Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Помощь педагогам в прохождении аттестации
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Главная > Блог > Синдром отличника: причины, признаки, способы избавиться
27.05.2024
622
Время чтения: 16 минут

Синдром отличника: причины, признаки, способы избавиться

Почему возникает? Синдром отличника — стремление ребенка к безупречным результатам во всем. Часто это связано с высокими ожиданиями родителей и общества. Дети стараются соответствовать этим стандартам, что приводит к чрезмерной тревожности и страху совершить ошибку.

Чем помочь? Чтобы помочь детям справиться с этим синдромом, необходимо поощрять их за труд, а не только за достигнутые результаты. Обсуждайте разные способы достижения целей и учите детей быть готовыми к возможным неудачам. Создавайте здоровую атмосферу для развития самостоятельности и уверенности в своих силах.

Что такое синдром отличника

Отличники и дети с синдромом отличника – это разные понятия. Ребенок может получать в школе только пятерки, успешно осваивать школьную программу и упорно добиваться высоких результатов. При этом он не страдает синдромом отличника. Такой ребенок умеет учиться на своих ошибках и решать сложные задачи.

Синдром отличника

Важно понимать разницу между стремлением к успеху и мучительным перфекционизмом. Нацеленность на успех нужна для личного и профессионального развития, а перфекционизм отвлекает от реальных способностей и целей.

Например, желание добиться успехов в изучении всех предметов – это прекрасно. Однако стремление быть везде первым, на всех олимпиадах и конкурсах – это перфекционизм, который истощает ребенка и лишает его возможности высоких достижений в будущем.

Синдром отличника в психологии

С точки зрения психического здоровья это пиррова победа. Ребенок настолько привыкает слышать слова похвалы, стремясь добиваться все больших успехов в учебе, что у него ни на что другое, кроме стандартных школьных занятий, ни сил, ни времени не хватает. И когда он не слышит того, чего ожидал, и видит, что кто- то его опередил по показателям, он полностью теряется.

Синдром отличника проявляется не только в учебе. Он может оставаться с человеком и после окончания школы, продолжаться до конца жизни. Люди с этим синдромом не умеют проигрывать даже в бытовых спорах, боясь огорчить других своими ошибками, не могут решать проблемы и относятся к любым трудностям как к непреодолимым препятствиям, не имея возможности и опыта их преодоления.

Отличия синдрома отличника от перфекционизма

Перфекционизм – сложное и многомерное понятие. Синдром отличника – это один из видов перфекционизма.

В исследовании, проведенном Гордоном Флейтом и Полом Хьюиттом в 2002 году, выделили 3 типа перфекционизма:

  • ориентированный на себя;
  • ориентированный на других;
  • социально предписанный.

Перфекционизм, ориентированный на себя, относится к тенденции ставить перед собой недостижимые цели. Например, всегда делать работу как можно лучше и не совершать ошибок.

Перфекционизм, ориентированный на других, означает тенденцию требовать от других соблюдения определенных критериев и соответствия неким идеальным параметрам. Людям, страдающим такой формой перфекционизма, очень тяжело делегировать задачи, поскольку они думают, что другие не смогут выполнить работу достаточно хорошо.

Социально предписанный перфекционизм – это склонность считать, что окружающие требуют от вас невозможного и что вы должны соответствовать высоким стандартам для того, чтобы заслужить их одобрение.

Синдром отличника – это смесь различных типов перфекционизма. Это такое состояние, при котором человек предъявляет к себе (а иногда и к другим) высокие требования и считает, что похвалу можно заслужить, только соответствуя установленным стандартам.

Каково же отличие желания хорошо делать свою работу от установок человека с синдромом отличника? Желание добиться конкретных целей – это понятная и нормальная вещь:

  • спортсмены ставят перед собой большие цели, чтобы победить в соревнованиях;
  • молодые амбициозные выпускники обозначают себе карьерные цели таким образом, чтобы через определенное время получить желаемую работу;
  • предприниматели также ставят перед собой определенные ориентиры, которых они хотят добиться.

Исследователи проводят черту, за которой критерии переходят границы разума и становятся более высокой иерархией, чем цели. Желание достичь такой невозможной вершины определяет собственную значимость и самооценку.

Причины возникновения синдрома отличника

Желание быть лучше других, быть замеченным и укрепить положительную самооценку формируется в результате предыдущего социального опыта, такого как взаимодействие с родителями, воспитателями и сверстниками.

Синдром отличника

В большинстве случаев причина синдрома отличника кроется в особенностях взаимоотношений в семье, в частности:

  1. Компенсация родительских неудач. Успех ребенка может быть продолжением амбиций взрослых. Родители направляют своих детей на достижение целей, важность которых признается обществом, но при этом интересы, желания и благополучие ребенка игнорируются. Благодаря успехам в учебе, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах ребенок повышает социальный статус своих родителей и получает признание со стороны родственников, учителей и сверстников.
  2. Высокие требования. В семьях, где важны общественное призвание и официально зафиксированные достижения (школьные оценки, дипломы, медали, звания, должности), люди стремятся к успеху. Внутренние установки и модели поведения родителей бессознательно передаются их детям.
  3. Недостаток внимания. Похвала родителей за хорошую успеваемость в школе оценивается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется тем, что ему разрешают дольше смотреть телевизор, покупают игрушки или красивую одежду. Успех ребенка зависит от родительского внимания и материальной выгоды.
  4. Заниженная самооценка. Дети пытаются компенсировать неуверенность в себе, комплекс внешности, социальный статус семьи и отсутствие друзей хорошей учебой и спортивными достижениями. Признание успехов, талантов и положительных качеств другими людьми временно повышают самооценку.

Как понять, есть ли у ребенка синдром отличника

Многие родители не замечают синдром отличника у своих детей – те хорошо учатся, прилежны, педагоги говорят о них только положительное и часто хвалят. Но за отличной учебой может быть скрыт серьезный комплекс. Эту проблему нетрудно узнать по трем симптомам:

  1. Зависимость от мнения окружающих. Ребенок готов на все ради получения похвалы и одобрения окружающих. Положительная реакция поощряет его, а критика, наоборот, сильно влияет на уверенность и самовосприятие.
  2. Желание получить пятерку любым способом. Непременно все родители хотят, чтобы их ребенок отлично учился и был примером для подражания среди одноклассников. Однако, если школьник настроен получать только пятерки и закатывает истерики или принижает себя, когда ему ставят четверку, стоит насторожиться.
  3. Страх совершить ошибку. Дети с синдромом отличника боятся совершать даже мелкие ошибки, так как работают в режиме успеха. Если не решить эту проблему, в будущем она может превратиться в позицию «либо отлично, либо никак».

Последствия синдрома отличника

Чувствительность к критике

Перфекционисты могут создать барьер против критики и открыто заявить: «Я знаю, что сделал это неправильно. Если результат вас не устраивает, это не моя вина и не моя проблема». А когда критикуют «отличника», его вселенная рушится. Такие люди часто даже не прислушиваются к сути критики – объяснению матери, учителя, замечанию коллег – и сразу же начинают эмоционально реагировать:

  • Ну вот, я так и знал, что я неудачник! Больше никогда не буду это делать.
  • Я всегда все делаю плохо! Я ухожу.
  • Люди считают меня глупым. Для чего тогда я что-то делаю?

Полная зависимость от мнения окружающих

Отличникам очень сложно оценивать качество своей работы. Постепенно, взрослея, дети учатся сравнивать свои навыки и результаты с другими и находить свои сильные стороны при соответствующей поддержке окружающих, а также формировать здоровую самооценку. Для юного «отличника» этот процесс по мере взросления все равно не запускается. Ребенок будет постоянно искать признания собственной значимости у других. Это может варьироваться от прямых требований и заискиваний перед авторитетными лицами до манипуляций с целью добиться похвалы.

Проблема в том, что, если человек не является сам себе хозяином, всегда найдется кто-то, готовый взять на себя эту роль. И отлично, если таким «руководителем» станет ответственный друг, а не какая-либо секта, злоумышленник или пагубная зависимость.

Синдром отличника

Самооценка

Еще одно следствие опоры на внешнее мнение – низкая самооценка. Люди с синдромом отличника почти всегда думают о себе негативно и недооценивают свои достоинства. Таким образом, появляется еще один синдром, распространенный во взрослом мире – синдром самозванца. Это такое состояние, при котором все заслуги приписываются удаче, а все неудачи – личному неумению справляться с ситуацией.

Беспокойство

Постоянная тревога истощает энергию, отвлекает внимание от процесса, снижает мотивацию (если есть вероятность совершить ошибку, может, лучше вообще это не стоит делать) и плохо сказывается на здоровье:

  • Я точно не допустил ошибок в тесте? Что, если да? Что тогда будет?
  • Правильно ли я указала данные в отчете? Несмотря на позднее время, 3 часа ночи, лучше пойду, проверю.
  • Я не остановлюсь и не уйду с работы, пока не сделаю это идеально.
  • Интересно как я написала контрольную работу? Я точно помню, что во втором задании…

Агрессия и контроль

С одной стороны, люди с синдромом отличника могут иметь заниженную самооценку, что часто приводит к угождающему и зависимому поведению. Но существует и обратная ситуация. Нездоровый перфекционизм заражает окружающих. Ребенок либо взрослый направляет свои требования и стандарты на всех, с кем вступает в социальный контакт. В командных играх такие дети могут даже начать драться с одноклассниками, которые плохо выполняют задания.

Взрослые ведут себя практически так же: руководители с синдромом отличника сами не могут отдыхать и не дают другим это делать; приходят на работу с температурой и жалуются, подписывая второй больничный лист за год. Подчиненные с этим синдромом переделывают работу за коллегами, а потом требуют благодарности, играя роль жертвы.

Как помочь ребенку с синдромом отличника

Ребенку с синдромом отличника нужна помощь взрослых. Иначе у него могут возникнуть очень серьезные проблемы. Если вы замечаете, что у вашего ребенка начинает развиваться комплекс отличника, вам помогут следующие советы.

Синдром отличника

  1. Поощряйте все успехи ребенка, даже самые маленькие.
  2. Не давайте невыполнимые задачи.
  3. Научите ребенка уважать окружающих, независимо от их успехов в школе. Мотивируйте его на общение с одноклассниками.
  4. Научите ребенка исправлять ошибки и плохие оценки, не ругайте за это.
  5. Научите детей получать удовольствие от повседневных занятий, независимо от того, успешны они или нет (игра с собакой или плавание в бассейне – тоже могут быть интересными).
  6. Заботьтесь о здоровье ребенка. Не перегружайте его нервную систему.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, что самое главное – это не успех, а он сам. Успех – это временно, а личность – бесценна.

Никто не оспаривает важность получения хороших оценок в школе. Однако воспитание настоящего человека гораздо важнее, чем взращивание отличника. Посмотрите на успех окружающих вас людей через призму школьной успеваемости. Вы увидите много интересного.

Часто задаваемые вопросы о синдроме отличника

Отвечаем на популярные вопросы.

Синдром отличника

Почему синдром отличника – это плохо?

На первый взгляд синдром отличника может показаться социально одобряемым. Но если заглянуть глубже, он заставляет детей получать только пятерки, а любая другая оценка приводит к серьезному разочарованию.

Синдром отличника в значительной степени обусловлен оценками. Дети, которые чрезмерно сосредоточены на них, могут пренебрегать другими сферами жизни, такими как хобби, общение с друзьями и так далее. Это особенно верно, если в этих областях у них уже есть трудности, а они обязательно проявятся в силу небольшого опыта в совершении и преодолении ошибок.

Каковы последствия для здоровья?

Физически люди с синдромом отличника чаще, чем другие, испытывают головные боли, имеют высокое кровяное давление, нарушение сна и усталость. Дети чаще болеют простудными заболеваниями. Это психосоматическое состояние, которое является следствием постоянного беспокойства.

Дети могут избавиться от синдрома отличника?

Избавиться от данного синдрома поможет разговор с врачом-психотерапевтом или психологом. Специалист поможет определить причину состояния и появившиеся симптомы. Как правило, пациенты говорят о нервозности, страхе, тревоге и волнении перед учебой. Также рассказывают о плохом самочувствии из-за низких оценок.

Специалисты используют техники для выявления личной сферы деятельности больного. Проводится анализ самооценки личности, изучаются отношения между ребенком и родителями. Психолог для каждого индивидуально подбирает тесты и диагностирует психические изменения ребенка.

Также есть специальные проектные методики. При помощи рисунков и заданий специалист может выявить скрытые черты характера пациента и исследовать его внутреннее эмоциональное состояние. В итоге определяются скрытые проблемы между ребенком и родителями. После диагностики психолог назначает специальный курс психотерапевтического лечения.

Синдром отличника у ребенка – это явление, которое требует внимания со стороны родителей и педагогов. Следует помнить, что стремление к успеху тесно связано с психологическим комфортом и благополучием. Необходимо поощрять амбиции детей, научить их принимать неудачи, разобрать причины, по которым случаются поражения, и поддерживать способность извлекать из такого опыта уроки.

Создание гармоничной образовательной среды, в которой ценятся как интеллект, так и психическое здоровье учеников, может предотвратить возникновение синдрома отличника и помочь подрастающему поколению стать уверенными в себе личностями, способными реализовать себя без чрезмерного стресса.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Воспитатели России
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Озон"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw