Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС

Только до
Всего за 4 шага мы подберем для Вас подходящий курс и скидку в подарок Всего за 4 шага подберем Вам курс и скидку до 50%

flame Только до
Подобрать курс
×
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Принципы воспитания
Главная > Блог > Принципы воспитания в педагогике: как их применять
23.08.2022
809
Время чтения: 18 минут

Принципы воспитания в педагогике: как их применять

Оглавление:
  1. Суть принципов воспитания в педагогике
  2. Система принципов воспитания
  3. Принцип целенаправленности
  4. Принцип общественной направленности, связи с жизнью
  5. Принцип воспитания в труде
  6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
  7. Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений
  8. Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий
  9. Принцип оптимизации воспитательного процесса
  10. Принцип гуманизма и демократизма
  11. Принцип опоры на позитивные качества
  12. Принцип сочетания комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности
  13. Принцип единства, согласованности и на следственности воспитательных влияний, усилий и действий школы, семьи и общественности
  14. Принцип сознания, самодеятельности и активности воспитанников

Что это такое? Принципы воспитания в педагогике являются основой для определения направлений работы с детьми и способов её организации. Следуя им, педагог вырабатывает собственный стиль и реализует его через творческий подход.

Какой главный? Нет какого-то одного основного принципа, они все равнозначны и взаимодополняемы. Знать их обязательно каждому работнику в сфере образования. Без этого будет сложно построить воспитательный процесс с нуля.

Суть принципов воспитания в педагогике

Принципы воспитания — это, своего рода, маяки, на которые преподаватели ориентируются в своей деятельности. Они помогают им ставить цели и идти к ним, а также проверять себя, когда есть сомнения в том, что действуешь правильно.

Суть принципов воспитания в педагогик

До сих пор в педагогике не пришли к единству в терминологии таких понятий, как «принцип» воспитания и «закономерность», а также их четкому разделению. Это связано с тем, что понимание сути процесса воспитания, его разницы с обучением по-прежнему становится предметом споров ученых.

Принципы воспитания можно сравнить также с несущими конструкциями, на которых держится процесс, словно сооружение. За всю историю человечества множество педагогов привносили свои идеи в науку воспитания детей, в том числе формулировали принципы. По сей день идеи некоторых выдающихся педагогов-воспитателей применяются на практике.

В частности, это принципы Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. Некоторые стали базовыми постулатами. Например, принцип народности, гуманизации, культуросообразности, природосообразности и т.д. Надо отметить, что все они отвечают общим требованиям: системность, комплексность, личная направленность, равнозначность, обязательность, гуманность.

Чтобы достичь максимальной эффективности воспитательного процесса, необходимо строго придерживаться соблюдения психолого-педагогических требований всех принципов, которые одинаковы по важности и влиянию на результат.

Преподавателю недостаточно владеть знаниями об основных принципах воспитания. В педагогике необходимо соотносить их с опытом учителя, конкретной задачей, социальным контекстом и индивидуальными возрастными и психологическими особенностями развития воспитанников.

Современная педагогика — живая динамичная наука, которая отражает все трансформации общества. Принципы воспитания, сформировавшиеся ранее, остаются актуальными. Но также они постоянно дополняются новыми, чтобы учебно-воспитательный процесс не стоял на месте и отвечал требованиям жизни.

Система принципов воспитания

Согласно актуальным педагогическим концепциям, принципы воспитания должны обладать общими обязательными чертами.

  1. Направленность на воспитательную и развивающую учебную деятельность, цель которой — формирование глубокой личности с компетенциями в различных областях, творческим мышлением и сознательным отношением к своей стране и обществу.
  2. Выстраивание воспитательного процесса в географическом и национальном контексте с последовательным и разумным применением всех принципов и их соотнесением с каждым конкретным случаем.
  3. Решение задачи по достижению целей учебно-воспитательного процесса, независимо от типа образовательно-воспитательной системы.

Система принципов воспитания

Анализ различных педагогических концепций и методик позволяет вывести список основных принципов воспитания в современной педагогике.

  • активная включенность учащихся в процесс обучения как субъектов, а не объектов;
  • развитие и опора на положительные стороны отдельных учеников и всего класса;
  • целенаправленность;
  • развитие инициативности и сознательности учащихся;
  • ориентация на практические навыки и общественную интеграцию;
  • воспитание через труд;
  • опора на коллектив и коллективные отношения для формирования базовых нравственных ценностей;
  • уважение личности и прав ученика при наличии четких нравственных ориентиров и правил поведения;
  • общность и взаимная дополняемость воспитания в семье, школе, кружках, секциях и в среде общения со взрослыми;
  • применение как индивидуального, дифференцированного, так и комплексного подходов в воспитании;
  • четкая, наполненная, практикоориентированная и логичная структура организации воспитательных мероприятий.

Принцип целенаправленности

Суть данного принципа в том, что перед учителями ставится конкретная стратегическая цель, согласно которой выстраивается весь процесс. Это исключает несогласованные действия педагогов или других воспитателей и необдуманные эпизоды воспитательного воздействия.

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности подразумевает следующее:

  • вектор воспитания направлен на становление личности ребенка, формирование его общих и профессиональных навыков, которые послужат стартом к реализации талантов и социализации;
  • ведущая роль нравственного воспитания (на основе национальных, гуманистических и других ценностей);
  • акцент на патриотическом аспекте воспитания;
  • сознательный выбор педагогами национально-патриотической тематики как ведущей для мероприятий, конкурсов, олимпиад и т.д.;
  • использование в воспитательных материалах лучших образцов нравственности и культуры;
  • формирование воспитательного процесса с опорой на такие его качества, как ориентация на общечеловеческие ценности, научность, логичность, конкретность и реактивность;
  • гармоничное встраивание воспитательной работы в общий процесс развития общества согласно имеющимся ориентирам и задачам.

Все перечисленные условия одинаково применимы и к остальным принципам воспитания и должны прослеживаться при написании соответствующих программ.

Принцип общественной направленности, связи с жизнью

Он подразумевает, что доминантой выступает ориентация на активную интеграцию детей в общественную жизнь посредством их знакомства с общественно-политической и исторической ситуацией, международной и в стране, а также деятельного участия в различных значимых событиях самого разного масштаба. Также этот принцип базируется на применении традиционных локальных методов воспитания.

Данный принцип требует от преподавателей соблюдения следующих важных моментов:

  • подробное и глубокое знакомство учеников с бытом и другими жизненными реалиями людей в разных странах мира;
  • борьба с отстраненностью детей и их негативизмом по отношению к коллективным мероприятиям и инициативам;
  • провокация заинтересованности к важным событиям общественной жизни страны;

Принцип общественной направленности, связи с жизнью

  • следование в планировании воспитательных мероприятий общей линии политики страны и актуальному общественному контексту;
  • применение проверенных традиционных методов воспитания, зарекомендовавших себя на протяжении времени.

Генеральная идея этого принципа заключается в формировании чувства достоинства и гордости как гражданина Российской Федерации.

Принцип воспитания в труде

Еще со времен Античности педагоги понимали, что главная цель как обучения, так и воспитания – сформировать в ребенке знания, умения и базовые навыки, которые помогут ему быть полезным в обществе и успешно реализовать свои природные склонности и таланты.

О том же говорил В. О. Сухомлинский, который был убежден, что задача хорошего воспитателя состоит именно в том, чтобы помочь ребенку определить свои сильные стороны и глубокие интересы, найти им практическое приложение в призме той или иной учебной дисциплины или занятия.

Принцип воспитания в труде

Любая практикоориентированная деятельность, в которой затрагиваются различные стороны ребенка и его способности, помогает формированию воли, познавательного интереса и мотивации.

Именно поэтому так важно уделять особое внимание организации учебно-познавательных мероприятий, нацеленных как на закладку начальных профессиональных навыков, так и в общем на становление стержня личности ученика.

Данный принцип руководствуется следующими законами:

  • создание условий для формирования у ребенка искреннего внутреннего интереса к овладению азами той или иной профессии и их практическому применению;
  • реализация воспитательного воздействия в процессе практической, трудовой деятельности;
  • воспитание в ребенке таких качеств, как ответственность за результаты своего труда и уважительное отношение к плодам чужих стараний и усилий;
  • стимуляция и активное включение детей в самые разные виды деятельности как в школе и детских организациях, так и в семье, что становится питательной средой для их активного развития;
  • развитие и поддержание в ребенке интереса к какой-либо конкретной профессиональной или общественной деятельности, в которой он сможет попробовать свои силы, реализовать природные задатки и сделать шаг на пути к лучшему пониманию роли в социуме;
  • построение жизни коллектива таким образом, чтобы каждый его участник мог активно и деятельно участвовать как в решении бытовых вопросов, так и общественной жизни;
  • разработка воспитательных мероприятий на основе материала локального регионального характера.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

Невозможно представить полноценное и естественное формирование личности ребенка без коллектива. Это может быть как совокупность различных влияний отдельных членов коллектива, так и сознательное и целенаправленное воспитание педагога через коллективные отношения. Нахождение в группе людей неминуемо оказывает на нас влияние, пассивное или активное. Недаром в пословице говорится: «С кем поведешься, от того и наберешься». С другой стороны, мы сами как часть коллектива привносим в него что-то свое.

Принцип воспитания в коллективе

Чтобы коллектив мог отвечать конкретным воспитательным задачам педагога, а также быть созидательной и благоприятной средой для личностной реализации каждого его члена, он должен обладать определенными характеристиками. А именно: взаимопонимание и поддержка его участников, нацеленность на общий результат, здоровая психологическая атмосфера, совместная реализация творческих начал, следование общим заданным критериям, постановка реально выполнимых задач и т.д.

Особенность воспитания через коллектив заключается в том, что у каждого его члена появляется возможность внести свой посильный вклад в общее дело и почувствовать значимость своих усилий, поверить в себя. Это стимулирует силу воли, формирует целеполагание, развивает настойчивость. Коллективный труд воспринимается как общественно важный, деятельность, реализуемая в нем, обретает особую ценность.

Как у отдельной личности, у коллектива могут формироваться общие настроения, взгляды, устои, что вместе оказывает дополнительное влияние на каждого из его членов.

Весомый вклад в вопрос коллективного воспитания внесли практическая деятельность и научные труды советского педагога А.С.Макаренко, работавшего в детских колониях в сложное послереволюционное время. Ему удалось проследить закономерности жизни детских коллективов и использовать их для разработки своей воспитательной системы.

А также сформулировать закон: коллектив живет, пока в нем есть движение к цели, остановка грозит смертью. Также, по мнению Макаренко, у коллектива есть базовые условия для развития (работа на перспективу, открытость, взаимозависимость и ответственность, одновременность действий) и конкретные этапы эволюции.

Итак, ключевые особенности соблюдения данного принципа таковы:

  • Контроль над развитием отношений внутри коллектива, которые создаются из вкладов всех его членов. Для этого необходимо отслеживать, нет ли серьезных стычек, взаимонепонимания, разногласий по самым разным вопросам, а также вовремя регулировать все возникающие затруднения. Общая атмосфера коллектива создается за счет нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания каждого ребенка.
  • Постановка общей задачи с конкретными сроками ее исполнения и подробным описанием сути. Важно, чтобы у каждого ребенка была и своя личная ответственность за качественное достижение поставленной цели, а также чтобы весь коллектив понимал важность и преимущества реализации намеченного плана действий.
  • Здоровый коллектив как воспитательная среда формируется при условии комфортного пребывания в нем всех его членов. Чтобы этого добиться, у каждого ребенка не должно оставаться ни одного нерешенного вопроса между ним и коллективом. Чем благополучнее каждый член группы, чем более он развит и зрел психологически, тем в целом гармоничнее и все мини-сообщество.
  • Формирование активного лидерского ядра коллектива.
  • Непрерывное включение и взаимодействие деятельности коллектива с жизнью детской организации, внутри которой он функционирует, города, страны.
  • Предоставление воспитанникам возможности самостоятельно выстраивать личные отношения внутри коллектива, находить себя и свое место в группе. Вмешиваться педагогу стоит лишь в ситуациях крайней необходимости.
  • Создание условий, при которых коллектив становится для человека фактором самодисциплины и в некотором роде карательной структурой. С другой стороны, не позволять членам группы брать на себя постоянное разрешение всех спорных вопросов, чтобы не разрушить доверие и согласие между ними.

К каким выводам мы приходим? Коллектив играет первостепенную роль в формировании личности ребенка. Речь идет как о стихийном влиянии окружения на ребенка, так и об организованных детских группах, в которых педагог сознательно решает поставленные задачи, сообразно принципам воспитания и развития в педагогике.

Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений

Учебно-воспитательный процесс достигает максимума своей эффективности при условии активного включения в него ученика. Под активностью подразумевается не внимательное отношение к преподаваемому предмету или регулярное участие в конкурсах и олимпиадах. Речь идет о том, чтобы научить детей учиться: видеть мир широко во всем его многообразии, критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, развивать любознательность, уметь находить информацию, обрабатывать ее и анализировать и т.д.

Принцип субъект-субъектного характера

Основной задачей преподавателя становится увидеть и распознать в воспитаннике его сильные стороны и потенциал роста, помочь ему раскрыться, а в дальнейшем, с опорой на них, способствовать всестороннему развитию личности ребенка. Только так и никак иначе можно гармонично воспитывать ребенка, оставляя место его самостоятельному выбору и ответственности за него. Именно так и формируется субъект-субъектный воспитательный процесс.

Согласно принципу гуманистического воспитания в педагогике, учитель, направляя активность ребенка, показывает ему преимущества самостоятельности и инициативности. Включаясь в образовательный процесс, ученик привносит в него свое видение, что дает преподавателю возможность лучше понять ребенка, его особенности, найти к нему индивидуальный подход.

Все это служит не только и не столько для формирования узких специальных навыков, сколько для передачи ценностей: моральных, нравственных, интеллектуальных, общекультурных и т.д.

Наиболее важным для этого принципа можно считать соблюдение следующих условий:

  • фокус на индивидуальном походе в воспитании, который позволяет воздействовать на ребенка более гибко и эффективно;
  • учет равноправия ученика в воспитательном процессе, признание значимости самоорганизации, самообучения и т.д.;
  • помощь воспитаннику в обозначении целей, приемов и методов самовоспитания;
  • смещение акцента на повышение внутренней мотивации;
  • работа с воспитанниками над их самосовершенствованием, объективным признанием их сильных и слабых сторон;
  • упор на всестороннее развитие воспитанников: умственное, физическое, душевное, духовное и т.д.;
  • развитие ребенка через его сильные стороны и положительные черты личности, уважение его мнения и позиции, что во многом совпадает с принципом гуманизации воспитания в педагогике.

Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий

Как любой длительный и сложный процесс со сложной и комплексной целью, воспитание необходимо осуществлять, соблюдая определенные правила, определяющие и его свойства. Речь идет о системности, последовательности, конкретности и т.д. Они описывают как ход построения всего процесса, так и его смысловое сущностное содержание.

Принцип поступательности

Напомним, что воспитание многогранно. Невозможно говорить о развитии всесторонне развитой личности, если пренебрегать данным принципом. Только так можно держать в фокусе весь спектр ценностей, формированием которых занимается педагог: культурных, нравственных, духовных и т.д. Если воспитательные воздействия будут отрывочными, противоречивыми и не подкрепленными личным примером, едва ли можно говорить об успешности воспитания.

Для соблюдения данного принципа, важно принимать во внимание следующие факторы:

  • соблюдение четкой структуры воспитательных программ и логической последовательности всего процесса;
  • обращение к инновационным методикам воспитания;
  • системный подход к развитию у детей навыков самовоспитания;
  • построение воспитательного процесса таким образом, чтобы он органично вписывался в контекст жизнедеятельности учебного заведения и мог гибко изменяться при необходимости решения сложных ситуаций;
  • воспитание с опорой на ценностные ориентиры и предпочтения детей;
  • оперативное реагирование в планировании воспитательного процесса на происходящие изменения в жизни общества, политике страны и актуальные запросы воспитанников;
  • грамотная расстановка приоритетов в структурировании воспитательного материала с целью акцентирования внимания и подчеркивания значимости;
  • фокус на планировании будущего детей и разбор компетенций, которые будут им наиболее нужны, и их формирование.

Принцип оптимизации воспитательного процесса

Его суть заключается в том, чтобы планирование воспитательного процесса (выбор содержания, форм, методов, приемов) происходило таким образом, чтобы поставленные задачи достигались максимально эффективно. То есть здесь мы говорим о целесообразности того или иного выбора.

Принцип оптимизации воспитательного процесса

Оптимизация подразумевает, что опыт и профессиональное мастерство позволяют преподавателю достигать максимального результата при минимальных временных и ресурсных затратах.

Его главные признаки это:

  • адекватность воспитательных методов и приемов педагогическим законам;
  • формирование содержания и всего хода воспитательного процесса исходя из поставленных конечных целей.

Говоря об этом принципе, можно назвать следующие его правила:

  • комплексность в выборе содержательной стороны воспитательных мероприятий;
  • акцент на национальные и общечеловеческие ценности при составлении воспитательной программы;
  • разработка воспитательной программы на основе индивидуальных психологических особенностей детей, традиций их семей, опыта развития и т.д.
  • выбор приемов и форм воспитательной работы, позволяющих четко рассчитывать временные затраты на них;
  • реализация дифференцированного и индивидуального подходов в воспитании;
  • создание и поддержание благоприятных условий для успешной реализации поставленных задач;
  • баланс между управлением воспитательной деятельностью со стороны преподавателя со своевременной корректировкой и сознательной включенностью детей и проявлением их саморазвития.

Принцип гуманизма и демократизма

Этот принцип противопоставляется авторитарному воспитанию, при котором дети беспрекословно подчиняются воле учителя. Согласно новому видению, ученики рассматриваются как полноправные личности, активные участники процесса.

Преподаватель выстраивает воспитательную стратегию, включая в нее индивидуальные особенности каждого воспитанника, его интересы, свойства характера, приоритеты, сильные стороны и таланты. Таким образом, воспитание трансформируется в плодотворное взаимодействие.

Принцип гуманизма и демократизма

Данный принцип требует соблюдения следующих факторов:

  • установление норм общения в коллективе;
  • опора в воспитании на традиционные ценности;
  • рассмотрение жизни человека и его достоинства как высшей ценности;
  • формирование понятия о важности хороших манер и взаимоуважения;
  • приоритет общечеловеческих ценностей, в том числе гуманности, щедрости, милосердия и т.д.
  • акцент на ответственности за свое будущее и сознательном выборе профессионального пути.

Принцип опоры на позитивные качества

Соблюдение этого принципа подразумевает опору в развитии на лучшие качества характера и способности ребенка. Первостепенная задача воспитателя состоит в том, чтобы их увидеть и объективно оценить. Затем важно показать ребенку, в чем его преимущества, на которых он сможет построить профессиональную карьеру, успешно социализироваться и т.д. Нередко ученику сложно поверить в себя, особенно если за его плечами есть опыт неконструктивной критики, обесценивания и т.д.

Принцип опоры на позитивные качества

Перестройка ребенка в ключе повышения самооценки и формирования внутреннего стержня здоровой самоуверенности не должна реализоваться грубо и агрессивно. Для этого требуется акцентировать внимание на ситуациях успеха, поощрять самостоятельность, визуализировать будущие успехи и поощрять активность.

Принцип сочетания комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности

Выбор методов и приемов воспитания достаточно разнообразный. Еще большая свобода творчества предоставляется преподавателю при разработке содержания воспитательных мероприятий. Данный принцип указывает на то, что при подборе конкретных методик учителю стоит максимально опираться на знание конкретных черт каждого ребенка. Для этого ему понадобится быть максимально внимательным ко всем проявлением характера ученика в самых разных ситуациях, бытовых и учебных.

Выбор методов и приемов воспитания

Основания данного принципа следующие:

  • поощрение самовоспитания в коллективе;
  • комбинирование индивидуального и группового подходов в выборе методов и приемов воспитания;
  • активное внедрение приемов педагогики сотрудничества;
  • включение коллективной деятельности в план воспитательной работы на основе знаний о природе коллектива и законах его развития;
  • наблюдение за воспитанниками и внимательный анализ их психологических и индивидуальных особенностей;
  • выделение в содержании воспитательной работы деятельности, заточенной как на коллективную работу, так и на индивидуальную;
  • глубокое понимание жизни коллектива и внешних проявлений тех или иных процессов, происходящих в нем, с целью предотвращения острых конфликтов;
  • анализ проведенной воспитательной работы для последующего учета ошибок и их исправления.

Принцип единства, согласованности и наследственности воспитательных влияний, усилий и действий школы, семьи и общественности

Как понятно из формулировки, принцип раскрывается как единообразные воспитательные воздействия в плане содержания, выбора приемов и методов воспитания, что обусловлено постановкой общих задач. Конечно, каждый человек уникален, и в воспитании раскрывается не только мастерство и опыт преподавателя, но и его неповторимая личность.

Это обуславливает разницу в стиле общения с воспитанниками, особенности взаимодействия и т.д. Но главное в том, что эффективным воспитание может быть лишь в случае, когда и родители, и школа, и другие авторитетные взрослые транслируют одинаковые базовые ценности.

Принцип единства

Разносторонние воспитательные воздействия должны одинаково отвечать потребностям ребенка, его личным свойствам, специфике жизни и т.д. Всем взрослым, принимающим участие в воспитании, следует помнить о ситуативности и уместности применения тех или иных воспитательных методик, учитывать контекст, воздействие коллектива и т.д.

О достойных плодах воспитания говорил еще немецкий философ И. Кант. По его мнению, каждое последующее поколение, перенимая опыт и знания предыдущего, имеет возможность все искуснее углубляться в эту науку, чтобы как можно полнее раскрывать заложенные в нас таланты и вести человечество к воплощению высшего замысла.

Принцип сознания, самодеятельности и активности воспитанников

Максимально полно этот принцип проявляется в личностно ориентированной педагогике. Согласно ему, совместные усилия воспитателя и воспитанника принесут гораздо больший результат, чем одностороннее воздействие педагога.

Принцип сознания

Соблюдение этого принципа возможно при наличии следующих факторов:

  • расширение страноведческого и геополитического кругозора и любознательности;
  • формирование привлекательного образа будущей трудовой деятельности;
  • помощь в выборе конкретной профессии согласно личным интересам и сильным сторонам;
  • применение приемов мотивации относительно образа будущей профессии, профессии мечты и через нее стимуляция учебно-познавательной деятельности;
  • воспитание интереса к достижению максимального результата в трудовой или учебной деятельности и акцентирование внимания на всех успехах для повышения уверенности в себе;
  • распределение ролей в коллективе таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя его важным и незаменимым членом и проявлял инициативу в тех или иных вопросах;
  • постановка воспитательных целей и конкретных задач, ориентируясь на которые, воспитатель создает сценарий воспитательного мероприятия;
  • подготовка воспитательных программ с ориентаций на интересы каждого ученика и распределением деятельности между всеми участниками учебного коллектива;
  • развитие навыка рефлексии у детей как базового для самоконтроля, самоанализа и продуктивной работы над собой.

Задача воспитателя — грамотно соединять в своей деятельности все базовые принципы воспитания как единый комплекс. Это будет способствовать повышению эффективности планирования воспитательной работы и улучшению сущностного содержания процесса.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw