Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование познавательно-исследовательской активности у дошкольников через проектную деятельность. . Работа №224044

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье поднимается вопрос об одной из главных проблем современного дошкольного образования - снижении познавательной активности у детей. В качестве оптимального способа решения данной проблемы рассматривается метод проектов, основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.

Работа:

Формирования у дошкольников познавательно-исследовательской активности через проектную деятельность.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Стремлением родителей и педагогов сформировать у детей определенный запас знаний и умений превратилась в своеобразную гонку за знаниями. Транслируемость готовой информации, фассилитаторская позиция педагога основаны на субъект-объектном подходе и предполагают пассивную позицию обучаемого. Такая позиция характеризуется отсутствием ориентировки на индивидуальные особенности и интересы ребенка. Данный подход ведет к снижению мотивации ребенка к самостоятельной деятельности. А диррективность обучения сказывается на отсутствии у детей навыков поиска и работы с информацией.

В современной педагогике разрабатываются новые формы, методы и способы организации педагогического процесса, способные решить данную проблему. Проектная деятельность, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, предполагает взаимодействие педагога и воспитанника в процессе приобщения к новым знаниям, что в конечном итоге способствует личностному развитию ребенка и обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. На данном этапе необходимо выявить, что ребенку известно о данной проблеме, а также выявить пробелы в знаниях по данной теме. Эти пробелы и будут служить дальнейшим планом действий. Необходимо зафиксировать их и уточнить где искать информацию, к кому обратиться за помощью. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, ищут, творят. На данном этапе идет активный сбор информации, разработка моделей, создание творческих продуктов (доклады, макеты, копилки материалов, творческие альбомы, выставки, мини-музеи и пр.)

Заключительным, IV этапом работы над проектом является подведение итогов. На данном этапе происходит презентация готового продукта, определение задач для новых проектов.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

4.Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №

5. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×