Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Ложь - как социально - психологический феномен человеческого общества. Работа №211576

Дата публикации:
Автор:
Описание:

“Большая часть человеческих взаимоотношений

основана на обманах и уловках, иногда веселых и забавных,

иногда низкий и злобных. Лишь не многие счастливцы,

 такие как матери и младенцы, истинные друзья и любящие, совершенно искренни друг с другом.”

 

Эрик  Берн

          В современное время, каждый человек может быть подвержен лжи, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. Будь то ложь как скрывание истины для сокрытия “темных” дел других людей, или как сокрытие фактов, но во благо. Все это окружает нас, и казалось бы, люди должны стремиться предостеречь себя от этого, или хотя бы уменьшить количество лжи в свою сторону.

Цель моей работы: научить людей распознать ложь с помощью мимики и жестов.

Задачи:

1.              Раскрыть сущность лжи как коммуникативного акта

2.              Научить людей понимать, когда им лгут

3.              Провести урок учащимся  6-го класса

4.              Разработать буклет, в который входит   мимика и жесты, указывающих на лжеца

Работа:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №96 с углублённым изучением английского языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ложь-как социально-психологический феномен человеческого общества

 

 

Автор: Забелина Амина

МБОУ СОШ №96

Руководитель проекта:

Черненко Анастасия Николаевна,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2019

Содержание

 

Введение………………………………………………..……….………..…....3

1.Ложь и обман как психологический феномен……………………….…..…..5

1.1 Понятие лжи ……………………………………………………….………5

1.2 Функции лжи………………………………………………………………....7

1.3 Уровни распознания лжи…………………………………………………....7

2. Практическая часть…………………………………………………………9

2.1 Проведение урока…………………………………………………………….9

3. Заключение…………………………………………………………………….10

3.1.Список используемой литературы………………………………………….11

Приложения……………………………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большая часть человеческих взаимоотношений

основана на обманах и уловках, иногда веселых и забавных,

иногда низкий и злобных. Лишь не многие счастливцы,

такие как матери и младенцы, истинные друзья и любящие, совершенно искренни друг с другом.

 

Эрик Берн

В современное время, каждый человек может быть подвержен лжи, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. Будь то ложь как скрывание истины для сокрытия темных дел других людей, или как сокрытие фактов, но во благо. Все это окружает нас, и казалось бы, люди должны стремиться предостеречь себя от этого, или хотя бы уменьшить количество лжи в свою сторону.

Психология лжи изучалась еще античными философами такими как Платон и Аристотель. Они пытались разобраться не только в сущности самого понятия ложь, но и в причинах ее возникновения.

Понятие лжи является предметом исследования во многих гуманитарных науках, но пока это мало способствует выявлению ее специфики в разных областях практической и теоретической деятельности. В частности, не определены отличительные признаки категории лжи в психологии: если ограничиться характеристикой лжи только как оценкой суждений, в которых неверно представлены факты, то эти признаки становятся неразличимыми. Большинство из представленных в литературе исследований направлены на изучение диагностики лжи.

Наиболее полно понятие лжи и ее признаки раскрыл Пол Экман, являющийся специалистом в этой области.

Анализ отечественных психологических публикаций показывает, что, несмотря на очевидную актуальность обсуждаемой темы, в нашей науке почти нет исследований, посвященных изучению закономерностей порождения и понимания лжи в системах коммуникации.

Цель: научить людей распознать ложь с помощью мимики и жестов.

Задачи:

Раскрыть сущность лжи как коммуникативного акта

Научить людей понимать, когда им лгут

Провести урок учащимся 6-го класса

Разработать буклет,

в который входит мимика и жесты, указывающих на лжеца

 

Объект исследования: дети 11-12 лет

Предмет исследованиямимика и жестикуляция, выдающая ложь.

 

Время работы над проектом: ноябрь 2018 г. – апрель 2019 г. (долгосрочный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ложь и обман как психологический феномен

1.1 Понятие лжи

Всякий человек есть ложь, -говорится в псалме 115 (ст. 2) .По словам Х. Вайнриха, мы могли бы перевести это так: человек есть существо, способное лгать. По Виктору Знакову, ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности. Наиболее распространено в европейской культуре определение Блаженного Августина: ложь – это сказанное с желанием сказать ложь. С помощью вербальных и невербальных средств коммуникации лжец вводит своего собеседника в заблуждение относительно истинного положения дел в обсуждаемой области. В ситуации общения ложь является выражением намерения одного из собеседников исказить правду. Суть лжи всегда сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении выражает другое.

В книге И. Вагина Психология выживания в современной России рассматриваются проблемы обмана и лжи. В ней говорится о том, что человек, как правило, лжет или для достижения собственных целей, или для возвышения себя в глазах окружающих, или для сокрытия информации, которая может скомпрометировать человека.

По Ю.И. Холодному, ложь – это сознательное искажение известной субъекту истины: она "представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, субъекта, имеющий своей целью ввести в заблуждение" собеседника. Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи, с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и, в случае таковой, может, по-видимому, рассматриваться как психическая патология. В силу того, что, безусловно, правдивых людей нет, различие между лжецом и правдивым человеком носит весьма условный характер и обязательно требует конкретного ситуационного уточнения.

Некоторые психологи выделяют ложь как отдельную категорию с разными функциями. Другие же (к примеру, Пол Экман) не разграничивают ложь, более обращая свое внимание ни на определение, а на ее функции. В целом, можно констатировать, что ложь является социально-психологическим компонентом жизнедеятельности человека в обществе. Поэтому любые попытки «исключить» её из нашей жизни являются утопичными, психологически неверными и, в силу этого, бесперспективными.


1.2. Функции лжи

Все мы знаем, что такое ложь - сами часто ею пользуемся, и нас обманывают. Ложь существует, и будет существовать, как механизм воздействия людей друг на друга с целью удовлетворения своих желаний.

Первая функция лжи - защита своих материальных интересов.

Это, прежде всего, защита человека, группы близких ему людей, материальных или духовных ценностей от изменений, которые рассматриваются этим человеком как нежелательные.

Однако если ложь помогает сберечь материальные средства, значит, она в состоянии их и приумножить. Действительно, многие люди давно используют обман для обогащения.

Добытая шкура первобытного мамонта делилась с не меньшим энтузиазмом, чем делится бюджет современными представителями власти. Ложь для них служит средством добычи материальных благ.

Вторая функция лжи - приумножение своих материальных или духовных благ.

Рыбак, надевающий червяка на крючок, что делает? Обманывает рыбу, приобретает материальные блага, то есть реализует функцию лжи.

Писатель, переписывающий книгу неизвестного автора и выдающий ее за свою, или ученый, приписывающий свою фамилию в список авторов, что делает? Приобретают духовные блага (славу, известность, престиж, статус и т.п.). Все эти люди реализуют еще одну функцию лжи - приобретение духовных благ. 

Еще одной функций лжи является агрессия.

С помощью лжи один человек стремится подчинить другого человека, заставляя его выполнять свои цели, которые по-другому его никак незаставить выполнить. "Ну, что поделать, если по-хорошему не хочет!"Демонстрация видимости угрозы для жизни и здоровья позволяет существенно изменить поведение "жертвы".

Таким образом, можно сделать вывод, что ложь позволяет человеку выживать в условиях сложного современного окружения. Но если выживание будет сопровождаться смертью или разорением этого окружения, можно сделать предположение, что для одних ложь - это хорошо, а для других - плохо.

Рыбаку всегда хорошо от пойманной рыбы, а вот каково рыбе на сковороде?


1.3 Уровни распознавания лжи

Установлено, что распознавание лжи возможно на трех уровнях: психофизиологическом, вербальном (словесном) и невербальном (мимика, поза, жесты).

На психофизиологическом уровне информация поступает в виде внешних проявлений функционирования внутренних органов, которые человеку контролировать практически невозможно.

Психофизиологические симптомы лжи:

Можно сказать, что ложь — это несвойственное проявление действий человека. Поэтому в ситуации обмана организм как бы «выражает» свое сопротивление этому, реагирует на стресс и поэтому ведет себя по-другому. Эти физиологические проявления трудно контролировать обыкновенному человеку, если конечно он не обладает совершенными способностями регуляции, что может далеко не каждый.

Прежде всего, это: дрожь в голосе, теле, которую собеседник не может остановить, учащенное моргание, человек напрягает губы, покусывает их, «жует», над верхней губой, на лбу появляются капельки пота, частое или сильное сглатывание слюны, желание пить (из-за сухости во рту), покашливание (на нервной почве), периодическое заикание, голос приобретает другой тон, не характерный для собеседника, меняется ритмика, тембр, сбивчивое неспокойное дыхание, изменение цвета лица, бледность или покраснение, учащенное сердцебиение, пульсация крови в висках, сонной артерии, подергивание мелких мышц лица (веко, бровь и т.п.).

На вербальном уровне — проверка логической согласованности информации и соответствия невербальным компонентам взаимодействия.

Считается, что раскрытые ладони — признак того, что собеседник говорит правду. Но если обманщик улыбается и намеренно использует этот жест, и в то же время говорит неправду, его выдадут другие проявления, свидетельствующие о его неискренности. Такие микродвижения, микросигналы проявляются на доли секунды и часто не видны, но, как правило, людям с развитой интуицией и, конечно, специалистам, занимающимся в области невербальных коммуникаций, они заметны. К таким микросигналам относятся искривление лицевых мышц, часто несимметричное, расширение или сужение зрачков, учащенное моргание, румянец и множество других. В частности, в таких ситуациях вы чувствуете, что что-то не так, но не можете понять, что именно.

Вербальные сигналы, выдающие ложь

Фиксирования только одних невербальных сигналов и психофизиологических проявлений недостаточно для того, что бы определить, насколько искренен ваш собеседник. Кроме непосредственного наблюдения за поведением человека, несомненно, имеет важность то, насколько вы внимательны к его высказываниям. Здесь важно не только смысловое содержание того или иного сообщения, а характер и направленность получаемой информации.

Как правило, искренний человек будет отстаивать свою правдивость при проявлении сомнении в ней, поэтому двусмысленность, уклончивость несвойственна человеку в данной ситуации. Если собеседник лжет, то ему с каждым разом все труднее и труднее будет скрывать свою ложь и контролировать свое спонтанное поведение.

На невербальном уровне – происходит наблюдение за поведением человека при неискренности: за мимикой, пантомимикой, жестами.

Большинству людей врать труднее, чем говорить правду. Этим и объясняется отличающееся от обычного поведение человека, который врет. Он часто меняет свою позу, не может усидеть на одном месте. Его жестикуляция становится более активной, он может совершать множество ненужных движений руками, поэтому по внешним проявлениям можно без особого труда обнаружить волнение человека.

Ложь выдают еще паттерны движения глаз. Недаром опытные следователи высаживают подозреваемого на свет и внимательно следят за глазами.

 

2.Практическая часть

2.1 Проведение урока

 

Мной был проведён урок у учащихся 6 класса, на котором были представлены жесты  и мимика присутствующих у  лжеца, и были даны различные ситуации в  которых были использованы данные жесты. В проведении урока мне помогали мои одноклассники: Тарбин Дмитрий и Севрюкова Арина

Задачей учащихся было распознать, мы говорим правду или обманываем 

Цель урока: научить детей распознавать лжеца по его мимике и жестам.

Задачи урока: 

1) Придумать ситуации с жестами и мимикой лжи(См. Приложение 1)

2) Разработать презентацию(См. Приложение 2)

3) Представить своё выступление учащимся 6 класса (См. приложение 3)

4)Проанализировать результаты после каждого предъявления ситуации, оформить результаты в виде диаграмм(См.Приложение 4)

 

Урок приводился на базе МБОУ СОШ №96 с углубленным изучением английского языка

 

Вывод: проведя урок и проанализировав все факты, я сделала вывод: большинство учащихся 6 класса поняли теорию лжи, а также научились распознавать ложь, по различным невербальным признакам.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня, ложь как психологический феномен изучают за рубежом такие представители как Пол Экман,Олдерт Фрай и в России -Виктор Знаков. Работа американского психолога, профессора психологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско Пола ЭкманаПсихология лжи является одной из книг, в которой довольно полно представлены все наработки по этой проблеме. Данная книга - результат многолетних исследований одного из крупных специалистов в мире по данному вопросу. В России написано много работ по монографии Экмана.Русскому переводу книги приложено послесловие Западные и русские традиции в понимании лжи доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института психологии Российской академии наук Виктора Знакова, в котором он дополняет Экмана.

Основной проблемой лжи в психологической науке является малая изученность аспектов данной области. Наибольшее внимание уделено изучению диагностики лжи, что отражается в данной работе количеством рассматриваемого материала по этой теме.

В этой работе были рассмотрены понятия лжи,её виды и функции,а также способы распознания. Ложь - это действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчётливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды. Ложь проявляется на основе психофизиологических свойств организма обманывающего. Также мы рассмотрели признаки лжи. Признаки лжи бывают на вербальном (слово) и невербальном уровне (жесты, мимика, телодвижения). Трудности, с которыми пришлось столкнуться во время написания работы, заключались в основном в нехватке литературы по теме, что объясняется малой изученностью этой проблемы.

Данная работа может найти своё практическое применение не только в отраслях научной сферы, но и в повседневной жизни каждого человека.

Также нами были сделаны следующие выводы:

- проблема лжи существуют на протяжении столетий

- ложь – малоизученный феномен человеческого общества

- можно научиться распознавать ложь по невербальному поведению собеседника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

 

Литература:

Книга «Психология детства» - Зеньковский,

1995

Книга «Возрастная психология» - Кулагина И.В, 1999

Книга «

Психология выживания в современной России»-

Игорь

Вагин,2004

Книга

«

Псалтырь. Псалмы святого пророка и царя Давида»,1996

 

Интернет-ресурсы:

https://heaclub.ru/kak-ponyat-chto-tebe-vrut-priznaki-lzhi-cheloveka-pri-besede-obshhenii-kak-raspoznat-lozh-zhenshhiny-i-muzhchiny-po-mimike-zhestam-glazam-teoriya-lzhi-kak-raspoznat-lozh-v-perepiske-tekstovyh

http://www.aif.ru/health/psychologic/33091

https://www.b17.ru/article/105845/

http://www.voppsy.ru/znakov.htm

 

 

 


Приложение 1

Проведение урока
Мной был проведён урок у учащихся 6 класса, на котором были представлены жесты и мимика присутствующих у лжеца, и были даны разные ситуации, в которых были использованы данные жесты, их задачей было распознать, мы говорим правду или обманываем. В проведении урока мне помогали мои одноклассники: Тарбин Дмитрий и Севрюкова Арина

Цель урока: научить учащихся 6 класса распознавать лжеца с помощью жестов и мимики
Задачи: 1) Показать презентацию учащимся 6 класса на тему: «Теория лжи». 2)Ознакомить учащихся с жестикуляцией используемой лжецом. 3)Представить ситуации с применением жестов и мимики лжеца.

Действия
1. Совместно с руководителем организовали урок.
2. Я продумала ситуации с мимикой и жестами лжи
1)Дмитрий-отец, Амина-Дочь.
Дмитрий подходит к Амине и спрашивает:
"Привет, ты сделала уроки?" Амина, почесывая шею, ответила «Да»
2)Дмитрий-ученик, Амина-учительница.
Дмитрий пришел на урок. И Амина спрашивает у него:
"Дима, ты выучил стих "Памятник"?
Дима, почесывая нос, ответил: «Вроде да»
3)Амина-дочь,Дмитрий-отец,Арина-подруга дочери
Дмитрий не разрешает Амине позвать свою подругу Арину в гости, но Амина не слушается Дмитрия и зовет свою подругу в гости без его ведома.
Девочки спокойно общались у Амины в комнате (кабинет 304),но тут пришел Дмитрий. Амина налету спрятала подругу в шкаф и села на стул, делая, вид, что ничего не произошло
Дмитрий заходит и спрашивает: « Все хорошо?» Амина отвечает: «Да»

И тут из шкафа разноситься чих
Дмитрий подходит к шкафу и открывает его, видит Арину и спрашивает: «Кто это?»
Амина, нервничая, отвечает: «Манекен»
3. Я разработала презентацию по теме: «Теория Лжи: Как распознать, что вам лгут»

4. После сбора всей информации я начала проводить урок
5. Я ознакомила учащихся с теорией лжи (рассказала, что такое ложь, какие у неё функции, и 3 основных причины вранья людям)
6. Я рассказала им подробную информацию по мимике и жестах лжеца
7. Мы представили им ситуации с жестами и мимикой лжеца (после каждой ситуации мы спрашивали, наврали мы им, и какой жест лжеца нас раскрыл)
8. После представленных ситуаций я спросила учащихся, как они поняли теорию лжи
9. Исходя из моего урока я подвела следующие итоги: 1)Ложь может проявляться не только в лексиконе человека, но и в его жестах.
2) Учащиеся с помощью жестов и мимики представленными нами, научились распознавать ложь.


Приложение 2

 

 

Приложение 3

Данная диаграмма показывает, что учащиеся не сразу смогли распознать ложь.

При повторном предъявлении ситуаций гораздо больше учащихся смогли распознать ложь.

 

Для усвоение темы, мы предоставили учащимся еще две ситуации с жестами лжеца.

Результаты улучшились, учащиеся поняли тему: «Ложь-как социально-психологический феномен человеческого общества»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×