Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников «Гуковского строительного техникума» для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
- Содействовать адаптации выпускника «Гуковского строительного техникума» к условиям жизни и обучения .
- Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника «Гуковского строительного техникума»
- Создавать условия для успешной социализации выпускника «Гуковского строительного техникума» после окончания им учебного заведения.
Работа:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ РО ГСТ
____________________________ А.И.Авилов
Программа
постинтернатного сопровождения выпускников
ГБПОУ РО
Гуковский строительный техникум
(2018-2021г.)
Программу выполнил:
воспитатель общежития :
Стец Татьяна Васильевна
Гуково
Пояснительная записка
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам выпускникам ГСТ приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из Техникума в возрасте 17-20 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.
Покидая учебное заведение эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:
ведут иждивенческий образ жизни;
страдают от алкогольной зависимости;
совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
Это происходит из-за того, что большинство выпускников техникума детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из техникума оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Программа рассчитана на 3 года,(2018-2021) на весь адаптационный период выпускников техникума.
Программа постинтернатной адаптации выпускников Гуковского строительного техникума строится на основе пяти разделов:
Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Социально-педагогическое консультирование
Социально-профилактическая работа
Социальное воспитание
Защита прав и интересов выпускников
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников Гуковского строительного техникума для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
Содействовать адаптации выпускника Гуковского строительного техникума к условиям жизни и обучения .
Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника Гуковского строительного техникума
Создавать условия для успешной социализации выпускника Гуковского строительного техникума после окончания им учебного заведения.
Методологические основы программы
- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу программы составили:
- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
- теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
- теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
- концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа
Принцип гуманизма
Принцип демократизации отношений
Принцип индивидуального личностного подхода
Принцип природосообразности
Принцип творчества и свободы
Принцип свободы и выбора
Принцип деятельности
Принцип культуросообразности
Принцип комплексности и целостности
Принцип научности.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип мультидисциплинарности
Программа основывается на социально - педагогические технологии:
Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили
Технология педагогической поддержки - О.С. Газман
Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы, используемые в программе:
- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
- практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
- метод социологического исследования по адаптации выпускников;
- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);
Техники работы, используемые в программе:
самораскрытия;
убеждения;
установления логических взаимосвязей;
разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
выявления социального "Я";
обучения поиску информации.
Программа состоит из 5 разделов.
РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.
Содержание деятельности:
диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
диагностика развитости "социальной сети" выпускника.
Приложение 1.
РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование
Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.
Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.
Содержание деятельности:
оказание помощи в затруднительных ситуациях;
совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");
составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.
Содержание деятельности:
консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;
оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
социально-правовое просвещение выпускников;
профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
профилактика межличностных конфликтов.
Приложение 2.
РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание
Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.
Содержание деятельности:
работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);
коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);
коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".
РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.
Содержание деятельности:
решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
представительство в правозащитных и административных органах;
оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Ожидаемы результат
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;
2. Профессиональная самореализация выпускников Гуковского строительного техникума.
3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников Гуковского строительного техникума.
4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников Гуковского строительного техникума.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области Гуковский строительный техникум
(ГБПОУ РО ГСТ)
Скачать работу
Директор ГБПОУ РО ГСТ
____________________________ А.И.Авилов
Программа
постинтернатного сопровождения выпускников
ГБПОУ РО
Гуковский строительный техникум
(2018-2021г.)
Программу выполнил:
воспитатель общежития :
Стец Татьяна Васильевна
Гуково
Пояснительная записка
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам выпускникам ГСТ приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из Техникума в возрасте 17-20 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.
Покидая учебное заведение эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:
ведут иждивенческий образ жизни;
страдают от алкогольной зависимости;
совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
Это происходит из-за того, что большинство выпускников техникума детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из техникума оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Программа рассчитана на 3 года,(2018-2021) на весь адаптационный период выпускников техникума.
Программа постинтернатной адаптации выпускников Гуковского строительного техникума строится на основе пяти разделов:
Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Социально-педагогическое консультирование
Социально-профилактическая работа
Социальное воспитание
Защита прав и интересов выпускников
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников Гуковского строительного техникума для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
Содействовать адаптации выпускника Гуковского строительного техникума к условиям жизни и обучения .
Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника Гуковского строительного техникума
Создавать условия для успешной социализации выпускника Гуковского строительного техникума после окончания им учебного заведения.
Методологические основы программы
- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу программы составили:
- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
- теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
- теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
- концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа
Принцип гуманизма
Принцип демократизации отношений
Принцип индивидуального личностного подхода
Принцип природосообразности
Принцип творчества и свободы
Принцип свободы и выбора
Принцип деятельности
Принцип культуросообразности
Принцип комплексности и целостности
Принцип научности.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип мультидисциплинарности
Программа основывается на социально - педагогические технологии:
Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили
Технология педагогической поддержки - О.С. Газман
Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы, используемые в программе:
- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
- практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
- метод социологического исследования по адаптации выпускников;
- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);
Техники работы, используемые в программе:
самораскрытия;
убеждения;
установления логических взаимосвязей;
разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
выявления социального "Я";
обучения поиску информации.
Программа состоит из 5 разделов.
РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.
Содержание деятельности:
диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
диагностика развитости "социальной сети" выпускника.
Приложение 1.
РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование
Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.
Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.
Содержание деятельности:
оказание помощи в затруднительных ситуациях;
совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");
составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.
Содержание деятельности:
консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;
оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
социально-правовое просвещение выпускников;
профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
профилактика межличностных конфликтов.
Приложение 2.
РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание
Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.
Содержание деятельности:
работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);
коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);
коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".
РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.
Содержание деятельности:
решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
представительство в правозащитных и административных органах;
оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Ожидаемы результат
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;
2. Профессиональная самореализация выпускников Гуковского строительного техникума.
3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников Гуковского строительного техникума.
4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников Гуковского строительного техникума.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области Гуковский строительный техникум
(ГБПОУ РО ГСТ)