Управление классом: цели, задачи, принципы
Сохранить статью:
В чем проблема? Большинство учителей знает, как бывает сложно справиться с детьми. Но многие из них тратят время и силы на поддержание идеального порядка на уроке, а не на управление классом, потому что путают эти понятия. Из-за этого нередко теряется эффективность учебного процесса.
Как организовать? Чтобы организовать класс, важно соблюдать ряд принципов, благодаря которым работа с подопечными становится довольно простой задачей. Они направлены не только на получение знаний, но и развитие детей. Этой цели способствует множество факторов, которые мы сейчас с вами рассмотрим.
- Суть управления классом
- Цель и задачи управления классом
- Что требуется для эффективного управления классом
- Введение процедур в управление классом
- Ошибки в управлении классом
- Роль взаимоотношений в управлении классом
- Класс-дизайн как подход управления учениками
- 10 советов для эффективного управления классом
Суть управления классом
Хорошо организованное управление классом дает следующее:
- Перед учениками открываются новые возможности.
- Образовательный и воспитательный процесс проходит без срывов.
- Выполняются все задачи по обучению.
И будущие учителя, и те, кто уже давно работают в этой профессии, знают о существовании такого понятия, как план урока. Благодаря его наличию осуществляется выполнение общего учебной программы. Но чтобы не отклоняться и четко следовать этому плану, необходимо грамотно и профессионально удерживать внимание класса, управлять им.
Если буквально в течение двух-трёх уроков не делать этого, то весь учебный процесс будет сбит, и вам придется потом нагонять упущенное, прилагая немалые усилия.
Пожалуй, каждый учитель сталкивался с картиной, когда в классе стоит гвалт, и никак не удается нормально организовать урок. Да, для этого существуют хорошие, работающие техники, но если изначально ученики не настроены на работу, то все равно часть времени теряется впустую.
Практика показывает, и учителя об этом знают, что хуже всего дети включаются в рабочий процесс после урока физкультуры, потому что в них всё еще продолжает кипеть энергия. Впрочем, и на самом первом уроке тоже бывает трудно добиться дисциплины. В таких случаях задача учителя – проявить по максимуму свой профессионализм и главное – не злиться. Если дети почувствуют вашу слабость, то внимания и послушания точно не ждите.
Говоря об управлении классом на уроке, важно четко разграничивать ответственность и понимать, что «управление классом» и «поддержание дисциплины» — это немного не одно и то же.
- Управление классом подразумевает применение собственных методов и подходов для формирования на уроке обстановки, в которой полноценно и эффективно идёт процесс обучения. Ответственность за это лежит именно на вас.
- Дисциплина – это уже зона ответственности учеников. Тут всё зависит от их поведения, умения контролировать себя, сдерживать излишнюю импульсивность.
Понятно, что когда класс разбушевался, то напоминание о «зонах ответственности» вряд ли кого-то успокоит и приведет в чувства. Поэтому если стать в сторонке и ждать, пока само всё «рассосется»— толку будет мало.
Результат урока очень сильно зависит от умения организовать учеников. Особенно это касается общеобразовательных школ, где нужно проводить уроки в классах по 25-35 человек.
Учителя с достаточным опытом работы знают, что общение с классом – задача серьезная. Поэтому если хотите нормальной дисциплины и внимания на уроках – то в первые же дни общения осознанно работайте над этим.
Проведенные недавно исследования показали, что применение специальных техник по привлечению внимания и поддержанию рабочей обстановки в классе повышает успеваемость на 33%, а дисциплину – на 75%. Что, конечно же, отражается на эффективности и ценности занятий.
Цель и задачи управления классом
Таким образом, класс представляет собой систему, в которой ученики могут вести себя очень по-разному под влиянием многих факторов. Управление классом в современном образовательном пространстве подразумевает предупреждение осложнений и создание обстановки, в которой у детей будет желание хорошо себя вести и стремиться к получению знаний.
Задача учителя здесь:
- подготовить кабинет, то есть физическое пространство;
- продумать режим дня, учебную нагрузку, правила поведения.
Тут следует подчеркнуть, что главное – не железная дисциплина и контроль, а создание среды, в которой школьники непременно будут:
- лучше учиться;
- приобретать навыки самоконтроля, общения, применения полученных знаний.
Такая задача ставится и перед классным руководителем, и перед каждым учителем на его постоянных уроках.
Что дает организация правильного управления классом?
- Выполнение требований учителя входит в привычку
Наличие логичных и выполнимых правил учит школьников самоконтролю, выработке поведенческих привычек. Помните, к примеру, эту вечную фразу «звонок для учителя»? У детей резонно возникает вопрос почему. Понятнее и логичнее звучит такая формулировка: «Мы начинаем и заканчиваем урок по звонку».
Даже если учитель продолжает что-то говорить на перемене (немного не уложившись в границы урока), у учеников должно быть право выйти и не получить при этом замечание за нарушение дисциплины.
- Между учителем и учениками налаживается лучший контакт.
Дети начинают больше доверять учителю, а следовательно, и преуспевать в учебе, когда видят, что учитель на их стороне, а все его действия последовательны и обоснованы. Особенно это следует помнить начинающим педагогам, которым еще только предстоит завоевывать авторитет.
Вспомните, как смогли справиться с бунтами и добиться к себе уважения учителя в «Республике ШКИД»? Они требовали выполнения логичных правил, но притом проявляли к детям уважение, привлекали к творчеству, самоуправлению, и результаты не заставили себя долго ждать.
Что требуется для эффективного управления классом
Какие существуют рычаги для управления классом? Что поможет и установлению дисциплины, и усвоению знаний, и повышению разговорных навыков детей?
Введение правил поведения
Их следует обозначить буквально с первых уроков. Младшим огласите уже подготовленные правила, а со старшими можете обсудить их вместе. Купите плакаты с правилами поведения школьника, или предложите ученикам нарисовать их совместно.
Что касается количества этих правил, то достаточно четырех-шести, чтобы не запутывать детей. Разместите плакат где-то на виду, чтобы обращаться, когда понадобится.
Важно: обязательно сразу реагировать на нарушение правил. Например, где-то вверху на доске нарисуйте несколько (3-5) солнышек и стирайте по одному при каждом нарушении. Если по окончании урока все солнышки на месте – дети молодцы и заслужили поощрения, а какого именно – зависит от возраста.
Не стремитесь чаще повторять правила поведения, лучше поговорите с детьми о том, почему их нужно соблюдать. Запишите их, предложите ученикам самостоятельно выбрать те поведенческие нормы, которые кажутся наиболее важными.
Так вы сформируете перечень правил, не просто навязанных школьникам, а честно согласованных с ними. Далее постепенно вырабатывается модель поведения, в которой важно каждое слово и каждое действие, потому что ученики согласны с принятыми правилами и верят в их значимость.
Делегирование задач
В рамках управления классом на уроке приучайте детей к определенным обязанностям. Например, поручайте собирать и раздавать тетради при необходимости.
Пусть это делают дежурные. А еще – моют доску, пишут на ней дату и в целом помогают учителю. Это учит ответственности, а преподавателю позволяет сосредоточиться на образовательном процессе.
Учите детей оценивать свои успехи. Пусть, к примеру, сидящие за одной партой, сравнят, как они сделали домашнее задание. Не запрещайте этого делать, получатся только плюсы: у детей не останется повода для списываний, и к тому же они сами разберутся с допущенными ошибками.
Формирование рабочих пар или групп
Это, кстати, отличный вариант физкультурной паузы. Дайте задания, для которых нужно встать со своих мест, пройти по классу, что-то друг другу сказать. Такие краткосрочные виды деятельности (minglе activities) полезны, а на уроках иностранного языка, как показывает практика, особенно эффективны.
Для работы над совместным проектом включите в группу учеников и посильнее, и послабее, назначив слабых ответственными, а сильных – им в помощники. По ходу дела они научатся сами брать на себя распределение ролей.
Совет: когда даёте парные или групповые задания, будьте максимально точны и кратки в инструкциях, и всегда проверяйте, насколько они поняты.
Эффективная мотивация
Ученикам мотивация крайне необходима! Например, школьники в своем возрасте сомневаются в необходимости иностранного языка, и у них нет мотивации к его изучению, тогда выбирайте для уроков актуальные темы, представляющие интерес для детей.
Предлагайте посмотреть клипы на английском, проведите игру и разберитесь с применяемыми в ней лексическими формами и т. д. и т. п. Когда есть хорошая мотивация и дети увлечены – вопрос дисциплины отпадает сам собой.
Похвала
Завершающий пункт, однако не менее значимый. Ученикам важно чувствовать, что их старания не напрасны, поэтому не забывайте их хвалить.
Рекомендация: хвалите буквально каждого, вне зависимости от успеваемости и поведения. Звучит, возможно, странно, но попробуйте на уроке не замечать мелких нарушений и хвалить пусть даже за незначительные, но положительные действия, и вы увидите, как круто это работает.
Например, у кого-то из учеников проблемы с дисциплиной, он мешает вести урок. А вы его похвалите за то, что он начал записывать задачу (хотя другие может уже и закончили). То положительное, за что его похвалили, обязательно запомнится и на будущее закрепится в поведении.
Скажите отстающему, что он молодец, и подбодрите, чтобы поскорее подтягивался к остальным.
Старайтесь пореже произносить в приказном тоне слово «нельзя». Дети скорее втянутся в работу на уроке, если им давать понятные, четкие инструкции, а не запреты.
Введение процедур в управление классом
Довольно часто некие привычные процедуры в школе тоже выдаются за правила. Но всё же тут есть разница. «Поздороваться при входе», «Не перебивать, когда другой отвечает», «Поднять руку, если надо выйти из класса» — это как раз-то не правила, а процедуры. К ним нужно привыкнуть и просто выполнять. Если вы донесете это до школьников, они перестанут видеть в вас надсмотрщика, заставляющего ходить по струнке.
Помните, что дети не читают ваши мысли и у них нет вашего жизненного опыта. Объясните им, что делать при входе в класс, как попроситься выйти и т. п.
В ходе управления классом, процедурам необходимо научить еще до того, как начнется освоение непосредственно школьной программы. И это логично: сначала объяснить, как делать, а потом уже начинать выполнять.
Большое значение в управлении классом и поддержании дисциплины имеет организация современного образовательного пространства. Подумайте, как лучше расположить парты, расставьте и развесьте учебные материалы, список с правилами поведения. Согласно исследованиям, детей до 10 лет желательно рассаживать рядами. Так они лучше усваивают материал, не отвлекаются, не перешептываются, больше внимания уделяют работе.
Ошибки в управлении классом
Специалисты Университета Джона Хопкинса провели исследования и на примере 600 школ определили самые распространенные проблемы, касающиеся соблюдения дисциплины. Их оказалось шесть, и первые три в данном списке касаются как раз правил:
- Правила не сформулированы четко, либо дети считают их несправедливыми или необязательными для систематического выполнения.
- Ученики не верят, что правила что-то значат.
- Учителя сами не помнят правил, или не могут нормально донести их смысл.
- Взаимодействие между педагогами и администрацией слабое, или администрация вообще пассивна.
- На нарушения никто не обращает внимания.
- Педагоги слишком суровы и стараются чаще наказывать детей.
Как вы поступаете, если видите, что зря старались, и тема урока всё же не усвоена? Поможете ученику, объясните заново весь материал, даже проведете ещё один урок, максимально продуманный и классный.
Примерно так же доносятся и правила поведения. Не спешите ругать и наказывать, попробуйте вместе с ребенком разобраться, в чем тут дело: «Тебя что-то постоянно отвлекает на уроках. Давай подумаем, что именно?», «Необязательно добиваться своего силой. Попробуй по-другому», «Почему у тебя так часто не сделана домашняя работа? В чем конкретно проблема?» А когда причина ясна, то становится понятно, как её устранять или обходить.
Если, например, принято решение не вывешивать в классе на стене список правил, то можно вместо этого придумать соглашение, в котором будут изложены обязательства и учителя, и учеников. Причем позиция детей тут не должна никак ущемляться и диктовать одно лишь послушание.
Наоборот, заинтересуйте их, дайте свободу, мотивацию к развитию, пусть учатся быть самостоятельными и дисциплинированными. Учитель и дети должны работать в тандеме: ученик – не опаздывать на уроки, уважительно разговаривать, учитель – проявлять внимательность, не пытаться унизить, откликаться, если нужна помощь и т.д.
Слишком большая строгость – это неверный, чаще всего малоэффективный подход к управлению классом. Требование железной дисциплины чревато плохими последствиями. По наблюдениям психологов это становится причиной довольно неожиданного побочного эффекта.
Жесткими дисциплинарными мерами чаще всего удается усмирить ученика с неприемлемым поведением. Он может стать послушнее, подчиниться вашим требованиям. Но вот что любопытно: на фоне всего этого негатив и неадекватность начинают проявлять другие ученики.
Поэтому тут есть смысл еще раз подчеркнуть: находите способы управлять классом, но не пытайтесь его жестко контролировать.
Если учитель не хочет описанной выше реакции от класса, он не станет слишком давить на нарушителя, а лишь донесет в ясной и понятной форме, какого ждет от него поведения. Если на уроке дети перешептываются, а учитель то и дело повторяет «Не болтать!», то на полминуты они может и замолчат. Но потом снова продолжат, и вновь успокоятся после очередного замечания.
Результатом станет постепенное рассеивание внимания, замедление мыслительных процессов, ухудшение эмоционального фона на уроках. Своим неверным подходом учитель сам толкает учащихся к неприемлемому поведению.
Роль взаимоотношений в управлении классом
Ученые-исследователи из Университета Миннесоты считают так: «Хорошо выстроенные отношения между учителем и учеником – это основа отличного обучения в школе». Если отношений нет или они были, но «развалились», ребенок станет учиться гораздо хуже, причем плохими станут и оценки, и поведение.
Далее, чем меньше правил, тем лучше взаимосвязь и понимание между учителем и детьми. Да, с правилами ребенок послушен, но они совершено заглушают в нем творческое начало. Это в спорте не обойтись без строгих правил, а отношениям они не идут на пользу.
Вот что можно делать для формирования положительных, взаимоприятных отношений в классе:
- Уделять больше времени общению, в частности – разговаривать с детьми по одному, с глазу на глаз. Это станет своеобразным вкладом в построение отношений. А позже сыграет вам на руку в ситуациях, когда нужно будет сделать ученику замечание за плохое поведение, например, или за низкую оценку.
- Мотивировать детей к проявлению инициативы. Им куда интереснее учится, если есть возможность рассказать о своих интересах, успехах, высказать собственную точку зрения. Не нужно в этом препятствовать, наоборот, выслушайте, похвалите, помогите советом.
- Приветствовать входящих в класс учеников. Несколько теплых приветственных слов или вопросов (пусть даже о погоде) улучшат настрой и общую атмосферу перед уроком.
- Выстраивать взаимодействие, используя исключительно позитивные приемы. Задавать открытые вопросы, внимательно слушать, демонстрировать заинтересованность, хвалить детей. Это помогает наладить теплое, легкое общение в классе (особенно важно для детей-интровертов, или со скромным характером).
Имейте в виду, что даже отлично выстроенные отношения разваливаются, если их не поддерживать. В управлении классом ошибка многих учителей – делать весь упор на успеваемость и забывать об эмоциональной составляющей. Это постепенно приведет к потере доверия, которое с таким трудом зарабатывалось.
Тут можно практиковать описанные выше приемы и в тандеме с ними использовать еще несколько других:
- Возьмите за правило по пятибалльной шкале оценивать и положительные, и отрицательные моменты в общении с детьми.
- Сделаете процесс общения регулярным, постоянно интересуйтесь, не нужна ли помощь, совет.
- Обязательно хвалите за всё хорошее, это не только радует детей, но и работает как профилактика плохих поступков, заранее предупреждая и предотвращая неадекватные проявления в поведении.
Если не получается наладить хорошие отношения, или они были, но стали хуже, нужно исправлять это в срочном порядке. Накопившиеся проблемы, недопонимание, постоянные замечания и конфликты постепенно действуют разрушающе. Если пустить это на самотек, ученик начнет отдаляться, хуже себя вести, потеряет интерес к учебе и жизни класса в целом. Разумеется, это плохо для всего коллектива.
И тут задача учителя – снова наладить хорошие отношения с детьми, придавая им максимально позитивную направленность.
Вот какими могут быть действия учителя в случаях, когда приходится заново налаживать отношения с учеником:
- Забыть о прошлых ошибках школьника, не припоминать его промахи, а постараться начать как будто новую жизнь.
- Не взваливать всю вину на хрупкие плечи ребенка, а самому прочувствовать свою собственную ответственность. Задать себе вопрос: «А сделал ли я всё возможное для того, чтобы данной проблемы не случилось?» Если поняли свою неправоту, то очень правильным шагом будет извиниться перед ребенком, а он после этого станет больше вас уважать и доверять.
- В управлении классом демонстрировать эмпатию. Что бы ни случилось, важно понимать, что позиция учителя по отношению к тем или иным событиям может отличаться от позиции школьника, и это нормально.
- Акцент следует делать не на проблеме, а на способах её решения. Это можно обсудить со всеми вместе, или с одним из учеников, чтобы остановиться на приемлемом для всех справедливом решении.
- Критиковать проступок, но ни в коем случае не человека, его совершившего. И ещё нельзя закреплять за нарушителем «звание» проблемного ребенка, иначе он может начать вести себя соответственно (раз уж от него этого ждут).
Класс-дизайн как подход управления учениками
Что касается управления классом в контексте современного образовательного пространства, то практиковать, например, самостоятельный выбор учениками рассадки не рекомендуется. Чаще всего это заканчивается ухудшением дисциплины. Хотя многие учителя именно гибкую систему рассадки используют в качестве рычага управления.
Если вы практикуете в работе разбивку учеников на небольшие группы, то в дизайне класса желательно провести соответствующие изменения, при условии, конечно, что условия позволяют это сделать. Кстати, если возложить ответственность за выбор на учеников, результат может оказаться очень даже интересным, дети с их фантазией способны выдавать весьма неординарные и притом эффективные решения.
В уютной обстановке заниматься спокойнее, а это способствует лучшей успеваемости. В новых школах сейчас практикуется обустройство игровых зон с креслами и диванами. Попробуйте разрешить некоторым детям расположиться там и во время урока. Если видите, что внимание рассеивается – пусть вернутся за парты.
Понимание правил зонирования современного образовательного пространства и грамотное его использование при организации учебного процесса в управлении классом сейчас называют класс-дизайном. Далее об основных необходимых функциональных зонах.
- Общее рабочее пространство для учащихся
Самая большая зона, основная в классе. В современных школах она может быть условно разбита на несколько пространств, оборудованных под разные виды деятельности.
- Место для индивидуальных занятий
Здесь располагаете детей для выполнения индивидуальных заданий. Парты тут лучше поставить одноместные, а если двухместные – то с разделителем. В этой зоне как раз можно расположить какие-то специальные гаджеты, если в классе предполагается их наличие.
- Зона для групповой деятельности
Если вы организовываете урок таким образом, что кому-то из учеников даете индивидуальные задания, а другие работают группой, то последних желательно разместись немного в стороне, например, где-то в конце аудитории. Можно сдвинуть парты, чтобы получился большой общий стол. Или расставить их по отдельности, но так, чтобы вокруг могли расположиться несколько учеников.
Здесь же самое место и для магнитно-маркерной доски, ею удобно пользоваться при совместных обсуждениях или мозговых штурмах.
- Зона проведения презентаций
Главный объект здесь – доска (простая либо интерактивная). Не будет лишней и магнитно-маркерная, и пробковая доска. На них удобно что-то записывать или прикалывать какие-то дополнительные материалы. Тут можно повесить плакаты с правилами, мотивационные плакаты, какие-то графики, схемы, детские работы. Либо разместить на досках информацию об уже выполненных проектах и о том, что еще предстоит сделать (к примеру, в рамках подготовки к Новому году).
- Пространство для фронтальной работы
Имеется в виду привычная схема рассадки напротив общей доски. Когда предстоит совместная работа, можно передвинуть сюда парты и стулья из других зон класса.
- Место для размещения информации
Сюда можно отправлять учеников, получивших индивидуальные задания. Если в классе есть компьютеры, то как раз тут детям будет удобно ими пользовать, находить цифровую и прочую необходимую информацию. Если же компьютеры не предусмотрены, то положите здесь книги (учебники, художественные, научные издания). Материалы для индивидуальных или групповых занятий тоже уместно собрать именно здесь.
- Зона для хранения пособий
Тут хранят всё, что может пригодиться для проведения тех или иных уроков: пособия, наборы для практических или каких-то дополнительных занятий и т. п.
- Место учителя
Вне зависимости от зонирования классного кабинета рабочее место учителя остается постоянным. Его следует обустроить максимально комфортно, потому что в одном и том же классе учитель, как правило, проводит большую часть своего времени.
10 советов для эффективного управления классом
Для эффективного управления классом существуют особые приемы, которые будут полезны и начинающим, и уже опытным учителям. Далее приведены несколько методов и рекомендаций, которые помогут контролировать ситуацию даже в самых, казалось бы, критичных случаях.
-
- Действуйте по обстановке.
Конечно, существуют определенные правила, но в некоторых ситуациях лучше не требовать их неукоснительного выполнения, а проявить гибкость. Дети, зажатые строгими рамками, рано или поздно взбунтуются. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы иногда действовать просто по ситуации.
- Не наказывайте буквально за каждый проступок.
Этот совет перекликается с предыдущим. Не нужно спешить наказывать за всё подряд. Вы и сами от этого очень быстро устанете. Куда действеннее донести до учеников, что есть определенная грань, которую уж точно преступать нельзя. Тот, кто нарушит границы дозволенного, должен быть поставлен на место.
- Не наказывайте при всех.
Детям всегда очень важно, как они выглядят в глазах своих одноклассников и что те о них думают (особенно это заметно в среднем звене). Поэтому при попытке публичного наказания вы всегда встретите сопротивление, а это прямой путь к обострению конфликта и к потере авторитета.
Если ученик ведет себя совсем уж неадекватно, выведите его из аудитории переговорите наедине. Главное – спокойно, приводя конкретные доводы в пользу своей точки зрения. Непременно выслушайте, что скажет в ответ школьник. В большинстве случаев конфликт удается разрешить, и при этом ученик не чувствует себя униженным перед всем классом.
- Не переходите на крик, действуйте обдуманно.
Умение разговаривать спокойно и уравновешенно придает авторитета, как ничто другое, и в особенности – в глазах детей. Поэтому именно спокойствие – один из эффективнейших инструментов управления классом.
Криком вы может и подчините себе учеников на время, но авторитету нанесете непоправимый урон, и позже справляться с детьми станет лишь труднее.
- В первые же пять минут создайте правильную атмосферу.
Научитесь с самого начал урока задавать нужный тон в общении, ведите себя с учениками как с равными, максимально спокойно. Тогда в классе сложится рабочая обстановка, даже если дети только что пришли с урока физкультуры и всё еще возбуждены.
- Проявляйте эмпатию.
Дети ждут от вас не приказов, а понимания. У них, как и всех людей, есть свои проблемы, привычки, взгляды на жизнь. Относитесь к своим ученикам с эмпатией, вникайте в их трудности, предлагайте помощь. Это поможет наладить взаимопонимание.
- Действуйте по обстановке.
-
- Дайте возможность высказать своё мнение.
Желание высказаться и даже вступить в спор время от времени возникает у каждого ребенка. И такую возможность следует предоставлять. Так дети учатся дискутировать, убеждать оппонента в своей правоте. Уступите, если вам приводят весомые аргументы.
Многие педагоги считают нормой, даже не выслушав нормально ребенка, настоять на своём просто потому, что учитель старше, по определению мудрее, и его мнение не может быть неверным. Но дети ведь не глупцы! Что они должны чувствовать при таком подходе?
Конечно же, разговор должен носить конструктивный характер. И тут задача учителя – научить детей аргументировать свою точку зрения, не переходя на личности.
- Ведите себя уважительно.
Управление классом и вся работа в нем должны строиться на уважении. Имеется в виду человеческое отношение друг к другу, соблюдение личных границ учеников, сохранение своих собственных. Ни в коем случае нельзя ни на кого давить, принижать, насмехаться, обесценивать успехи.
- Последовательно соблюдайте установленные границы и правила.
Именно это способствует формированию атмосферы безопасности в классе. Ученики должны знать правила и границы дозволенного, точно понимать, какое наказание ждет нарушителей. И еще важный момент – дети знают, что и учитель тоже соблюдает эти правила. Так складывается безопасная атмосфера, в которой не возникает желания друг друга провоцировать или как-то конфликтовать.
- Дайте возможность высказать своё мнение.
- Обращайтесь к родителям.
В особенности, если речь идет о серьезных моментах, когда велика опасность нанесения вреда здоровью или имеют место иные угрозы. Например, наркотики, компьютерная зависимость, необъяснимое агрессивное поведение, случаи буллинга. Не боритесь с подобными проявлениями в одиночку, так вы вряд ли чего-то добьетесь.
Ребенок должен видеть, что важные для него взрослые объединяют свои усилия в стремлении помочь, и что установленные правила действуют не только в школе, но и дома.
Конечно же, когда отпрыска есть за что похвалить – тоже непременно доносите это до родителей. Так вы скорее заручитесь их поддержкой.
В управлении классом главный, пожалуй, момент – выстраивание атмосферы доверия, взаимопонимания. Когда в коллективе есть такая сплоченность – ни с успеваемостью, ни с поведением серьезных проблем, как правило, не возникает.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: