Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование УУД на уроках литературы посредством СОТ.. Работа №218163

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературы. 

Работа:

Формирование УУД на уроках литературы посредством СОТ.

   Формирование универсальных учебных действий сегодня является одной из ключевых целей образования, и, следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы на уроках создавать условия для успешного развития «умения учиться».

Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее научить детей добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.

Т.е. ключевой вопрос на сегодня: «Как учить?» Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, нравственных качеств, компетенций. И, естественно, перед каждым из нас стоит проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Я стараюсь использовать разные образовательные технологии. Основная технология в моей работе – это ТРКМЧП. А сегодня хочу поделиться своими наработками использования еще одной педагогической технологии.

Одним из основных видов деятельности на уроке является чтение. Не секрет, что наши дети мало читают. С этим сталкивается каждый учитель. И поэтому удачный выбор образовательной технологии - это залог успеха.

Одна из интереснейших, на мой взгляд, технологий – это технология продуктивного чтения. Она  ориентирована на формирование типа правильной читательской деятельности и включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения: антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Учащиеся определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев по названию произведения, по имени автора, по ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Один из приемов, который я использую, «Деформированный текст».

Примеры.

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы:

1) Доброе слово лечит, а злое калечит.

2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

 

Другой пример. Составление эпиграфа к уроку.

Не было таких товарищей, бывали и в других землях товарищи, как в русской земле, но таких

Учащиеся составляют предложение.

“Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей...” Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”.

- Какова основная мысль данного эпиграфа?

- Выделите ключевое слово.

-Так о чем мы сегодня будем говорить?

II этап. Работа с текстом в процессе чтения.
Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение – слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста и возрастом учащихся. С помощью беседы происходит выявление первичного восприятия текста. Выявляются совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием прочитанного текста.

Затем перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Выразительное чтение.

 

Приемы, которые могут быть использованы: а) читательский дневник, который заполняется по мере чтения произведения; б) двухчастный дневник, который заполняется по мере чтения произведения; в) бортовой журнал; г) инсерт; д) кластер; е) лолограф.

Прием « ЛологрАф» - логическая схема, доказательство основной мысли.

Схема включает: а) основную мысль (основной тезис) текста (т. е. авторскую позицию); б) систему констатирующих тезисов, продвигающих рассуждение; в) вывод – аналитическую оценку ситуации. Эти основные элементы логической структуры текста часто дополняются второстепенными элементами – иллюстративным материалом и фоном.

Примеры:

Работа над образом Тараса Бульбы в трех группах на основе ранее составленного лолографа. Ребята находят материал раскрывающий содержание следующих положений: Тарас – человек; Тарас – отец; Тарас – куренной атаман.

Раскрывая тему «Тарас -- отец», особое внимание обратить на эпизоды «Тарас убивает Андрия» и «Тарас на казни Остапа». Можно приготовить художественный пересказ этих эпизодов, а чтобы усилить эмоциональное восприятие, использовать эпизоды из одноименного фильма (2009 г. )  
Раскрывая третью тему,  нельзя обойтись без эпизодов «Речь о товариществе» и «Смерть  Тараса». Также можно привлечь эпизоды из фильма и художественный пересказ этих эпизодов. 
Завершая работу над образом главного героя повести, задаю обобщающий вопрос всему классу: «Нельзя представить Тараса без его любимой люльки с табаком. Как эта предметная деталь объединяет в единый образ понятия: Тарас - человек, Тарас - отец, Тарас – куренной атаман?»
Учащиеся получают задание:     Пользуясь получившимся логографом, составить план характеристики Тараса Бульбы и приготовить устный рассказ об этом герое.

 

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

 

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем.Беседа о личности писателя.рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с дополнительными источниками, заглавием, иллюстрациями, со средствами изобразительности. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? Здесь же рассматривается стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанр произведения.
4.Выполнение творческих заданий.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Пример творческого задания.

Данная технология отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится – наблюдателем и наставником.

 

В результате использования технологии продуктивного чтения у учащихся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действии будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать литературные произведения, овладеют действием моделирования, широким спектром логических действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию единомышленника и оппонента, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Подводя итог сказанному, хочется сказать, что формирование УУД на уроках посредством СОТ

 должно неизбежно влиять на появление позитивных учебных результатов по предмету,
способствовать повышению качества знаний учащихся в течение  учебного года;
 должно оказать значительное влияние  на развитие ключевых  компетенции учащихся. 

Закончить хотелось бы словами Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×