Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Стресс у детей
Главная > Блог > Стресс у детей: причины, последствия, помощь
17.09.2022
1102
Время чтения: 14 минут

Стресс у детей: причины, последствия, помощь

Проблема. Раньше стресс у детей не рассматривался как нечто серьезное. Более того, такого понятия просто не существовало. И лишь недавно стало понятно, что зарождение негативных психоэмоциональных состояний вследствие неблагоприятных факторов присуще не только зрелым людям.

Решение. Детский стресс в каком-то смысле более опасен, чем подобные реакции организма у взрослых. Если вовремя не заметить проблему, не решить ее тем или иным способом, это может привести к самым печальным последствиям в плане психологического развития ребенка.

Определение стресса

Это явление в 1936 году «посчастливилось» открыть Гансу Селье ­ знаменитому канадскому ученому-биохимику, патологу, а по совместительству еще и директору Института экспериментальной медицины. В переводе с английского оно означает «давление», «напряжение». В «народном» восприятии это некая негативная эмоциональная ситуация, у специалистов ­ состояние психического напряжения, появляющееся у человека в условиях ЧП. Что это за слово? Имя ему – стресс.

По словам доктора Селье, стресс – реакция, присущая живому организму в ответ на изменение внешней или внутренней среды (холод, голод, физические повреждения и душевные потрясения). Такой отклик может служить результатом любой непривычной ситуации, а не только травмы.

К примеру, жара, холод, печаль, лекарства, испуг, радость, любовь, ярость, даже веселый душ в виде ливня в жару вызывают одни и те же биологические смещения в организме. Шахматная партия, официальное выступление перед аудиторией тоже могут вызвать значительный стресс, но без вреда для здоровья.

С человеком случается все, что угодно, но это ничто по сравнению с тем, как он это воспринимает. Что для одного сильное нервное напряжение, для другого – обычное дело. А третий вообще ничего не заметит. Отличники, как правило, сильно переживают из-за своих оценок и могут впасть в депрессию из-за тройки по контрольной. Забавно, но у двоечника гора с плеч свалится, если он получит «три». А для середнячка такое «событие» пройдет мимо.

Стресс у детей

Отсюда сделаем вывод: что именно человек транслирует миру, то и получает по итогу. Он может пасть духом или ликовать от одного и того же случая и стресс-фактора.

Стресс делят на два вида: конструктивный и деструктивный. Первый связан с положительными, благоприятными условиями. Вообще это сама жизнь. Человеческая активность неразрывно связана со стимуляторами такого рода. Скажем, когда мы едим, в нашей пищеварительной системе происходят сложные процессы, и она раздражается. А на пустой желудок мы переживаем стресс еще больше, потому что голодаем; не очень приятный момент, но поправимый.

Ко второму виду относят деструктивный стресс или, проще говоря, дистресс. Абсолютная противоположность первому виду. Способен навредить. Точнее, это мы сами своей реакцией на пагубные раздражители, поступающие извне, портим себе жизнь, которая богата на сюрпризы.

Употребляя слово «стресс», мы обозначаем именно пагубно влияющие на нас явления. От его последствий можно умереть, разрушить свою судьбу и организм, но люди часто не видят очевидных вещей. Были приведены неопровержимые доказательства, насколько он опасен, к каким болезням приводит.

Давайте перейдем от общего к частному и расскажем, как он влияет на детскую психику. Не так давно термина «детский стресс» попросту не было. О том, что у чьего-либо ребенка, например, депрессия, никто из взрослых не заикался даже, и страдали только от стресса, собственно, эти самые взрослые. В наши дни многое изменилось. К сожалению, стресс у детей стал настолько частым явлением, что каждый третий школьник ему подвержен.

Основные причины стресса у детей школьного возраста

Дети более тяжело, чем взрослые, переживают внутренние конфликты.

Взять хотя бы школу. Стоит им в первый день обучения переступить порог класса, как тут же начинаются проблемы, потому что они, вчерашние дошкольники, просто-напросто не видят еще себя в роли учащихся. Кроме того, учительница заставляет запоминать много новой информации, и про поведение только попробуй забыть…

  • Грызи гранит науки.

Зачастую ребенок испытывает стресс из-за ненормального отношения родителей к учебе. Поскольку отец и мать желают получать от своего чада только одни пятерки, они направляют его в школу с углубленным изучением предметов. Естественно, никто не берет в расчет, будет ли ему тяжело физически или психологически, потянет ли он все задания.

Родители не только обязывают бедного ребенка целыми днями корпеть над учебниками, а еще и водят на различные секции. Все делается для того, чтобы их отпрыск был лучшим во всех отношениях. В конечном счете ничего, кроме истощенного и нездорового ребенка, они не получают, а в золотой медали и блестящих результатах больше нет надобности.

Основные причины стресса у детей

  • Твоя моя не понимай.

Стресс может брать свое начало в проблемах отношений с одноклассниками и преподавателями. Прежде всего это касается детей, у которых опыт общения крайне мал, то есть они не ходили в свое время в детсад и различные группы по интересам.

  • Как в банке сардин.

Эмоциональное выгорание, плохие отметки и последующее за ними психологическое напряжение получаются из-за слишком большого количества учеников в классе.

  • До свидания, мой любимый город.

Поводом для стрессовой ситуации служит и замена одной школы другой. Семья переехала в другой район города или вообще в иной регион страны. Детям ничего больше не остается, как покинуть дорогую для себя обстановку. Кстати говоря, не все привыкают к новому месту, кто-то очень тяжело адаптируется. Итог – ребенок перенес стресс.

  • Бей его!

На классическом русском языке мы называем это школьными издевательствами, а по-модному – буллинг. О том, как одни дети наводят страх на других, можно говорить вечно. Разумеется, найдется кто-то, кто будет лезть из кожи вон, чтобы добиться своего. Он не будет брезговать ни физической расправой, ни обидными словами. Жертва издевательств находится в постоянном стрессе и напоминает загнанного животного, лучшим другом которого становится страх.

  • Такая сложная учеба.

Некоторые темы или предметы школьной программы заслуживают первого места в категории «Самый сильный стресс у ребенка». Это неслучайно. Нельзя считать правдой тот факт, что все без исключения дети щелкают информацию как орешки. Некоторым после школы следует позаниматься дополнительно с репетитором, чтобы легче усвоить материал.

  • Семейные узы.

Домашние ссорятся, родители решают пожить отдельно друг от друга или вовсе разводятся. Появление стресса в неспокойной обстановке не заставляет себя долго ждать.

Основные причины стресса у детей

  • Никто не узнает.

Скрытое рано или поздно всплывает наружу. Подросток внезапно узнает о неприятных вещах, которые намеренно от него утаивались. Например, о том, что родители никогда друг друга не любили или мама ведет откровенный разговор со своей семьей, заведомо зная, что обманывает ее. У ребенка случился нервный стресс от пережитого потрясения. Здравствуй, душевная травма.

  • Я не буду это смотреть, я не буду слушать.

Нанести урон психике могут и происходящие в мире события. Дети включили телевизор, посмотрели ужасные новости или запомнили от кого-либо услышанную информацию о природных катаклизмах. Паника и ощущение неотвратимой беды не уходят. Появляется беспокойство за жизнь близких людей и свою.

Признаки детского стресса

Стресс у ребенка имеет физические и эмоциональные симптомы, которым покорны все возрасты. Перед вами психологический портрет, составленный специалистами.

  • Не умеют справляться со стрессом, склонны к частым депрессивным состояниям, появляется неуверенность в себе.
  • Не соблюдают режим дня и ночи, ложатся поздно и едят вредную пищу.
  • Видят тревожные сны, имеют фобии.
  • Часто болит голова, живот или иные органы.
  • Переходят на плохие отметки или вообще теряют интерес к учебе.
  • Мало общаются, живут в своем мире, мало говорят со своими родными о том, что их тревожит.
  • Придумывают себе недуг, лишь бы избежать неприятной ситуации.
  • Становятся хмурыми, угрюмыми, апатичными.
  • Их раздражает собственный внешний вид.
  • Вылезает наружу гнев или агрессия, спрятанные внутри .

Вдобавок у детей помладше могут сформироваться новые вредные привычки, такие как грызть ногти или ручки, накручивать локоны на палец, кусать губу, раскачиваться на стуле.

Старшие дети начинают обманывать близких и других окружающих людей, вести себя необдуманно в присутствии органов власти, показывая тем самым, какие они «крутые». Просто так с вопросом или просьбой к ним не подойдешь, так как нарвешься на грубость или другое неадекватное поведение. Из этого следует, что подростковый возраст – это тяга к приключениям и рискованным поступкам.

Именно это самая сложная фаза в жизни человека. Подрастающее поколение труднее всех ведет войну со стрессом, который может вызвать что попало, любая мелочь. Почти все тинейджеры нервные и обижаются по поводу и без. Они склонны действовать эмоционально, исходя из сложившегося положения.

Стадии развития стресса

Он не может показать себя сразу во всей красе. Существуют три этапа, в которых весь негатив проявляется по нарастающей. В каждом из них мы наблюдаем разную реакцию детей на стресс.

Признаки детского стресса

  1. Первичная тревога. Здесь дети уходят в себя, тоскуют и волнуются с непривычки. На физическом уровне это пока никак не отражается, но уже зазвенели первые звоночки, и ребенок перестает доверять людям вокруг себя.
  2. Период сопротивления. Детская психика вступает в схватку со стрессом, пытается выкинуть из головы думы о неприятном событии, но плоды психологической борьбы таковы, что она лишает организм сил.
  3. Истощение моральное. Истощенная нервная система уже не может держать все эмоции под контролем. Агрессия или апатия становятся постоянными спутниками ребенка.

Мы наблюдаем, что от пункта к пункту чувства и эмоции обостряются все больше и больше. Ребенок погружается в свое плохое настроение все глубже. Если затягивать со стрессом и ничего не делать, то он перерастет в депрессию.

Негативные последствия стресса у детей

Все по-разному приспосабливаются к стрессу. Не существует идеального сценария, как справиться со стрессом ребенку и подростку, что предпринимать и над чем работать. Все по-своему относятся к такого рода обстоятельствам, не могут прийти к единому решению, поэтому такой подход приводит к плохому результату; возникают проблемы соматического, психологического и поведенческого характера.

Психологические последствия

Беспокойство (тревога) и депрессия появляются чаще всего в результате стрессовой атаки. Тревожными могут быть и вполне здоровые дети. Но патологическая тревога, которая сводит на нет процессы приспособления, развивается там, где принял участие хронический или экстремальный вид стресса.

Тревожные расстройства делают первые шаги в раннем или подростковом возрасте. Их относят к психическим расстройствам. Первые два десятка лет жизни самые тяжелые, потому что в этот период юный человек не всегда удачно вливается в общество, плохо себя ведет, получает плохие оценки и не достигает высот на профессиональном поприще. Тревожность тесно связана с этим.

Негативные последствия стресса у детей

Тревожные расстройства могут действовать как сами по себе, так и в паре со многими заболеваниями и патологиями у детей, в том числе проблемами с речью, рассеянным вниманием и гиперактивностью (СДВГ), основными (первичными) головными болями (мигренью и головной болью напряжения), эпилепсией и др.

Ниже приведены три основные группы симптомов тревожного расстройства.

  • Симптомы эмоциональных нарушений – излишнее переживание за настоящее и будущее, неопределенные опасения, тревожные мысли, жалость на скуку, грусть, печаль, постоянные думы о том, что все плохо.
  • Трансформация поведения – объявление бойкота друзьям и ровесникам, отказ присутствовать с ними на общих занятиях, неоднократное преследование взрослых с просьбой помочь и поддержать, лишние извинения перед кем-либо.
  • Ухудшения по соматической части – боль в голове, слабость, чувство удушья, боль в животе, тошнота, рвота, сухость во рту, поверхностное дыхание и др.

Ребенок становится пленником депрессивного недуга в 13 лет. Это четвертая ступень взрыва-кризиса (идущая следом после кризиса одного года, трех и семи лет) ,и возникает она повторно после тревоги. Наиболее уязвимы дети, которые

  • не ладят с ровесниками;
  • пережили потрясение в ранние годы;
  • находятся без поддержки в трудную минуту (нет родителей, родственников или семья неблагополучная);
  • ведут себя вне соответствия нормам и правилам поведения людей в обществе;
  • имеют холодно-отстраненных и удрученных родителей;

Симптомы и их сочетания, наблюдаемые при клинической депрессии у детей:

  • высокий уровень общей и школьной неприспособленности (телесно-душевные расстройства в совокупности с плохим отношением к школе и преподавателям, отставанием в учении, ссорами с остальными ребятами);
  • отсутствие позитивных эмоций (беспокойство, препятствия в общении внутри семьи и так далее, нелюбовь к себе, грусть, тоска, чувство ненужности, ругань братьев и сестер);
  • быстрая реакция на проявление эмоций (ранимость, злость, раздражение);
  • асоциальные навыки (нелюдимость, отказ от сотрудничества, отсутствие упорства, обязательств, эмпатии, полного погружения в жизненную ситуацию, выдержки);
  • низкий уровень умения владеть собой (пессимистический взгляд на мир и почти нулевая оперативность, непрактичность) и принадлежности к обществу (разочарованность в людях и обществе в целом, неподобающая социальная поддержка, чувство неловкости, нетерпимость к препятствиям).

Поведенческие и соматические последствия

Подростки становятся аварийными (превращаются в агрессоров), начинают творить насилие или подсаживаются на наркотики и различные психотропные вещества. Все это – проявления отклоняющегося поведения.

Поведенческие и соматические последствия

Последствия повторяющихся кризисов становятся полем для появления всяких психосоматических расстройств. Обостряются болезни. Душевно-телесные недуги у детей колеблются в размере от 10 до 25 %.

Повышение стрессоустойчивости школьника

Не знаете, как уберечь своего ребенка от стресса? На этот вопрос есть ответ. Ознакомьтесь с рекомендациями, как это сделать.

  • Умные эмоции. Не запрещайте эмоции. Учите детей верно их демонстрировать и владеть собой. Ребенок должен прислушиваться к себе, понимать не только свое сердце, но и душу других людей. Для этой цели как нельзя лучше подойдет ведение записей в календаре эмоций.
  • Искренность, умение идти на контакт. Дети, говорящие в открытую о том, что у них творится на душе, что произошло в школе, что бесит, тяготит, умеют достучаться до других и смело попросить о помощи. Таким образом они справляются с напряженной ситуацией.
  • Доброжелательная атмосфера, умение слушать и слышать друг друга, не перебивая, безопасность без подозрительности по отношению ко взрослым… В такой ситуации ничто не помешает общительному ребенку поведать все, что накопилось в его душе.
  • Примеры из реальной жизни. Этот как раз тот случай, когда можно говорить о жизненном опыте. Приключилось следующее: тетрадь школьника с домашним заданием осталась дома. Спросите у него, как бы он решил этот вопрос. Его товарищ поработал бы справочным бюро и дал ему списать? Или ребенок набросал бы тяп-ляп заметки на листе бумаги? А может, стоит договориться с преподавателем?

    Другой случай тоже требует решения: потерялась сменная обувь или дома ожидает стихотворение на английском языке, в котором половина слов незнакомы, а нужно его выучить наизусть. Это сильный стресс, но недолгий, и каждый реальный пример прибавляет ребенку уверенности в себе.

  • Грань, которую нельзя переступать, и обговоренные правила. Ребенок должен четко понимать уклад в своей семье, что ему можно и нельзя. Порой он разрывается между родителями, когда один разрешает не посещать школу, а второй жестко третирует за прогулы. Или между учителем, требующим одно, а классным руководителем – совсем другое.
  • Делать то, что любишь, и любить то, что делаешь. Дети должны заниматься любимым делом, иметь интересное и увлекательное хобби, где они точно преуспеют. У каждого обязательно что-то, да найдется: кто-то лазит по деревьям, словно обезьянка, другой может похвастаться хорошей игрой в шахматы, третий вкусно режет колбасу. Главное — замечать эти успехи и хвалить ребенка.
  • Навыки релаксации. Неплохо бы научить школьника помогать себе как следует расслабляться. Ванны, гимнастика, тактильные практики, есть также специальные упражнения. У каждого человека со временем наберется свой арсенал подходящих методов, ваша задача — показать те, которые знаете и которые, возможно, вам помогают.

Основные методические рекомендации по профилактике детского стресса

Какие существуют методы профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей?

Основные методические рекомендации по профилактике детского стресса

  • Взрослые (родители, преподаватели – неважно) должны чувствовать, что с ребенком что-то не так, слышать сигналы, которые он посылает, если ему плохо. Не рекомендуется, думая, что все пройдет само, относиться спустя рукава к симптомам, не сулящим ничего хорошего.
  • У каждого ребенка свой предел возможного. Вы должны знать особенности своего и грамотно распределять в соответствии с ними нагрузки и отдых.
  • Научите ребенка владеть собой, поддерживайте его, несмотря ни на что. Пусть он забудет о пессимистическом подходе к житейским ситуациям. Только вперед, только развитие! «Это проблема не стоит и выеденного яйца», «Не парься, выпутаемся!» ­ эти фразы должны стать его девизом. Юмористический подход и вера в свои силы – лучше способа профилактики и снятия стрессового напряжения и придумать нельзя.
  • Добавьте книжно-сериальный вариант решения проблемы. Ребенок должен поразмыслить, как бы поступил в таком случае его любимый герой фильма или книги. Жизненные обстоятельства таковы, что проблемы, присутствующие в них, как правило, проходят. Все проходит, и это пройдет. От всякого лома есть приемы, а рядом должны присутствовать родные люди, которые помогут и поддержат.
  • Что делает ребенок, если ему нужно выйти из состояния стресса и выпустить на волю избыток гормонов? Одни дети для этого будут совершать агрессивные действия – разламывать игрушки, бить посуду, другие – раздавать тумаки кому-нибудь из окружающих, третьи – бегать туда-сюда, метаться, орать, плакать что есть мочи или слушать громкую музыку.

Основные методические рекомендации по профилактике детского стресса

  • Находите пользу в детской ярости. Не цыкайте беспрестанно на свое чадо, под страхом наказания или недовольства заставляя его охладить пыл. Каждая показанная эмоция найдет отклик в физиологии организма. Освободить накопившуюся энергию ребенка стоит при помощи гимнастики, которую можно применить и в классе, и на улице. Физкультура и спорт, а также подвижные игры еще никому не мешали.
  • Стресс чаще появляется в тех местах, где не было условий для физического развития. Наука привела доказательства влияния физического состояния на психическое и наоборот. В здоровом теле здоровый дух.
  • Ребенок должен трудиться и отдыхать в максимально комфортных условиях и обстановке. Распределите как следует нагрузки на мозг и тело в соответствии с особенностями вашего ребенка. Не оставляйте далеко позади правильно составленный режим дня: без него все труды, направленные на положительное развитие, пройдут впустую.

Результативные способы борьбы со стрессом

Ни к чему постоянно напоминать подростку о его душевной проблеме, лучше помогите справиться с ней. Есть несколько способов, которые придут на выручку.

  • Здоровый сон

Подростки, помимо учебы, тратят много времени на домашние дела и увлечения. На сон остается всего ничего часов. В большинстве случаев они засыпают поздно ночью, а встают с кровати ни свет ни заря. Нужно расслабиться, чтобы ушел стресс. Вместе с телом отдыхает и психика. Крепкий здоровый ночной сон – лучшее лекарство. Не менее полезен недолгий дневной сон. Учителю следует поговорить с родителями об этом и уговорить их наладить режим ребенка.

  • Правильное питание

Без разговора с родителями и тут не обойдешься. Здоровая пища снимает напряжение, накапливающееся в теле. Полноценное питание (правильное сочетание овощей, фруктов, жиров, белков, молочных продуктов) убережет здоровье ребенка.

Результативные способы борьбы со стрессом

Предположим, подросток при стрессе начинает налегать на вредные продукты (мороженое, фаст-фуд). Готовьте ему в таком случае полезные блюда, а все нездоровое уберите подальше.

  • Физическая активность

Оставаться здоровым и справляться со стрессом помогает физкультура. После тренировки ребенок почувствует себя лучше. Создайте стимул к занятию спортом или просто сделайте так, чтобы он стал физически активным.

  • Сосредоточение на позитиве

Стресс посылает сигналы, когда в организме происходит сбой. Стоит чему-либо у нас не получиться, тут же начинаем переживать. Негатив в голове – ну просто красная тряпка для стресса. Да, порой найти в жизни позитивные моменты нелегко, но вы можете в нужный момент подставить плечо. Почаще говорите подростку, какой он сильный и как он справится с неурядицами.

  • Нормальное общение

Ребенку необходимо выговориться. Нормальное общение может служить чуть ли не лекарством от стресса. Эффект от него потрясающий. Обсуждайте вместе проблемы и находите для них решения. Роль взрослого здесь – внимательный слушатель и умный помощник.

  • Помощь специалиста

Отказ от помощи квалифицированных специалистов в переломный момент – большая ошибка. В наши дни не проблема обратиться к специальным службам помощи, есть телефоны доверия и психологи.

Упражнения по эмоциональной саморегуляции

Не торопитесь применять на детях упражнения по эмоциональной стабильности. Вы должны знать, что нужный эффект будет достигнут только тогда, когда все будет работать по свободной, но непрерывной схеме. Позвольте детям и подросткам выбрать ее самим. Пусть делают любые понравившиеся упражнения из списка, предложенного вами. А нелюбимые можно отставить в сторону.

  • Что меня определяет?

Был проведен эксперимент, который отчетливо показал, что хорошие отзывы о своих ценностях и достоинствах повышают самооценку и самоконтроль, убирают ненужное волнение и держат ситуацию под контролем.

Как действовать? Какие 10 вещей делают школьника особенным? Вот пусть и подумает о них. И никакой спешки. Дождитесь, когда будет готов список, и посоветуйте ему положить его на видное место – возле кровати, например, или на рабочем столе.

Упражнения по эмоциональной саморегуляции

Ребёнок не должен засорять свою прекрасную голову разными нелепыми вещами, например, негативными мыслями. Отныне только позитив. К примеру, подойдут как нельзя лучше такие фразы: я хороший, я остался таким вне зависимости от полученной сегодня оценки.

  • Мышечная релаксация

Это упражнение напрягает и расслабляет различные мышцы тела. Правильное расслабление мышц посылает мозгу сигнал, где сейчас находится ваше тело, позволяет сосредоточиться не на мыслях, а на чувствах. Ну просто суперсредство для снятия стресса и управления гневом.

Что делать? Представьте, будто держите чувства на своих плечах. Напрягите плечевые мышцы. Замрите в таком положении на 5 секунд, потом расслабьтесь. Проделайте путь дальше к запястьям, пальцам, коленям, лодыжкам и пальцам ног. Чувства должны подчиниться вам или вообще угаснуть.

  • Пузырьковое дыхание

Один из видов глубокого дыхания, который быстро приводит в порядок мысли и эмоции. Напоминает дыхание йогов. Усиливает метаболизм, быстро восстанавливает силы, налаживает работу всего организма, пока тот спит. Мозг обогащается кислородом, а ребенок тем временем лучше мыслит и принимает разумные решения.

Что делать? Медленно вдыхайте, не спеша, через нос в течение 4 секунд, словно во рту надуваете большой пузырь, задержите дыхание, сделайте большой выдох через рот в течение 6 секунд. Учтите, что задерживать воздух на вдохе следует больше, чем на выдохе. Повторяйте это упражнение и запоминайте, как меняется ваше самочувствие с каждым новым вдохом.

  • Место силы

Это укромное место и особая, неизолированная, полностью оборудованная комната. Ее можно обставить как в школе, так и дома. Когда проявляются такие эмоции, как печаль, ярость или тревога, ребенок может самостоятельно справиться с ним, находясь в таком убежище.

В зоне отдыха может царить такая атмосфера: горит приглушенный свет, на удобном пуфике лежит плеер с успокаивающей музыкой, неподалёку на полке дожидаются гостя фломастеры и бумага, а палочки источают аромат лаванды и ванили.

Что делать? А что бы вы положили в место силы, чтобы ребенку стало спокойно и безопасно? Не забудьте подчеркнуть, что более надежной территории для избавления от негативных эмоций, чем эта, нет. Не создавайте момента, когда эмоции достигнут своего предела.

  • Индивидуальный антистресс

Мяч как средство для снятия стресса у детей уже можно считать неактуальным предметом. На замену ему приходят брелок для ключей, резинка для волос или браслет. На них никто не смотрит, они легкие, их удобно переносить с места на место. Лишняя энергия и спрятанные внутри эмоции выскакивают сами, поскольку их тянут, перекручивают и сжимают руки.

Что делать? Представьте, что эмоции и ваш предмет – единое целое. Начинайте крутить, вертеть, сжимать эту штуковину, пока не почувствуйте, что бочка с чувствами наполнена до краев. Все плохое уходит с движениями рук. Как вам такое ощущение?

Вы будете искать универсальный способ снятия стрессового напряжения и…не найдете его. Потому что у каждого он свой. Одному нужно позаниматься гимнастикой, другому ­ поехать на природу и почувствовать всю ее силу, третьему – пообщаться с единомышленниками, четвертому – остаться наедине с собой и заняться медитацией. Помощь ребенку при стрессе должна исходить от вас. Кому как не вам находить его личные методы избавления от высокого эмоционального напряжения.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw