Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Педагогический портал
«Солнечный свет»
Зарегистрируйтесь на онлайн-вебинар детского невролога-эпилептолога Ольги Кельн
"Задержка речевого развития ребёнка"
Зарегистрируйтесь на онлайн-вебинар детского невролога-эпилептолога Ольги Кельн "Задержка речевого развития ребёнка"
8 декабря в 17:00 мск
Узнать подробнее Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Деятельность ребенка-дошкольника
Главная > Блог > Деятельность ребенка-дошкольника: виды и важные особенности
25.09.2022
1030
Время чтения: 14 минут

Деятельность ребенка-дошкольника: виды и важные особенности

О чем речь? Различные виды деятельности ребенка-дошкольника определяют его развитие, социализацию и формируют личность малыша. Чем бы ребенок не занимался, все это откладывает определенный отпечаток, будь то рисование, игры со сверстниками, наблюдение за взрослыми или чтение.

Какими бывают? Выделяют несколько видов деятельности дошкольника. Главным считается игровая, через которую ребенок не только получает удовольствие, но и моделирует различные ситуации. Не менее важны трудовая, познавательная, творческая и т. д. Педагогам необходимо использовать каждый вариант для развития и воспитания ребенка.

Отличительные черты дошкольного возраста

Дошкольником считается ребенок в возрасте от трех до семи лет. В это время происходит перестройка всей психологической жизни, а также его отношения к окружающей действительности. Психика и сознание дошкольника претерпевает целый ряд изменений, вследствие чего формируется внутренняя психологическая жизнь и саморегуляция.

Отличительные черты дошкольного возраста

Происходит изменение социальной ситуации, активное развитие новых личностных качеств и черт характера. Начинается подготовительный этап к поступлению в школу, что является очень важным событием в жизни каждого ребенка.

Речь становится главным инструментом общения в этот возрастной период. С помощью ответов на вопросы ребенок знакомится с миром вокруг. Очень важно, чтобы ответы взрослых были серьезными и понятными.

Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – это ролевые игры. С помощью этого средства дети могут узнать что-то новое об окружающем мире, уточнить те знания, которые они уже имеют, и регулировать свои отношения с ровесниками. Также в игре дети учатся принятию новых для себя практических решений и управлению своим поведением.

В дошкольном возрасте происходит основное развитие познавательных навыков ребенка. Наглядно-действенное мышление младенчества сменяется наглядно-образным. Дошкольник учится проводить параллели между предметами и их свойствами. Также активно развивается память: появляется произвольное воспроизведение, а после – произвольное запоминание.

В этом возрасте формируется воображение. Оно дает возможность ребенку создавать что-то такое, чего он раньше никогда не делал. Воображение закладывается еще с младенчества, однако именно в дошкольном периоде оно достигает своего пика.

Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника

Проявляется еще одно важное новообразование – произвольное поведение. Импульсивное и непосредственное поведение в дошкольном периоде сменяется более урегулированным нормами и правилами.

Игровая деятельность ребенка-дошкольника

Основой деятельности ребенка-дошкольника выступает игра. У младшего дошкольного возраста таковой является конструктивная игра, у среднего и старшего — сюжетно-ролевая. Сюжетно-ролевая игра представляет собой воображаемую ситуацию, суть которой состоит в том, что ребенок играет роль взрослого в игровой обстановке, которую сам придумал.

Игра – это так называемая «королева детства». В умелых руках она может очень помочь родителям в процессе развития ребенка. Игра является особой сферой активности людей, которая выполняется исключительно для получения удовольствия без преследования иных целей.

Игра работает как в настоящем измерении, так и в будущем. Она обеспечивает сиюминутной радостью, удовлетворяет актуальные потребности. В то же время игра имеет проекцию в будущее, так как в ней формируются модели жизненных ситуаций, происходит закрепление свойств, умений, способностей, которые не связаны с физической закалкой, или выполняется обучение выполнению социальных функций.

Как стать on-line репетитором
и получать дополнительный доход до 100 000 рублей в месяц
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать online репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное - правильно организовать учебный процесс. Чек-лист поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере online образовании.
Как стать онлайн-репетитором
Получить чек-лист бесплатно
PDF 2.8 MB
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Игра – дело многогранное:

  • это самостоятельная деятельность, которая способствует развитию личности;
  • это средство сплочения детской общности;
  • это метод организации других видов деятельности;
  • это способ общения.

Игра существенным образом влияет на интеллектуальное развитие: ребенок учится обобщению, сравнению предметов, что способствует развитию умственных операций. Происходит переход от предметного мышления к образному (представлениями). Таким образом дети учатся действиям во внутреннем плане, то есть развивают способность к интеллектуальным действиям.

В течение дошкольного периода смысл игры меняется: у младшего дошкольника суть игры сводится к подражанию, воспроизведению действия других, а старший – уже проигрывает отношения людей, интерпретирует их, исходя из своего видения картины. 

Проявление самостоятельности в сюжетно-ролевых играх является одним из ее отличительных признаков. Дети сами определяются с выбором темы игры, с линией ее течения, выбирают роли, место, где будет происходить действие и т.д. У каждого ребенка есть свобода выбора, как и где он воплотит тот или иной образ. Сюжетно-ролевые игры, как любой творческий процесс, насыщены эмоциями, поэтому дети получают порцию радости и удовольствия от самого действия.

Игровая деятельность ребенка-дошкольника

Сюжеты игры могут быть разными. Условным образом их можно разделить так:

  • бытовые (игры в семью, школу и т.д.);
  • производственные, которые отражают труд определенной профессии человека (игры в доктора, продавца);
  • общественные (игры в празднование дня города, в библиотеку, в транспорт).

Также сюжет детской игры меняется с течением истории, так как зависит от таких факторов, как:

  • эпоха;
  • особенности экономики;
  • культурные, географические и природные условия.

Разные эпохи были насыщены серьезными событиями, которые имели существенное влияние на жизнь людей и приводили к возникновению новых сюжетов детских игр. Например, многие годы дети в России предпочитали игры на военную тематику (война, партизаны), сегодня же дети проигрывают сюжеты из боевиков.

Есть и постоянные сюжеты игр, «несменные» за всю историю человечества, которые условно отображают связь поколений людей, например, игры в семью, больницу, школу и другие. Конечно, разные времена и народы отличаются спецификой и содержанием сюжетов детских игр, как и реальной жизнью.

От того, насколько глубоки познания ребёнка о действительности взрослых, зависит и содержание игр. К примеру, младшие дошкольники в игре в доктора многократно делают одно и то же: измеряют температуру, заглядывают в горло больному, закапывают капли в нос. Но после определенных событий в жизни ребенка (например, после прививок), в игре появляются новые действия.

Сначала дети «схватывают» в жизни, а потом отображают в игре внешнюю сторону по принципу «человек-предмет». Далее, с пониманием отношений человека со своей деятельностью и постижением сути труда, в играх появляются отношения по принципу «человек-человек», а предметы заменяются или остаются в воображении.

Содержание игр младших дошкольников

Содержание игр младших дошкольников отличается от игр детей постарше. Это обусловлено относительным недостатком опыта, разным уровнем развития воображения, мыслительных процессов и речи. Малыши зачастую используют в играх пример взрослых и повторяют его: накормить куклу – уложить в постель. Тем не менее, ближе к 4 годам ребенок расширяет свои представления о мире вокруг, и игры приобретают новое содержание.

Например, дети пробуют совмещать разные события, добавляя в игру отрывки из своей жизни, из сказок, которые они слушали, из картинок в книгах, театральных представлений и т.д. Ближе к 5 годам сюжет игр становится более целостным, а события взаимосвязаны между собой.

В первые несколько лет жизни ребенка игровая деятельность подвергается следующим этапам развития:

  • Ознакомительная игра.

Состоит из действий-манипуляций: при помощи взрослого организовывается предметно-игровая деятельность ребенка с использованием разнообразных предметов (игрушек). Младенец проявляет интерес к игрушкам начиная с трех-четырехмесячного возраста: тянется к ним, рассматривает, радуется, старается повторять движения.

В 5-6 месяцев ребенку уже интересны игрушки, отличающиеся друг от друга по материалу, цвету, форме, размеру. Он учится хватать игрушку, перекладывать из руки в руку, вертеть ее в руках. Такие самостоятельные манипуляции помогают ребенку познать свойства игрушек. Ознакомительная игра проявляет намеренность действий ребенка, которая будет фундаментом для формирования целенаправленности.

  • Отобразительная игра.

В такой игре ребенок выявляет специфические свойства предметов и, благодаря им, достигает определенных эффектов. Ребенок учится игре с предметами разных свойств и назначений. Важно, чтобы ребенок научился переносу этих действий в одного предмета на другой, то есть обобщению действий.

  • Сюжетно-отобразительная игра.

Ребенок в игре начинает отражать впечатления из жизни. Важно, чтобы были образные игрушки, при помощи которых педагог сможет вовлечь детей в достижение игровых целей («Котик устал, уложи его в кровать»; «Мышка проголодалась, приготовь ей кашку»). Ребенку ставится условно-игровая задача, которую он должен решить посредством игры и получить воображаемый результат. 

Основным условием для развития сюжетно-ролевой игры является совместная игра взрослого и ребенка. Для обучения ребенка самостоятельно развивать игру, взрослый проигрывает жизненные события, видоизменяя их. К окончанию этого периода ребенок уже способен передавать в игре действия взрослых не только те, которым его научили, но и те, которые он видел сам.

Познавательная деятельность ребенка-дошкольника

Познавательная деятельность – это активные действия, направленные на приобретение и использование знаний. Она выражается в познавательной активности ребенка, а также в его способности:

  • видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
  • продумывать план действий;
  • выбирать способы решения поставленной задачи;
  • достигать результата и осмыслять его.

Познавательная деятельность всегда нацелена на решение возникших проблем и затруднений.

Мотивируют ребенка-дошкольника к познавательной деятельности потребности игровой деятельности, которая является не менее важной для ребенка.

Важной составляющей познавательной деятельности является познавательный интерес. Это устремление в материал (игровой, математический и др.), которое вызывает положительные эмоции и порождает познавательную активность ребенка.

Основным принципом организации познавательной деятельности ребенка-дошкольника является принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Познавательная деятельность ребенка-дошкольника

Познавательное развитие ребенка преследует основную цель, которая заключается в формировании необходимости и способности активно мыслить, справляться с трудностями при решении разных интеллектуальных задач.

Игровые проблемные ситуации и задачи выступают наиболее эффективным методом организовать познавательные занятия.

Под проблемой подразумевается вопрос или несколько вопросов, которые возникают в процессе познания. Под игровой проблемной ситуацией понимают теоретическую или практическую ситуацию, в которой нет очевидного готового решения в игре. Для устранения проблемы необходимы исследовать всё, что каким-либо образом связано с этой ситуацией.

Существуют две основные формы организации познавательной деятельности: дидактические и сюжетно-дидактические игры.

Важно, чтобы дети вели и самостоятельную познавательную деятельность, ведь в процессе такой деятельности, а также свободного экспериментирования с разными материалами, происходит развитие творческой активности. У ребенка происходит своего рода самореализация.

Как показывает практика, внутренняя мотивация является основой самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника. Побудить к действию могут и интерес, и желание помочь, и желание похвалы или удовлетворение каких-либо других потребностей.

Так или иначе, личная заинтересованность приводит к приливу сил, всплеску эмоций, активации мышления. Следовательно, можно сделать вывод, что, давая ребенку свободу реализации своих интересов, потребностей и проявления воли, его деятельность обретает дополнительный стимул, эмоции и психологический комфорт.

Свобода в деятельности очень важна для развития самостоятельности, независимости и творческого начала, что в будущем благотворно влияет на формирование личности, высокой самооценки и самоуважения. Чем лучше реализация самостоятельности, тем больше у него возникает потребности в контакте с другими.

Взрослые же должны помнить и принять, что дошкольникам очень не нравится, когда взрослые вмешиваются в процесс их собственной активности.

Творческая деятельность ребенка-дошкольника

В формате свободной деятельности ребенок учится взаимодействию со сверстниками: объединяться в группы, соревновательному процессу, реализации элементов специфической детской субкультуры, которая нужна для нормального существования в детском обществе. 

Для того чтобы обеспечить познавательную активность детей, применяют проектный метод для слияния разных видов деятельности ребенка-дошкольника, в результате которого:

  • дети получают навыки приобретения знаний об окружающем мире;
  • дети начинают воспринимать физические свойства окружающего мира;
  • проявляется познавательная активность и осознание причинно-следственных связей;
  • дети приходят к элементарному поиску: определение проблемы, постановка вопросов, формулирование гипотезы, разбор понятий, классификация, наблюдение, формирование выводов. Доказательство и защита своих идей;
  • дети приходят к тому, чтобы самостоятельно заниматься поиском и исследованием;
  • расширяется кругозор в сфере влияния природных условий на растения, животных, людей;
  • дети готовы решать проблемные задачи;
  • дети испытывают радость от своих открытий, интерес к чему-то новому, и стремятся к самостоятельности.

Любой из видов познавательной деятельности дошкольников может организовать педагог, учитывая особенности образовательной программы. Важно максимально применять возможности игры в развитии познавательной деятельности детей.

Творческая деятельность ребенка-дошкольника

Художественная и творческая деятельность ребёнка-дошкольника формируется по нарастающей, от простого к сложному. Этот процесс обусловлен умением ребёнка создавать образы и модели из того, что он видит, слышит и чувствует.

Младший дошкольник в малой степени владеет таким навыком. Лишь к шести-семилетнему возрасту ребёнок обучается рисованию, вырезанию, представлению образов до реализации их в рисунке или модели, удержанию задуманного в мыслях и последовательное создание его. Художественная деятельность представлена несколькими видами:

Изобразительное творчество

Рисование, лепка и изготовление аппликаций – все это изобразительная деятельность. Детям часто интересен больше сам процесс, чем результат, поэтому занятия принесут пользу независимо от возраста. Не имеет значение, что ребенок рисует одни черточки и кружочки. Эти хаотичные действия развивают руку и технику движений для рисования, а также зрительное восприятие, формируют ощущение цвета и учат гармоничному сочетанию цветов.

Рисуя, ребенок постигает пространство листа. К пяти годам он уже будет разделять рисунки разной тематики по разным листам: снеговик на одном листе, а деревья и цветочки на другом. Дошкольник начинает понимать, что рисунок должен соответствовать единой композиции.

Деятельность ребенка-дошкольника

С помощью аппликаций ребенок получает первые представления о симметрии. Это большое открытие для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги получаются снежинки, бабочки и т.д.

Такая практика учит детей обращать внимание на симметрию в мире вокруг.

Конструирование

На практике ребенок дошкольного возраста познает существующие закономерности. Он начинает осознавать, что детали бывают разных форм и размеров, что их можно совмещать друг с другом. Дети экспериментируют, и приходит понимание, что, например, для устойчивости башни нужно широкое основание, – так появляются первые знания об устойчивости и равновесии.

Благодаря конструированию формируется навык восприятия предмета в целом. Дети учатся планированию на несколько этапов вперед, и впоследствии воплощению задуманного. Такая деятельность ведет к развитию у ребенка-дошкольника конструктивного мышления.

Музыкально-танцевальная деятельность

Об этом виде деятельности обычно мало кто говорит, как об этапе развития ребенка. Но одновременно, это очень важная часть жизни ребенка. Дети уже в раннем возрасте начинают реагировать на музыку, развивается восприятие музыкальных звуков и ритмов.

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием начинают двигаться под музыку. Таким образом формируется музыкальный слух и развиваются музыкальные способности.

Танцы положительным образом влияют как на двигательное развитие ребенка, так и на общее. Он учится запоминать и повторять движение в определенном порядке, успевать непосредственно выполнять движения и, в то же время, наблюдать за тренером или партнерами по танцам. Со временем, когда ребенок освоил танцевальные движения, он уже может импровизировать, проявлять творчество и воплощать свои идеи в танце.

Трудовая деятельность ребенка-дошкольника

Еще один вид деятельности ребенка-дошкольника – это труд. Труд очень важен для развития умственной деятельности детей. Для достижения цели ребенок вынужден изучить свойства и качества материалов, инструментов, ему необходимо распознавать материалы и предметы, которые объединяет трудовая деятельность. Дошкольник накапливает системы знаний, развивает дифференцированное восприятие, представления, речь, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение).

Процесс трудовой деятельности задействует знания, полученные раньше, что обуславливает получение навыка применять знания на практике, а также развитие сообразительности и смекалки.

Для достижения результата необходимо распланировать процесс труда: отбор материалов и инструментов, определить последовательность операций. Таким образом развивается воображение, планирование, которое состоит из способности смотреть не только на конечный результат, но и на промежуточные этапы, чтобы целенаправленно выстроить трудовые процессы.

Дети дошкольного возраста

Детский труд очень важен и для физического здоровья и развития: физическая нагрузка и мышечная активность улучшают функционирование всех систем организма ребенка; труд совершенствует движения, координацию, согласованность, произвольность. Достигая трудовые цели, ребенок получает уйму положительных эмоций, что ведет к повышению жизнедеятельности.

То есть труд выступает как способ всестороннего развития ребенка-дошкольника, поэтому педагоги и используют его в детских садах.

Развивающее значение труда напрямую зависит от уровня развития самой трудовой деятельности: чем выше этот уровень, тем выше эффект от использования труда для развития личности дошкольника.

Трудовая деятельность ребенка распределена на три направления:

  • отделение труда от игры и становление его как самостоятельного вида деятельности;
  • овладение ребенком-дошкольником трудовым процессом, т.е. становление элементов трудовой деятельности;
  • формирование разных видов труда.

Генетика предполагает общее происхождение труда и игры – из предметной деятельности. Они имеют тесную взаимосвязь, но в то же время и значительно отличаются:

  • труду присущ конкретный конечный результат, который направлен на удовлетворение собственных потребностей ребенка или коллектива в целом. Весь смысл процесса труда заключается в достижении результата;
  • процесс труда всегда происходит в действительности: в нем нет мнимых ситуаций, замещения одних предметов другими, дети взаимодействуют с реальными предметами, в действительности их преобразуют, достигая результатов.

Трудовая деятельность ребенка-дошкольника

В то же время, игра и труд взаимосвязаны между собой. У младших дошкольников труд проявляется в игре. Малыши подражают трудовым действиям взрослых, что составляет содержание детской игры. Детям нравится само действие, а не достижение результата, однако подражание таким действиям в игре дает возможность овладеть ими и способствует обособлению труда. Поначалу он нестабилен и часто снова перетекает в игру. Такая склонность иногда проявляется и у средних, и у старших дошкольников.

Трудовая деятельность не возвращается к игре в старшем дошкольном возрасте, когда дети способны принять цель труда или поставить ее самим, и имеют возможность ее достичь посредством трудовых действий. Игровая тенденция в процессе труда уже не актуальны.

Дети обычно не прерывают работу, если результат еще не получен, не рассеивают внимание на игры и не заменяют труд ими. Но и для этого возраста характерна связь игры и труда. Труд выполняет обслуживающую функцию для игры: ребенок на свое усмотрение придумывает цель, и изготавливают то, чего не хватает для игры: указку для учителя, руль для водителя и другое.

Имея трудовые навыки, ребенку не сложно перейти от игры к созданию недостающих предметов, а при достижении нужного результата вернуться к игре. Такая тенденция особенно актуальна в группах подготовки к школе, но при условии, что дети владеют трудовыми процессами и их составляющими.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже период дошкольного периода характеризуется обособлением трудовой деятельности от игры. Это происходит потому, что ребенок овладевает трудовым процессом и его компонентами.

Способы организации различных видов деятельности дошкольников

Педагоги самостоятельно выбирают, каким образом организовывать различные виды деятельности ребенка-дошкольника или интегрировать, используя разнообразные формы и методы работы. Здесь учитываются особенности детей, уровень освоения ими Программы и решение конкретных образовательных задач. Так реализуется непосредственно образовательная деятельность (НОД).

Методы дошкольной педагогики берут за основу удивление, потрясение, любование и эстетическое наслаждение детей. Большая роль принадлежит эмоционально-образному восприятию красоты мира вокруг, ведь на нем базируется воплощение ребенком своих представлений в продуктивные виды деятельности.

План содержания работы выполняется, учитывая комплексно-тематического планирование, сезонность, природные явления, календарные праздники и интересы детей.

Способы организации различных видов деятельности дошкольников

Задачи реализуются с использованием следующих видов деятельности:

  • игровой;
  • коммуникативной;
  • познавательно-исследовательской;
  • изобразительной;
  • музыкальной;
  • двигательной;
  • восприятия художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживания и элементарного бытового труда;
  • конструирования.

Важная особенность интегрированной образовательной деятельности заключается в постоянной смене динамических поз и видов деятельности дошкольников (физкультминутка, релаксационная пауза и другие технологии, помогающие сохранить здоровье). В образовательном процессе должны использоваться формы работы с детьми согласно их возрасту. В то же время основная форма работы с ребенком-дошкольником и ведущий вид деятельности для него – это игра.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Пройдите тестирование
и получите сертификат

Для подтверждения высокого уровня
профессиональной компетенции

Узнать подробнее
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw