
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: советы и рекомендации

Сохранить статью:
Что такое? Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это то, на чем основывается ключевая деятельность детских садов. Воспитатели учат малышей, что такое хорошо, а что такое плохо, чем грусть отличается от радости, почему нельзя обижать животных, зачем любить природу и т. д.
Зачем нужно? Первые зачатки нравственности в ребенке закладывают родители, а в детсаду их развивают и расширяют. Для этого воспитатели рассказывают сказки, устраивают тематические игры, создают проекты, приводят живых персонажей для общения с воспитанниками. Все это преследует определенные цели и задачи.
- Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста
- Цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста
- Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста
У дошкольников интенсивно развиваются представления об этических нормах и формируются моральные качества. Необходимо отводить значительное место нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста, поскольку оно тесно связано с умственным, физическим, эстетическим и трудовым развитием личности.
Под нравственностью понимаются концепции этических явлений, помогающие детям разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо», какие поступки допустимы, а от каких следует отказаться. Основной критерий морального развития — образ действий, отвечающий этическим нормам.
В основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста закладываются общечеловеческие ценности, этические принципы, сформировавшиеся в ходе истории. В их число входят такие черты личности, как правдивость, гуманность, приверженность труду, порядочность, справедливое отношение, чувство долга, уважительность.
Историческое развитие формирует также и новые нравственные нормы, ценностные ориентации и поведенческие паттерны. К ним относится уважительное отношение к государственности в целом, патриотизм, достойное исполнение обязанностей гражданина, социальная активность, сострадание, отзывчивость, интернационализм.
Этическое развитие представляет собой непрерывный процесс, но основы нравственности формируются в детском возрасте. Первые моральные навыки ребенок приобретает в семье. Они складываются под воздействием жизненного опыта и семейных этических ценностей, а также подходящей для возраста работы. Первоочередное значение имеет развитие нравственных чувств и моральных качеств.
На особом месте стоит эмоциональная отзывчивость — любовь к ближайшему окружению, формирующаяся у ребенка к пяти годам. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье предполагает приобретение навыков общения в быту, взаимной помощи, посильного труда, сотрудничества. Таким образом ребенок учится признавать авторитет старших и без возражений подчиняться их требованиям, что закладывает фундамент уважительного отношения к взрослым и послушания в качестве личностных характеристик.
Чтобы взаимодействие ребенка с ровесниками строилось на принципах гуманности, необходимо уделить внимание проблеме формирования дружеских отношений. Воспитатель должен приложить усилия для развития у дошкольников следующих черт: готовность к взаимовыручке и сотрудничеству, отзывчивость, эмпатия, умение считаться с чужими интересами и т.п.
Чтобы ребенок полюбил природу, место своего проживания, а затем и родную страну, необходимо обеспечить условия, вызывающие подобные эмоции и настроения. Для этого в арсенале воспитателя могут быть экскурсии, знакомство с произведениями искусства, этические беседы, мероприятия, освещающие исторические и природные достопримечательности страны.
Успех в формировании моральных качеств личности обусловлен оптимальным подбором средств, которые должны соответствовать воспитательным целям и задачам, возрастным характеристикам, уровню развития ребенка.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста — это одна из важнейших социальных проблем. Ребенок встроен в социум и подвергается воздействию окружающих условий, как положительных, так и негативных. Для защиты от влияния отрицательных факторов нужно заложить фундамент высоких этических принципов, культуры поведения, уважения к окружающим.
Ребенок должен приобрести твердый образ мыслей и незыблемые взгляды на жизнь. Воспитание и выработку убеждений необходимо осуществлять, начиная с раннего возраста, пока маленький человек только приступает к приобретению опыта.
Цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Целью воспитательной работы является формирование совокупности моральных качеств, включающей
- патриотизм;
- коллективизм;
- трудолюбие;
- гражданственность;
- гуманизм.
Воспитать человека так, чтобы он был счастливым — это формулировка идеальной цели морально-нравственного воспитания.
Дети, умеющие правильно оценивать и понимать чувства окружающих, для которых любовь, дружба, милосердие, доброта являются значимыми понятиями, обладают развитым эмоциональным интеллектом, не испытывают проблем в общении, более стойко выдерживают стресс и противостоят отрицательному воздействию внешней среды.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста имеет важнейшее значение, поскольку именно в этот период развития особенно высока восприимчивость к усвоению этических норм и правил. Оно является существенным моментом формирования детской личности.
Духовно-моральное воспитание ребенка раннего возраста и дошкольника — это беспрерывный процесс постижения и усвоения общественных поведенческих моделей, в соответствии с которыми он будет координировать свои поступки в будущем. Итогом подобной воспитательной работы будет формирование потребности соблюдения норм поведения как важных правил межличностного взаимодействия, а не желания получить похвалу.
Фундамент нравственного воспитания дошкольника — установление гуманистичных отношений со сверстниками, развитие эмоционального интеллекта, опора на собственные чувства. Эмоции в этом возрасте являются очень значимыми, так как помогают откликаться на явления внешнего мира и вырабатывать свою позицию отношение к ним.
Вместе с взрослением становится богаче и разнообразнее эмоциональная сфера ребенка. Он осваивает язык чувств и эмоций, учится выражать свои переживания в форматах, допустимых в социуме, используя все многообразие невербальных и вербальных средств. Одновременно ребенок овладевает навыками контроля — приобретает способность сдерживать излишне бурные эмоциональные проявления.
В пятилетнем возрасте, в отличие от двухлетнего, он уже сможет подавить рыдания и не выказать страх. Ребенок учится управлять своими эмоциями, придавать им социально принятую форму, осознанно использовать чувства.
Между развитием эмоциональной сферы и духовно-нравственным воспитанием прослеживается тесная связь. Для них характерна своя динамика. Ребенок выстраивает свое отношение к положительным и отрицательным феноменам (любви, зависти, дружбе, алчности и т.д.), формирует понимание хорошего и плохого, принимая за основу примеры из опыта.
Данный процесс развивается поступательно. По мере взросления продолжается становление отношения к ключевым понятиям жизни. Сопровождать и направлять ребенка на этом пути призван взрослый. Его задача — заложить основополагающие морально-нравственные нормы, показывая пример своим поведением.
Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Для осуществления воспитательной работы применяется особый инструментарий. Методами нравственного воспитания называются способы педагогического воздействия, используемые для формирования личности согласно целям и задачам нравственного воспитания.
В. Г. Нечаева разделяет способы морального-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на две основные группы:
- Первая группа включает следующие методы: приучение, упражнение, организации деятельности, показ действия, пример другого ребенка или взрослого, наблюдение. Они призваны обеспечить формирование практического опыта социального поведения.
- Вторая группа состоит из таких методов, как чтение художественных произведений, этические беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций и картин. Они ориентированы на формирование моральных суждений, представлений, оценок.
Метод убеждения, поощрение и наказание, положительный пример можно отнести, по мнению автора, к обеим группам.
В. И. Логинова классифицирует педагогические способы, базируясь также, как и В. Г. Нечаева, на стимуляции механизма морально-нравственного воспитания. Но ее систематизация является более полной.
Автор выделяет три группы воспитательных методов:
- Методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью).
- Методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа).
- Методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).
Воспитатель должен обязательно отметить нравственные проявления дошкольника. Поощрение в различных формах является стимулом духовно-нравственной активности ребенка, а также одним из методов коррекции его поведения и формирования этических ориентиров. Положительная оценка обеспечивает позитивный настрой и повышает статус среди ровесников.
Поощрять ребенка можно с помощью похвалы, благодарности, одобрения, награждения и т.п. Способами выражения могут выступать слова, улыбка, жесты, прикосновения, взгляд, мимика и др. Наказание — метод воспитания, который не должен входить в число обязательных. Категорически запрещено лишать ребенка прогулок, сна, приемов пищи. Нельзя применять физические наказания, унижать достоинство дошкольника резкими отрицательными оценками.
В воспитательной работе по формированию нравственности, помимо художественных, используются также следующие средства: природа, уход за животными и выращивание растений, общение, детская деятельность, окружающая среда.
Этические беседы, художественная литература, изобразительное и музыкальное искусство, кино — все это входит в группу художественных средств, с помощью которой наиболее плодотворно решаются проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку она эффективно формирует этические представления и способствует воспитанию чувств.
К средствам развития нравственности детской личности относится природа. С ее помощью активизируются гуманные проявления у детей. Она побуждает заботиться, помогать и защищать тех, кто слабее, формируя уверенность в собственных силах.
Необходимо отметить и такое эффективное средство, как общение ребенка с домашними животными. Контакт с питомцами помогает убрать агрессию, способствует формированию гуманности, великодушия отзывчивости, доброты. Регулярная забота о животных и каждодневное общение с ними прививают дошкольнику чувство ответственности за благополучие живого существа. Дети становятся внимательнее и добрее.
В число средств формирования нравственности входит собственная деятельность детей, труд, обучение, игра, творчество. Каждый вид занятий имеет отличительные особенности, используемые для решения различных задач нравственного воспитания. Общение играет особую роль в данной категории средств. С его помощью наиболее эффективно корректируются представления о морали и воспитании отношений и чувств.
В качестве средства духовно-нравственного воспитания может рассматриваться и атмосфера, окружающая дошкольника. Она должна быть насыщена гуманизмом, любовью, добротой.
Отлично зарекомендовавший себя метод нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, способствующая созданию среды для непринужденного общения и практического взаимодействия взрослых людей и дошкольников.
В процессе осуществление проектов активизируются разные виды деятельности детей, стимулируется их познавательная активность, развиваются умственные и творческие способности, навыки общения, пробуждается фантазия и воображение, воспитывается ответственность и самостоятельность.
К задачам проектной деятельности относятся:
- Разработка системы формирования патриотизма и основных элементов гражданственности у дошкольников.
- Пробуждение сопричастности и нравственного отношения к родным и близким, к малой родине и стране в целом, к культурным традициям своего народа, к природе родной земли.
- Привлечение родителей к процессу зарождения у дошкольников любви к природным и культурным богатствам родного края, к семье.
- Налаживание сотрудничества ДОУ с образовательными учреждениями культуры и социальными организациями района и области для повышения качества работы педагогов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ имеет особую специфику. Главная отличительная особенность заключается в том, что средой развития ребенка в этих учреждениях является детское общество, в котором осуществляется повседневная жизнедеятельность и организуются различные занятия.
Важнейшую роль играют труд и игра. Они представляют собой одновременно и метод, и средство воспитания.
Игра занимает в жизни ребенка особое место. Это важнейший вид деятельности, который отвечает потребностям детей в движении, в действии, в осознании окружающей действительности. Если дошкольник развивается нормально, то играет он с увлечением и много. Именно поэтому игра считается одной из форм организации жизни детей. Она заполняет существование ребенка увлекательным содержанием, а также оказывает положительное влияние на поведение – упорядочивает и регламентирует его.
Много и сосредоточенно играющие дошкольники отличаются большей дисциплинированностью и организованностью. Захватывающая игра способна волшебным образом преобразить ребенка: дерзкий превращается в вежливого, молчаливый в разговорчивого, нелюдимый в общительного, неугомонный в спокойного.
Педагогическая деятельность по формированию нравственности нуждается в поиске новых продуктивных решений или переосмыслении уже существующих. К одним из эффективных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста относится сказка. Книги со сказочными историями можно найти в книжном шкафу каждой семьи. Родители читают их дошкольникам всех возрастных категорий, и детям они очень нравятся.
В ДОУ воспитанников знакомят со сказками, используя прослушивание и просмотр. Ребята могут смотреть мультфильмы, снятые по русским сказкам: Теремок, Курочка Ряба, Волк и семеро козлят, Репка, Три медведя, Колобок, Кот и лиса, Соломенный бычок и т.п. Любимы и популярны русские народные и авторские сказки: Иван Царевич и серый волк, Аленушка и братец Иванушка, Серая шейка, Царевна лягушка, Два мороза и многие другие.
Эти произведения дают возможность малышам получить первые знания о пространстве и времени, о взаимодействии людей с предметным миром и природой, осознать добро и зло, прочувствовать смелость и упорство.
Согласно русской педагогической традиции, уже более столетия сказка считается методом и средством воспитания, а не только образовательным и воспитательным материалом. Как известно, дети от трех до шести лет очень любознательны. В дошкольном возрасте начинается формирование патриотических чувств — любви к Отчизне, преданности ей, стремления работать ей во благо, нести ответственность за нее, беречь и приумножать природные и культурные ценности.
Многие известные педагоги считают, что у шести-семилетних детей могут быть сформированы достаточно стабильные поведенческие формы, отношение к окружающему миру, соответствующее впитанным этическим нормам и правилам.
Дошкольный возраст — важнейший этап в духовно-нравственном развитии личности. Для эффективного решения проблем формирования нравственности педагог должен опираться на системное использование методов и средств воспитательного процесса.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: