Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Педагогический портал
«Солнечный свет»
Курсы повышения квалификации со скидкой 42%
Курсы повышения квалификации со скидкой 42%
Только до 10 февраля
Узнать подробнее Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Безопасность учащихся в школе: правила и методы организации
Главная > Блог > Безопасность учащихся в школе: правила и методы организации
14.01.2023
998
Время чтения: 18 минут

Безопасность учащихся в школе: правила и методы организации

В чем проблема? Отправляя ребенка в школу, родители доверяют его жизнь и здоровье сотрудникам образовательного учреждения. Хочется быть уверенным, что там ему ничего не грозит, а если возникнет некий форс-мажор, безопасность будет обеспечена в соответствии с требованиями и утвержденными инструкциями.

Как обеспечить? Обеспечение безопасности учащихся в школе – одна из первоочередных задач, стоящих перед Министерством образования и школьными администрациями. Регулярный инструктаж детей и сотрудников, отработка алгоритма действий в случае чрезвычайных ситуаций и проведение учебных эвакуаций помогают снизить риски.

Система безопасности в школе

Безопасность в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность – это комплекс мероприятий, ориентированных на защиту людей и имущества от внутренних и внешних угроз, который реализуется во взаимодействии с правоохранительными органами и другими государственными ведомствами.

Безопасность учащихся в школе

Система безопасности организуется исходя из:

  • условий, в которых осуществляется учебно-воспитательная деятельность;
  • технического состояния образовательного учреждения;
  • специфики прогнозируемых и непрогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
  • потребности избежания аварий, как экологической, так и антропогенной направленности.

Структура системы безопасности в образовательном учреждении предполагает его охрану от ряда возможных угроз и представляет собой совокупность средств и методов, которые определены законодательством.

Основные меры безопасности

Защита школы и прилегающей к ней территории, которая предполагает:

  • функционирование пропускного режима в образовательном учреждении;
  • налаживание системы мер, позволяющих своевременно установить и предотвратить возникающие угрозы;
  • охрану детей, педагогического и технического персонала школы от агрессивных действий.

Физическая охрана проводится совместно с сотрудниками вневедомственной охраны или частных охранных предприятий.

  • Укрепление здания школы в инженерно-техническом отношении: ограждение территории забором с металлическими воротами и калитками, оснащение запирающими устройствами, решётками.
  • Оборудование образовательного учреждения системами охранной и пожарной сигнализаций, видеонаблюдения, тревожной кнопкой.
  • Контрольно-пропускной режим – регулирование правил прохождения в школу учащихся и персонала, а также посторонних лиц.
  • Противопожарная и электробезопасность – совокупность мер, которые разрабатываются с целью профилактики возгораний и координации действий коллектива образовательного учреждения при возникновении пожара.
  • Выполнение правил техники безопасности учащимися и работниками школы для недопущения травматизма.
  • Учения и тренировки по гражданской обороне, направленные на отработку действий в случае пожарной тревоги, террористической угрозы и других чрезвычайных происшествий.
  • Целенаправленная работа по воспитанию безопасного поведения у учащихся заключается в том, чтобы дать знания о потенциально опасных ситуациях в жизни любого человека и выработать умение правильно себя вести при их появлении.
  • Выполнение требований санитарных норм и правил для создания соответствующих условий функционирования образовательного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся и персонала во время образовательного процесса.

В первую очередь эта обязанность возложена на директора школы, а при проведении уроков, воспитательных и иных мероприятий за безопасность школьников отвечают педагоги. Руководитель образовательного учреждения приказом назначает работников, ответственных за конкретные направления, из числа своих заместителей или руководителей структурных подразделений.

Дополнительные меры для безопасности учащихся

В настоящее время некоторыми компетентными лицами предлагается внедрять в российских школах совокупность методов, которые прошли апробацию в учебных заведениях Москвы: изыскать средства для оснащения входных калиток видеодомофонами и закрывать двери в период учебных занятий. При этом стоит не только обращать особое внимание на техническую составляющую, но и вести сопровождение учащихся, которые имеют проблемы с поведением.

Безопасность учащихся в школе

Если говорить о подростках с деструктивным поведением, то Ю. В. Суходольская, эксперт Российской криминологической ассоциации, считает, что России надо позаимствовать опыт США, где вооружённые нападения в учебных заведениях имеют давнюю историю.

Практика заключается в том, что группа экспертов оценивает каждую школу на предмет опасности, а если поведение учащегося вызывает тревогу, то школьный психолог и классный руководитель пытаются выяснить его причину и работают над её устранением. Кроме этого, любой учащийся может сообщить о предполагаемом нападении через сайт школы или мобильное приложение.

Чрезвычайная ситуация в ижевской школе, где имел место скулшутинг (в пер. с англ. «стрельба в школе»), подчеркнула необходимость принятия соответствующих мер на уровне законодательства, и депутаты Госдумы активно обсуждают их. Одно из главных предложений – мониторинг и контроль информационного пространства, который поможет блокировать контент, пропагандирующий насилие в социальных сетях.

В большей степени это касается колумбайн-сообществ, которые стали возникать после массового расстрела подростков в 1999 году в американской школе Колумбайн двумя её учениками.

Здесь следует также отметить, что в конце 2021 года в образовательных учреждениях Краснодарского края успешно прошла апробацию интеллектуальная система видеоаналитики «Безопасная школа», основное преимущество которой – распознавание подозрительного поведения учащихся и людей на прилегающей местности.

Это нововведение радует своими перспективами, однако запускать повсеместно его пока не планируется. В недалёком будущем система будет функционировать в школах Ханты-Мансийского автономного округа.

Реальная обстановка в российских школах на сегодняшний день

В настоящее время, при том, что на всех уровнях принимаются соответствующие меры в области обеспечения безопасности учащихся, проблема остаётся по-прежнему актуальной. Так, представитель МВД Лариса Плотникова отмечает, что в стране достаточно много образовательных учреждений, в которых вовсе нет физической охраны.

Безопасность учащихся в школе

А действующая во многих школах охрана, по мнению родителей, не является эффективной, так как её осуществляют либо вахтёры, либо охранники частных предприятий, которые зачастую не имеют должного уровня физической подготовки и в случае нападения не готовы оказать сопротивление.

Причина банально проста ­ малый бюджет, выделяемый на эту статью, вследствие чего директорам приходится заключать договор с сотрудниками ЧОП, которые предлагают самую низкую стоимость услуг. При этом качество последних оставляет желать лучшего.

Вместе с тем радует тот факт, что большинство школ имеют достаточное техническое оборудование: системы видеонаблюдения, турникеты, тревожные кнопки, металлоискатели. Но система безопасности успешна тогда, когда отработана слаженность действий охранника, руководства школы, педагогов и технического персонала.

Защита учащихся от угрозы теракта

Первоочередную ответственность за защиту детей в случае террористической угрозы несёт руководство школы совместно с правоохранительными органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Безопасность учащихся в школе

Для предупреждения террористических атак в образовательных учреждениях должны выполняться следующие меры:

  • Контроль прохождения на территорию школы и в помещение посторонних лиц, не имеющих отношения к образовательному процессу, защита детей и персонала от агрессивных действий при помощи сотрудников вневедомственной охраны.
  • Оборудование здания воротами, металлическими дверями, оконными решётками, системами сигнализации, видеослежения, мониторинга окружающей местности, улучшение материально-технического обеспечения школы.
  • Разработка паспорта антитеррористической безопасности.
  • Регулярная проверка соблюдения требований пожарной и электробезопасности.
  • Отработка учащимися и персоналом алгоритма действий в случае возможной угрозы.
  • Работа с родительской общественностью, пояснение роли законных представителей в сохранении жизни и здоровья школьников.
  • Проведение совещаний, главной повесткой которых является защита от террористических нападений.

Кроме руководителя образовательного учреждения, в компетенции которого выполнение и контроль требований безопасности, налаживание и координация деятельности по предупреждению террористических угроз совместно с правоохранителями, ряд функций выполняет антитеррористическая комиссия, в состав которой входят:

  • заместитель директора;
  • начальник штаба гражданской обороны;
  • механик;
  • электрик;
  • другие специалисты по усмотрению руководителя.

Антитеррористическая комиссия осуществляет свою деятельность на основании положения и в соответствии с планом работы. Именно члены комиссии осуществляют осмотр помещений, проверку входов и выходов и принимают решение о количестве открытых дверей, остальные входы закрываются и опечатываются.

В задачи комиссии также входят:

  • разработка инструкций по антитеррористической безопасности;
  • составление плана действий коллектива школы в случае нападения;
  • осмотр участка образовательного учреждения и возможных мест установки взрывного устройства;
  • систематическая проверка складских помещений, преимущественно при новых поставках материалов;
  • подбор кадров, выработка предложений по вопросам защиты от всевозможных нападений;
  • инструктирование школьников совместно с органами правопорядка.

Работники школы или сада должны знать, как правильно себя вести в случае чрезвычайных ситуаций: захвате в заложники, нахождении подозрительных предметов, при возможном или реальном теракте. Основной алгоритм обеспечения безопасности таков:

  • предугадать опасную ситуацию;
  • если возможно, постараться ее избежать;
  • в критических случаях не паниковать, действовать уверенно;
  • звать на помощь и приходить на выручку ближним.

На основании Постановления Правительства РФ каждому образовательному учреждению присваивается категория опасности, исходя из количества совершённых или предотвращённых терактов в самой школе или в регионе, предполагаемого числа пострадавших, а также материального ущерба за последний год.

К первой категории, подвергающейся наибольшей опасности, относят школы с количеством более 1100 учащихся, в которых за последний год было совершено не менее пяти попыток теракта (или в регионе, где находится школа). В таких образовательных учреждениях обязательно функционирование контрольно-пропускного пункта, вся территория должна быть оснащена системами снижения скорости и противотаранными устройствами.

Ко второй категории относят школы, в которых может пострадать от 800 до 1100 человек и за год было зафиксировано 3–4 попытки нападения. Въезд на территорию таких образовательных учреждений должен быть оснащён воротами, створки которых жёстко фиксируются в положении «закрыто», вход в здание оборудованы системой контроля и управления доступом.

Школы третьей категории – это учреждения, в которых возможное количество пострадавших в результате террористического акта составляет от 100 до 800 человек. Если образовательное учреждение отнесено к этой категории, то в нём или в регионе было не более 2 попыток нападения за год. Требования к школам данной категории: система видеонаблюдения, кнопка тревоги, входная группа должна иметь КПП и рамки металлоискателя.

Школы четвёртой категории наименее подвержены опасности, количество человек в них составляет менее ста, и в регионе не было ни одной угрозы теракта за год. В таких школах достаточно наличия тревожной кнопки на посту охранника и наружного освещения.

Для всех категорий образовательных учреждений обязательно наличие:

  • паспорта антитеррористической безопасности;
  • металлического забора высотой от полутора метров;
  • стальных (железных) дверей с запором или магнитным замком;
  • решёток на окнах первого этажа;
  • яркого освещения территории;
  • контрольно-пропускного режима;
  • постоянной связи с работниками правоохранительных органов;
  • дежурства сотрудников на уроках и переменах.

Пост охраны в школе

Основная задача охранника образовательного учреждения ­ защита учащихся, педагогического и технического персонала. Если говорить о конкретных функциях сотрудника охраны, то они следующие: регулирование прохождения в здание учащихся и работников, а также посторонних лиц, осмотр машин и содержимых в них грузов, проверка исправности технических систем, целостности запирающих устройств, оперативное сообщение о нападении в Росгвардию и др.

Безопасность учащихся в школе

В соответствии с действующим законодательством сотруднику охраны не разрешается владеть оружием, и этот факт является предметом споров в обществе. Имея в арсенале дубинку и наручники, тяжело оказать сопротивление вооруженному преступнику. На этот случай на посту охраны установлена тревожная кнопка, которая поможет незамедлительно сообщить об угрозе.

Важно, чтобы она постоянно была исправной, проверку следует делать ежедневно. Пост также оснащают системой видеонаблюдения, которая позволяет оценивать ситуацию в здании и на территории школы.

Кроме систем тревожной сигнализации и видеослежения, на посту охраны должны быть:

  • журнал учёта посетителей, расписание звонков, учебных занятий и объединений по интересам, списки учащихся, список транспорта, имеющего право въезда на территорию и другие документы;
  • стенд или ящик для хранения ключей от кабинетов и служебных помещений;
  • система оповещения;
  • телефон;
  • медицинская аптечка, средства индивидуальной защиты, первичные средства пожаротушения;
  • фонарь.

Пожарная безопасность в школе

Ответственность за пожарную безопасность в школе несёт директор или возлагает это на одного из заместителей, прошедшего инструктаж в пожарной службе. В обязанность ответственного входят покупка и проверка исправности огнетушителей, надлежащее состояние системы оповещения, проведение инструктажей с учащимися, педагогами и обслуживающим персоналом.

Безопасность учащихся в школе

Для результативности системы работы по пожарной безопасности актуальны следующие вопросы:

  • Исправность автоматического оповещения о пожаре и ручной кнопки тревоги.
  • Функционирование адресно-аналоговой пожарной сигнализации, главное преимущество которой в том, что специальные датчики, расположенные во всех помещениях, позволяют установить точное место возгорания, и сигнал тревоги автоматически отправляется в экстренные службы.
  • Оборудование школы автоматической водяной системой пожаротушения.
  • Наличие на каждом этаже не менее двух выходов.
  • Размещение на каждом этаже не менее двух огнетушителей, в специализированных кабинетах технологии, информатики, физики, химии – по одному.
  • Проведение плановой учебной эвакуации учащихся 2 раза в год.
  • Согласно СанПиН и для соблюдения пожарной безопасности учебные кабинеты 1-х классов рекомендуется размещать не выше второго этажа, а для обучающихся 2-4 классов – не выше третьего этажа.
  • Недопустимо запирать пожарные выходы со стороны помещения на замок. Если дверь по условиям охраны закрывается на ключ, то в плане эвакуации необходимо указать его местонахождение.
  • На путях эвакуации не должно быть загромождений, их следует освободить от посторонних предметов.

Для того чтобы в экстренной ситуации план принёс пользу, нужно, чтобы

Порядок выхода из помещения учащихся и персонала в случае пожарной тревоги регламентирует план эвакуации, который включает схему и описание.

Для того чтобы в экстренной ситуации план принёс пользу, нужно, чтобы он был расположен максимально правильно: рядом с основным и запасными выходами. Согласно существующих норм в школе на путях эвакуации, на лестницах, поворотах, в других зонах повышенной опасности должно быть также установлено автономное эвакуационное освещение. Направление движения на всём пути эвакуации надлежит обозначить эвакуационными знаками, размещёнными на высоте двух метров и на расстоянии не более пяти метров друг от друга.

Отработать четкий механизм действий в случае появления возгорания помогает учебная тренировка, которая осуществляется на основании приказа «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара». Слаженности всего коллектива образовательного учреждения во время учения способствует план, составленный накануне.

О том, что в школе возник пожар, оповещает пожарная сигнализация, параллельно может вестись трансляция коротких сообщений, дающих указания о необходимых действиях. Учитель должен помочь учащимся уяснить, что после сигнала нельзя вскакивать со своих мест и бежать к выходу, класс выходит из помещения организованно.

По итогам проведения учебной тревоги и последующей эвакуации создаётся акт, в котором даётся оценка проведённому мероприятию, отмечаются плюсы и минусы, а также рекомендации по совершенствованию проведения будущих тренировок.

При появлении в школе реального очага возгорания главная задача педагога – ни в коем случае не паниковать самому и не допустить беспокойства среди учащихся, так как паника может создать давку, что не позволит быстро покинуть помещение, возрастает угроза жизни людей.

Учителю следует также предусмотреть наиболее безопасный путь эвакуации, при возможности раздать детям влажные средства защиты органов дыхания и немедленно выйти из здания.

Личные вещи учащиеся и работники оставляют в помещении. Учитель берёт лишь классный журнал, выводит детей в безопасное место, сверяет, все ли учащиеся согласно списочному составу покинули горящее здание, и докладывает об этом директору школы.

Видеонаблюдение в школе

Решение об установке мест камер видеонаблюдения в помещении школы и на её территории принимает руководитель, принимая во внимание основной поток прохожих. При этом видеокамера на улице должна показывать вход на территорию, а в помещении – главный вход в вестибюле.

Действующее законодательство не регламентирует, какое количество камер и в каких местах должно устанавливаться, однако ограничения существуют:

  • Записи с видеокамер не могут размещаться в сети Интернет и хранятся в архиве не менее одного месяца.
  • Не допускается установка камер наблюдения в спортивных раздевалках, туалетах, кабинетах психолога и медицинского работника.
  • О том, что ведётся видеонаблюдение, должны предупреждать специальные знаки.

Система контроля и управления доступом в школе

Одним из современных средств, позволяющих ограничить вход в образовательное учреждение посторонним лицам, является система контроля и управления доступом (СКУД). Система представлена турникетами, которые считывают информацию с идентификатора (брелок, ключ, бесконтактная карта) и сопоставляют с зарегистрированными данными.

Безопасность учащихся в школе
Безопасность учащихся в школе

Спектр возможностей СКУД очень широк: SMS-уведомления родителям, распознавание лиц и отпечатков пальцев, автоматическое сообщение в полицию о происшествии и ряд дополнительных функций.

При установке СКУД, однако, необходимо учитывать правила пожарной безопасности: устанавливать турникеты требуется на расстоянии не менее полутора метров от входа в помещение, оборудовать легкосъёмной калиткой или предусматривать широкий проход. Для оперативной эвакуации в случае пожара СКУД должны быть разблокированы автоматически или вручную.

Инструктажи для учащихся по технике безопасности

С целью информирования учащихся о правилах техники безопасности в школах проводятся инструктажи. Как правило, это осуществляется классным руководителем на классных часах, а в средних и старших классах – на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.

Безопасность учащихся в школе
Безопасность учащихся в школе

Немалая роль в привитии культуры безопасного поведения отводится и родителям. Они должны помочь уяснить своим детям следующее:

  • В школе нельзя открывать окна, свешиваться с перил и кататься на них, бегать по лестницам и мокрым полам, покидать самовольно здание во время перерывов. Детям, особенно младшим школьникам, также следует знать о недопустимости игр с огнём и электрическими приборами.
  • Ставить в известность учителя или школьного охранника о незнакомых людях в помещении школы, подозрительных предметах или ненадлежащем поведении других учащихся.
  • Удостовериться в том, что в случае опасной для жизни ситуации ребёнок сможет позвонить по номеру 112 в экстренную службу.

В настоящее время убедиться в том, что с ребёнком всё в порядке, родителям даже на расстоянии помогут современные технологии.

Скачайте пошаговый план "Как выйти на дополнительный доход до 30 000 рублей без вреда основной работе"
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
С чего начать репетиторство
Поиск учеников
Техника и рабочее место
Программы для онлайн-образования
Скачать пошаговый план
PDF 2.8 MB
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.

Уже доказало свою эффективность мобильное приложение «Где мои дети», с помощью которого папы и мамы могут:

  • узнать, где в данный момент времени находится их ребёнок;
  • проследить маршрут его продвижения в течение дня;
  • получать оповещение, когда ребёнок покидает установленную безопасную территорию (школу, бассейн, двор и др.);
  • слушать звук вокруг ребёнка, когда он не берёт трубку.

Приложение можно установить как на смартфоне, так и на детских GPS-часах. Специалисты рекомендуют для детей младшего и среднего звена использовать именно часы, так как они будут всегда находиться на руке, а кнопка SOS, на которую ребёнок может нажать в случае опасности, располагается в доступном месте.

Родителям необходимо также присматриваться к эмоциональному состоянию своего ребёнка, интересоваться кругом его друзей и осуществлять мониторинг контента в сетях, которым он увлекается. Педагогам стоит обращать внимание на поведение школьников, их успеваемость и посещаемость уроков. Если у тех и у других возникают подозрения, то в этом случае стоит обратиться за помощью к школьному психологу.

Памятка по безопасности для детей

Слаженная работа педагогов и законных представителей в вопросах безопасности – залог сохранения жизни и здоровья учащихся. Простые правила поведения в опасных ситуациях может помочь усвоить своему ребёнку каждый родитель.

Безопасность учащихся в школе

При угрозе теракта:

  • При звуке стрельбы бегите как можно дальше, туда, где можно укрыться, пока не подоспеет помощь.
  • Если вы находитесь в помещении и стрельба слышна в коридоре, закройтесь в кабинете, забаррикадируйтесь предметами мебели.
  • Если стрельба в здании, отойдите от окон и дверей, ложитесь на пол под партой или спрячьтесь за шкафом и закройте голову руками.
  • Если террорист идет в вашу сторону, а спрятаться негде, нападайте и бейте тем, что есть под рукой.
  • Если вы стали заложником, не ведите себя вызывающе, не реагируйте на оскорбления преступников, не разговаривайте с ними и не смотрите им в глаза.
  • Не противоречьте захватчикам, выполняйте их указания, не допускайте паники.
  • Если есть возможность, тайком сообщите о нападении по телефону 112. Если говорить не можете, просто оставайтесь на связи, чтобы оператор смог расслышать звук вокруг.

При пожаре:

  • Сохраняйте спокойствие, слушайте указания учителя, выходите из помещения организованно.
  • Не предпринимайте попыток сами потушить большой огонь.
  • Не пытайтесь погасить электроприборы водой, это может привести к поражению электрическим током.
  • Без надобности не выпрыгивайте из окон выше второго этажа.
  • При задымлении закрывайте дыхательные пути (нос и рот) предметами одежды, лучше смоченными водой.
  • Личные вещи оставляйте в помещении, жизнь дороже.

Многие родители считают, что, ограждая детей от новостей о чрезвычайных происшествиях в школах, они таким образом смогут защитить своего ребенка. Однако пословица гласит «Предупреждён – значит вооружен». Вооружите своих детей знаниями о том, как поступать в опасных ситуациях, и верьте, что это им никогда не пригодится.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Пройдите тестирование и получите сертификат

Для подтверждения высокого уровня профессиональной компетенции

Узнать подробнее
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw