Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Педагогический портал
«Солнечный свет»
Курсы повышения квалификации со скидкой 42%
Курсы повышения квалификации со скидкой 42%
Только до 10 февраля
Узнать подробнее Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Профилактика буллинга в школе: действия родителей, учителей и детей
Главная > Блог > Профилактика буллинга в школе: действия родителей, учителей и детей
26.12.2022
671
Время чтения: 15 минут

Профилактика буллинга в школе: действия родителей, учителей и детей

В чем проблема? Эффективная профилактика буллинга в школе невозможна без совместной работы педагогического состава и родителей. Но порой последние словно не видят проблемы, особенно если зачинщиком является их ребенок.

Как справиться? «Да это же дети!», «И мы в их возрасте выясняли отношения, зато становились крепче»… Такими шаблонами оперируют родители. Но именно устранение конфликта в самом начале помогает эффективно бороться с буллингом в школе.

Что такое буллинг

В дословном переводе с английского буллинг означает «травля», «издевательство», «запугивание». Это определение применяется в отношении ситуаций, где имеет место агрессивное поведение детей, направленное на их товарищей.

Буллинг – не обязательно физическое насилие, это может быть и психологическое давление на жертву, например:

  • словесная травля, при которой ребенка оскорбляют, насмехаются над ним, устраивают злые розыгрыши и пр.;
  • нелицеприятные слухи и сплетни;
  • бойкот, признанный одним из опаснейших видов буллинга по причине наиболее высокого риска самоубийства.

Профилактика буллинга в школе

 

Детей, проявляющих подобного рода агрессию к своим сверстникам, называют буллерами. И хотя превосходство их сил кажется очевидным, на самом деле эти ребята тоже являются в некотором роде жертвами. Такое поведение обусловлено различными причинами, среди которых сложная ситуация в семье.

Чаще всего буллинг встречается среди школьников младших и средних классов. У подростков, учащихся в старшей школе, такое явление распространено намного реже. Это объясняется тем, что у ребят в возрасте 15-16 лет активно происходит процесс созревания мозговых структур, благодаря чему их способность контролировать свое поведение улучшается.

Профилактика буллинга в школе должна быть направлена на проработку ситуаций, складывающихся в семьях «трудных» подростков. Как ни парадоксально, но жалость и сочувствие вызывают не только жертвы буллинга, но и сами агрессоры. Нередко ими становятся дети, имеющие трудности с учебой, воспитываемые одним родителем или растущие в проблемных семьях, становящиеся невольным участником конфликтов между родителями.

Профилактика буллинга в школе

 

Причинами, провоцирующими агрессивное поведение ребенка, могут стать:

  • банальная зависть или неприязнь;
  • стремление показать свое превосходство над человеком, который не нравится, путем его унижения или запугивания;
  • желание продемонстрировать остальным свою силу;
  • жажда мести, если агрессор когда-то сам был жертвой буллинга.

Психологические аспекты профилактики школьного буллинга в школе

Программа профилактики буллинга в школе направлена как на его предотвращение, так и на устранение возможных последствий. В первую очередь проводятся мероприятия, позволяющие:

  1. Сформировать среду, исключающую возникновение буллинга.
  2. Пресечь воздействие стрессовых ситуаций на ребенка.
  3. Обеспечить психологическую защиту и поддержку детей, признанных здоровыми, наряду с теми, кто имеет соматические или психические отклонения.

Многие зарубежные психотерапевты и педагоги сходятся во мнении, что профилактика буллинга в школе реализуется в три основных этапа.

Первый этап – признание наличия проблемы

Это наиболее значимый шаг всей программы, потому как без осознания масштабов происходящего трудно подобрать эффективные методы решения проблемы. Очень важно, чтобы в педагогическом коллективе был человек, желательно занимающий административный пост, который заявит о ее существовании и станет координировать работу по ее устранению.

Важно упомянуть, что инициативная группа должна состоять не только из представителей школьного учреждения, но также из неравнодушных родителей и непосредственно самих учеников.

Второй этап – характеристика проблемы

Говорить о каких-то универсальных критериях проблемы буллинга не приходится. Тем не менее, в задачи инициативной группы входит определение:

  • сути проблемы;
  • степени ее серьезности;
  • частоты возникновения;
  • реальных примеров буллинга.

После того как будет дана характеристика проблемы, следует приступить к разработке плана действий по ее устранению.

Кроме того, обязанностью инициативной группы становится оповещение всего школьного сообщества о присутствии проблемы и о том, в каких направлениях ведется деятельность по профилактике буллинга в школе.

Профилактика буллинга в школе

 

Мероприятия могут быть следующие:

  1. Создание среды, в которой любой элемент насилия позиционируется абсолютно недопустимым и наказуемым действием.
  2. Усиленное наблюдение за внеклассными местами скопления учащихся: столовыми, комнатами отдыха и т.п.
  3. Занятия в классах, проходящие в форме свободной дискуссии, посвященные проблеме буллинга.
  4. Внедрение этического кодекса.
  5. Акцент на необходимость сообщения о выявленных нарушениях руководству школы от детей, являющихся жертвами буллинга или свидетелями таковых событий.
  6. Формирование групп психологической поддержки для детей-агрессоров и детей-пострадавших.

Почему последний пункт применим в том числе к буллерам? Для того чтобы обеспечить возможность контроля над намерениями последних и помочь им справиться с внутренней агрессией.

Третий этап – реализация программы

При наличии готового плана необходимо приводить его в исполнение как можно более оперативно. Желательно, чтобы программа стартовала с начала учебного года. Однако нередко свое несогласие с предложенной методикой выражают отдельные личности или группы людей. И вот почему:

  • большинство детей не считает травлю и насмешки проблемой;
  • отдельные родители предпочитают, чтобы их ребенок был скорее агрессором, нежели жертвой буллинга;
  • некоторые учителя убеждены, что в их обязанности входит исключительно преподавание, а личностное становление ребенка – это забота мамы и папы.

Решением подобных вопросов должен заниматься ответственный сотрудник, курирующий всю программу профилактики буллинга в школе. Не последнее место в его деятельности занимает консультирование педагогов по вопросу реагирования на ситуации притеснения ребят их сверстниками.

Профилактика буллинга в школе

 

Какими должны быть действия педагогов:

  • в первую очередь нужно сохранять спокойствие и взять ситуацию под свой контроль;
  • услышав о случае буллинга, отнестись к рассказу серьезно;
  • незамедлительно принять меры по решению проблемы;
  • оказать помощь и поддержку пострадавшему от буллинга, убедить его в собственных силах, дать почувствовать себя значимой личностью;
  • дать совет или предложить четко обозначенную помощь объекту притеснения;
  • провести работу с ребенком-агрессором, дать ему понять, что его действия противоречат законам нравственности и социальным нормам;
  • придумать способ, при котором буллер сможет взглянуть на ситуацию глазами своей жертвы;
  • при необходимости использовать методы наказания обидчика, но при этом важно не переступить границы дозволенного;
  • дать конкретное обоснование наказанию и четко объяснить, в чем именно оно заключается.

Внедрение программы профилактики буллинга в школе позволяет устранить распространенное мнение о том, что агрессивное поведение ребенка есть вариант нормы. В качестве доказательной базы используются специальные методики, тренинги, помогающие детям получить альтернативный опыт.

Скачайте пошаговый план "Как выйти на дополнительный доход до 30 000 рублей без вреда основной работе"
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
С чего начать репетиторство
Поиск учеников
Техника и рабочее место
Программы для онлайн-образования
Скачать пошаговый план
PDF 2.8 MB
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Выделяются главные составляющие работы педагога (консультанта) с группой детей-агрессоров:

  • разоблачение происходит незамедлительно и эффективно;
  • слишком сильный упор на наказание недопустим, обратное действие чревато усилением групповой солидарности агрессоров;
  • при взаимодействии с одним человеком нужно уметь оперировать главными принципами и ценностями, присущими всему коллективу.

Применимы также такие способы профилактики буллинга в школе, как индивидуальная беседа агрессора с психологом или работником социальной службы. Целью в данном случае является помощь ребенку-буллеру в осознании причин, провоцирующих подобное поведение, и совместном поиске способов преодоления враждебных реакций.

Результатом работы с психологом становится улучшение качества взаимодействия ребенка с товарищами, развитие навыков преодоления конфликтов. Буллер учится терпению и сопереживанию, а также контролю над своей агрессивностью.

Профилактика буллинга в школе

 

Основные аспекты работы с агрессорами и жертвами буллинга заключаются в следующем:

  • проводится беседа с каждым ребенком, столкнувшимся с травлей одноклассников, плюс предлагается письменно изложить все события;
  • обидчикам объясняется, какие именно правила поведения были нарушены и какое наказание их ожидает за содеянное;
  • организовывается групповое занятие, во время которого каждому из участников предлагается рассказать остальным о сути индивидуальной беседы с психологом;
  • осуществляется психологическая подготовка всех действующих лиц к встрече друг с другом вне стен кабинета специалиста;
  • родителям детей-агрессоров назначается консультация с демонстрацией письменного объяснения ребятами своих действий;
  • вся собранная информация о доказанных случаях буллинга, включая письменные рассказы детей и описание принятых мер, фиксируется в дневнике;
  • проводится обучение детей, являющихся жертвами буллинга, основным способам психологической защиты;
  • обидчикам объясняется необходимость принести извинения;
  • в случае если агрессор говорит, что мотивом его действий стало желание пошутить, детям рассказывается, почему в этом случае ситуация оказалась совсем не смешной;
  • на «карандаш» берутся все ученики, кто так или иначе причастен к событиям, если зачинщик говорит, что его действия были всего лишь игрой.

9 ошибок при преодолении и профилактике буллинга в школе

  1. Назначение психолога ответственным лицом за недопущение ситуаций буллинга.
  2. Возложение обязанностей по решению проблемы на плечи родителей.
  3. Одноразовое проведение мероприятий по профилактике буллинга, например, один классный час в начальной школе.
  4. Принуждение буллера к извинениям, отправка его и жертвы на «суд» к директору школы.
  5. Рекомендация пострадавшему от буллинга ребенку не обращать на это внимание.
  6. Взывание обидчика к жалости.
  7. Предоставление жертве травли самостоятельно решать данную проблему.
  8. Пространный анализ произошедших событий.
  9. Следование негласному принципу «бей или побьют тебя», который также можно применить в отношении установления вины или наказания.

Последний пункт про учителей, которые сразу принимают меры воздействия на детей, не разобравшись в ситуации. И это можно характеризовать уже как насилие со стороны педагога.

Объектом насмешек и притеснения может стать практически любой ребенок. Материальное положение, физическое и интеллектуальное развитие при этом не играют никакой роли. Негативное психологическое воздействие сказывается не только на жертве буллинга, но и на тех, кто стал свидетелем такой ситуации.

Поэтому так важно не закрывать глаза на проблему. Расспросите своего ребенка, не сталкивался ли он с буллингом в школе, объясните, как следует себя вести, если кто-то подвергается травле. Очень важно учить детей сочувствию и уважению к другим.

Часто мы слышим утверждение о том, что все детские проблемы в детстве и остаются. Становясь взрослыми, люди забывают о своих школьных обидах. На самом деле это не так. Последствия травли могут сказываться на жизни человека очень много лет.

Психологи доказали, что объекты притеснения в школе во взрослом возрасте чаще других сталкиваются с серьезными проблемами со здоровьем, как физическим, так и психическим. Кроме того, им с трудом удается достигать успехов в профессиональной области, строить карьеру и зарабатывать деньги. Многие жертвы становятся одиночками, в их кругу практически нет друзей. Они предпочитают уединение, склонны к депрессии и различным нервным расстройствам.

Другими словами, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Именно поэтому следует уделять внимание профилактике буллинга и кибербуллинга в школах.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Пройдите тестирование и получите сертификат

Для подтверждения высокого уровня профессиональной компетенции

Узнать подробнее
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw