Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Мастер-класс по развитию речи ребенка Для воспитателей, родителей и педагогов
Узнать подбробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Патриотическое воспитание детей
Главная > Блог > Эффективное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
28.10.2022
1371
Время чтения: 12 минут

Эффективное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Что это такое? Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребят. Воспитатель должен сформировать правильное представление будущего взрослого о своей стране, малой и большой Родине.

Почему важно? Патриотизм распространяется не только на любовь к родному краю, но и на отношение к семье, родне, друзьям, сверстникам. Так формируется гордость за собственные корни, принадлежность к определенному этносу, роду и кругу.

Оглавление:
  1. Понятие патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  2. Цели и задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  3. Методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Курсы для педагогов со скидкой 40%. Обучение, которое необходимо пройти в 2023-2024 году Купить курсы со скидкой

Понятие патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Трудно переоценить значение дошкольного возраста в формировании личности человека. В этот период закладываются основы гражданского сознания, неотъемлемым элементом которого является и любовь к своей родине, готовность встать на ее защиту. Эти качества развиваются в том случае, если человек в полной мере осознает важность благополучия своей страны, его влияние на собственную жизнь.

Понятие патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Патриотические ценности являются основой самосознания настоящего гражданина. Наши соотечественники имеют множество оснований для гордости за свою страну, о которых ребёнок узнает в процессе воспитания.

К.Д. Ушинским замечено, что у ребенка нет ничего, что он может отрицать. Ему требуется положительная пища, а прививать ему злобу, ненависть, отчаяние – это значит не иметь представлений о том, в чем человек нуждается в детском возрасте. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в любом образовательном учреждении должно составлять одну из главных задач.

Формирование патриотизма у дошкольника – непростая задача для педагога. Любовь к родине должна стать не просто набором навязанных извне суждений, содержания которых ребенок не понимает, а неотъемлемым качеством будущей личности. Человек должен осознавать свое единение со страной, краем, в котором он родился, с их историей, природой, успехами и неудачами, победами и поражениями.

При этом содержание патриотического воспитания отличается для разных возрастных категорий. Применительно к дошкольникам имеется в виду, прежде всего, развитие у него качеств и навыков, составляющих фундамент для его дальнейшей интеграции в общество и нахождения своего места в нем. К ним относятся взаимопомощь, сострадание и сочувствие, уважение к себе и другим, понимание своей неразрывной связи с миром и другими людьми.

В дошкольный период у ребенка уже начинает формироваться общественно значимая мотивация. От ее развития прямо зависит становление полноценной личности в более поздние периоды.

Любовь к своей родине формирует уже само нахождение ребенка среди членов своей семьи, близких, где он впервые слышит и учится понимать родной язык, узнает о культуре своего народа, его природе, традициях. Они играют определяющую роль в формировании самосознания, менталитета, способности отождествлять себя с определенной этнической общностью, государством.

Воспитание патриотизма у дошкольников следует рассматривать как взаимодействие со взрослыми, которое имеет своей задачей развитие у ребенка чувства любви к своей родине, осознания взаимосвязи со своим народом, понимания ценности ее истории и культуры, которые должны обеспечить стремление человека в будущем действовать на благо своей страны, содействовать личным участием ее благополучию и процветанию.

Цели и задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Говоря о целях патриотического воспитания, вполне можно выразить их в развитии таких качеств личности, как стремление помогать окружающим, совершать поступки, получающие позитивную общественную оценку, понимание личной ответственности не только за свою собственную жизнь, но и за благо всего народа и страны.

Цели и задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста

В числе задач такого воспитания необходимо отдельно сказать о следующих.

  • Развитие у ребенка чувства необходимости, ценности своего народа и родного края, привязанности к общностям, которые формируют его личность (семья, детсад, город, народ).
  • Развитие привязанности к народному культурному наследию и осознания себя его частью.
  • Развитие привязанности к родной природе и осознания себя его частью.
  • Формирование уважительного отношения к представителям своего народа и страны, осознания себя как носителя народных устоев, ценностей, традиций, мироощущения, не приемлющее при этом возможности ущемления иных народов и общностей, чувства превосходства над ними.

Проще понять, что из себя представляет патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье, описав его содержательные элементы.

  • Участие дошкольников в народных праздниках, их приобщение к культурным ценностям, литературе, народной музыке, национальным играм.
  • Изучение истории собственной семьи, ее обычаев; знакомство с детьми и воспитателями в детсаде, участие в игровой деятельности со сверстниками, изучение обычаев народа, своего родного селения, их официальной символики и их происхождения, знакомство с известными деятелями народа, оставившими след в его истории.
  • Участие в земледелии, посадка растений и забота о них.
  • Участие в творческих и игровых мероприятиях, которые позволяют ребенку заботиться об окружающих, о природе. Они должны проводиться систематически и соответствовать возможностям дошкольного возраста.

Во всех организациях дошкольного образования патриотическое воспитание составляет важнейший элемент учебного процесса.

Методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание осуществляется с помощью ряда методических инструментов, использование которых должно соответствовать дошкольному уровню развития.

  • Беседа

Когда ребенок переходит в среднюю группу, воспитатель общается с ним на различные темы. При этом в силу возраста воспитанников они не могут дать полноценного эффекта в рамках индивидуального теоретического диалога. Дети гораздо лучше усваивают новое, если оно подается в игровой форме или применительно к конкретной ситуации.

  • Изобразительная деятельность

Исследования психологов содержат убедительные выводы о том, что развитие мышления неразрывно связано с выполнением ребенком какой-либо практической работы. Лепка из пластилина, составление аппликаций, рисование на тему народного творчества – такие занятия позволяют детям гораздо лучше усвоить теоретический материал о своем народе.

  • Праздники и мероприятия

Всевозможные праздники, как официальные, так и национальные, позволяют дошкольникам приобщиться к народной культуре и государственным ценностям. Дети разучивают песни, произведения фольклора, народные танцы и т.п.

  • Экскурсии и прогулки

Очень эффективный способ закрепления пройденного материала. Могут организовываться походы, которые помогут детям закрепить знания о родной природе, научиться вести себя в ней. Всевозможные выставки, на которых демонстрируются изделия народного творчества, посещение музеев, в которых можно воочию посмотреть на исторические предметы и узнать о давно прошедших событиях.

Перед такими экскурсиями полезно будет рассказать детям о том, что они увидят, тогда у них при посещении соответствующего учреждения возникнет ассоциация, и материал усвоится гораздо лучше.

Эффективным является и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения. К ним относится изучение литературы местных авторов (например, в Архангельской области все знают сказочников С. Писахова и Б. Шергина), местных ремесел (резьба по кости в том же Архангельске).

Все учебные мероприятия должны проводиться во взаимосвязи с родителями.

Как и практически в любой деятельности, особое внимание воспитатель должен уделять тому, какой личный пример он подаёт детям. У них не выработано критическое мышление, поэтому то, что они видят и слышат от взрослых, убеждает их гораздо лучше, чем постоянные нравоучения. Педагог сам должен проявлять те свойства патриотизма, которые он пытается привить детям.

Актуальны и другие способы воспитания:

  • Сравнение патриотических ценностей с конкретными предметами (например, страны с собственным домом).
  • Разбор материала после его озвучивания педагогом.
  • Наблюдение за деятельностью взрослых, их работой как в детском саду, так и вне его.
  • Изучение фольклора (литература, подвижные и интеллектуальные игры, характерные для соответствующего народа). Отдельно внимание следует уделить патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью различных видов музыкальной деятельности.
  • Проведение круглых столов с родителями, совместные мероприятия с родителями и детьми.

Необходимо использовать различные методики, их сочетания. например, во время похода можно рассказать детям об истории тех мест, которые они посещают, растениях, животных, встречающихся в этих краях. Дети имеют пониженную способность к сосредоточению и избыточную физическую активность. Одни и те же занятия наскучат им, дошкольники в этом случае хуже будут усваивать пройденный материал.

Особое место в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду занимает участие родителей. Каким бы квалифицированным и опытным ни был педагог, ему тяжело полностью заменить воспитание в семье. С родителями у ребенка устанавливается не только интеллектуальная, но и глубокая эмоциональная связь, он более восприимчив к их доводам. Это ресурс обязательно нужно использовать в образовательной деятельности.

При этом родители должны стать не просто помощниками, а полноценными участниками воспитательного процесса. Необходимо стремиться к их координированной, слаженной работе плечом к плечу с педагогами, при необходимости привлекать к этому процессу различные социальные структуры.

Еще раз напомним о важности личного примера, который подают как родители, так и педагоги. Трудно будет привить ребенку любовь к родине, если взрослые, окружающие его, критикуют свое государство, уничижительно высказываются о его роли в истории, показывают неуважение и безразличие к народному культурному наследию, рассказывают, что в других странах люди живут гораздо лучше, а в нашей стране ничего хорошего никогда не будет. Формируя у ребенка любовь к родине, чувство долга перед ней, воспитатели и родители, прежде всего, сами должны проявлять эту любовь.

Методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста

В западной и восточной культуре есть важное отличие. В первой считается, что ребенок рождается добрым, а злым его делает общество. Во второй, напротив, представляют, что ребенок зол от рождения, а все доброе и благородное в него вкладывается воспитанием, его социальной средой. При диаметральной противоположности этих подходов они сходятся в одном – в неоспоримом влиянии на ребёнка его окружения, подаваемого ему взрослыми примера поведения. И к патриотическому воспитанию это относится в полной мере.

Патриотизм и любовь к своей семье роднят привязанность к истокам, ощущение безопасности. Поэтому воспитание у дошкольников чувства единства со своим народом неразрывно связано с развитием у них понимания единения с семьей и родным домом.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Забрать
подарок
Скачать шаблоны
отчетов учителя
Получить обзор
изменений ФООП
Забрать
подарок
Получить
шаблоны
Полный обзор изменений ФООП
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw