Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Помощь педагогам в прохождении аттестации
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие логического мышления у детей
Главная > Блог > Развитие логического мышления у детей
31.05.2024
651
Время чтения: 18 минут

Развитие логического мышления у детей

Зачем? Развитие логического мышления начинается в детском возрасте и может продолжаться всю жизнь. Это не врожденный, а приобретенный навык, который очень ценится и помогает в жизни. Поэтому в дошкольных учреждениях и школах уделяют ему большое внимание.

Как происходит? Для каждого возрастного периода характерны особенности восприятия и поведения. Поэтому занятия с детьми должны строиться соответственно их возрасту. В основе таких занятий упражнения, которые помогают развить логическое мышление.

Зачем развивать логическое мышление

Логическое мышление присутствует в жизни каждого человека. Ежедневно, порой неосознанно, все люди начинают логически мыслить. Этот процесс происходит при решении каких-то служебных вопросов, бытовых проблем и т. д. Например, на производстве требуется правильно распланировать операции по обработке чего-либо, по пути домой необходимо построить маршрут таким образом, чтобы зайти в продовольственный магазин и попутно купить детские книжки.

Для одних людей эти процессы не вызывают никаких трудностей, а для некоторых даже элементарные логические задачи сопряжены со сложностями.

Развитие логического мышления

Логическое мышление представляет собой процесс мыслительного характера, в который вовлечена логика. Благодаря такому подходу у человека появляется возможность последовательного рассуждения, при котором не возникает противоречий.

Деятельность человека в любой отрасли требует использования навыков мышления и логики. Даже гуманитарные науки не являются исключением для данного процесса, поскольку их изучение связано с применением логических конструкций.

Использование логики значительно ускоряет процесс размышлений, делает его более глубоким, позволяет правильно излагать свои мысли, получать единственно правильные выводы без права на ошибку.

Умение логически мыслить необходимо для того, чтобы:

  • четко, понятно и доступно излагать для окружающих все свои доводы;
  • в сжатые сроки искать, как правильно устранить существующую проблему, в том числе находясь в критической ситуации;
  • исправлять допущенные ошибки и неточности, а также для предупреждения новых промахов;
  • добиться успехов в карьере или учебе, поскольку развитие навыков построения объективных связей способствует улучшению коммуникаций.

Виды логического мышления

Ниже приведены несколько видов логического мышления.

Развитие логического мышления

  • Образно-логическое мышление.

По-другому – наглядно-образное. Представляет собой мыслительные процессы различного характера, направленные на так называемое образное решение задач, предполагающее визуализацию ситуации и использование образов, ее составляющих.

По большому счету, данный тип мышления – это синоним термина «воображение», с помощью которого появляется возможность наиболее ярко и отчетливо определять многочисленные фактические характеристики явлений или предметов. Формирование и развитие логического мышления данного вида у детей начинает происходить еще в детстве, примерно с полутора лет.

  • Абстрактно-логическое мышление.

Это мыслительный процесс, совершаемый с помощью таких категорий, которые не существуют в природе, то есть абстракций. С помощью мышления данного вида человек может моделировать не только отношения между реальными объектами, но и между образными и абстрактными представлениями, которые были созданы самим мышлением. Для абстрактно-логического мышления характерны такие формы, как понятие, суждение и умозаключение.

  • Словесно-логическое мышление.

По-другому – вербально-логическое. Относится к одному из видов логического мышления, которое характеризуется применением языковых средств и речевых конструкций. При данном виде мышления требуется не только грамотно использовать мыслительные процессы, но и правильно владеть своей речью. Благодаря развитию словесно-логического мышления у человека появляется возможность успешно выступать перед публикой, писать тексты, вести споры и решать иные проблемы с использованием языка.

Когда закладывается логическое мышление

Способность делать правильные выводы и строить логические конструкции не дается человеку при рождении. Логическое мышление относится к приобретенным свойствам, а не врожденным. Если говорить о базовом образном виде мышления, то оно проявляется у детей в полуторагодовалом возрасте.

Способность абстрактно мыслить характерна для младшего школьного возраста, что соответствует 7–8 годам. Развитие логики происходит одновременно с развитием отдельной личности. При этом надо понимать, что только регулярные уроки по развитию логического мышления могут дать положительный результат.

Развитие логического мышления

У детей развитие логического мышление подразделяется на следующие возрастные этапы:

  • В возрасте от одного до трех лет для детей характерен предметно-действенный тип мышления, при котором происходит тактильное познание мира, чем и объясняется тяга малыша все потрогать и попробовать на зуб.
  • В три-четыре года у детей начинает проявляться наглядно-образное мышление, в связи с чем возникают реакции не только на звук, запах и ощущения при касании, но и на общую картинку. Полностью зрительные, слуховые и тактильные рецепторы сформируются к 5–6 годам, и поэтому родители и воспитатели должны как можно корректнее определить творческую составляющую ребенка для ее полноценного развития.
  • В семилетнем возрасте развитие логики у детей сопровождается существенной социальной градацией, поскольку начинается школьный период. Для данного этапа характерно оперирование понятиями отвлеченного и абстрактного характера, цифрами, буквами и иными символами, которые невозможно ощутить тактильно, поскольку их нужно представлять в своем воображении.

Полезные факты развития мышления у детей

Наблюдение и дальнейшее воспроизведение действий У ребенка начинает формироваться представление об игре и мире в целом, он изучает форму, цвет и материал игрушки. По примеру близкого взрослого пытается повторять различные действия с предметами
Создание в памяти первых представлений и образов На основании изученных предметов, явлений и действий у ребенка начинают формироваться первые образы и представления об окружающем мире, он пытается предугадывать результаты действий
Выстраивание взаимосвязей логического характера

Дети учатся формировать связи причинно-следственного типа и иные закономерности, делать выводы по тому или иному вопросу, описывать и анализировать предметы и явления окружающего мира.

Развитие логического мышления у дошкольников

Для того чтобы постичь что-то новое, у ребенка дошкольного возраста должна быть способность сравнивать между собой объекты и категории, определять общие черты и различия, находить связи причинно-следственного типа между различными явлениями. Важной задачей дошкольного периода является не только количественное накопление знаний, но и качественное познание активности, проявляющееся в способности маленькой личности выделять и определять задачу, а также самостоятельно находить все способы ее решения.

Развитие логического мышления у дошкольников – это не что иное, как комплекс конкретных операций мыслительного характера:

  • классификация;
  • сравнение;
  • самостоятельный анализ и обобщение;
  • построение логических утверждений и отрицаний.

Развитие логического мышления

Для логического мышления характерно целенаправленное развитие, которое возможно только в свете решения различных задач на логику и выполнения специальных упражнений.

В подростковом возрасте уже происходит завершение формирования логического мышления. При этом следует иметь в виду, что активное развитие данного процесса осуществляется именно в дошкольный период. По этой причине очень важно, чтобы ребенок в дошкольный период смог полностью познать предметные игры и манипуляции с игрушками.

Игры на развитие логического мышления ребенка

  • В первую категорию можно объединить такие упражнения, с помощью которых формируется память, как важная составляющая логического мышления.

Перед ребенком ставится игровая задача, в ходе которой ему предстоит запоминать какую-либо информацию. Например, можно дать ему несколько картинок, которые он должен запомнить и разбить по группам. Для этой цели как нельзя лучше подходят цветные дидактические карточки и различными изображениями. Хорошей тренировкой для памяти является следующее упражнение – выкладывание перед ребенком в ряд нескольких фигур, которые он должен запомнить и повторить последовательность через определенное время.

  • В особую категорию выделили логические упражнения, в которых ребенок должен найти недостающую фигуру или иную закономерность.

Для успешного выполнения такого задания ребенок должен сделать простой сравнительный анализ предметов, которые находятся в горизонтальных или вертикальных рядах.

  • Способности воссоздавать изображенные на схеме фигуры, состоящие из нескольких элементов, играют важную роль в формировании логического мышления.

Для этих целей как нельзя лучше подходят головоломки из геометрических деталей на плоскости. К ним относятся известные во всем мире игры «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Танграм», «Монгольская игра», «Пифагор» и т. п. Суть этих головоломок заключается в том, что ребенку нужно показать схематичную фигуру, которая состоит из квадратов, ромбов, треугольников или прямоугольников. Он должен запомнить ее и построить рядом такую же.

  • В развитии навыков классификации у детей хорошо помогают такие игры, суть которых заключается в поиске лишнего.

В них ребенку необходимо отыскать в серии изображений то, которое не подходит к этой группе по какому-либо параметру. Детям в возрасте до трех лет предлагают простейшие игры такой направленности, с постепенным увеличением уровня сложности.

На сегодняшний день в любых детских магазинах можно встретить подобные игровые наборы. Благодаря приобретенным во время таких игр навыкам дошкольники могут быстрее овладевать смысловой группировкой, с которой им предстоит работать во время учебы в школе.

  • Основой и составной частью логического мышления являются пространственное восприятие и внимание, в связи с чем крайне важно, чтобы ребенок решал задания, направленные на развитие этих процессов.

Для улучшения концентрации внимания детям необходимо предлагать две карточки с почти одинаковыми изображениями. Задание будет заключаться в поиске нескольких отличий. Различные конструкторы и объемные головоломки помогают в развитии пространственно-логического мышления, благодаря чему дети могут научиться представлять в воображении предметы в разных положениях и размещать их в пространстве таким образом, как они были созданы в голове.

Среди множества современных головоломок объемного типа следует выделить оригинальные сборные фигуры , на изготовление которых идет натуральное дерево и имеющие несколько уровней сложности. Подобные головоломки прекрасно подходят для детей трехлетнего возраста и учащихся первых классов.

  • Различные настольные игры интеллектуальной направленности, которые заставляют просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, развивают стратегический и аналитический тип мышления.

Среди этих игр известные всем шашки и шахматы, загадки-шарады, домино и пользующиеся особой популярностью игры-квесты. Отыскивая на картине какого-либо художника неверно нарисованные детали или фрагменты, дети разрабатывают и формируют у себя способности проводить анализ.

  • В развитии словесно-логического мышления помогают различные игры в слова, города и т. д.

К примеру, уже несколько поколений детей с удовольствием играет в такие игры, как «Словодел» или «Эрудит».

В игры, направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, можно играть не только во время специальных занятий, но и в любой подходящий момент – в поездке на автобусе или машине, на прогулке и т. д. Для выполнения большого количества упражнений не потребуется никаких дополнительных приспособлений, достаточно только назвать ребенку определенный ряд слов и предложить ему убрать лишнее, не подходящее к данной последовательности.

Главная особенность всех игр на логику, которые проводятся с детьми дошкольниками, – их регулярность. Развитию важных мыслительных операций, выступающих составной частью развития логического мышления, способствуют только систематические занятия.

Средства развития логического мышления в школе

Уже с начальных классов и на протяжении всего периода взросления школьники активно развиваются и учатся практически применять полученные знания, для чего и разрабатываются различные методики, направленные на улучшение логики у детей. Каждый из методов рассчитан на определенную возрастную группу. Так, для учеников в возрасте от 6 до 8 лет неплохо подходят ребусы, загадки или лабиринты, а шахматы, шашки и иные более серьезные задачи – это удел уже более старших детей.

Развитие логического мышления

Ниже представлено несколько приемов, которые направлены на усовершенствование личности у детей.

  • Анализ/синтез. Данные понятия взаимосвязаны, так как одно плавно вытекает из другого. В процессе анализа осуществляется вычленение объекта из группы по одному или нескольким признакам. В процессе синтеза различные свойства объектов будут сгруппированы в единое целое.
  • Сравнение. В процессе сравнения различных предметов или явлений определяются их общие или отличительные черты. При этом под сравнение могут попадать признаки, которые на первый взгляд кажутся совсем непохожими. Задачей ученика является поиск сходства в неодинаковых объектах. Не менее важным заданием является поиск отличий в предметах, относящихся к одной группе.
  • Обобщение. При обобщении дети учатся искать общие свойства у нескольких предметов. Должна прослеживаться следующая зависимость – чем старше школьник, тем больше сходств по разным признакам он должен находить.
  • Конкретизация. В процессе конкретизации происходит выделение наиболее важного признака из общей массы.
  • Классификация. Для учеников подготавливаются такие изображения, посмотрев на которые они смогут объединить их по каким-либо свойствам. Более старшие дети обладают способностью вычленять сразу несколько признаков, а также разбивать объекты на классы или явления по ним.
  • Смысловые соотнесения. Для младших школьников применяется множество дидактических игр, суть которых заключается в соотнесении названия объекта с его образом. С увеличением возраста происходит усложнение данных понятий, в связи с чем расширяется понимание связей.
  • Закономерности. На основании нескольких признаков объектов или изображений школьники могут выстраивать закономерности.

Выполнять задания необходимо поэтапно, придерживаясь определенной последовательности. Изначально важно наличие у ребенка желания найти решение задачи, справиться с головоломкой или ребусом. Если с желанием все в порядке, то ученик начинает анализировать условия и искать все способы решения. Он строит рассуждения, анализирует и осуществляет опыты. После поиска точного решения ребенок должен обосновать и доказать его, после чего при необходимости решение проверяется и корректируется.

Одной из особенностей логики является ее приобретенная природа, а не врожденная. Это означает, что у человека при рождении уже есть все таланты, важно только раскрыть их в процессе роста.

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Ко времени поступления в школу, когда ребенку исполняется 6 или 7 лет, развитие его сознания происходит в усиленном режиме. Данный процесс не может протекать обособленно от других, и по этой причине важно с малых лет предлагать детям решать разнообразные задачи, ребусы и загадки. Развитие логики можно начинать с дошкольного возраста несмотря на то, что в 5–6 лет налицо преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления у младших школьников позволяет им решать такие задачи, как:

  • поиск взаимосвязей в различных предметах и явлениях;
  • выработка и определение правильных понятий, а также оценка их достоверности;
  • отделение важной информации от второстепенной;
  • способности к обоснованию собственного решения и его доказательство;
  • практическое применение изучаемого теоретического материала.

С помощью сильно развитого логического мышления ребенок может излагать материал, а также осознавать смысл увиденного или прочитанного. На возраст от 5 до 10 лет приходится пик познавательной активности, поэтому специалисты рекомендуют заниматься при малейшей возможности.

Созревание всех видов рефлексии – это главная задача, стоящая перед родителями и педагогами детей младшего школьного возраста, поскольку с помощью рефлексии дошкольники смогут размышлять, делать определенные выводы и самостоятельно приобретать знания.

При развитии данных логических операций крайне важно правильно определиться с выбором таких педагогических средств и видов деятельности, которые будут соответствовать возрастным особенностям учеников младших классов.

При этом учитываются следующие факторы:

  • основная масса занятий должна происходить в игровой форме, поскольку всем детям нравится играть;
  • так как в силу возраста ребенок не может долго концентрировать свое внимание на выполнении одного задания, и его внимание неустойчиво, то при выполнении упражнений следует практиковать нестандартные игровые ситуации, использовать элементы проблемности и необходимость поиска решений;
  • для детей шести- или семилетнего возраста характерно наличие образного мышления, то есть они мыслят с помощью образов или картинок, в связи с чем для выполнения заданий им требуется помощь в виде наглядного материала – картинок или иллюстраций;
  • спонтанность в поведении детей приводит к тому, что в классе должен быть организован специальный уголок с дидактическими материалами, настольными играми и т. п., где дети могут самостоятельно познавать интересующие темы.

Упражнения, направленные на развитие логического мышления, можно проводить не только во время уроков, но и на мероприятиях внеклассного характера или на специальных занятиях психокоррекционного типа.

Специфика развития логического мышления в младших классах

Особенности развития логического мышления учащихся 1 класса

Ученик первого класса начальной школы, за плечами которого ясельный и дошкольный периоды, является личностью, способной принимать новую информацию. Он уже достиг максимального уровня развития словесно-образного логического мышления, избавился от детских дефектов нечленораздельной речи. Ребенок наращивает конструкцию используемых предложений.

При решении задач идут в ход все его знания, а не только те, которые он получал дома. Первоклассник начинает рассказывать обо всем, что кажется ему интересным. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы помочь ему научиться отсеивать лишнюю информацию и правильно сортировать нужную.

Развитие логического мышления

Для логического мышления школьников уже не будут новинками причинно-следственные механизмы, эффект последовательных действий и индукция. Мозг ребенка вполне способен осуществлять разбивку сложного единого целого на отдельные составляющие с объяснением их функциональных назначений.

Особенности развития логического мышления учащихся 2 класса

После ознакомления с основами букваря и операций вычислительного характера ученик уже существенно отличается от выпускника детского сада. Он начинает осознавать, что период игр остался в прошлом. Для него становится более интересно делиться полученными знаниями с родителями, друзьями и другими взрослыми. Целью такой массовой информированности является получение похвалы за старания, проявленные в учебный период.

Особенности развития логического мышления учащихся 3 класса

В этом возрасте в учебную программу вводятся такие новые предметы, как природоведение, труд или технология, иностранный язык. Ученику становятся знакомы различные представители животного мира, английский алфавит и несложные переводы. Особенностью третьего класса является резкий поток данных, который ребенок может посчитать совершенно ненужным и просто проигнорировать. Прекрасным способом поднятия логики является применение полученных теоретических знаний на практике.

Особенности развития логического мышления учащихся 4 класса

Ребенок уже в совершенстве владеет анализом, синтезом, классификацией, дедукцией и индукцией. Логическое мышление учеников начальных классов готово перешагнуть на более высокую стадию. В десятилетнем возрасте дети переходят к конкретным операциям, мозговая деятельность постепенно включает анализ последовательных действий. Это означает тот факт, что ребенок способен дать оценку своим поступкам.

Примеры упражнений для развития логического мышления

Для развития логики у малышей и детей более старшего возраста психологи используют несколько методик и упражнений. Важно, чтобы данные наработки применялись родителями и учителями в соответствии с возрастными мерками детей. Ниже приведены универсальные задания на развитие логического мышления, которые заинтересуют практически всех:

  • Соедини несовместимое. Суть этого задания заключается в объединении двух абсолютно разных вещей, таких как наушники и скатерть, сапоги и луна и т. д. С помощью такой игры дети научатся быстро и без лишних усилий переходить от одной темы к другой, а также связывать их между собой.
  • Словодел. Дается одно длинное слово, из букв которого дети должны составить много мелких слов. Большее количество придуманных слов свидетельствует о хорошо развитых мыслительных процессах.
  • Ребусы. С их помощью активизируется логика и творческое мышление, дети начинают мыслить оригинально и нестандартно.
  • Головоломки из счетных палочек или спичек. Сложность данных головоломок растет в соответствии с возрастом детей.
  • Составление инструкций к объектам. Ребенок способен самостоятельно определить способы использования предмета и детально описать их.
  • Составление рассказов. Ученикам младших классов можно дать уже готовый план, а старшеклассникам необходимо будет сначала составить план, в соответствии с которым и делается рассказ.

Часто задаваемые вопросы о развитии логического мышления

В каком возрасте у детей происходит наиболее активное развитие логического мышления?

К десятилетнему возрасту у ребенка уже формируется логическое мышление. В дошкольный период происходит развитие предпосылок логического мышления. Ребенка можно научить доказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, рассуждать и мыслить креативно и нестандартно, а также работать в структуре гипотезы.

Развитие логического мышления

Как можно научить ребенка логически мыслить?

Специалисты считают, что лучший способ научить ребенка логически мыслить – это играть с ним в интеллектуальные игры типа решения ребусов, головоломок и логических задач. Количество выполненных заданий напрямую влияет на конечный результат, то есть на логическое мышление.

Какой школьный предмет лучше всего развивает логику?

Одним из основных школьных предметов, благодаря которому у детей происходит развитие логического мышления, является математика. С ее помощью дети начинают четко мыслить, точно и корректно излагать свои суждения, строить последовательность действий для достижения намеченных целей.

Развитие логического мышления является неотъемлемой частью процесса формирования всесторонне развитой личности. С помощью данного качества интеллектуального характера появляется возможность правильной оценки ситуации, корректного принятия решений и анализа происходящих событий. Именно поэтому совершенствование логики у детей так важно. Только последовательно пройдя все уровни становления мышления, ребенок сможет овладеть знаниями, навыками и умениями.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещения РФ
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Ответьте на 5 вопросов «Узнайте, как пройти аттестацию ЛЕГКО»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw