Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Полихудожественный подход в преподавании предметов искусства в условиях реализации ФГОС. Работа №218183

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В современном образовательном пространстве одной из сложных проблем является одновременное развитие творческих, интеллектуальных возможностей ребенка, и достижение им синтетического целостного восприятия красоты окружающего мира. Поэтому целью нашей профессионально-педагогической деятельности является развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка, понимаемых как:

- средство познания мира, форма художественно-образного осмысления ребенком информации об окружающем мире, естественная потребность ребенка в духовном росте;

- средство выражения внутреннего эмоционально-образного (понятийного, чувственного, интеллектуального и др.) состояния;

- средство развития воображения, фантазии и творчества, способ освоения культурных и общечеловеческих ценностей прошлого, настоящего и будущего (принцип историзма по Д.Лихачеву).

Нетрадиционные формы проведения уроков предполагают художественную драматургию в построении занятия, как особую эмоциональную логику, позволяющую погрузиться в особое эмоциональное состояние. Драматургия урока складывается из экспозиции, завязки, постановки проблемы, разработки, кульминации и последействия.

Эффективной реализации содержания предмета искусства способствует ресурсная обеспеченность в соответствии с современными требованиями, позволяющими в полной мере использовать информационно-коммуникационные технологии (применение современного интерактивного оборудования, дистанционных (телекоммуникационных) и мультимедиа технологий обучения, разработка электронных образовательных продуктов). Но ни один инновационный проект, ни одна программа, даже при полной ресурсной оснащенности, не может существовать без личности учителя.

Работа:

Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание.

Огюст Роден

 

Бесконечен и разнообразен мир искусства, неисчерпаемы пути его познания. Научиться понимать и интерпретировать произведения искусства – задача не из легких. Этому можно учиться всю жизнь. Что же необходимо для этого? Прежде всего, чтобы в сердце была струна, которая, по словам Константина Паустовского, могла отзываться «даже на слабый призыв прекрасного».

Можно ли научиться постижению искусства? Конечно. Для этого необходимо развивать в себе тонкий вкус, воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному, учиться жить, как говорил художник Микалоюс Чюрлёнис, «широко открыв глаза на все, что прекрасно». Именно в этом и есть главное предназначение предметов искусства. Не каждый в будущем станет поэтом, художником или музыкантом, но каждый может быть слушателем, читателем или зрителем – человеком, для которого создаются великие произведения искусства.

Границы видов искусств подвижны, гибки и расширяемы. Полная художественная картина мира не может быть дана средствами какого-нибудь одного вида искусства. Поэтому познание действительности на предметах искусства происходит на основе синтеза различных их видов: музыки, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, театрального, экранного и других видов искусств.

В последние годы нами разрабатываются материалы и обобщается опыт по теме «Полихудожественный подход в преподавании предметов искусства в условиях реализации ФГОС». Считаю это направление деятельности актуальным и в настоящий момент, так как ключевым требованием стандартов нового поколения является духовно-нравственное воспитание школьников, а привлечение синтеза искусств, как нельзя лучше, способствует развитию личностных качеств и формированию нравственных ориентиров школьников, имеет глубокое положительное воздействие на внутренний мир детей и подростков.

В современном образовательном пространстве одной из сложных проблем является одновременное развитие творческих, интеллектуальных возможностей ребенка, и достижение им синтетического целостного восприятия красоты окружающего мира. Поэтому целью нашей профессионально-педагогической деятельности является развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка, понимаемых как:

- средство познания мира, форма художественно-образного осмысления ребенком информации об окружающем мире, естественная потребность ребенка в духовном росте;

- средство выражения внутреннего эмоционально-образного (понятийного, чувственного, интеллектуального и др.) состояния;

- средство развития воображения, фантазии и творчества, способ освоения культурных и общечеловеческих ценностей прошлого, настоящего и будущего (принцип историзма по Д.Лихачеву).

Многолетний практический опыт сформировал наше представление о системе преподавания курсов «Музыка» и «Мировая художественная культура».

Содержание предмета «Музыка» реализуется с учетом основных методических принципов:

- в 1 – 4 классах – увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру;

- в 5 – 6 классах – увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», сходства и различия, интонационность, принцип диалога культур;

- в 7 – 8 классах – принцип концентричности (неоднократное обращение к значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства).

Содержание предмета «Мировая художественная культура» в 9 – 11 классах строится в соответствии со следующими принципами:

- принцип историзма (когда учебный материал концентрируется вокруг эпох, которые составляют культурную историю человечества);

- принцип культурных доминант, которые выделяются в каждой исторической эпохе;

- принцип антропологического подхода, который определяет место человека по отношению к миру в рамках каждой эпохи;

- принцип магистральных линий, по которому идет развитие науки, культуры, искусства;

- принцип интеграции (т.е. обнаружение главных мыслей и образов, которыми разговаривают наука и искусства в конкретное историческое время – «язык культуры»);

- принцип творческого освоения культурного языка эпохи, который также предполагает интеграцию учебных форм;

Данные принципы свидетельствуют о совмещении традиций и новизны полихудожественного подхода, который в процессе практической реализации подкрепляется оригинальными идеями новых педагогических технологий.

В процессе реализации инновационного проекта используются следующие виды оригинальных авторских педагогических технологий:

1. Первый блок составляет интегрированная технология развития личности учащегося (А.А. Ухтомский, Г.В. Селевко). В рамках этой технологии мною используется технология «Автодидактика» (В.А. Куринский) и технология «Школа авторизованного образования» (Н.М. Халоджан, М.Н. Халоджан). Смысл технологии «Автодидактика» – это соединение рационального и иррационального познания мира через поток личных ассоциаций ребенка по поводу изучаемого материала. Технология «Школа авторизованного образования» используется мною фрагментарно и направлена на осуществление обучающимися поисково-познавательной деятельности, на построение собственного мировоззрения.

2. Второй блок, используемый в профессионально-педагогической деятельности, включает технологию «Воспитание духовной культуры», в которой соединены также несколько видов технологий: технология «живой культуры» (В.Д. Шадриков) – выход к «живым» произведениям искусства; технология «Мудрость красоты» (Б.М. Неменский); технология «Школа диалога культур» (В.С. Библер, Ю.С. Курганова) – на первый план выдвигается нравственный аспект искусства.

Повышению качества художественно-эстетического образования способствует использование таких новых образовательных технологий, как технология активного обучения, технология проблемного обучения, технология «погружения», адаптивная технология обучения, игровые технологии, технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, технология «учебного портфолио».

Инновационность педагогических технологий развивается и воплощается в новых нетрадиционных формах уроков искусства. В практике часто используются уроки с нестандартными формами их проведения:

- уроки с измененными способами организации: урок-лекция, урок-концерт, урок «в ансамбле», урок-встреча;

- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок - творческий отчет, моно-урок – рассказ о творце искусства, урок изобретательства, урок-сюрприз;

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие, защита проекта;

- уроки с игровой состязательной основой: урок-игра («Музыкальная азбука», «Домино», «Кроссворд», «Что? Где? Когда?»), урок-журнал, урок-тест, урок-конкурс и др.

Нетрадиционные формы проведения уроков предполагают художественную драматургию в построении занятия, как особую эмоциональную логику, позволяющую погрузиться в особое эмоциональное состояние. Драматургия урока складывается из экспозиции, завязки, постановки проблемы, разработки, кульминации и последействия.

Эффективной реализации содержания предмета искусства способствует ресурсная обеспеченность в соответствии с современными требованиями, позволяющими в полной мере использовать информационно-коммуникационные технологии (применение современного интерактивного оборудования, дистанционных (телекоммуникационных) и мультимедиа технологий обучения, разработка электронных образовательных продуктов). Но ни один инновационный проект, ни одна программа, даже при полной ресурсной оснащенности, не может существовать без личности учителя.

Ежедневно на занятиях мы совершаем увлекательное путешествие в мир, который стал для меня дорогим и родным. Это мир самой гуманной и гармоничной профессии – профессии учителя. Его герои: дети, школа, творчество, искусство, успех! А надежным путеводителем становится самый сильный по воздействию на человека вид искусства – музыка. И это неслучайно, ведь своим происхождением слово «музыка» обязано музам – покровительницам искусств в древнегреческой мифологии. «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке», - говорил Иоганн Гёте.

Поэтому, будучи, прежде всего, учителем музыки, я решила творчески подойти к вопросу описания собственного инновационного опыта и представить его в символической форме всем знакомого нотного стана. Пять линеек нотоносца символично отражают пять основных позиций учителя искусства:

Первая линейка – ИСКУССТВО УЧИТЬ

Вторая линейка – ИСКУССТВО РАЗВИВАТЬ

Третья линейка – ИСКУССТВО ВОСПИТЫВАТЬ

Четвертая линейка – ИСКУССТВО ТВОРИТЬ

Пятая линейка – ИСКУССТВО УДИВЛЯТЬ

Все секреты педагогического мастерства бережно охраняет изящный, таинственный скрипичный ключ, ловко и умело отмыкающий хрупкие и доверчивые детские сердца, а семь нот помогают раскрыть многогранную личность учителя.

Представляю вашему вниманию свою педагогическую мелодию с элементами импровизации, сочиненную за долгие годы работы в школе.

ДО (ключевое слово – ДОбро). Как сказал Дмитрий Борисович Кабалевский: «Прекрасное пробуждает ДОброе». Являясь учителем музыки, я решаю задачу введения обучающихся в мир большого музыкального искусства, старюсь привить им любовь и понимание музыки во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в них музыкальную культуру как части духовной культуры. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше. Многолетняя работа в должности учителя музыки позволяет делиться в разнообразных формах накопленным опытом с коллегами.

РЕ (ключевое слово – РЕбенок). По словам Виктора Гюго: «РЕбенок – это грядущее». Новые образовательные стандарты предоставляют широкое поле для организации внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности. Нами осуществляется групповая и индивидуальная работа с музыкально одаренными детьми, им предоставлена возможность постигать искусство пения, инструментального музицирования, музыкально-театральной деятельности, что позволяет школьникам успешно самореализовываться в созидательно-творческой деятельности.

О, Музыка! Ты – дивный Свет,

Несущий душам просветленье!

И пусть покоя в жизни нет –

Но есть святое вдохновенье!

Когда-нибудь рассеют Тьму

В душе божественные звуки!

О, неподвластные уму, Любовь и Музыканта руки… (Н. Берек)

Достигнутые результаты в освоении вокального искусства ежегодно демонстрируются в рамках школьных конкурсов исполнительского мастерства, , концертов и программа детской самодеятельности, учреждений социальной сферы, местного сообщества.

МИ (ключевое слово – МИр). «Цель жизни в том, чтобы что-то значить для людей, чтобы творчески работать, чтобы хоть немного изменить МИр к лучшему», - сказал Эдмон Ростан. Уроки искусства обладают удивительным свойством. Они помогают человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего. Постижению синтеза искусств в рамках такого учебного курса, как «Мировая художественная культура», помогают собственные разработки учебно-методических и наглядных пособий, энциклопедического справочника для школьников, электронных образовательных ресурсов (презентаций, интерактивных экскурсий, тестовых и проверочных работ, видеофильмов и др.).

ФА (ключевое слово – ФАнтазия). Михаил Бабенчиков говорил: «Искусство обращается, прежде всего, к ФАнтазирующему разуму». Главные жители Страны Фантазии – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. ИМоя основная заповедь – любить ребенка, понимать, принимать, сострадать и помогать ему. Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Оно зависит от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Это всегда творческий поиск, интересный досуг, совместные коллективно-творческие дела и проекты, спортивно-оздоровительные семейные праздники, тематические родительские собрания, концертно-исполнительская деятельность, посещения культурно-досуговых центров области.

СОЛЬ (ключевое выражение – «СОЛЬ жизни»). Народная мудрость гласит: «Жизнь – не сахар, а СОЛЬ, но съесть ее ты изволь». Постижение детьми жизни, ее постулатов немыслимо без обращения к книге мудрости – Библии. В писаниях христианства сказано: «Высоко цени мудрость, и она возвысит тебя… Мудрость дает жизнь, владеющему ею». На факультативном курсе «Основы православной культуры», учебных курсах «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учитель с детьми совершаем восхождение по тропе мудрости, получаем нравственные заветы служителей церкви, путешествуем по страницам истории религиозной культуры, выезжаем на экскурсии по святым местам города и области, участвуем в православных конкурсах и фестивалях, достигая высоких результатов в различных видах творчества.

ЛЯ (ключевое слово – учитеЛЯ). «Хорошие учитеЛЯ создают хороших учеников», - говорил Михаил Остроградский. Мой жизненный девиз – делать людям добро. Я стараюсь помочь тому, кто рядом, соответствовать времени, в котором живу и месту, которое занимаю.

СИ (ключевое слово – СИла). «Чтобы привести в движение все свои СИлы, человеку нужно поместить впереди себя благородную цель, способную его воодушевить», - произнес Эрнест Ренан. Наша сила, сила учителя, - в детях. Я благодарна судьбе за то, что работаю в удивительной стране Детства, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, где все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, где надо уметь дарить свою энергию, знания и творчество, где надо постоянно удивлять и удивляться самому.

Две души – ребенка и педагог… Это сочетание детской наивности и педагогической мудрости, непосредственного удивления и тонкого мастерства, радости творчества и гармоничного искусства. В умелом сочетании этих противоположностей и рождается эффективное сотрудничество и сотворчество учителя и ученика, приносящее радость восприятия прекрасного и осознание созидательной роли искусства. Поэтому свое педагогическое кредо я определила, как постижение мира искусства через совместное творчество ребенка и педагога.

 

Литература и Интернет-ресурсы:

 

Заплатина

Е.А.

Полихудожественный

подход в развитии творческой активности младших школьников

(в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

)

/

http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=144

.

Базелюк

А.В. Технология

полихудожественного

воспитания старших подростков как педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2013. – №10.

Взаимодействие и интеграция искусств в

полихудожественном

развитии шко

льников

/ П

од ред. Б.П.

Юсова

. –

Луганск, 1999.

Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства //

Музыка в школе. –

198

8. –

2.

Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема

// Дополнительное образование. –

№ 10.

М.: ИОСО РАО, 2001.

Современный словарь по педагогике / сост. Е.С.

Рапацевич

. – Минск

.,

2001.

Лихачев Д.С. О филологии. – М., 1965.

Гавриленко Г.В.

Технология

саморазвивающего

обучения Г.К.

Селевко

/

http://www.imc-new.com/teaching-potential/teaching-technologies/341-2012-03-10-05-32-00

.

Мазина И.В.

Проектирование рабочей программы по музыке и формирование универсальных учебных действий /

http://i-mazina.ru/metodichka/proektirovanie_programmi_2700/

Стрельников А.В.

Автодидактика

как одно из условий формирования информационно-коммуникационной культуры /

http://cyberleninka.ru/article/n/avtodidaktika-kak-odno-iz-usloviy-formirovaniya-informatsionno-kommunikatsionnoy-kultury

.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. 

 / Сост.

Г.К.

Селевко

/ http://www.alleng.ru/d/ped/ped028.htm

.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×