность, к которой в ходе учебных занятий привлекаются и школьники. Помимо этого, педагог обязан владеть приемами установления психологического контакта с учащимися, выбирая те средства, которые соответствуют уровню психоэмоционального развития соответствующей возрастной группы.

Особое значение здесь приобретают современные технологии обучения. Однако на практике можно часто видеть, что таковыми владеет далеко не каждый педагог, испытывая сложности в установлении диалога с детьми. Подобные пробелы восполняются в рамках самообразования.

Как стать on-line репетитором
и получать дополнительный доход до 100 000 рублей в месяц
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать online репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное - правильно организовать учебный процесс. Чек-лист поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере online образовании.
Как стать онлайн-репетитором
Получить чек-лист бесплатно
PDF 2.8 MB
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Собственное образование педагога предполагает его потребность в освоении современных принципов культуры и технологий интеллектуальной деятельности, способности справляться с возникающими препятствиями, стремлении к развитию как морально-волевых, так и сугубо профессиональных качеств. Этот процесс изменяет личность и является необходимым условием успешной педагогической деятельности.

Мотивация для самообразования учителя

Рассмотрим основные факторы, определяющие стремление педагога к самообразованию.

Мотивация для самообразования учителя

  • Постоянная работа с актуальной информацией. В ходе подготовки к любому учебному мероприятию, как в рамках уроков, так и в рамках взаимодействия с родителями, педагог должен оперировать актуальными данными, которые позволяют делать обоснованные выводы.
  • Стремление к реализации творческого потенциала. Бесспорно, профессия педагога немыслима без творчества. Оно необходимо как в силу разности характеров и склада ума учеников, к каждому из которых нужно найти подход, так и личности преподавателя, который, работая из года в год по одному шаблону, неизбежно столкнется с падением собственной эффективности.
  • Взрывообразное развитие науки и новых технологий. Согласитесь, что, например, доска с мелом – давно уже моветон, ведь существует множество эффективных интерактивных средств обучения.
  • Социальные, экономические, политические изменения. Школьники не живут в вакууме, они смотрят телевизор, читают новости и прекрасно знают о том, что происходит вокруг. Педагог, особенно советской закалки, далеко не всегда вписывается в их представления о том, каким должен быть современный учитель.
  • Конкуренция с коллегами. Часто родители при поступлении ребенка в школу уделяют особое внимание тому, какой педагог будет вести занятия. Популярность, востребованность учителя повышают его статус, дает ему дополнительные рычаги для отстаивания своих интересов и построения учебной программы в том виде, в котором он считает ее наиболее правильной.
  • Репутация. Любой педагог достаточно чувствительно реагирует на негативное отношение к нему со стороны учеников, а также их родителей, собственных коллег.
  • Материальная выгода. Как и любой другой работник, педагог хочет хорошо зарабатывать и достойно жить. Школьные, ведомственные премии, награды, обусловленные категорией учителя и его признанием профессиональным сообществом, трудно получить без постоянного самосовершенствования.
  • Заинтересованность. Трудно не согласиться с тем, что образовательная деятельность –увлекательное занятие, если оно соответствует интересам обучающегося.

Направления самообразования учителя

Эффективная педагогическая деятельность немыслима без глубоких знаний преподаваемой науки, владения педагогическими и психологическими приемами, высокого уровня интеллекта, ораторского мастерства, самоорганизации. Для повышения профессионального уровня разрабатывается план самообразования, которому учитель поэтапно следует. Конечно, это лишь часть навыков, которыми должен обладать педагог, но они составляют основу эффективного обучения.

Направления самообразования учителя

Выделяют несколько приоритетов, на которые педагог должен ориентироваться при повышении собственного уровня образования.

  • Профессиональный (соответствующая учебная дисциплина).
  • Психолого-педагогический (установление контакта со школьниками и их родителями).
  • Психологический (повышение авторитета, способность мотивировать учащихся).
  • Методический (технологии обучения, использование научных методов в образовательной деятельности).
  • Юридический (соответствие правовым нормам).
  • Эстетический (связан с развитием позитивных свойств личности).
  • Исторический.
  • Иностранные языки.
  • Политический (формирование у учащихся активной гражданской позиции).
  • Использование современных цифровых технологий.
  • Безопасность.
  • Собственные предпочтения.

Данный список составляет основу, соответствующую должностным обязанностям педагога. Квалифицированный учитель внесёт в него свои приоритеты, помогающие эффективно построить план самообразования.

Организация процесса самообразования

Самообразование педагога контролируется множеством лиц. К их числу относятся директор образовательного учреждения, заведующие по учебной части, руководители методических отделов, школ молодого учителя, сотрудники подразделений по линии Министерства образования и муниципальных контролирующих органов. Но главным контролирующим субъектом всегда остается сам педагог.

Администрация школы и методисты отвечают за определение педагогом темы работы, составление им графика мероприятий по повышению собственной квалификации и его соблюдение. К их компетенции относится и проведение отчётных мероприятий, различных совещаний, конференций по обмену опытом и т.д.

Организация процесса самообразования

Педагогический коллектив составляет рекомендации о публикации результатов самообразования наиболее преуспевших педагогов вне школы.

Результаты самообразования подлежат обсуждению, по итогам которого принимается решение о повышении категории учителя, его материальном и ином поощрении.

Педагогический состав в начале учебного года совместно определяет тему для работы преподавателя, закрепляя итоги обсуждения в методическом плане.

Могут быть выбраны следующие темы.

  • Поэтапный контроль усвоения материала на уроках математики.
  • Обучение школьников с экстраординарными способностями.
  • Совместные занятия по чтению.
  • Нетиповые мероприятия и наглядные опыты на уроках изучения окружающего мира.
  • Составление программы для самострельного изучения школьниками математики.
  • Игровая деятельность в рамках уроков математики.
  • Формирование ораторских навыков на уроках литературы.
  • Использование интерактивных инструментов на уроках в начальных классах.
  • Составление программы дидактики и наглядности по соответствующему предмету.
  • Практические задания на уроках арифметики.
  • Опережающее преподавание.

В данный перечень можно включить любые иные темы, разработка которых будет способствовать росту эффективности преподавания, воспитанию школьников, формированию нового методического инструментария, развитию исследовательской деятельности школьников и педагогов.

Программа самообразования учителя

Отправной точкой самообразования учителя, будь то преподаватель истории, химии, географии или любой иной учебной дисциплины, является осознание им пробелов и трудностей в собственной подготовке. Педагог должен выбрать программу, которая поможет приобрести ему недостающие навыки. Такая программа может быть персональной либо коллективной, действие которой распространяется на весь педагогический состав.

Программа самообразования учителя

Методическая подготовка к формированию плана самообразования учителя включает ряд мероприятий.

  1. Определение методической программы. Оценке подвергается практика соответствующего педагога. Необходимо выявить проблему и оценить ее значимость, эффект от ее решения, требуемые для такого решения ресурсы. Также нужно спланировать ожидаемый итог реализации программы самообразования и методы, которые непосредственно будут использованы в данном процессе.
  2. Диагностика и прогнозирование. Здесь основная задача сводится к определению препятствий, которые могут возникнуть в ходе самообразования, подбору необходимой методической и учебной литературы, прогнозированию фактического итога.
  3. Организационно-практический этап. Определение конкретных мероприятий, подготовка необходимых для их реализации ресурсов и методик, практическое выполнение намеченных мероприятий, мониторинг итогов каждого из них.
  4. Коррекционно-обобщающий этап. Определение эффективности реализованных мероприятий, внесение необходимых изменений в план, сопоставление итогов с заданными целевыми параметрами, составление отчета.
  5. Итоговый этап. Результаты выполнения намеченных мероприятий внедряются в учебную деятельность, при наличии положительной практики применения они используются остальными педагогами.

Результат самообразования

Любая деятельность направлена на достижение определенного результата, иначе она не имеет смысла. То же относится и к самообразованию учителя. Составляется график с указанием промежуточных результатов и сроков их достижения. К ним можно отнести:

Результат самообразования

  • рост эффективности преподавания (необходимо установить критерии, на основании которых она будет оцениваться);
  • написание учебной литературы, методических материалов;
  • создание оригинальных методик и приемов преподавания;
  • публикации в профессиональных изданиях, участие в конференциях с докладом о результатах проведенной работы;
  • создание дидактических пособий, тестов, наглядных материалов;
  • проведение открытых занятий по оригинальным программам.

Все сказанное позволяет заключить, что самообразование учителя по любому предмету – это необходимая предпосылка повышения им своего профессионализма. Оно напрямую влияет на эффективность обучения школьников, побуждая их активнее узнавать новое и участвовать в исследовательской и внеклассной деятельности.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Пройдите тестирование
и получите сертификат

Для подтверждения высокого уровня
профессиональной компетенции

Узнать подробнее
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw