Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Профилактика буллинга в школе: действия родителей, учителей и детей
Главная > Блог > Профилактика буллинга в школе: действия родителей, учителей и детей
26.12.2022
5054
Время чтения: 15 минут

Профилактика буллинга в школе: действия родителей, учителей и детей

В чем проблема? Эффективная профилактика буллинга в школе невозможна без совместной работы педагогического состава и родителей. Но порой последние словно не видят проблемы, особенно если зачинщиком является их ребенок.

Как справиться? «Да это же дети!», «И мы в их возрасте выясняли отношения, зато становились крепче»… Такими шаблонами оперируют родители. Но именно устранение конфликта в самом начале помогает эффективно бороться с буллингом в школе.

Оглавление:
  1. Что такое буллинг
  2. Психологические аспекты профилактики школьного буллинга в школе
  3. 9 ошибок при преодолении и профилактике буллинга в школе
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Что такое буллинг

В дословном переводе с английского буллинг означает «травля», «издевательство», «запугивание». Это определение применяется в отношении ситуаций, где имеет место агрессивное поведение детей, направленное на их товарищей.

Буллинг – не обязательно физическое насилие, это может быть и психологическое давление на жертву, например:

  • словесная травля, при которой ребенка оскорбляют, насмехаются над ним, устраивают злые розыгрыши и пр.;
  • нелицеприятные слухи и сплетни;
  • бойкот, признанный одним из опаснейших видов буллинга по причине наиболее высокого риска самоубийства.

Профилактика буллинга в школе

Детей, проявляющих подобного рода агрессию к своим сверстникам, называют буллерами. И хотя превосходство их сил кажется очевидным, на самом деле эти ребята тоже являются в некотором роде жертвами. Такое поведение обусловлено различными причинами, среди которых сложная ситуация в семье.

Чаще всего буллинг встречается среди школьников младших и средних классов. У подростков, учащихся в старшей школе, такое явление распространено намного реже. Это объясняется тем, что у ребят в возрасте 15-16 лет активно происходит процесс созревания мозговых структур, благодаря чему их способность контролировать свое поведение улучшается.

Профилактика буллинга в школе должна быть направлена на проработку ситуаций, складывающихся в семьях «трудных» подростков. Как ни парадоксально, но жалость и сочувствие вызывают не только жертвы буллинга, но и сами агрессоры. Нередко ими становятся дети, имеющие трудности с учебой, воспитываемые одним родителем или растущие в проблемных семьях, становящиеся невольным участником конфликтов между родителями.

Профилактика буллинга в школе

Причинами, провоцирующими агрессивное поведение ребенка, могут стать:

  • банальная зависть или неприязнь;
  • стремление показать свое превосходство над человеком, который не нравится, путем его унижения или запугивания;
  • желание продемонстрировать остальным свою силу;
  • жажда мести, если агрессор когда-то сам был жертвой буллинга.

Психологические аспекты профилактики школьного буллинга в школе

Программа профилактики буллинга в школе направлена как на его предотвращение, так и на устранение возможных последствий. В первую очередь проводятся мероприятия, позволяющие:

  1. Сформировать среду, исключающую возникновение буллинга.
  2. Пресечь воздействие стрессовых ситуаций на ребенка.
  3. Обеспечить психологическую защиту и поддержку детей, признанных здоровыми, наряду с теми, кто имеет соматические или психические отклонения.

Многие зарубежные психотерапевты и педагоги сходятся во мнении, что профилактика буллинга в школе реализуется в три основных этапа.

Первый этап – признание наличия проблемы

Это наиболее значимый шаг всей программы, потому как без осознания масштабов происходящего трудно подобрать эффективные методы решения проблемы. Очень важно, чтобы в педагогическом коллективе был человек, желательно занимающий административный пост, который заявит о ее существовании и станет координировать работу по ее устранению.

Важно упомянуть, что инициативная группа должна состоять не только из представителей школьного учреждения, но также из неравнодушных родителей и непосредственно самих учеников.

Второй этап – характеристика проблемы

Говорить о каких-то универсальных критериях проблемы буллинга не приходится. Тем не менее, в задачи инициативной группы входит определение:

  • сути проблемы;
  • степени ее серьезности;
  • частоты возникновения;
  • реальных примеров буллинга.

После того как будет дана характеристика проблемы, следует приступить к разработке плана действий по ее устранению.

Кроме того, обязанностью инициативной группы становится оповещение всего школьного сообщества о присутствии проблемы и о том, в каких направлениях ведется деятельность по профилактике буллинга в школе.

Профилактика буллинга в школе

Мероприятия могут быть следующие:

  1. Создание среды, в которой любой элемент насилия позиционируется абсолютно недопустимым и наказуемым действием.
  2. Усиленное наблюдение за внеклассными местами скопления учащихся: столовыми, комнатами отдыха и т.п.
  3. Занятия в классах, проходящие в форме свободной дискуссии, посвященные проблеме буллинга.
  4. Внедрение этического кодекса.
  5. Акцент на необходимость сообщения о выявленных нарушениях руководству школы от детей, являющихся жертвами буллинга или свидетелями таковых событий.
  6. Формирование групп психологической поддержки для детей-агрессоров и детей-пострадавших.

Почему последний пункт применим в том числе к буллерам? Для того чтобы обеспечить возможность контроля над намерениями последних и помочь им справиться с внутренней агрессией.

Третий этап – реализация программы

При наличии готового плана необходимо приводить его в исполнение как можно более оперативно. Желательно, чтобы программа стартовала с начала учебного года. Однако нередко свое несогласие с предложенной методикой выражают отдельные личности или группы людей. И вот почему:

  • большинство детей не считает травлю и насмешки проблемой;
  • отдельные родители предпочитают, чтобы их ребенок был скорее агрессором, нежели жертвой буллинга;
  • некоторые учителя убеждены, что в их обязанности входит исключительно преподавание, а личностное становление ребенка – это забота мамы и папы.

Решением подобных вопросов должен заниматься ответственный сотрудник, курирующий всю программу профилактики буллинга в школе. Не последнее место в его деятельности занимает консультирование педагогов по вопросу реагирования на ситуации притеснения ребят их сверстниками.

Профилактика буллинга в школе

Какими должны быть действия педагогов:

  • в первую очередь нужно сохранять спокойствие и взять ситуацию под свой контроль;
  • услышав о случае буллинга, отнестись к рассказу серьезно;
  • незамедлительно принять меры по решению проблемы;
  • оказать помощь и поддержку пострадавшему от буллинга, убедить его в собственных силах, дать почувствовать себя значимой личностью;
  • дать совет или предложить четко обозначенную помощь объекту притеснения;
  • провести работу с ребенком-агрессором, дать ему понять, что его действия противоречат законам нравственности и социальным нормам;
  • придумать способ, при котором буллер сможет взглянуть на ситуацию глазами своей жертвы;
  • при необходимости использовать методы наказания обидчика, но при этом важно не переступить границы дозволенного;
  • дать конкретное обоснование наказанию и четко объяснить, в чем именно оно заключается.

Внедрение программы профилактики буллинга в школе позволяет устранить распространенное мнение о том, что агрессивное поведение ребенка есть вариант нормы. В качестве доказательной базы используются специальные методики, тренинги, помогающие детям получить альтернативный опыт.

Выделяются главные составляющие работы педагога (консультанта) с группой детей-агрессоров:

  • разоблачение происходит незамедлительно и эффективно;
  • слишком сильный упор на наказание недопустим, обратное действие чревато усилением групповой солидарности агрессоров;
  • при взаимодействии с одним человеком нужно уметь оперировать главными принципами и ценностями, присущими всему коллективу.

Применимы также такие способы профилактики буллинга в школе, как индивидуальная беседа агрессора с психологом или работником социальной службы. Целью в данном случае является помощь ребенку-буллеру в осознании причин, провоцирующих подобное поведение, и совместном поиске способов преодоления враждебных реакций.

Результатом работы с психологом становится улучшение качества взаимодействия ребенка с товарищами, развитие навыков преодоления конфликтов. Буллер учится терпению и сопереживанию, а также контролю над своей агрессивностью.

Профилактика буллинга в школе

Основные аспекты работы с агрессорами и жертвами буллинга заключаются в следующем:

  • проводится беседа с каждым ребенком, столкнувшимся с травлей одноклассников, плюс предлагается письменно изложить все события;
  • обидчикам объясняется, какие именно правила поведения были нарушены и какое наказание их ожидает за содеянное;
  • организовывается групповое занятие, во время которого каждому из участников предлагается рассказать остальным о сути индивидуальной беседы с психологом;
  • осуществляется психологическая подготовка всех действующих лиц к встрече друг с другом вне стен кабинета специалиста;
  • родителям детей-агрессоров назначается консультация с демонстрацией письменного объяснения ребятами своих действий;
  • вся собранная информация о доказанных случаях буллинга, включая письменные рассказы детей и описание принятых мер, фиксируется в дневнике;
  • проводится обучение детей, являющихся жертвами буллинга, основным способам психологической защиты;
  • обидчикам объясняется необходимость принести извинения;
  • в случае если агрессор говорит, что мотивом его действий стало желание пошутить, детям рассказывается, почему в этом случае ситуация оказалась совсем не смешной;
  • на «карандаш» берутся все ученики, кто так или иначе причастен к событиям, если зачинщик говорит, что его действия были всего лишь игрой.

9 ошибок при преодолении и профилактике буллинга в школе

  1. Назначение психолога ответственным лицом за недопущение ситуаций буллинга.
  2. Возложение обязанностей по решению проблемы на плечи родителей.
  3. Одноразовое проведение мероприятий по профилактике буллинга, например, один классный час в начальной школе.
  4. Принуждение буллера к извинениям, отправка его и жертвы на «суд» к директору школы.
  5. Рекомендация пострадавшему от буллинга ребенку не обращать на это внимание.
  6. Взывание обидчика к жалости.
  7. Предоставление жертве травли самостоятельно решать данную проблему.
  8. Пространный анализ произошедших событий.
  9. Следование негласному принципу «бей или побьют тебя», который также можно применить в отношении установления вины или наказания.

Последний пункт про учителей, которые сразу принимают меры воздействия на детей, не разобравшись в ситуации. И это можно характеризовать уже как насилие со стороны педагога.

Объектом насмешек и притеснения может стать практически любой ребенок. Материальное положение, физическое и интеллектуальное развитие при этом не играют никакой роли. Негативное психологическое воздействие сказывается не только на жертве буллинга, но и на тех, кто стал свидетелем такой ситуации.

Поэтому так важно не закрывать глаза на проблему. Расспросите своего ребенка, не сталкивался ли он с буллингом в школе, объясните, как следует себя вести, если кто-то подвергается травле. Очень важно учить детей сочувствию и уважению к другим.

Часто мы слышим утверждение о том, что все детские проблемы в детстве и остаются. Становясь взрослыми, люди забывают о своих школьных обидах. На самом деле это не так. Последствия травли могут сказываться на жизни человека очень много лет.

Психологи доказали, что объекты притеснения в школе во взрослом возрасте чаще других сталкиваются с серьезными проблемами со здоровьем, как физическим, так и психическим. Кроме того, им с трудом удается достигать успехов в профессиональной области, строить карьеру и зарабатывать деньги. Многие жертвы становятся одиночками, в их кругу практически нет друзей. Они предпочитают уединение, склонны к депрессии и различным нервным расстройствам.

Другими словами, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Именно поэтому следует уделять внимание профилактике буллинга и кибербуллинга в школах.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw