Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Автор:
Токарев Геннадий Николаевич,
педагог дополнительного образования
Вовлечение учащихся в творческие конкурсы – как одна из форм поддержки одарённых детей
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие дары природы. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей. Ребенок, как и взрослый человек, стремится к самовыражению и самореализации своих способностей, но не каждый способен самостоятельно открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать их. Поэтому для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детского творчества, целостного развития личности ребенка нужны благоприятные условия, непосредственная помощь и поддержка взрослых.
Нельзя начать разговор о талантливых детях, не уточнив смысл слова «талант». Талант – присущие от рождения определенные способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча от трех рабах, которым хозяин каждому подарил монеты под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. И поэтому из Библии слово «талант» обозначает «дар Божий», возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Говоря о детском таланте, мы имеем в виду некую одаренность в чем-либо. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. Под талантливыми детьми я подразумеваю не вундеркиндов, а тех, чей талант принесет плоды впоследствии – в течение их жизни.
В настоящее время тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Работа по педагогической поддержке и сопровождению талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально-образовательной инициативы «Наша новая школа». Поэтому работа с одаренными (талантливыми) детьми является приоритетной и в работе каждого образовательного учреждения.
К сожалению, популярная фраза «талант себя проявит» не соответствует действительности. Талантливому ребенку необходимо помогать, создавать для него благоприятные условия. Широкое вовлечение детей в систему мероприятий различной направленности позволяет им проявлять и развивать свою одаренность. Педагогическая наука за свою историю разработала много форм и методов помощи одарённым детям и работы с ними. Одной из таких форм является конкурсная и соревновательная деятельность.
Как известно, все конкурсы и соревнования исторически происходят от игры в любом её проявлении, а любая игра – родом из нашего детства. Именно в детских играх зарождаются и проявляются характеры, эмоции, важнейшие человеческие качества – стремление к познанию нового, самооценка, коллективизм, лидерство, воля, взаимопомощь, умение преодолевать трудности, терпеть поражения и делать правильные выводы из побед. А проигрывать и побеждать следует учиться с детства. Как сказал Б. Пастернак «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Всю глубину этой фразы ребёнку понять очень сложно без помощи взрослых – родителей, учителей, педагогов, наставников. Если говорить о педагогах, то нет ничего эффективнее личного примера. Педагог, прежде всего, сам должен участвовать в конкурсах, стремиться к личному совершенству, к творческой самореализации, к высокому положительному результату, своим личным примером показывать необходимость, важность и практическую пользу от конкурсной и соревновательной деятельности.
Говоря о роли дополнительного образования в развитии одарённости детей, то без него школьное образование не справилось бы в полной мере с решением главной задачи – развитие и помощь в реализации творческого потенциала одаренного ребенка. Возможности дополнительного образования в данном вопросе очень широки. Именно с помощью него родители могут выстроить для своего чада индивидуальную траекторию развития, отвечающую потребностям и возможностям ребенка. В дополнительном образовании каждому ребенку предоставляется возможность выбора образовательной области, направленности программ, времени их усвоения. Таким образом, индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы и потребности конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Только в дополнительном образовании удаётся использовать такой неоценимый ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие различных областей и сфер творческой деятельности, что в обычной школе затруднено.
Активная деятельность педагогов дополнительного образования, находящаяся в тесном взаимодействии с общим образованием является не только важнейшим фактором усвоения учебных программ, но и средством воспитания и развития неординарной творческой личности.
И, конечно, нельзя забывать о похвале. Результаты и достижения у детей могут быть разными, но похвалы должно хватать на всех. Похвала – это своего рода тоже признание, если уж не заслуг, то стараний, трудов, затраченных сил и эмоций. Один философ сказал: «Меня мой учитель так долго хвалил, что, в конце концов, я стал таким». Умение хвалить – это талант, так как похвала – лучший способ закрепить положительные поступки. Похвала окрыляет. Ребёнок должен всегда осознавать, что любой результат его труда, любая творческая неудача или поражение в конкурсе – это не трагедия, не тот случай, за которым следует наказание, неодобрение или упрёк, а лишь только очередной шаг к успеху, к победе. И если это шаг был сделан честно, старательно, вдохновенно, то он уже достоин всяческой поддержки и похвалы. В конце концов, кто ничего не делает, тот и не ошибается.
Посредством участия в конкурсах различных уровней, викторинах, олимпиадах, соревнованиях и прочих испытаниях, у детей формируются приоритеты, вкусы, наклонности, эмоциональный опыт, закаляется характер, приобретаются навыки самостоятельного труда и коллективного сотрудничества, формируется индивидуальное творческое лицо и осознание себя полноценной личностью.
Конечно, конкурсы, олимпиады, соревнования, помимо всего, формируют не только личность, но и духовно-нравственную личность. Ведь любые конкурсы в образовательной среде учат не просто побеждать, а побеждать честно, не просто проигрывать, а осознавать причины своего проигрыша и пытаться в следующий раз сделать свою работу лучше; конкурсы учат любить свою страну и малую Родину, вдохновляться красотой родной земли и брать примеры с людей, которые прославляют свою землю добросовестным трудом, подвигом, творчеством, материнством. Конкурсы учат терпению и терпимости, воспитывают стойкость духа и открытость души ребёнка, порождают в нём духовные искания и дают примеры нравственных установок для его будущей самостоятельной жизни. Примером конкурсов с ярко выраженным духовно-нравственным компонентом, которые проводит наша Станция юных техников могут служить такие фотоконкурсы, как «Семейный альбом», «Моё святое Белогорье», «Земля российского подвига». Сами названия этих конкурсов говорят сами за себя.
Подытоживая вышесказанное, хочется ещё раз подчеркнуть важность роли и ответственности всего дополнительного образования и каждого конкретного педагога, в создании всесторонних условий для подготовки ребёнка к самостоятельной, интересной, плодотворной, успешной жизни.
Что я несу с собой: добро иль вред?
Лишь знают небеса, не мне судить.
Но только хочется оставить в жизни след,
И не дай Бог, хоть как-то наследить.