Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Развитие речи детей в опытно-экспериментальной деятельности". Работа №232377

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Опыт занятий по экспериментальной деятельности как средство развитя речи детей дошкольного возраста. 

Работа:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 261» г. Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

(дети 6-7 лет)

«Школа юных ученых. Соль и ее свойства»

Номинация: «Ужасно интересно, все то, что неизвестно!»

 

 

 

 

Подготовила

воспитатель

Кондакова

Мария Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь

2020

 

 

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Цель: развитие интереса к окружающему миру, расширение кругозора и представлений детей о веществах и их свойствах.

 

Программное содержание

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами соли

,

изучить особенности соли, ее

свойства, качества и применение.

Активизироват

ь словарный запас по теме «Опыты и эксперименты», «Соль

».

Способствовать с

овершенствова

нию грамматического строя

речи.

 

Развивающие задачи:

развивать умение обобщать, устанавливать причин

но-

следственные зависимости, умение делать выводы.

Развивать навыки связной речи, память, мышление, тонкую и общую моторику.

способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать 

соль

, как средство для творчества.

 

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

 

 

Предварительная работа:

Предыдущие занятия в «Школе юных ученых», опытно-экспериментальная деятельн

ость;

Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка 

«

Соль

»

.

Рисование в нетрадиционной технике с использованием соли;

Сбор образцов соли 

(морская, поваренная, каменная)

.

Наблюдение «Как дома используется соль».

 

Словарная работа: соленый, соляной, солеварни, поваренная соль, кристаллы, кристаллизоваться.

 

Материалы и оборудование:

Презентация «Соль и ее свойства»

Соль каменная, морская, поваренная «экстра», лупы, мел цветной, декоративная емкость для заполнения цветной солью, блюдца, стаканы с

водой, емкости с измельченным мелом, чайные ложки, два яйца, фартуки для работы.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами снова попали в школу юных ученых, значит нам с вами предстоит очень интересная работа, чем же мы будем заниматься?

Дети: Мы будем проводить опыты, совершать маленькие научные открытия.)

Воспитатель: Вы отгадаете, что мы будем изучать?

 

Отдельно — я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, ребята, догадались? Ну, конечно, это (соль)

 

Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами разная соль, какая она?

Дети: мелкая, сыпучая.

Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Да и пища без соли не так вкусна. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно - хлебавши».

Для чего же нам нужна соль?

Дети: добавлять в пищу, посолить овощи, законсервировать продукты, чтобы использовать в медицине, посыпать дорожки зимой.

Воспитатель: Наша планета очень богата соляными месторождениями, человек давно научился добывать соль. Виды соли различаются по цвету.

Соль бывает белой, розовой, голубой, красной и даже черной, когда ее особым образом запекают и в ней содержится небольшое количество угля.

Соль добывают разными способами – каменная соль добывается из соляных шахт. Как же она туда попала, под землю? (ответы детей) Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась.

Еще один способ добычи соли из морской воды, такую соль называют морской.

Игровое упражнение «Ученые»

Как настоящие ученые мы вырастем вот такими большими (потянуться вверх на носочках)

Сделаем вот столько научных открытий (развести руки широко в стороны)

Разгадаем самые таинственные секреты (нагнуться и помахать руками)

И расскажем об этом людям (развести руки в стороны).

Воспитатель: а теперь, ребята, садитесь за столы, мы с вами займемся изучением свойств соли. Для проведения опытов мы будем пользоваться специальными картами опытов (приложение 1).

 

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? 

Дети: соль похожа на порошок.

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? 

Дети: соль состоит из белых кристаллов)

Воспитатель: Какого цвета наша соль:

Дети: Белого.

Воспитатель: Давайте понюхаем осторожно соль

Дети: Соль не имеет запаха»

Воспитатель: Какие выводы мы можем сделать?

Дети: Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, давайте положим в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Дети: Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Воспитатель: отчего появляется такой звук?

Дети: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Воспитатель: В тарелочки с солью добавьте 1 ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Дети: соль впитала воду.

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

 

 

Опыт№4. «Соль растворяется в воде»

Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, положите в стакан ложку соли, перемешайте и посмотрите, что получится.

Дети: Соль растворилась в воде

Воспитатель: Да, ребята, соль растворилась в воде. А Соль исчезла

Дети: Нет, соль растворилась).

Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Дети: попробовать на вкус.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Дети: Соль растворяется в воде.

 

Опыт № 5. «Соль делает воду более плотной».

Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? 

Дети: Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?

Дети: Да.

Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с пресной водой. Что вы видите?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с соленой водой. Что вы видите? 

Дети: яйцо утонуло.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

 

Игровое упражнение

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

 

Творческая работа.

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в мастерскую, и показать, для чего еще люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые мы измельчили.

Добавьте в емкость к цветному порошку соль, оставшуюся в контейнерах. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами – цветная соль.

Воспитатель: сейчас мы с вами заполним этот сосуд цветной солью с помощью воронки. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, а красиво сочетались.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами занимались сегодня?

Дети: мы изучали соль.

Воспитатель: какие открытия мы сделали?

Дети(с помощью карты фиксации опытов делают вывод): Соль - это полезное ископаемое, состоит из кристаллов, не имеет запаха, растворяется в воде, поглощает воду, делает воду более плотной.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, мы ждем вас в нашей «Школе юных ученых» для новых открытий.

 

Приложение 1

Карта фиксации опытов

(ниже)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт 1 Из чего состоит соль?

 

 

 

 

 

 

Опыт 2 Соль хрустит

 

 

 

 

 

 

Опыт № 3 Соль поглощает воду

 

 

 

 

 

 

Опыт № 4 Соль растворяется в воде

 

 

 

 

Опыт № 4 Соль делает воду более плотной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Презентация к занятию (прикреплена отдельным файлом)

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×