Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Бесплатный вебинар "Ребенок не хочет учиться: как помочь"
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Поколение бумеров
Главная > Блог > Поколение бумеров: особенности и взаимодействие с другими поколениями
23.01.2023
5104
Время чтения: 14 минут

Поколение бумеров: особенности и взаимодействие с другими поколениями

О чем речь? Сегодня все чаще людей делят на возрастные категории, используя слова «бумер», «зумер», «миллениал» и пр. Многие считают это сленгом, однако это часть теории, используя которую, можно выявить характерные черты людей одного возрастного периода и определить конфликты, которые возможно у них с теми, кто рожден в другой период. Поколение бумеров – самое старшее из существующих ныне.

Для чего нужно? Мировоззрение и привычки бумеров, работающих в учебных заведениях, во многом отличаются от взглядов и качеств их учеников. Старшие воспринимают реальность иначе, чем младшие. Именно это лежит в основе недопониманий между ними, в том числе на уроках, когда способ подачи информации не соответствует способу ее усвоения. Знание теории поколений помогает определить основные конфликты бумеров и подсказывает, как их разрешить.

Оглавление:
  1. Теория поколений
  2. Годы поколений
  3. Особенности поколения бумеров в педагогике
  4. Основные конфликты бумеров с современным поколением
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Теория поколений

Нередко можно услышать от родителей, что они недовольны обучением детей в школе. Обычно негативные рассказы сопровождаются выражением «нас учили по-другому». Виной тому разница в возрасте. Это легко объясняется теорией поколений: бумеры имеют существенные отличия от иксеров, зумеров и тем более альфа.

Поколение бумеров

Поколение – это социальная группа людей, родившихся примерно в одно время и выросших в похожей среде. Согласно вышеупомянутой теории, человеческое развитие циклично, с четырьмя стадиями (кризиса, подъема, упадка и пробуждения), повторяющимися снова и снова. Каждые 20–25 лет появляется новое поколение с ценностями и образами мышления, отличающимися от своих родителей. Главная задача теории состоит в том, чтобы выявить и объяснить эти различия, тем самым облегчив общение и взаимопонимание.

Понятие «поколение» имеет множество определений. Наиболее полно оно изложено в следующем: совокупность людей, живущих в определенный исторический период со схожими ценностями, сформированными под влиянием определенных исторических событий.

Основоположниками теории поколений являются Нейл Хоу и Уильям Штраус. Благодаря этим двум ученым из США в нашей речи возникли такие модные слова, как «бумеры», «зуммеры» и т. д. В 1991 году Хоу и Штраус выявили определенную цикличность в развитии общества, проанализировав историю своей страны с 1500-х годов до наших дней. В России их научные труды получили адаптацию лишь в 2004 году благодаря Евгении Шамис.

Их теория основывалась на том факте, что разные поколения имеют совершенно различные ценности. Штраус и Хоу изучали эти отличия и причины, по которым они возникли: политическая и социальная среда, уровень технического развития, важные события. Вскоре их научное достижение нашло не только всеобщее признание, но и область практического применения.

Хотя циклическая эволюция человеческого общества не является новым подходом, Штраус и Хоу все же внесли в него некоторые коррективы. Так, например, они установили продолжительность цикла в 80-90 лет. Данный временной промежуток может варьироваться в зависимости от некоторых условий (геополитических, экономических и т.д.).

Как правило, за это время общество постепенно переходит от возрождения и пробуждения к упадку и кризису. Это дает возможность дополнительно разделить основной период на четыре этапа, каждый из которых считается поколением.

Поколение бумеров

Поэтому люди, рожденные в тот или иной год, принадлежат к определенной группе.

Годы поколений

  • Бумеры

Поколение бэби-бумеров – это люди, родившиеся после войны, в частности между 1945 и 1963 годами. В это время как раз произошел рост населения.

Черты, присущие бумерам – консерватизм, коллективизм, командный дух.

  • Миллениалы (X и Y)

Поколение X ­ это те, кто родился между его 1964 и 1984 годами. Их характеристики ­ прагматичность, индивидуальность, техническая грамотность.

Поколение Y — это люди, родившиеся между 1985 и 2004 годами. Данный термин имеет также другие названия: Generation Next, Echo Boomer, Network Generation, Millennials. Последний термин широко используется во всем мире. Миллениалы, в отличие от поколения бумеров, почувствовали переход от 20-го к 21-му веку и смену тысячелетия в целом.

На сегодняшний день возрастные границы между «иксами» и «игреками» размыты. В реальной жизни поколение X вообще зачастую относят к бумерам.

  • Зумеры и думеры

Зумеры — это самое молодое поколение, рожденное в период с 2003 года и заставшее цифровой мир. Для этих людей характерно знакомство с цифровыми технологиями с раннего возраста.

Зумер в самом широком смысле — это современный подросток, который активно пользуется социальными сетями, следит за модой, слушает популярную музыку и любит мемы. Он аполитичен и относительно инфантилен. Но при этом он находит свое место в мире раньше других.

Термин «думер» (от слова doom — «смерть», «судьба») вообще не имеет отношения к теории поколений. Как правило, так именуют миллениалов, страдающих от депрессии и неспособности освоиться в социуме. Такие люди ничего не добились в жизни, но и не переживают по этому поводу.

Есть еще блумеры (от слова bloom — «процветание»). Это оптимистичные миллениалы, которые ни в чем не видят плохого.

  • Альфа

Помимо вышеописанных, на сегодняшний день начали выделять новое поколение – альфа. Это дети, появившиеся на свет с 2010 по 2025 год. Существует предположение, что сегодняшние дети в зрелом возрасте будут жить в роботизированном мире, непрерывно учиться новому и менять свою специализацию каждые 10–15 лет.

Тенденции, приписываемые учеными данному поколению, звучат так: долголетие через высокотехнологичную медицину, борьба за защиту окружающей среды, космополитизм. Помимо всего прочего, альфа будут самым толерантным поколением.

Поколение бумеров

На сегодняшний день каждый четвертый ребенок в возрасте от 3 до 4 лет виртуозно владеет собственным гаджетом. Свыше 80 % российских детей находятся в Интернете еще до своего десятилетия. Те, кто, скорее всего, доживет до 22 века, больше погружены в Интернет, чем все предыдущие поколения.

Таким образом, они будут решать широкий круг этических вопросов и регулирования цифровой среды на национальном уровне. Каждый второй ребенок в возрасте шести лет уже имеет собственное мнение по вопросу о том, имеют ли родители право размещать в Интернете его фото и видео.

Каждое из этих поколений имеет специфические ценности, цели и стремления, способы общения, отношение к образованию и так далее. Наиболее обобщенно их характеристики показаны в следующей таблице:

Наименование поколения «Бумеры» X Y Z
Годы рождения 1943–1963 1963–1984 1984–2000 2000 – н. в.
Дополнительные названия Бэби-бумеры Неизвестное поколение Миллениалы Зумеры
Приоритеты Идеализм, стиль, здоровье, оптимизм, молодость, статус, работа, ориентация на нужды коллектива, личный рост, вовлеченность Выбор, глобальное сознание, индивидуальность, выживание, обучение на протяжении всей жизни, прагматичность, независимость Перемены, оптимизм, коммуникабельность, уверенность в себе, нравственность, достижения, профессиональное мастерство Ценности старших представителей этого поколения еще находятся на стадии формирования
Способ коммуникации Телефон Текстовые сообщения, электронная почта Социальные сети Портативные устройства (смартфоны, планшеты, умные часы и т. д.)
Стремления Стабильный, безопасный труд Соблюдение баланса между работой и личной жизнью Гибкость и независимость Стабильность и безопасность

Проанализировав таблицу можно прийти к выводу, что родители и педагоги, принадлежащие к разным поколениям, сформировавшимся в разных социокультурных условиях, могут найти похожие ценности, модели поведения и образ мышления. Основываясь на своих общих сильных сторонах, они могут найти эффективные точки соприкосновения для плодотворного взаимодействия.

Особенности поколения бумеров в педагогике

В современном образовании педагогу необходимо быть динамичным, мобильным, способным самостоятельно принимать решения, а также открытым к сотрудничеству.

От наличия в нынешних учителях этих качеств зависят эффективность и инновационный потенциал российского образования. Помощь преподавателям в быстрой адаптации к условиям современной педагогической работы и предоставление им возможности раскрыть свои профессиональные качества и творческие способности является важным направлением деятельности систем повышения квалификации.

Поколение бумеров

На сегодняшний день в нашей стране в сфере образования работают учителя-представители сразу нескольких поколений:

  • Бэби-бумеры (1943–1963 гг.). Они в своей работе опираются на такие ценности, как оптимизм, внимание к личному росту, вознаграждение, коллективизм, командный дух. Все эти ориентиры стали основой для следующих значимых событий: покорение космоса, гарантированное здравоохранение, «оттепель» Советского Союза, единые стандарты обучения в школах.
  • Поколение X (родившиеся в период с 1963 по 1984 год). Для них характерны следующие ценности: глобальное сознание, техническая грамотность, индивидуальность, стремление к постоянному получению знаний, неформальность взглядов, прагматичность, независимость, гендерное равенство, готовность к изменениям, наличие возможности выбора. Исторические события, сформировавшие ценности: перестройка, продолжение «холодной войны», война в Афганистане.
  • Поколение Y (поколение 1984–2000 гг.). Ценности: свобода, ответственность, сами результаты, гражданский долг и нравственность, незамедлительное вознаграждение. События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий.

Теория поколений играет не последнюю роль в построении отношений между учителями, учениками и родителями, в том, как проводить занятия, как бумерам повысить заинтересованность зумеров и как лучше всего повысить квалификацию педагогов. Разумеется, эффективность профессионального развития преподавателей напрямую зависит от ценностей того поколения, к которому они принадлежат.

В результате анкетирования учителей-бумеров в качестве характеристик выяснено следующее:

  • отказ от накопительной системы повышения квалификации, требующей построения индивидуальных образовательных маршрутов;
  • осторожное отношение к личным проектным заданиям, дистанционным технологиям обучения;
  • заинтересованность в личном профессиональном росте выражается в максимальной подготовке к аттестационным процедурам на курсах повышения квалификации;
  • подборка традиционных форматов занятий: лекции, практические занятия с демонстрацией примеров программ, отработка методики, подведение итогов тренинга.

Поколение бумеров

Такие сотрудники понимают личностный рост как способность достигать результатов вместе, как команда. Почти все бумеры уже достигли пенсионного возраста, но, несмотря на это, многие из них продолжают работать. Все потому, что отличительной чертой большинства представителей старшего поколения является завидное здоровье и выносливость.

Основные конфликты бумеров с современным поколением

Как уже неоднократно было подмечено, понятия «бумеров» и «зумеров» напрямую связаны с датой рождения. Однако в последнее время общество отошло от подобной привязки. Например, зумерами все чаще называют людей, для которых современные технологии и цифровые сервисы стали неотъемлемой частью жизни, в то время как для поколения бумеров это все в лучшем случае удобные инструменты для работы.

Зумеры обвиняют старшее поколение в отсутствии желания осваивать гаджеты, предпочитая им привычный телевизор. В свою очередь от представителей поколения бумеров часто можно услышать недовольство молодежью, у которой современные технологии занимают все свободное время, отбивая тягу к чтению книг.

Поколение бумеров

Основные конфликты между поколениями бумеров и зумеров содержатся в следующих вопросах:

Чтение

По статистике в прошлом году люди старше 60 лет проводили у телевизора в пять раз больше времени, чем дети в возрасте от 4 до 17 лет. Это среднее значение возрастной группы не показывает среднее количество времени, проведенного за книгами. Однако оно вызывает сомнение, что бэби-бумеры тратят больше времени на чтение, чем на просмотр телевизора.

Никто не сомневается в том, что старшее поколение любит проводить время за хорошей книгой – это их привычка из детства. Но не стоит полагать, что зуммеры игнорируют чтение. Ведь продажи электронных книг ежегодно растут – это факт.

Конкурсы и финансы

Конкурсы и награды существуют, чтобы держать потребителей в курсе новых тенденций. Но могут ли они делать работу так, чтобы бэби-бумеры могли оценить искусство зумеров?

Текущая ситуация такова, что молодежи нет смысла участвовать в конкурсах, проводимых старшим поколением. Соревнования формируются, опираясь на те старые правила, по которым бэби-бумеры должны победить.

Но это не единственная проблема, возникающая при проведении конкурсов. Зумер всерьез считает ниже своего достоинства подавать заявку, как бы выпрашивая у организаторов что-то. Он привык самостоятельно искать, находить и сотрудничать с полезными обществу людьми.

На этом фоне кажется, что зумеры обесценивают финансы, из-за их нежелания выполнять конкретные требования для участия. Однако это не совсем так. Для зумеров важно быть узнаваемым и по достоинству оцененным в виртуальном мире. По этой причине им необходимо слышать высокую похвалу и признание их творчества.

В данном контексте материальные вещи и их стоимость просто теряют смысл: их нет в виртуальном мире. Зумер показывает лайки, подписчиков и ссылки. Он живет по принципам, на которые способны лишь единицы среди поколения бэби-бумеров: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Искусство

Новые виды искусства порождаются новыми возможностями. Они заменяют прежние формы с той же целью воспитания детей. Это то, с чего началось формирование зумеров, когда чувства к герою произведения связывались с собственными поступками.

Новые поколения формируют свое новое искусство, отражая окружающий мир так, как они его понимают. Но всегда ли это будет принято старшим поколением? Разумеется, нет. В противном случае не было бы устоявшейся мысли о том, что все новое должно пройти тернистый путь и буквально пробить себе дорогу. Если это так, то есть смысл избавиться от старого, которое блокирует путь. Совершенно не удивительно, что в начале ХХ века появились смелые лозунги «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!», «Долой ваш строй!».

В наше время, век интернета, дорогу пробивать уже не обязательно. Достаточно начать творить в виртуальном пространстве. Там нет бумеров, зато активно развиваются зумеры.

Создаются принципиально новые литературные жанры, хотя старое поколение, конечно, их не воспринимает.

По большей части бэби-бумеры не придают значения тому, что зумеры делают в социальных сетях. Тем временем представители молодого поколения создают такие образы и сюжеты, которые вызывают переживания даже у тех, кто просто читает их публикации. Иногда там возникают более сильные эмоции, чем при чтении книги. Однако бэби-бумеры там не творят, так что в лучшем случае они сторонние наблюдатели и не могут оценить этого по достоинству.

Зумер берет гаджет, чтобы потреблять виртуальное искусство. Бумер предпочитает телевизор, который он может смотреть, не участвуя в процессе происходящего на экране. Таким образом старшее поколение пришло к выводу, что молодежь не читает книг. Ну а зумеры стали считать, что бумеры все время смотрят телевизор.

Поколение бумеров

По сути противоречия между ними возникают по тем же причинам, что и в прежние времена. Представители поколения бумеров пытаются привить зумерам свои ценности, научить их воспринимать понятное и знакомое старшим членам общества искусство, а зумеры, создающие что-то свое, пытаются объяснить это бэби-бумерам. Все как в старой доброй поговорке, согласно которой яйца курицу не учат.

Образование

Процесс образования и воспитания формировался веками, чтобы передать опыт предыдущих поколений следующему. Бэби-бумеры делают акцент на развитие послушания в детском саду, дисциплины в школе, беспрекословного подчинения призывников в армии и особенное уважение к старшему поколению.

Это основа стабилизации иерархии административной системы. Результатом этого является подрастание новых бумеров, готовых следовать установленным порядкам и имеющих особый статус для тех, кто несет ответственность за эти устои.

Поколение бумеров

Созданные формы образования поддерживают систему, в которой нет места зумерам.

Имея большой опыт преподавания, бумер уже сталкивается с конкуренцией со стороны учителей-зумеров. При этом у создателей новой формы образования не вызывает сомнений тот факт, что использование цифровых методов провозглашается бэби-бумерами годами без заметных результатов в образовании.

Поскольку потребность в самостоятельном обучении растет в геометрической прогрессии, усилия учителей-зумеров не напрасны. Так они уже создали онлайн-обучение, в процесс которого их дети просто не смогут быть не вовлечены.

Отношения

В виртуальном мире выделяются только те, кто кому-то интересен или нужен, кто возбуждает эмоции других. Здесь нет руководителей и исполнителей, приказов и инструкций. Тут все взаимодействуют на равных. Есть законы, сформированные на общепринятой морали людей, ищущих партнеров, друзей, клиентов и покупателей.

Зумеры способны принять правила бэби-бумеров в обычной жизни. Однако в своем собственном виртуальном новом мире молодежь хочет от старшего поколения только одного — невмешательства.

Зумер всегда готов сказать: «ОК, бумер». И не стоит обижаться на это обращение.

Оно возникло как реакция на слово «молокосос», которое поколение бумеров часто говорят, когда не понимают зумеров. Раньше молодые люди обижались на подобные высказывания в свой адрес, но сейчас этого нет. Зумеры перестали претендовать на то, чтобы быть лучше бэби-бумеров в мире, который следует за сильными.

Сегодня необходимо признать равенство этих двух поколений. Для того чтобы различия между бэби-бумерами и зумерами не вызывали конфликтов и сочетали образовательный опыт одних с виртуальными способностями других, возникла новая реальность, которую стоит понять и принять.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw