О необходимости развития у учащихся креативного мышления. О некоторых техниках развития креативного мышления у учащихся средней школы.
Креативное мышление необходимо ли?
В современном обществе нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной жизни в разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.
Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.
Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:
— Умение мыслить логически.
— Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.
— Умение преодолевать стереотипы.
— Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.
— Умение находить нужные знания и подходящие методы.
Можно выделить три основных элемента креативности:
• компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);
• творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;
• мотивация (внутренняя и внешняя).
Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться.
Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.
Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же.
Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости.
Решительность, сообразительность, умение рисковать, широкий кругозор – все эти качества свойственны креативному человеку.
К другим параметрам относят:
нестандартность, оригинальное решение задач;
способность выдавать много идей за короткий промежуток времени;
гибкость мышления и действий;
развитое образное представление;
использование метафор и ассоциаций;
внимательность – нахождение противоречий и необычных элементов;
придание абстрактным образам реальных форм.
Часто техники для развития креативности напоминают детские игры и задания. Это неспроста, ведь люди с самого рождения наделены творческим потенциалом, который у большинства не реализован. Дети еще не привыкли мыслить шаблонно, поэтому действуют интуитивно, полагаются на ощущения. Это врожденная способность у большинства взрослых стерлась.
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
(М.В. Ломоносов)
Математика — один из сложных предметов для изучения школьниками. Одним она дается легко, а для других представляет определенные сложности. Для развития интереса к изучаемому предмету учителю нужен не только индивидуальный подход к каждому ученику, но и решить ряд определенных задач:
привить интерес к урокам математики;
улучшить навык исследовательской работы;
развить логическое и пространственное мышление;
ученик должен уметь эффективно усваивать новую информацию;
работать со справочной литературой и иными источниками информации.
Это лишь часть задач, которые стоят перед каждым педагогом. При возникновении проблемных ситуаций использовать следующие приемы:
решение задач несколькими способами;
самостоятельный поиск интересных задач и решений;
создание собственных задач на логику и нестандартное мышление.
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником. Вызывают интерес к поставленным задачам.
Для привития интереса к предмету лучше всего начинать обучение в игровой форме: через загадку, интересную математическую историю (постановка проблемы), которые приведут к решению задания. Учитель здесь выступает в роли ментора, который ставит проблему (загадку), а ученик, как молодой ученый, ищет решение.
Для развития креативности у учащихся я применяю следующие техники:
50 вариантов
Задание заключается в том, чтобы придумать 50 нестандартных способов применения обычного предмета. Как можно использовать пустую консервную банку.
Придумай животное
Нужно вооружиться фломастерами и чистым альбомным листом. Далее необходимо изобразить несуществующего зверя, птичку или рыбку придумать название, и описать его.
Рисунки обеими руками
Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.
Креативность проявляется в любой сфере нашей жизни. Она важна в развитии каждого человека. Без нее невозможно создать новый продукт, сделать уникальную карьеру и превратить свои мечты в реальность.