Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Дети в СОП: как определить и чем помочь
Главная > Блог > Дети в СОП: как определить и чем помочь
24.04.2023
2700
Время чтения: 16 минут

Дети в СОП: как определить и чем помочь

Это какие? Дети в СОП (социально-опасном положении) нередко являются учащимися обычных образовательных учреждений. При этом школа или ДОУ должны помогать им в обучении и адаптации, для чего есть специальные инструменты.

На что обратить внимание? Большая часть работы в этом направлении возлагается на педагога-психолога, который помогает адаптироваться детям к нормальной жизни и учебе. Однако и учителя-предметники, и члены родительского комитета могут внести свой вклад.

Оглавление:
  1. Риски социально-опасных семей
  2. Признаки детей в СОП
  3. Действия школы для помощи ребенку в СОП
  4. Роль педагога-психолога в помощи детям в СОП
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Риски социально-опасных семей

Одной из острых проблем современного общества является наличие социально-опасных семей, требующих повышенного внимания со стороны государства и общественных организаций.

Риски социально-опасных семей

Причины, чаще всего приводящие семьи к такому состоянию:

  • злоупотребление родителей в отношении алкоголя и наркотических веществ;
  • отчуждение с ребенком на межличностном уровне.

В таких семьях дети не получают подлинного семейного отношения – ласки, заботы, взаимопонимания. К сожалению, ребенок нередко копирует поведение своих родителей, даже если в нем нет ничего достойного, и проблема передается далее на следующее поколение.

Родители-наркоманы или алкоголики не способны полноценно выполнять свои семейные обязанности, поскольку часть времени они находятся в невменяемом состоянии, когда не могут контролировать свои действия.

Порой дети из семей, находящихся в социально опасном положении (СОП), не имеют даже необходимого им материального обеспечения – пищи, одежды, не говоря уже о том, что они лишены эмоциональной поддержки родителей.

Признаки детей в СОП

Наиболее очевидным признаком СОП, позволяющим включить детей в группу риска, является их эмоциональное состояние, отличающееся нестабильностью и острыми проблемами. Как правило, поведение в этом случае характеризуется высокой степенью следующих ощущений:

Признаки детей в СОП

  • социальная депривация – ограниченность контактов ребенка;
  • разнообразные страхи и тревоги (одиночества, смерти и т. д.);
  • повышенная возбудимость, агрессия;
  • обостренные чувства вины и обиды.

Все это негативным образом влияет на личностное развитие:

  • снижается самооценка;
  • формируется негативное отношение к себе и окружающим;
  • появляются затруднения с созданием образа «Я».

Часто у таких детей отмечаются психические расстройства, так что требуется помощь со стороны квалифицированного психолога и даже психиатра. Помимо прочего, подростки могут подвергаться в семье физическому или сексуальному насилию.

Почувствовать неладное должны педагоги, наблюдая, как меняется поведение ребенка, его отношения со сверстниками, внешний вид и привычки. Беспокойство должно вызвать то, что школьник:

  • начинает регулярно опаздывать на уроки;
  • без особых причин старается задержаться в школе подольше после окончания занятий, что выказывает его страх идти домой;
  • совершил побег из дома;
  • часто отсутствует в школе без уважительных причин;
  • жалуется на голод, недосыпание и другие сложности;
  • причиняет вред самому себе, вплоть до того, что пытается резать вены;
  • становится замкнутым, депрессивно настроенным;
  • проявляет агрессивность;
  • избегает каких-либо контактов с одноклассниками;
  • имеет на теле следы побоев;
  • носит одну и ту же одежду, обувь практически круглый год, причем одежду, максимально скрывающую тело;
  • становится неопрятным, явно не соблюдает правила личной гигиены;
  • начинает вести себя вызывающе и соблазняюще;
  • обнаруживает знания о сексе, не соответствующие его возрасту;
  • не может и не хочет поддерживать взаимоотношения со сверстниками;
  • резко худеет или, наоборот, набирает вес;
  • проявляет эмоциональную неуравновешенность, устраивает скандалы и истерики.

Школьный психолог и классный руководитель могут сделать выводы о социально опасном положении на основании психодиагностических материалов, которые выступают в качестве своеобразных маркеров детей, находящихся в СОП.

  • замедленное развитие – психоэмоциональное, интеллектуальное и личностное;
  • появление хронических заболеваний, которые больше подходят людям взрослым и даже пожилым;
  • проявление тревожности, наличие страхов;
  • неадекватность эмоциональных реакций;
  • депрессивный настрой (начиная с серо-черного стиля одежды и заканчивая высказываниями на тему бесцельности жизни);
  • невротические состояния (заикание, тики, навязчивые действия в виде привычки грызть ногти, наматывать волосы на палец во время общения со взрослыми и т. п.);
  • явная неудовлетворенность основных потребностей: ребенок постоянно испытывает чувство голода, проявляет крайнюю степень усталости, имеет запущенный внешний вид;
  • агрессивные реакции, в том числе аутоагрессии;
  • доминирование в сознании темы насилия, что проявляется в его поведении, высказываниях;
  • родители вообще не приходят в школу или являются в нетрезвом виде и ведут себя неадекватно;
  • за младшеклассником в школу начинают приходить не родители, а дальние родственники, соседи.

Действия школы для помощи ребенку в СОП

Работа с детьми в СОП со стороны школьных педагогов включает в себя три основных направления:

  • диагностика;
  • профилактика;
  • реабилитация.

Действия школы для помощи ребенку в СОП

Работа учителей с детьми в СОП

Даже учителя-предметники должны подключаться к работе с ребенком, требующим помощи:

  • отслеживать выполнение домашних заданий;
  • контролировать посещаемость;
  • приглашать на беседы в школу родителей;
  • сообщать руководству школы о тревожных фактах.

Основная работа ложится на классного руководителя, от которого требуется вовремя прояснить ситуацию:

  • контролировать пропуски уроков, особенно без уважительных причин;
  • периодически проверять дневник, состояние учебных принадлежностей, внешний вид ученика;
  • приглашать на родительское собрание родителей и в случае необходимости беседовать с ними индивидуально;
  • посещать проблемного ученика на дому;
  • вести социальный паспорт класса;
  • активно привлекать родителей к школьным делам;
  • вызывать родителей на заседание «Совета профилактики»;
  • индивидуально работать с семьями учеников, находящимися в социально опасном положении.

Свой вклад в решение проблем, связанных с детьми в СОП, способны внести и родители, входящие в состав родительского комитета. К примеру, они могут:

  • выступать на классных часах, родительских собраниях и конференциях;
  • проводить беседы с детьми в СОП, посещать их на дому, предлагать помощь;
  • выходить на контакт с родителями из таких семей, приглашать их на заседания родительских комитетов.

Мероприятия

Большое значение имеют различные мероприятия организационно-воспитательного характера:

  • проведение акций «Мы рядом…» и аналогичных мероприятий;
  • организация родительских собраний с приглашением сотрудников правоохранительных органов;
  • инициирование рейдов по неблагополучным семьям (с участием классных руководителей, представителей органов опеки, работников полиции);
  • составление социальных паспортов учеников;
  • выявление обучающихся, часто пропускающих занятия;
  • отслеживание успеваемости учеников, обеспеченности их школьными принадлежностями и формой;
  • выявление учеников, внешний вид которых не соответствует уставу школы;
  • составление списка родителей, которые не появляются на родительских собраниях.

Внутришкольный контроль

Внутришкольный контроль

Нацелен на выявление семей обучающихся, находящихся в социально опасном положении, и выстраивание с ними работы:

  • Ежедневная проверка присутствия учеников на занятиях.
  • Уточнение, кто по какой причине отсутствует.
  • Проверка поступивших сведений относительно пропусков, к примеру соответствие дат, указанных в медицинской справке, пропущенным дням.
  • Еженедельная проверка дневников учеников. При этом внимание обращается на наличие подписи родителей, их ответы на запрашиваемую информацию, заполнение дневника. По дневникам можно выявить учеников из «группы риска» и родителей, которые не проявляют должного внимания к вопросам воспитания своих детей.
  • Контроль того, какая ведется работа классными руководителями в отношении семей в социально опасном положении, – подача необходимых сведений, составление отчетов о проведенных встречах и беседах, организованных мероприятиях. При необходимости на проблемную семью разрабатывается индивидуальная программа профилактики и реабилитации.

Роль педагога-психолога в помощи детям в СОП

В образовательном учреждении учет должен вестись в отношении следующих категорий учащихся:

  • Те, которые признаны находящимися в социально-опасном положении школьным педсоветом.
  • Ученики, информация о которых имеется в Комиссии по делам несовершеннолетних как о находящихся в СОП.
  • Дети с отклонениями в развитии или поведении, у которых наблюдаются проблемы в обучении и общении с ровесниками.

Согласно требованиям нормативных документов, образовательная организация должна составить План индивидуальной помощи несовершеннолетнему. Разработкой и реализацией подобного плана работы с детьми СОП занимаются классный руководитель, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудники социально-психолого-педагогической службы.

Именно на долю последних выпадают основные функции по работе с проблемными семьями: если такой центр в школе отсутствует, то должен быть хотя бы школьный психолог.

С содержанием программы знакомят самого несовершеннолетнего, а также его родителей либо законных представителей. Ответственность за ее выполнение несет директор образовательного учреждения.

Общая схема реабилитационного процесса

Разумеется, подобная работа не должна ограничиваться детьми, отнесенными к данным учетным категориям, поскольку симптомы неблагополучия могут появиться и у ребенка, который по формальным критериям не входит в проблемные группы.

Скажем, если ученик пережил некую душевную травму, то он нуждается в психологической поддержке и помощи. Также необходимо отслеживать, как меняется поведение подростков в переходном возрасте, – нередко сложности возникают и у ребят из благополучных семей.

Сами дети, находящиеся в СОП и учащиеся в школе, тоже отличаются по своему психоэмоциональному состоянию. К примеру, одни из них привыкли к нормальной обстановке, которая затем по каким-либо причинам резко ухудшилась. Другие же с рождения могут проживать в условиях депривации, не получая необходимых благ. Индивидуальный характер носят и причины проблем, а также их выражение.

Общая схема реабилитационного процесса

  • Восстановить у ребенка адекватную самооценку, позитивное отношение к себе и окружающим, вернуть ему доверие к миру.
  • Проанализировать содержание проблемы, провоцирующие ее факторы и причины.
  • Ставить перед ребенком позитивные цели, способствовать появлению оптимистичного настроя.
  • Построить конкретный план действий, включая личностный рост ребенка: что изменится через неделю, месяц, год…
  • Создать образ желаемого результата, чтобы это стало мотиватором для самого ученика.
  • Определить союзников – кто поможет в достижении целей (педагоги, друзья, одноклассники).
  • Проработать сценарий недопущения рецидивов старого поведения – показать неприемлемость текущей ситуации и дать установку на перемены к лучшему.

Реабилитационная работа включает в себя два основных направления: психотерапевтическое и социально-психолого-педагогическое. Первое основывается на психотерапии, которая может иметь как индивидуальный, так и групповой характер. Это требует длительного времени и высокой квалификации специалиста, работающего с трудными детьми.

Социальные психолого-педагогические мероприятия для детей в СОП нацелены на изменение их системы ценностей, модели поведения, борьбу с теми чертами характера и эмоциями, которые препятствуют адекватной самореализации и социальной адаптации.

Для этого необходимо создать вокруг таких учеников комфортную и благожелательную атмосферу, заполнить их время полезной активностью (участие в общественных мероприятиях, спорт, культурное просвещение и т. п.).

Хотя данная работа организуется специалистами психологической службы школы, здесь не обойтись без участия педагогов, включая классного руководителя, одноклассников, родителей и других родственников ребенка. Он должен быть окружен позитивным вниманием, и перед ним ставятся цели, за продвижение к которым следует его всячески поощрять.

Таким образом, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении, требуют организации с ними специальной социально-педагогической работы, которая должна носить планомерный и непрерывный характер. Здесь нужен системный подход и участие различных лиц – от представителей государственных органов (полиция, органы опеки и попечительства) до тех, кто входит в ближайшее окружение ребенка, в первую очередь родителей.

Согласно действующим нормам российского законодательства, функции по разработке стратегии и принципов оказания помощи семьям в СОП выполняет федеральная власть, а реализацией государственной политики занимаются органы на уровне субъектов федерации.

Непосредственно же работа с детьми СОП ложится на плечи образовательных организаций, в том числе ДОУ – дошкольных учреждений. Важно вовремя отследить формирование опасной ситуации, увидеть по ребенку негативные изменения в его поведении, чтобы принять необходимые меры и обеспечить условия для формирования полноценной личности.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw