
Дети после развода родителей: возможные последствия и помощь

Сохранить статью:
Что происходит? Безусловно, дети после развода родителей испытывают настоящее потрясение. Ведь их стабильный мир разрушается буквально на глазах, а родные мама и папа становятся друг другу чужими людьми.
На что обратить внимание? Такая ситуация не может не сказаться на результативности обучения. Эмоциональное потрясение вкупе с трудностями в семье порой делает невозможным выполнение обычных школьных заданий. Как же педагог может помочь?
- Влияние развода родителей на детей
- Направления педагогической помощи детям младшего школьного возраста после развода родителей
- Педагогическая помощь детям старшего возраста во время развода родителей

Влияние развода родителей на детей
Переживая развод родителей, дети испытывают целый спектр различных чувств. Это не только страх, грусть и переживания, но и злость, чувство собственной вины за происходящее. Они осознают, что теперь нужно будет выстраивать отношения с каждым из родителей отдельно и проводить с ними время. Все эти чувства накладывают серьезный отпечаток на всю дальнейшую жизнь, и их отголоски нередко проявляются во взрослом возрасте.
Пережитый стресс, как правило, не проходит бесследно для ребенка. Как показывает статистика, наиболее распространенные его последствия это:
- снижение успеваемости у 31,1 % детей;
- ухудшение поведения как в школе, так и дома у 19,6 %;
- нехватка внимания отмечается у 17,4 % детей;
- усложняются отношения со сверстниками у 6,5 %.
Согласно проведенным исследованиям, причиной невроза у каждого пятого ребенка является прерывание связи с отцом. Также было отмечено, что последствия развода и возникновение тяжелой формы невроза у детей могут проявляться не сразу, а спустя 1-2 года.
Проявление гендерных различий у детей напрямую зависит от их возраста. Чем взрослее ребенок, тем сложнее он будет переживать развод родителей и острее на него реагировать. Проявление последствий происходит не только дома, но и за его пределами. Это может быть неконтролируемая агрессия, плаксивость, отсутствие концентрации внимания, постоянные конфликты в школе и т. д.
Чтобы помочь ребенку пережить сложный период развода и скорее адаптироваться к новым условиям жизни, родители обязаны сохранять комфортную для него обстановку, стараться максимально наладить отношения и больше внимания уделять ребенку. Ссоры и выяснение отношений лишь ухудшат ситуацию, поэтому крайне важно оградить его от лишнего негатива.
Направления педагогической помощи детям младшего школьного возраста после развода родителей
На сегодняшний день работа с психологом является прекрасным способом решить множество проблем как у детей, так и у взрослых. Профессиональная помощь детям младшего школьного возраста, пережившим развод родителей, чаще всего проходит в процессе игр. Так им легче делиться своими чувствами и сохранять позитивный настрой.
Ниже приведены наиболее распространенные способы психологической работы с маленькими детьми.
Игровая терапия
Таким способом терапевтическое воздействие проходит наиболее комфортно как для взрослых, так и для детей. Игра, лежащая в основе разнообразных методик, активно влияет на развитие личности человека. Если занятия проходят в групповом режиме, с помощью игры можно сформировать тесную связь между участниками, создать более комфортную и легкую атмосферу, избавиться от чувства тревожности и стресса.
Игра дает ребенку возможность выплеснуть негативные эмоции, выразить весь спектр чувств по отношению к родителям и другим членам семьи. В процессе игровой терапии специалист помогает ребенку разобраться в своих ощущениях и эмоциях, пройти новый для него этап жизни и пережить опыт. В результате у ребенка вновь появляется желание открываться другим людям, общаться с ними и свободно выражать свои мысли и эмоции, самостоятельно принимать решения. Вновь поднимается самооценка, появляется жизненная энергия и любовь к самому себе.
Основная отличительная черта игры – двуплановость, которую можно также заметить в драматическом искусстве. За игровым процессом скрываются реальные задачи, решение которых требует от играющего определенного набора порой нестандартных действий. Часто ситуации являются вымышленными, что дает возможность абстрагироваться от того, что происходит в реальной жизни, временно забыть об ответственности и проблемах.
Двуплановость игрового процесса носит развивающий характер. Корректируется психоэмоциональный настрой у ребенка путем создания комфортной обстановки и доверительного отношения со взрослым. До психотерапевтического сеанса дети намеренно прячут эмоции внутри, подавляют негатив и страхи. Психолог же позволяет им раскрыться, налаживая тесный контакт, тем самым возвращая ребенку уверенность в себе и своей значимости.
Арт-терапия
Ранее данный термин применялся в отношении различных видов занятий творчеством, которые проводились в медицинских учреждениях и центрах психологической помощи. Основная задача арт-терапии заключается во взаимном согласовании составляющих личности человека путем совершенствования способностей к самовыражению и самопознанию.
Техника арт-терапевтического влияния основывается на активизации воображения, налаживании контакта между сознательным и бессознательным и создании тесной связи посредством согласования их действий.
Арт-терапия зарекомендовала себя как один из наиболее действенных способов коррекции поведения и эмоционального состояния человека. Сам же процесс порой рассматривается как изучение окружающей действительности и ранее скрытых от понимания граней реальности.
Технику арт-терапевтического воздействия применяют для более детального изучения проблем внутри семьи. Оно позволяет человеку выпустить внутренние конфликты и чрезмерные эмоции, оказывает помощь в их расшифровке, создает порядок поведения членов группы, способствует увеличению уровня самооценки и способности четко интерпретировать свои чувства и ощущения. Во время занятия для работы применяются краски, глина, мелки и клей. Терапию проводят как в группе, так и в индивидуальном порядке.
Основной задачей арт-терапии является совершенствование самовыражения и изучение своего внутреннего мира через творчество, а также развитие способности к результативным поступкам с учетом внешних факторов.
Получается, что главный принцип арт-терапевтического воздействия на личность человека – это понимание, принятие и одобрение любого результата творчества, вне зависимости от его содержания, внешнего вида и качества исполнения.
Для детей, не достигших возраста 6 лет, арт-терапию не применяют, так как в более раннем возрасте способность самовыражаться через символы недостаточно развита, дети до 6 лет могут лишь изучать доступные для творчества материалы и пробовать различные варианты работы с ними.
Сказкотерапия
Один из способов обеспечения согласованности, непротиворечивости частей личности между собой через использование формы сказки. Он также позволяет увеличить уровень способностей к творчеству, расширить границы сознания, наладить контакт с окружающей действительностью.
Сказочную форму с успехом примеряли в своей деятельности российские и зарубежные специалисты в области психологии: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнева, М. Осорина и многие другие.
Сказкотерапия представляет собой одно из направлений практической психологии, позволяющее человеку расширить свое сознание, наладить взаимосвязь с самим собой, выстроить личные границы, не нарушая при этом доверительные отношения с членами семьи и близкими друзьями, путем использования во время сеансов метафоры из сказок.
- В первую очередь, во время прочтения сказки читатель имел возможность узнать самого себя через понимание метафор. Они являлись своеобразными зеркалами реальности, позволяя увидеть свой внутренний мир, не осознанный ранее.
- Второй особенностью сказкотерапии является четко поставленная задача по развитию самопознания читателя, которая определяется смысловой нагрузкой сказки и помогает наладить внутри себя взаимоотношения отдельных частей личности и контакт человека с окружающими. Благодаря своим уникальным свойствам метафоры из сказок являются эффективным инструментом для улучшения взаимодействия и взаимопонимания между читателем и кругом его общения.
Конечно, развод родителей для ребенка относится к числу особенно сложных для проживания событий, часто требующих вмешательства опытного психолога. Способы оказания психологической помощи ребенку, которые были описаны в статье, с успехом применяются в качестве коррекционной терапии для улучшения его психоэмоционального состояния.
Дети после развода родителей порой ведут себя агрессивно, теряя доверительные отношения со сверстниками, матерью, отцом и другими членами семьи. Но в большинстве случаев данные поступки неосознанные, являющиеся результатом чрезмерной эмоциональной нагрузки, с которой ребенок не в состоянии справиться самостоятельно.
Педагогическая помощь детям старшего возраста во время развода родителей
Часто ухудшается не только поведение ребенка, но и его успеваемость в школе. Симптомы стресса никак не проявляют себя лишь в 1/3 случаев. Дети, переживающие сильное потрясение, не могут сконцентрироваться на учебе, постоянно ощущают напряжение внутри себя, частично теряют способность к запоминанию информации и организации рабочего процесса.
Все это является результатом постоянных конфликтных ситуаций дома и нервного напряжения из-за ссор между родителями. Чем же может помочь педагог:
- Систематизировать процесс работы ребенка на уроке.
- Оказать помощь в планировании распорядка дня.
- При желании ребенка дать ему возможность выполнять домашнее задание в школе, если у него нет своего личного пространства дома.
- Приобщить ребенка к работе в группе.
- Дать ему возможность поделиться чувствами и переживаниями.
- Посоветовать литературу, которая способна помочь ребенку разобраться в себе и справиться с проблемами.
Ученик, как и любой из нас, представляет собой целостную личность. То есть все присущие ему качества тесно связаны друг с другом и оказывают друг на друга взаимное влияние, но его внутреннее «я» косвенно выражает воздействие внешних факторов, показывая результат этого воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. От эмоций и переживаний ученика зависит его заинтересованность в учебе, концентрация внимания, память и уровень успеваемости в целом.
Учитель не должен игнорировать личность ученика, снижение его мотивации к учебе и изменения в поведении. При постоянно увеличивающейся гуманизации процесса обучения педагог обязан осознавать, что ребенок в стенах школы – это не только ученик, но и человек со своими индивидуальными особенностями, целями и эмоциями, которые вовсе не являются преградой для изучения нового. Стоит всегда помнить о том, что ученик – это человек с неповторимыми личностными качествами и индивидуальностью.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: