Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Главная > Блог > Категории аттестации педагогических работников: требования, порядок проведения
05.08.2022
22475
Время чтения: 14 минут

Категории аттестации педагогических работников: требования, порядок проведения

Сколько всего? Установлено две категории аттестации педагогических работников – первая и высшая. Подать документы в аттестационную комиссию для присвоения первой категории можно независимо от стажа работы в образовательном учреждении. Высшую категорию присваивают не раньше, чем через два года после первой.

За что дают? Комиссия учитывает успехи учеников на олимпиадах, их участие в конкурсах под руководством педагога, трансляцию опыта учителя на профессиональных площадках. Категория – это, в первую очередь, личная планка педагога, показатель его самореализации как профессионала.

Цели и задачи аттестация педагогических работников

Аттестация позволяет оценить работу учителя, понять, какой уровень квалификации он имеет. Педагог также может пройти подобную проверку для присвоения квалификационной категории, если не входит в профессорско-преподавательской состав учебных заведений.

Цели и задачи аттестация педагогических работников

Аттестация необходима, чтобы:

  • стимулировать педагогов постоянно повышать квалификацию, развиваться в сфере методологии, в профессиональном и личностном плане;
  • определить, что специалисту требуется пройти обучение;
  • увеличить уровень качества работы;
  • определить перспективы и возможности сотрудников школ;
  • формировать кадровый состав на основании требований государственных стандартов федерального уровня в области реализации образовательных программ;
  • обеспечить членам коллектива заработную плату, которая соответствует их категории по итогам аттестации педагогических работников и объему выполняемых обязанностей.

Аттестация на соответствие занимаемой должности

Проверка данного типа состоит из нескольких стадий:

  1. подготовка приказа о проведении аттестации;
  2. представление документа преподавателям – они ставят подпись в знак того, что ознакомлены с информацией;
  3. составление характеристики на каждого специалиста, который будет проходить аттестацию;
  4. утверждение состава комиссии;
  5. формирование списка учителей, участвующих в аттестации;
  6. согласование графика;
  7. аттестация;
  8. оформление итогов;
  9. представление участникам решения, принятого комиссией.

В состав аттестационной комиссии входят сотрудники школы, при условии, что они не являются непосредственными руководителями и не состоят в родстве с кем-либо из учителей.

В комиссии выбирают председателя, заместителя председателя и секретаря. Директор школы организует весь процесс и имеет немало иной работы, поэтому его не стоит вводить в комиссию.

Аттестацию проходят специалисты, у которых с момента последней аналогичной процедуры прошло пять лет. Это же правило распространяется на учителей, работающих по совместительству. На обязательную проверку направляются сотрудники, не имеющие квалификационной категории, стаж которых в школе составляет два года.

По правилам, необходимо минимум за 30 календарных дней до аттестации составить и передать в комиссию представление на каждого аттестуемого. Речь идет о документе, содержащем данные работника, информацию о его деловых и профессиональных качествах. Дополнительно можно подать портфолио учителя.

Аттестация на соответствие занимаемой должности

Во время заседания, которое проводится в назначенный день, комиссия рассматривает документы и задает учителю вопросы. Данное мероприятие переносится или проводится без педагога, если тот не может присутствовать, и у него для этого есть уважительная причина. После сбора всех необходимых сведений члены комиссии принимают решение в формате открытого голосования. «За» должны проголосовать более половины членов, чтобы результат проверки считался положительным.

Далее составляется протокол с итогами, после чего у секретаря есть два рабочих дня, чтобы подготовить выписку из протокола для каждого педагога.

Сотрудник может узнать результаты сразу после голосования экспертов, если лично присутствовал на аттестации. Тогда секретарь заносит в протокол факт ознакомления. Педагог имеет право не согласиться с решением комиссии и обжаловать его в судебном порядке.

Эксперты могут выдать рекомендации о поощрении, например, в виде премии, направлении преподавателя на обучение.

После того как комиссия установила несоответствие педагогического работника занимаемой должности и недостаточный уровень его квалификации, у работодателя есть два варианта. В соответствии со статьей 81 пунктом 3 Трудового Кодекса, он может расторгнуть трудовой договор со специалистом. Увольнение допустимо лишь при условии, что невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на любую другую должность. По закону, возможен даже перевод на более низкую должность. Только руководитель решает, уволить или отправить учителя на повышение квалификации.

Аттестация на квалификационную категорию

Получить категорию по результатам аттестации педагогический работник может только по решению комиссии, сформированной на региональном уровне. Данный вид проверки профессиональных навыков доступен для всех учителей, входящих в штат государственных и частных школ.

Порядок аттестации педагогических работников на категорию включает в себя такие шаги:

  1. подача учителем соответствующего заявления;
  2. рассмотрение заявления;
  3. выбор места и времени аттестации;
  4. оповещение педагога в письменном виде о назначенном мероприятии;
  5. проведение аттестации;
  6. присвоение учителю категории на основании решения комиссии;
  7. подготовка протокола с решением;
  8. ознакомление специалиста с решением.

При создании комиссии придерживаются разных подходов, но чаще всего основным является территориальный принцип. Кроме этого принимают во внимание профиль учителя, тип и ведомственную принадлежность образовательной организации, в которой работает педагог.

Экспертный состав, регламент и условия работы комиссии устанавливает уполномоченный орган власти. В качестве одного из экспертов обязательно присутствует представитель профсоюза.

Аттестация на квалификационную категорию

Если педагогический работник собирается сдать аттестацию на квалификационную категорию, он подает заявление, где прописывает должность или должности, по которым планирует пройти проверку. Заявление нужно принести в аттестационную комиссию, отправить по почте с уведомлением о вручении или на e-mail также с уведомлением.

Для прохождения аттестации на высшую категорию педагогическому работнику необходимо иметь первую категорию, причем после ее присвоения должно пройти не меньше двух лет.

У комиссии есть 30 календарных дней, чтобы рассмотреть заявление, после чего она сообщает учителю в письменной форме о времени и месте аттестации.

По закону, педагогу не обязательно лично присутствовать на подобной проверке. Ее продолжительность составляет максимум 60 календарных дней, и далее эксперты голосуют и принимают положительное или отрицательное решение о присвоении категории, которое фиксируется в протоколе.

Опираясь на данный документ, уполномоченный орган региональной власти формирует приказ, согласно которому учителю на пять лет присваивается новая квалификационная категория. По истечении этого срока, специалисту предстоит снова пройти аттестацию.

Если комиссия посчитает, что уровень педагога пока не соответствует высшей категории, за ним сохраняется первая категория. Через год работник может еще раз попробовать пройти аттестацию.

Требования для присвоения категории

Требования к педагогу, которые должны выполняться для присвоения определенной квалификационной категории, устанавливает приказ Министерства образования и науки от 07.04.2014 № 276.

При проведении аттестации педагогического работника на первую категорию эксперты должны увидеть, что:

  • ученики успешно осваивают общеобразовательную программу – установить этот факт позволяет внутренний и внешний мониторинг;
  • ученики показывают высокие результаты в направлениях деятельности, связанных с наукой, творчеством, спортом, пр.;
  • педагог занимается развитием школы, то есть повышает качество образования, выступает в роли методиста, обучает коллег, участвует в методических объединениях.

Для аттестации педагогических работников на высшую категорию существуют такие критерии:

  • ученики успешно проходят школьную программу;
  • школьники под руководством учителя проявляют себя в научной, интеллектуальной, творческой сфере;
  • преподаватель участвует в развитии деятельности школы;
  • ученики выступают и занимают призовые места на олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
  • аттестуемый показывает хорошие результаты на педагогических конкурсах, конференциях, заседаниях, пр.

Причины отказа в проведении аттестации

Чтобы понимать случаи, в которых педагогическому работнику могут отказать в аттестации и установлении категории, необходимо четко представлять себе положения Порядка проведения аттестации педагогов. Соответствующие разъяснения сформулированы Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ и Общероссийским Профсоюзом образования, №08-1933/505 от 03.12.14 года.

В указанном выше документе отсутствуют основания, по которым у учителя могут не принять заявление на прохождение проверки для установления квалификационной категории.

Педагогу имеют право отказать в прохождении подобной аттестации уже после рассмотрения комиссией заявления. Для этого Порядок проведения аттестации устанавливает следующие причины:

  • специалист не имеет первой квалификационной категории и впервые направляет заявление для присвоения высшей категории – правило установлено пунктом 30 Порядка проведения аттестации;
  • учитель в первый раз обращается для прохождения аттестации на высшую категорию, но после присвоения первой квалификационной прошло менее двух лет – пункт 30 указанного документа;
  • со дня принятия аттестационной комиссией отрицательного решения прошло менее года, при этом педагог повторно подает заявление для установления той же квалификационной категории – пункт 43;
  • заявление поступает от специалиста, который на данный момент не является педагогом в образовательной организации – пункт 1.
  • заявление направлено работником, должность которого не входит в профессиональную квалификационную группу должностей педагогических работников – состав данной группы зафиксирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2008 года № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
  • педагог является сотрудником организации, которая не считается образовательной – у нее нет лицензии на реализацию основных образовательных программ дошкольного, начального или основного общего, среднего (полного) общего образования, либо начального и среднего профессионального образования, а также на ведение дополнительных образовательных программ.

Комиссия не может использовать следующие причины, чтобы отказать в проведении аттестации педагогического работника для присвоения категории:

  • у специалиста отличается высшее/средне профессиональное образование и направлением подготовки, из-за чего отсутствует набор квалификационных характеристик, свойственных конкретной должности в образовательной сфере;
  • заявление подано после завершения срока действия категории, даже если документы для аттестации подаются для присвоения высшей категории, а истек срок первой категории;
  • учитель планирует защититься на первую квалификационную категорию после отказа в присвоении высшей, даже в том случае, когда новое заявление подается в день получения отрицательного решения экспертов;
  • педагог находится в декретном отпуске до достижения ребенком трехлетнего возраста;
  • работник делал перерыв в профессиональной деятельности, и за это время завершился срок действия квалификационной категории;
  • специалист недавно устроился на новое место работы.

Проведение аттестации

После того как аттестационная комиссия отказала учителю в присвоении квалификационной категории, работодатель сам решает, нужно ли проверить специалиста на соответствие занимаемой должности. Подобная аттестация недопустима только в случае, когда получено отрицательное решение об установлении высшей квалификационной категории, но работник сохраняет первую категорию, о чем говорится в п. 22 Порядка аттестации.

Новый порядок проведения аттестации педагогических работников

Для проведения аттестации на большей части территории России используют традиционно сложившуюся схему. Только в пилотных регионах введен новый сценарий, зафиксированный в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста».

Измененная схема призвана сформировать общий формат проверки квалификации педагогов, ввести единые федеральные оценочные материалы или ЕФОМ, которые позволят рассматривать весь набор необходимых учителю навыков.

Под ними понимают предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки. В основе ЕФОМ лежат ФГОС общего образования и профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

В число пилотных регионов вошли Татарстан, Чечня, Ингушетия, Хабаровский край, Волгоградская область, пр.

Первый этап шел на протяжении 2021 – 2022 учебного года, а именно с 1 сентября по 1 июня. Результаты будут переданы на общественные обсуждения, после чего планируется создать порядок присвоения обновленных квалификационных категорий. Данный документ должен пройти утверждение до 30.12.2022, причем такие сроки фиксируют Основные принципы Национальной системы профессионального роста педагогических работников, в том числе, Национальной системы учительского роста.

На данный момент аттестация педагогических работников для присвоения категории проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 07.04.2014 № 276. Этот документ не содержит в себе информацию о материалах, которые рассматривают эксперты. То есть, комиссия может оценивать портфолио специалиста, либо присутствовать на открытых уроках. Подобная особенность приводит к тому, что требования к учителям отличаются в зависимости от регионов, из-за чего практически невозможно объективно сравнивать степень профессионализма.

Новый порядок проведения аттестации педагогических работников

Вся информация о введении нового порядка аттестации содержится на сайте https://teacherslevel.herzen.edu.ru. Здесь размещены нормативные документы, материалы, рекомендации для учителей, региональных координаторов и экспертов. Кроме того, на портале можно ознакомиться с календарным планом апробации, в который входит подготовка и сама процедура. Для учителей математики и русского языка представлены демоверсии диагностических работ.

На данный момент педагогический работник должен раз в пять лет проходить аттестацию, подтверждая таким образом, что отвечает всем требованиям к должности – подобная проверка является обязательной. Также педагогический работник имеет право пройти аттестацию для повышения квалификационной категории.

Присвоенная категория остается неизменной до окончания срока ее действия, вне зависимости от региона и места работы учителя, в том числе при смене им места жительства. Итоги проверки, а также представление или характеристика специалиста хранятся в образовательном учреждении. Самому работнику по итогам аттестации передается выписка из протокола.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
  6. Всероссийский педагогический портал
  7. Министерство науки и высшего образования РФ
Оцените статью
Рейтинг: 3
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw