Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Помощь педагогам в прохождении аттестации
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Аутистическое расстройство: симптомы, признаки, способы коррекции
Главная > Блог > Аутистическое расстройство: симптомы, признаки, способы коррекции
15.03.2023
696
Время чтения: 15 минут

Аутистическое расстройство: симптомы, признаки, способы коррекции

Что такое? Симптомы аутистического расстройства у ребенка проявляются далеко не сразу после рождения. Новорожденный ничем не отличается от своих сверстников. Но по мере развития родители могут заподозрить отсутствие привычных коммуникативных признаков.

Как учиться? В зависимости от степени расстройства ребенок может посещать школу и даже проявлять недюжинную склонность к знаниям в определенной сфере (как правило, в точных науках). И педагогу вполне под силу наладить коммуникацию с такими детьми.

Что такое аутистическое расстройство простыми словами

То, что в разговорной речи называется «аутизмом», в науке и медицине описывается как расстройства аутистического спектра (РАС) – группа психических расстройств, характеризующихся нарушением восприятия внешних стимулов.

Это заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим).

Аутистическое расстройство

Степень выраженности заболевания и сопутствующие трудности (речевые и интеллектуальные) строго индивидуальны у каждого аутиста.

Аутистическое расстройство проявляется в самом раннем возрасте. Особенности речевого и социального взаимодействия формируются в детстве и сохраняются на всю жизнь. Считается, что предрасположенность к РАС определяется на генном уровне. Существует теория, что зрелый возраст родителей тоже сопутствует рождению ребенка-аутиста.

Многие медики придерживаются мнения, что на наличие или отсутствие аутистического расстройства влияет то, как протекала беременность. Если ребенок родился раньше положенного срока, мать принимала во время беременности препараты для лечения эпилепсии, психозов, мигрени, имела в анамнезе гестационный диабет, то это все может спровоцировать рождение малыша с РАС.

Это заболевание имеет определенную гендерную статистику. Она показывает, что на каждого аутиста женского пола приходится три аутиста мужского.

Классификация и симптомы аутистического расстройства поведения

Аутистическое расстройство у детей по симптомам и признакам выделяется в три разных группы:

  1. Детский аутизм
  2. Атипичный аутизм
  3. Синдром Аспергера

Последняя группа считается облегченной формой РАС. При синдроме Аспергера интеллект ребенка не подвергается негативным изменениям. У него могут наблюдаться незначительные особенности поведения, но они расцениваются как личностные отличия. Ребенку комфортно контактировать с обществом, он без проблем учится чему-то новому, не испытывает в будущем проблем с профессиональным развитием.

Аутистическое расстройство

Существует и другое деление РАС. Оно зависит от того, есть ли у ребенка расстройства интеллекта и способность использовать устную или письменную речь в качестве средства для выражения своих потребностей и желаний.

Определяющие проявления расстройства

  • Проблемы во взаимодействии и коммуникации с социумом.

Нарушения развития при аутистическом расстройстве данного типа характеризуется редким зрительным контактом ребенка с другими людьми, проблемами с подбором правильных жестов, мимики и позы для определенной ситуации. Такие дети могут заговорить очень поздно или не использовать речь вовсе.

Они не начинают разговор первыми, не задают вопросы, общаются только на те темы, которые выбраны ими. При общении аутисты очень часто повторяют одни и те же слова и фразы. Тактильный контакт вызывает у них недовольство, даже родителей среди других взрослых они выделяют в редких случаях.

  • Ребенок с РАС демонстрирует необычное поведение с точки зрения здоровых людей: не любит, когда вторгаются в его пространство, часто сверхтревожен, показывает однообразные сценарии при коммуникации.
  • Даже после достижения семилетнего возраста у такого ребенка могут наблюдаться проблемы с речью, в его вокабуляре ограниченное количество слов.
  • Если ребенок все же идет на контакт, готов разговаривать со своими сверстниками, то ему все равно очень трудно завести друзей и общаться с ними в дружеской манере. Даже взрослые аутисты трудно воспринимают чувства других людей, что говорить о детях.
  • Пациенты с аутистическим расстройством наивны, простодушны, не понимают сущность юмора и иронии, плохо откликаются на заданные другими правила.
  • Многие аутисты испытывают проблемы с жестикуляцией или зрительным контактом. У кого-то все это проявляется слишком сильно, а у других – наоборот.
  • Люди с РАС отличаются стереотипным поведением и таким же мышлением.

Аутистическое расстройство

Аутистическое расстройство Аспергера не предполагает проблем со снижением интеллекта у ребенка, а вот для других групп это вполне типично. Игровая деятельность детей с РАС немного необычна, потому что они могут разбрасывать, облизывать или совершать другие однообразные манипуляции с игрушками.

Их интересы отличаются от тех, что наблюдаются у нормотипичных детей, так как аутисты могут увлечься изучением движущихся предметов, познанием каких-то узких тем (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов). Ребенок-аутист не может переключить внимание по просьбе взрослого.

Чем старше становится малыш, тем больше особенностей приобретает его поведение. Некоторые люди, взрослея, отличаются негибкостью мышления, трудностями при усвоении информации, излишней склонностью к детализации.

Можно ли вылечить аутистическое расстройство у детей

Аутистическое расстройство невозможно полностью излечить, но в современной психологии и медицине появились способы купирования проблемы. Грамотная терапия может снизить выраженность симптомов заболевания.

Логопедическое лечение

Работа с логопедами, педагогами-дефектологами и психологами очень важна. Только специалист сможет найти подход к непростому ребенку, организовать ход занятия, подстраиваясь под специфические поведенческие реалии пациента.

Специалист должен расположить к себе аутиста, вовлечь в работу все анализаторы (тактильный, слуховой, вкусовой, зрительный и обонятельный), мотивировать ребёнка заниматься. Не менее важна помощь и участие всей семьи, будь то родители, сестры и братья, бабушки и дедушки. Положительный результат достигается лишь при регулярных занятиях.

Медикаментозная терапия

Прописывается исключительно доктором и только в периоды обострения с учётом пользы и риска. Лекарства могут сгладить гиперактивное поведение, решить проблемы со сном, успокоить истерики и тревожность ребенка. Ему станет гораздо проще контактировать с ровесниками и родителями, будет не так страшно посещать людные места. В период стойкой ремиссии медикаменты отменяются.

Аутистическое расстройство

Но, конечно, есть и такие симптомы, которые нельзя подавить даже с употреблением лекарств:

  • игнорирование устных просьб и инструкций;
  • проблемное поведение, отказ от выполнения необходимых дел;
  • низкий темп обучаемости;
  • дефекты речи, ее полное отсутствие и другие проблемы с коммуникацией;
  • низкие социальные навыки.

Если к указанным симптомам присоединяется какое-то дополнительное заболевание (эпилепсия, к примеру), то ребенку необходима помощь не только психиатра, но и невролога, а еще педиатра.

Может ли ребенок с расстройством аутистического спектра посещать обычную школу

Некоторые дети с расстройством аутистического спектра могут посещать школу со сверстниками, а другим не рекомендуется это делать. Все зависит от ситуации в конкретной семье:

  • Ребенок может посещать обычную школу, если родители знают, что у ребенка аутизм и посещали с ним доктора, прошли врачебную комиссию, выполняли все предписания специалистов. У ребенка при этом не должно быть проблем с интеллектом, он получил нужную психолого-педагогическую коррекцию, и вся симптоматика несколько сглажена. Такие дети к 7 годам вполне способны посещать общеобразовательное учреждение и обучаться там по общей или индивидуальной программе.
  • Ребенок не может посещать обычную школу, если родители не знают, не видят, умышленно умалчивают о болезни своего ребенка, соответственно, не посещали с ним медицинское учреждение, не проходили комиссию, не сдали тест на аутистическое расстройство и не лечились. РАС не проходит со временем, его нельзя не заметить, а значит, у ребенка появятся проблемы в любой школе, как бы хорошо там к нему ни относились одноклассники и учителя.

Желание каждого родителя сделать ребенка «нормальным» вполне понятно. Но обучение в школе неподготовленного аутиста приведет к серьезным негативным последствиям, а потому нужно всегда прислушиваться к рекомендациям врачей.

Если родители хотят зачислить ребенка с РАС в школу (а это происходит в марте-апреле), то все комиссии необходимо пройти осенью предыдущего года (в октябре-ноябре). Заключение от медицинского учреждения выдает ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия.

Аутистическое расстройство

ФГОС предлагает родителям детей-аутистов выбрать одну из 4 видов обучающих программ. Они отличаются ориентиром на степень интеллектуального развития ребенка.

  • Программа 8.1: для аутистов с сохраненным интеллектом. Это дети, которые проходят ту же программу, что и сверстники, по тем же самым учебным материалам. Отличие в том, что для полного погружения в процесс обучения им необходимо проходить регулярные консультации у психолога и логопеда. На адаптационный к школе срок ребенку может потребоваться тьютор.
  • Программа 8.2: для аутистов с ЗПР. Эти дети должны иметь в конце обучения такие же итоговые достижения, как их сверстники, но вот сроки на усвоение материала могут быть увеличены. Если ребенок прежде посещал ДОУ и работал с психологом, то в начальной школе он будет обучаться 5 лет. В случае отсутствия дошкольной работы со специалистами он будет посещать начальную школу 6 лет.
  • Программа 8.3: для аутистов с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Можно сказать, что эта программа для детей, которые находятся в условиях пограничной ситуации: с одной стороны, они могут обучаться в специализированных школах, а с другой, (по желанию родителей) они могут быть зачислены и в общеобразовательную школу. В любом случае их программа и качество ее освоения будет несколько иным. Для них разработаны специальные учебники, а срок пребывания в начальной школе составляет 6 лет.
  • Программа 8.4: для аутистов с тяжелой степенью задержки интеллекта и множественными нарушениями развития. Эти дети практически не говорят, по-иному мыслят, а значит, их достижения в учебе будут оцениваться не качеством решенного математического примера, а поощрением за прорыв в социализации. Около 70 % образовательной программы составлены так, чтобы дети получали навыки в быту и осваивали жизненные компетенции.

Организация обучения ребенка с аутистическим расстройством

Понятие «аутистическое расстройство» уже очень хорошо изучено специалистами в области медицины, науки и образования. Созданы возможности, чтобы дети-аутисты смогли обучаться с комфортом и постепенно интегрироваться в общество.

Аутистическое расстройство

Итак, организация обучения ребенка с РАС может быть в следующих вариантах:

  • Полная инклюзия: ребенок-аутист обучается в обычном классе.
  • Инклюзивное образование с использованием технологии ресурсной зоны. Ребенок большую часть обучения проводит вместе со своими одноклассниками, но в те редкие моменты, когда у него могут возникнуть проблемы, он обязательно получит ее в индивидуальном порядке в специальном посещении– ресурсной зоне. Эта форма возможна, если к ребенку приставлен тьютор (личный репетитор), если в школе оборудована ресурсная зона – большой кабинет, где каждый ребенок с особенностями развития занимается индивидуально со своим тьютором.
  • Коррекционные классы в общеобразовательной или специальной коррекционной школе, или же ребенок обучается в спецшколе. Ребенок может попасть в интегрированный класс, где обучаются дети с разнообразными нарушениями развития. Или, если у него ЗПР, то он может обучаться вместе с детьми с нарушениями интеллекта. Бывают классы, где учатся исключительно дети с РАС.
  • Индивидуальное надомное обучение. Некоторые проявления РАС не позволяют ребенку комфортно чувствовать себя среди сверстников, поэтому они получают знания на дому. Но даже им необходима социализация, поэтому их нужно водить на совместные экскурсии с другими школьниками или отправляться с ними на выездные мероприятия с другими детьми.

Стоит сказать, что нет никакой прямой связи между уровнем программы и формой организации обучения. Подбор строго индивидуальный и учитывает возможности ребенка и рекомендации специалистов.

Особенности взаимодействия педагога и ученика с аутистическим расстройством личности

Даже в 2023 году появление в классе ребенка с РАС может шокировать педагога. Он на личном примере будет постигать все трудности и поймет, что такое аутистическое расстройство у детей серьезно отражается на жизни всего класса.

У многих аутистов не сформирован учебный стереотип, а потому он не может смирно сидеть за партой и выполнять то, что просит учитель, молча слушать речь педагога и не способен сразу ответить на вопрос учителя. Все эти проявления, безусловно, могут отвлекать и других детей от учебного процесса.

Аутистическое расстройство

Именно поэтому таким учителям просто необходима специализированная подготовка. Все знания даются на курсах или перенимаются от коллег с опытом подобной работы. Вот несколько советов, которые помогут в работе с детьми-аутистами:

  • Изучите как можно больше информации по РАС. Прочитайте книги или научные статьи в Интернете, ознакомьтесь с советами психологов и дефектологов, продумайте собственную стратегию поведения с таким ребенком. Помните, что этим детям очень страшно, они ждут поддержки от учителя. Будьте терпеливы и настраивайте себя на позитив, чтобы передать это состояние ученику с РАС.
  • Наблюдайте за ребенком. Изучите его поведенческие реакции на ту или иную ситуацию, не допускайте повторения каких-то раздражительных или пугающих его действий. Настаивайте на тесном контакте с родителями ребенка и старайтесь информировать их о происходящих с ребенком событиях.
  • Проявляйте искренний интерес. Наличие в классе ребенка с РАС – это шанс для учителя попробовать себя в самых непростых учебных реалиях и понять, насколько он грамотный, терпеливый, стойкий педагог. Ваш интерес, внимание, увлеченность жизнью и интересами ребенка – наиболее адекватный путь взаимодействия.
  • Преобразуйте учебное пространство вокруг. Нужно поработать над окружающей обстановкой, чтобы ребенку с аутистическим расстройством все было также понятно, как и другим детям. К примеру, информацию вам надо будет не только проговорить, но и продублировать ее наглядно где-то на отдельно доске для важной информации. Создайте безопасную и понятную образовательную среду для ученика с РАС, но при этом и другим детям такая подача информации не навредит.

Дети с аутистическим расстройством могут быть вполне обучаемы и социализируемы, нужно только приложить к этому максимум усилий. Не стоит забывать также и о других учениках, они не должны чувствовать себя ущемленными. Как ученики, так и родители должны понимать, что такое инклюзивное обучение, и быть готовыми к нему.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Озон"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw