Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Помощь педагогам в прохождении аттестации
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Ребенок-левша: как распознать, что делать
Главная > Блог > Ребенок-левша: как распознать, что делать
27.06.2024
671
Время чтения: 17 минут

Ребенок-левша: как распознать, что делать

Как понять? Ребенок-левша предпочитает в повседневной деятельности использовать левую руку. До четырех лет рано делать какие-то выводы и уж точно не стоит заставлять менять привычки. При достижении порогового возраста простая диагностика поможет понять, левша ребенок, правша или амбидекстер, то есть владеет обеими руками в равной степени.

Что делать? Ребенку-левше нужно помочь приспособиться использовать предметы, предназначенные для правшей. Некоторые вещи уже адаптировали, например, ножницы и прописи, и это упрощает развитие навыков.

Оглавление:
  1. Особенности ребенка-левши
  2. Отличия детей-левшей и правшей
  3. Тест для определения ведущей руки у ребенка
  4. 5 проблем левшей в мире правшей
  5. Особенности обучения и развития ребенка-левши
  6. Методика обучения левшей письму
  7. Почему нельзя переучивать левшей на правшей
  8. Советы для родителей ребенка-левши
  9. Часто задаваемые вопросы о ребенке-левше
Как пройти аттестацию педагогу в 2024 году? Получите Благодарственное письмо в подарок Записаться на бесплатную консультацию

Особенности ребенка-левши

У большинства населения преобладающей является правая рука. Лишь у 10–15 % людей больше задействована левая. С медицинской точки зрения леворукость не признана болезнью или психическим отклонением. Это естественный вариант развития человека. Дети-левши могут сталкиваться с неприятием окружающими.

Часто леворукость пытаются исправить, не осознавая, что это врожденная особенность и подобное вмешательство может навредить здоровью и психологическому развитию ребенка.

Ребенок-левша:

Леворукий человек рождается с ведущей левой рукой. Если во время беременности было определено левостороннее предлежание плода, то вероятность, что ребенок родится левшой, более 70 %.

Мозговая активность левшей заметно отличается от работы мозга праворуких людей. У левшей более развито правое полушарие, которое отвечает за развитие творческих способностей, образное мышление и глубокую интуицию. Благодаря этим чертам левши обладают неординарными способностями в области дизайна, музыки, художественного и театрального искусства. Левшам при этом сложно найти себя в профессиях, связанных с математическими и техническими знаниями.

Конечно, эти особенности развития демонстрирует не каждый ребенок-левша. Всемирно известный в научной среде Альберт Эйнштейн тоже был леворуким. При этом он долгое время не подозревал о собственной неординарности. Ученый был искренне удивлен, услышав однажды высказывание коллег о том, что «Эйнштейн – левша».

Леворукость является одной из составляющих левосторонней асимметрии человека. По факту леворукость — это предпочтение левой руки в повседневной жизни. Эта физиологическая особенность определяет человека активного, ловкого, обладающего четкой координацией движений.

Понятие «левшество» подразумевает более обширную характеристику. Левшество влияет не только на руки, но и на другие парные органы человека. Левшество – это левосторонняя асимметрия моторных и сенсорных функций: предпочтений, действий рукой, ногой, органами зрения и слуха.

При этом преимущественное использование одной руки (лево-, праворукость) и тип мозговой активности (левшество или правшество) могут не совпадать. Если ребенок все действия выполняет левой рукой, формально его можно считать леворуким, однако это не означает, что он левша. Левшество, кроме ведущей левой руки, также предполагает основной левый глаз, ухо и левую ногу.

Левшество может быть не только врожденным, но и вынужденным (патологическое левшество), при котором участие левого полушария в мозговой деятельности невозможно или затруднено. Например, из-за травм, полученных во внутриутробном периоде или в раннем детстве. В этом случае генетически заложенное правшество вынужденно трансформируется в левшество.

Отличия детей-левшей и правшей

Во взрослом возрасте левши демонстрируют представленность психологических функций в обоих полушариях. Это уникальное свойство, позволяющее левшам адаптироваться в стремительно меняющихся условиях под влиянием жестких внешних факторов.

Ребенок-левша:

У правшей психические процессы имеют привязку к определенному отделу мозга. Для левшей ситуация складывается иначе: все функции одинаково представлены в обоих полушариях. Их мозговая деятельность характеризуется отсутствием соответствия какой-либо психической функции определенной зоне головного мозга.

Отличительной особенностью левшей является функциональная автономия обоих полушарий, что выражается в недифференцированности и диффузности психических реакций.

У правшей корковые и подкорковые системы мозга связаны между собой последовательно и функционируют несинхронно. У левшей, как правило, мозговые процессы осуществляются одновременно и с определенной долей синхронности.

Таким образом, мозговая активность правшей более организованная и структурированная. Большинство исследователей считает, что левое полушарие праворуких людей замедляет активность правого. Это позволяет речевым центрам энергично функционировать и с легкостью адаптироваться к жизненным обстоятельствам.

Перечисленные особенности мозговой деятельности левшей накладывают определенный отпечаток на обучение и нормы поведения:

  • проблемы при ориентации «влево», «вправо», «верх», «низ»;
  • задержки речевого развития, сложности с чтением и счетом, нарушение конструктивных процессов;
  • чтение или написание отдельных букв или цифр в разных направлениях: горизонтально, вертикально или зеркально;
  • перекрывание букв или рисунков друг другом при наличии достаточного места на листе;
  • добавление или убавление элементов букв и цифр;
  • замедленный темп чтения и письма, неаккуратный почерк;
  • сложности в определении времени по циферблату;
  • творческие способности и музыкальная одаренность;
  • эмоциональность, острая восприимчивость к настроению окружающих, при определенных условиях человек фокусируется на упадническом настроении, демонстрируя капризы, проявление гнева.

Практически все левши способны контролировать свои психические реакции. Чаще всего они добиваются целей обходным путем, изобретая все новые и новые способы покорения мира правшей.

Несмотря на то, что мозг человека является тонко организованным механизмом с уникальным потенциалом адаптации, он имеет ограниченный объем внутренних ресурсов. Чем больше энергии мозг ребенка затрачивает на овладение навыками мышления, речи и счета, тем выше вероятность подавления эмоциональных и творческих функций.

Большинство современных психологов считает, что нет необходимости переучивать ребенка левшу, заставляя выполнять основные действия правой рукой. Специалисты сходятся во мнении, что такие дети нуждаются в поддержке в процессе освоения окружающего мира.

Родителям леворукого ребенка нельзя делать акцент лишь на развитии речевой активности и аналитического мышления. В этом случае неизбежно искажение представления ребенка об окружающем мире. Возникают эмоциональные сложности и проблемы в поведении, которые формируют снижение самооценки, излишнюю раздражительность, нарушения аппетита и режима сна, проблемы с речью, в том числе и заикание.

Тест для определения ведущей руки у ребенка

Психологи уверены, что тест с участием детей до 3-летнего возраста не может считаться информативным для определения приоритетной руки. Это начальный период формирования физиологических особенностей человека. Диагностировать левшей следует только после 4 лет.

Ребенок-левша:

Сложно оценивать достоверность теста, потому что люди могут проявлять частичные признаки левшей или правшей. Иными словами, если ребенок держит ложку правой рукой, но при этом все остальные действия выполняет с упором на левую сторону, это, скорее всего, признаки скрытого левши. В медицине есть определения не только привычной всем леворукости, но также левоглазости и левоухости. Чтобы определить наличие подобных признаков у ребенка, необходимо провести несложный тест:

  • Левоухость. Предложите малышу любой источник звуков – часы или морскую ракушку и попросите послушать тиканье или шум волны. Обратите внимание к какому именно уху он приложит предмет со звуком.
  • Леворукость. Здесь понадобится оценить скорость и силу движений руки. Для этого дайте задание ребенку дотрагиваться поочередно указательными пальцами обеих рук до листа бумаги много раз в течение 10 секунд. Задание следует повторить три раза, а затем высчитать среднее значение.
  • Левоглазость. Для определения ведущего глаза достаточно лишь предложить ребенку взглянуть в бинокль или калейдоскоп.

5 проблем левшей в мире правшей

Большинство людей в мире праворукие, и это неизбежно отражается на всей культуре нашего общества: от привычного приветствия до правил дорожного движения и принципов письма, хотя бывают и исключения.

Ребенок-левша:

«Правостороннее» мышление прослеживается в различных языках, в том числе и в русском. Например, слово «левый» воспринимается в значениях «лишний», «неправильный», «незаконный» (левый доход, пойти налево). В свою очередь, определение «правый» вызывает ассоциации с чем-то «правильным» и «верным». Лингвистическое неравенство — это не самая критичная проблема леворуких людей. Гораздо сложнее дается преодоление бытовых и образовательных трудностей.

  • Аккуратность письма.

Как научить ребенка-левшу писать аккуратно – проблема многих педагогов. Техника написания букв справа налево не подходит для левой руки. Левше сложно дается письмо с правым наклоном. А левая рука процессе письма движется по свеженаписанному тексту и смазывает чернила. Также леворукие дети часто путаются и пишут буквы не в ту сторону (R вместо Я, N вместо И). Все эти факторы являются причинами появления неряшливо оформленных тетрадей, которые вызывают недовольство учителей.

  • Использование ножниц.

Обычные ножницы заточены таким образом, чтобы пользоваться ими правой рукой. Взяв их в левую руку, дети часто сталкиваются с «зажевыванием» материала (особенно плотной текстуры) или невозможностью резать строго по намеченному контуру. В этом случае необходимо найти удобные ножницы. Выпускаются специальные модели, разработанные для левшей.

  • Ориентирование в пространстве.

Порой даже во взрослом возрасте левши путают право и лево. Вероятно, основа этой проблемы заключается в социальной среде. Левши гораздо чаще вынуждены использовать правую руку, чем правши пользоваться левой: открывать двери, держаться за поручни, пользоваться коробкой передач в авто. Когда роль ведущей руки несколько смещается, человек испытывает легкую дезориентацию в пространстве.

Вторая проблема может заключаться в обучении. Взрослые обычно говорят ребенку: «правая — та рука, которой ты ешь». Затем вспоминают, что с их малышом эта подсказка неверна, и исправляются: «то есть та, которой ты не ешь». У ребенка возникает недопонимание. Быстрее освоиться, где право, а где лево, помогают интересные подвижные игры, в которые легко вовлечь ребенка, например, твистер.

Ребенок-левша:

  • Координация движений.

Родители леворуких малышей нередко сталкиваются с жалобами от воспитателей в детском саду: «У ребенка нарушена координация, он не может правильно повторить движение — все делает в противоположном направлении». Родители волнуются и советуются с неврологом.

Однако никаких нарушений координации здесь нет: проблема снова в ориентации леворукого ребенка. Левшам проще «отзеркалить» движения стоящего напротив. Решить проблему просто: достаточно учителю и ученику встать напротив зеркала, и малыш с легкостью повторит движения преподавателя.

  • Занятия музыкой.

Некоторые инструменты возможно перестроить под левую руку. Но, например, игра на клавишных невозможна без сложных движений, выполняемых правой рукой. Это не значит, что левша не может стать пианистом. Но обучение займет гораздо больше времени и потребует терпения.

Иногда ведущая левая рука или нога, наоборот, является преимуществом. Левши хорошо проявляют себя в спорте благодаря способности выполнять неординарные подачи и наносить неожиданные удары.

Известные всему миру хоккеист Евгений Малкин, звезда тенниса Мария Шарапова, боксер Султан Ибрагимов и легендарные футболисты Пеле и Диего Марадона обязаны успехом именно своей природной особенности. Ловкое умение использовать левую руку порой незаменимо в различных профессиях: от реставратора картин до оперирующего на сердце хирурга.

Особенности обучения и развития ребенка-левши

У леворуких детей более развито правое полушарие мозга, отвечающее за образность мышления и эмоциональность. Поэтому эти дети отличаются от правшей:

  • ярким проявлением эмоций – они развиты в творческом плане: увлечены лепкой или живописью, имеют абсолютный музыкальный слух;
  • уникальной образной памятью – дети могут запоминать большой объем новой информации;
  • способностью легко находить нестандартное решение проблемы или неожиданный выход из положения.

Но несмотря на эти особенности левшам сложнее сконцентрировать внимание. Они дольше адаптируются к работе и формулируют свои мысли. По этой причине обучение в школе не обходится без проблем — именно то, что от них требуется на уроках, дается им с большим трудом. Чтобы облегчить малышу процесс привыкания к требованиям школы, начинайте заниматься с ним дома до начала школьного образования.

Ребенок-левша:

Прежде всего стоит обратить внимание на развитие мелкой моторики рук. Для тренировки можно использовать различные игры, комментируемые чтением стихотворений, гимнастику для пальцев, работу с ножницами, завязывание узелков, нанизывание бусин на шнурок.

Леворукие дети пишут и читают как бы в зеркальном отражении. При чтении про себя левша читает справа налево, а не привычным нам способом. Понимая, что прочел бессмысленный набор букв, ребенок-левша не решается произнести их перед учителем. Поэтому тот иногда приходит к выводу, что ребенок не умеет читать или делает это слишком медленно.

Зеркальное чтение и письмо, как правило, прекращается к 10-летнему возрасту, то есть по окончании начальной школы. Старайтесь предупреждать об этой особенности специалистов, которым придется взаимодействовать с малышом, и контролировать, чтобы окружающие не высказывались негативно по поводу неординарных навыков.

Не рекомендуется отдавать левшу в группу и класс с ускоренной программой, чтобы малыш не переживал, если будет отставать от ровесников. Домашнее задание необходимо проверять вместе, попутно исправляя ошибки, а не бросать ребенка одного с его проблемами.

Дети с преобладающей левой рукой зачастую начинают разговаривать позже сверстников, не ранее 3‐х лет. При этом употребляют грамотно построенные и содержательные предложения. Главная сложность заключается в том, что левша часто копирует речь целиком, порой не анализируя смысл и не осознавая его до конца. Известны случаи, когда леворукий малыш в 4 года способен пересказывать целые страницы незнакомого текста, при этом не зная ни одной буквы и не понимая значение многих слов.

Также левши имеют предрасположенность к заиканию и неправильному произношению. Они могут неверно связывать предлоги со словами и с трудом узнавать буквы или цифры. В этом случае важно чаще разговаривать с малышом, чтобы он привыкал к правильной речи и запоминал устойчивые словосочетания. В общении важно применять красочные образы и эмоции, это даст ребенку возможность еще быстрее все запомнить. Старайтесь читать с ним больше развивающих книг.

Методика обучения левшей письму

Необходимо грамотно организовать рабочий стол. Источник света должен располагаться справа, чтобы тенью от руки не перекрывать бумагу. В школе за партой ребенку нужно сидеть слева, так они с соседом-правшой не будут задевать друг друга локтями.

Ребенок-левша:

Расположение руки для письма у левши такое же, как у праворукого ребенка, но в зеркальном отражении. Ручка находится на правой стороне среднего пальца и прижата указательным сверху, а справа — большим. Во время письма кисть опирается на согнутый мизинец.

Пишущая рука должна находиться немного ниже строки. Кисть формирует линию с предплечьем. Тетрадь левша передвигает правой рукой. Левши держат ручку на 3,5 сантиметра выше, чем праворукие люди. Это требуется, чтобы рука не заслоняла текст во время письма. При этом важно контролировать давление на средний палец, чтобы не было мозолей.

Желательно не выбирать ребристую ручку, потому что грани могут сильнее натирать палец. Оптимальным решением будут ручки с резиновыми накладками. Толщину основания ручки надо подбирать в зависимости от длины пальцев. Стержень для левшей удобнее тонкий, который хорошо пишет под любым углом. К тому же чернила должны быть быстросохнущими, чтобы не размазывать их рукой. Гелевыми стержнями пользоваться не рекомендуется.

Безотрывное письмо, которому обучают в школах, леворуким детям недоступно. Для преподавания письма для левшей разработаны специальные прописи.

Левой рукой написать буквы с наклоном вправо сложно. Как правило, почерк у левшей без наклона или с незначительным наклоном влево. Если учитель требует наклон вправо — можно попробовать разместить тетрадь в нужном направлении. Можно также выбрать учителя, для которого наклон почерка будет не принципиальным моментом.

Нельзя требовать, чтобы леворукий ребенок писал каллиграфическим почерком. Если ученик будет замотивирован — он непременно научится писать разборчиво и красиво.

Почему нельзя переучивать левшей на правшей

В прошлом учителям и родителям приходилось привязывать ручку ребенка к телу, чтобы отучить левшей использовать удобную им руку. В настоящее время Минздравом категорически запрещено такое принудительное переучивание.

Ребенок-левша:

Рассмотрим основные негативные последствия результатов таких насильственных методов:

  • Невроз, возникающий у ребенка из-за настойчивых высказываний, что с ним что-то не в порядке. Несформировавшаяся психика малыша использует защитные механизмы, и тогда развивается стресс, необоснованные страхи и тревожность.
  • Утрата талантов, которыми был наделен малыш при рождении. Это определяется вмешательством в область мозговой активности полушарий человека и перераспределением нагрузки на них.
  • Проблемы с речевой активностью, в том числе и заикание.
  • Слабая концентрация внимания и низкая успеваемость в школе. Малышу трудно воспринимать новую информацию, могут возникать сложности с запоминанием.
  • Сильные головные боли, потому что ведущим остается правое полушарие, а нагрузка возникает на левое. По этой причине ребенок испытывает умственное переутомление, при котором мозг не способен справиться и равномерно распределить задачи.
  • Снижение самооценки и тяжелая адаптация в коллективе. Ребенок считает себя плохим, неправильным, начинает стесняться друзей, ощущая собственную неполноценность.
  • Ухудшение зрения, связанное с нерационально распределенной нагрузкой на органы зрения.

Все дети разные, и некоторые достаточно легко и без негативных последствий способны перенести процесс переучивания. Статистика призывает педагогов и родителей задуматься: переученные правши менее успешны, им тяжело дается обучение в учреждениях образования, а у переученных спортсменов в некоторых случаях замедляется физическое развитие.

Советы для родителей ребенка-левши

Стоит осознавать, что леворукость — это вполне нормально. Дети обладают особым креативным мышлением, в которое не стоит вмешиваться. Надо слегка направить ребенка-левшу на освоение определенных навыков, чтобы он чувствовал себя увереннее среди праворуких сверстников.

Ребенок-левша:

Добиться этого можно, предприняв следующее:

  • Принимайте ребенка естественным, какой он есть.

Не стоит придираться и тем более наказывать его за излишнюю медлительность и проявление эмоций, проблемы с чистописанием, чтением и концентрацией внимания. Природа наделяет левшей многочисленными талантами. Ваш малыш обязательно проявит их, если помочь ему и создать благоприятные условия для всестороннего развития.

  • Работайте над координацией движений.

Этому способствует двигательная активность, пешие прогулки, зарядка на воздухе, спортивные тренировки, плавание. Все эти занятия гармонично развивают оба полушария мозга. У левшей таким образом можно улучшить зрительную и моторную память. Человеку станет легче ориентироваться в пространстве.

  • Грамотно обустройте письменный стол.

Настольную лампу следует ставить справа, а ручку правильнее выбирать капиллярную — паста быстрее высыхает при письме, и ребенок не запачкается. Не надо требовать от левши написания слов без отрыва ручки от листа бумаги: он не может сделать в силу особенностей физиологии.

  • Учите ребенка через тактильные ощущения.

Левша легче воспринимает информацию кинетически. К примеру, чтобы научить ребенка-левшу застегивать пуговицы, необходимо взять его руки в свои и совместно застегнуть и расстегнуть все пуговицы. Чтобы облегчить запоминание цифр и букв, а также обучить навыку правильного письма, можно лепить буквы из пластилина или рисовать пальчиками на песке или в крупе.

Такие упражнения способствуют активному развитию мелкой моторики, а соответственно, и речевой деятельности. Не забывайте, что левша сложно воспринимает абстрактные понятия: слова, цифры, определения. Старайтесь, чтобы занятия с малышом были наглядными и осязаемыми. Чтобы ребенку проще было выучить стихотворение наизусть или учебный материал по школьному предмету, надо активизировать образную память.

  • Поощряйте участие маленького левши в выполнение простых бытовых действий.

Убрать игрушки, сложить одежду, помочь маме убрать посуду и др. Подобная деятельность незаметно развивает мелкую моторику, четкость глазомера и помогает ориентироваться в пространстве.

Часто задаваемые вопросы о ребенке-левше

Как можно облегчить учебу в школе для ребенка-левши?

Важно обратить внимание учителя на эту особенность и попросить посадить ребенка с левой стороны, чтобы он и его сосед-правша не мешали друг другу писать. Для успешной учебы важно правильное положение ребенка за партой и сформированный захват.

Не менее важными моментами являются способ держания письменных принадлежностей, поза. Нужно, чтобы свет падал не слева, а справа. Леворукому ребенку не рекомендуется писать с правым или левым наклоном, лучше практиковать прямонаклонное письмо. В первом классе ученику-левше не рекомендуются быстрый темп письма, потому что это накладывает отпечаток на дальнейшее обучение.

Когда ребенка-левшу следует показать специалисту?

Случается, что ребенок пишет одной рукой, а бытовые действия выполняет другой. В таком случае рекомендуется проконсультироваться у специалиста, который изучит межполушарную асимметрию, а также связи между полушариями. После индивидуальных занятий с нейропсихологом будет легче определить приоритетную руку.

Какие самые популярные стереотипы о левшах?

Наиболее распространенный стереотип: все левши люди творческие, излишне эмоциональные и креативные. Нервные волокна, соединяющие мозг и мускулатуру ручных мышц, тесно взаимосвязаны друг с другом. Безусловно, оба полушария активно участвуют в выполнении каких-либо действий.

До недавнего времени считалось, что праворукие люди подчиняются левому полушарию, а леворукие, соответственно, правому. Однако результаты современных исследований опровергли устаревшие утверждения. Было доказано, что эти тезисы верны лишь для выполнения простейших действий. В остальных случаях, когда затрагиваются функции, связанные с письмом и другой сложной деятельностью, активно взаимодействуют оба полушария.

Нередко родители и учителя принуждают левшей использовать правую руку. Однако эти действия травмируют психику и наносят непоправимый вред естественному развитию ребенка. Лучший вариант помощи ребенку-левше – это принять его таким, какой он есть, и учесть его личностные особенности при обучении и в воспитательных практиках.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
  5. Воспитатели России
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Ответьте на 5 вопросов «Узнайте, как пройти аттестацию ЛЕГКО»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw