Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры". Работа №209205

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие речи у детей через сказки.

Работа:
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников.
Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать игру. В связи с этим, моя методическая тема – Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности.
Начиная работу во второй младшей группе, в первую очередь я уделила внимание развитию мелкой моторики руки, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени натренированности движений пальцев. Для укрепления и развития детской руки совместно с родителями были изготовлены тренажеры для различных действий с предметами: расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, нанизывание колец на тесьму, закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. Изготовленные родителями тренажеры ежедневно использовались детьми для развития мелкой моторики рук. Кроме того, большое внимание я уделяла проведению пальчиковой гимнастики. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. К подготовительной группе мои воспитанники выучили огромное количество пальчиковых игр.
Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Мной была составлена картотека дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры речи, развитие связной речи и фонематического слуха, подготовку к обучению грамоте. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. Составленную картотеку игр я постоянно пополняю новыми играми.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Одним из доступных, полезных и эффективных методов развития речи я считаю театрализованные игры. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального речевого, литературного и художественного развития. Она имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи.
Игры – драматизации на основе литературных произведений служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы.
Знакомство детей с театрализованными играми я начала с младшего дошкольного возраста. Малышам показывали сказки взрослые и дети, вызывая у них положительный эмоциональный настрой, формируя простейшие образно - выразительные умения, которые усваивались путем подражания речевой практики.
В средней группе решались следующие речевые задачи: обогащался словарь детей, формировалось правильное произношение звуков, совершенствовалось отчетливое произношение слов и словосочетаний, развивалась интонационная выразительность и диалогическая речь детей.
В старшей группе продолжалась работа по обогащению и активизации словаря, закреплялось правильное произношение звуков и дифференциация их на слух, в речь вводились существительные, прилагательные, наречия, глаголы, предлоги. Дети учились пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Совершенствовалось умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.
В подготовительной группе продолжалась работа по активизации и уточнению словаря. Отрабатывалась дикция, речевое дыхание, совершенствовались диалогическая и монологическая формы речи, воспитывалась культура речевого общения. Дети за весь период обучения с большим удовольствием участвовали в театрализованных представлениях, организованных педагогами, и применяли приобретенные навыки в самостоятельной деятельности.
Вся проводимая работа по развитию речи посредством игры дала положительные результаты: ни один ребенок из моей группы (за исключением проблемы с заиканием) не был отправлен в логопедическую группу, у детей к периоду окончания дошкольного возраста был отмечен достаточно высокий уровень речевого развития по всем разделам. Таким образом, было доказано, что использование игр на занятиях и в режимных моментах не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×