Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Развитие творческого воображения детей на занятиях в Школе раннего развития «Звездочки». Работа №209038

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время в образовательном пространстве образовательного учреждения дополнительного образования детей особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию детей. Данное направление отражено и в государственном образовательном стандарте, выступающем механизмом, регулирующим качество образования.

         В современных условиях основной целью модернизации образования становится воспитание отношения к человеку как к высшей ценности жизни, творцу цивилизации, материальной и духовной культуры.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению  МБУ ДО ЦРТ «Созвездие» существует Школа раннего развития «Звездочки». Одной из особенностей нашего Центра детского творчества является преобладание в нем творческих объединений художественно-эстетического цикла.

Работа:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества Созвездие
Приокского района
Развитие творческого воображения детей
на занятиях в Школе раннего развития Звездочки
Описание опыта
Автор: Заруба Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но, прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
В настоящее время в образовательном пространстве образовательного учреждения дополнительного образования детей особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию детей. Данное направление отражено и в государственном образовательном стандарте, выступающем механизмом, регулирующим качество образования.
В современных условиях основной целью модернизации образования становится воспитание отношения к человеку как к высшей ценности жизни, творцу цивилизации, материальной и духовной культуры.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению МБУ ДО ЦРТ Созвездие существует Школа раннего развития Звездочки. Одной из особенностей нашего Центра детского творчества является преобладание в нем творческих объединений художественно-эстетического цикла.
За последние годы возрос поток детей дошкольного возраста в Школу раннего развития. Это объясняется более ранним физическим и умственным развитием детей, желанием родителей как можно раньше дать детям основы общей эстетической культуры, определить их склонности и дарования. Немаловажную роль играет здесь предпочтение, доверие родителей, а значит конкурентоспособность Школы раннего развития. Трудно переоценить значение образования в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент развития личности ребенка, ее базовая культура, что позволяет ему успешно овладевать различными видами деятельности и областями знаний на других ступенях развития.
Чередование предметов, двигательной активности детей, перемещение по предметным кабинетам отвечает принципам комфортности, вариативности и изменчивости.
Исходя из современных психолого-педагогических требований к обучению детей дошкольного возраста, программа Школы раннего развития предлагает следующие предметы:
- математика
- развитие речи
- логика
- эстетика
- изо - деятельность
- декоративно-прикладное творчество
- ритмика.
К большим делам человек готовится, начиная с детства.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина не возможно без создания благоприятной художественно-эстетической среды. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивности развития чувств и межличностных отношений.
Проанализировав, какие потребности детей удовлетворяются в процессе деятельности и воспитательной работы в объединении на занятиях по эстетике, указанные в схеме, приоритетными в своей работе выделяю следующие: эстетические потребности (гармония, порядок, красота), потребности в принадлежности и любви (принадлежать к общности, быть признанным и принятым), познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать).
Исходя из вышесказанного основная цель, ориентир деятельности программы, которой я руководствуюсь на занятиях по эстетике – осуществить введение ребенка в мир культуры и искусства, опираясь на эмоционально-чувственную сферу воспитанника.
В основе программы Эстет лежат принципы формирования культурно-нравственной личности:
принцип актуальности призван обеспечить воспитанников и родителей наиболее важной и современной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;
принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объем информации;
принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления;
принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности как воспитанников, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.
Эффективному решению цели способствуют следующие задачи:
Образовательные: формирование знаний по темам эстетического воспитания ребенка, привитие коммуникативных способностей будущих школьников.
Воспитательные: воспитание творческих и интеллектуальных способностей, расширение кругозора, ответственности и доброжелательности в общении со сверстниками и со старшими.
Развивающие: - развитие эстетического вкуса и духовно-нравственных качеств ребенка.
Необходимость раскрыть свой опыт продиктована тем, что педагоги дополнительного образования ищут пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребенка, его полноценного развития; организуют образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьей и педагогом, чтобы у детей формировался интерес к произведениям искусства, эстетическое и художественное развитие.
Актуальным является и то, что нужно постараться научить детей находить золотую середину между нравственными нормами и проявлениями прекрасного в жизни и в искусстве.
Искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.Формирование этических и эстетических представлений – процесс очень сложный. Во многом он определяется единством социальных, эмоционально-чувственных, познавательных, интеллектуальных и художественных составляющих личности ребенка. Фундаментом приобщения детей к человеческим ценностям и создания на этой основе базиса личностной культуры являются специальные занятия по эстетике, эстетическая направленность воспитательных моментов во всей системе обучения. Эстетическое образование следует осуществлять не столько на обучающих занятиях (что само по себе тоже очень важно, но недостаточно), сколько в процессе естественной детской жизни. Такую возможность предоставляет ребенку различные формы деятельности, где возникает ситуация нравственного выбора, реальных отношений сотрудничества, взаимопомощи. О степени сформированности у детей представлений о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве позволяют судить разнообразные игры:
- игра-моделирование: игра с моделями реальных предметов;
- творческие задания;
- включение в занятия дидактических игр и упражнений на развитие кругозора, логического мышления, обогащение словарного запаса;
- рассматривание картин и иллюстраций по темам.
игра - перевоплощение: превращение ребенка в различные предметы и явления
подвижные и сюжетные игры с использованием песенок, потешек, считалок с целью закрепления материала;
рассматривание картин и иллюстраций по темам;
игры- загадки: игры способствующие развитию воображения (Угадай что покажу?);
физкультминутки в игровом варианте;
викторины, разгадывание кроссвордов и ребусов, загадок;
использование различных сюжетов занятий, следовательно, и героев приходящих за помощью к детям.
Первичной формой детского творчества является творчество синкретическое – в нём еще не разведены отдельные виды искусства. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разделились все остальные виды детского искусства – на детскую игру. Связь детского художественного творчества и игры заключается, по Л.С. Выготскому, в следующем:
ребёнок творит своё произведение в один приём, редко работает над ним долго;
нераздельность детского литературного творчества, как и игры, с личными переживаниями ребёнка.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (рисунки, творческие работы и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам обучения.
Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки.
Эффектом изменения самооценки у ребенка служат открытки-дипломы с индивидуальной оценкой ребенка: Самому любознательному, Лучшему знатоку картин Васнецова, Лучшему знатоку видов живописи: Портрет, Натюрморт, Пейзаж и т.д.
Итогом занятий по программе могут быть игровые конкурсы, тематические проверки, сюжетно-игровые задания.
Также формами подведения итогов могут быть выставки, викторины.
С помощью занятий по эстетике пытаюсь возродить имена великих художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть шедевры нашим детям, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности ребят, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, формированию собственных ориентаций, способствовать развитию творческих способностей и воображения.
Ознакомление детей с разными видами искусства, требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагога и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстративного материала (репродукции, фотографии и т.д.).
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души — создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Педагог должен давать ценностные ориентиры ребенку.
Как дать такие универсальные учебные действия, чтобы они в своей совокупности помогли ребенку осваивать любой новый опыт?
Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях — человечности — закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Немного перефразировав слова педагога Ш.А.Амонашвили из его книги Размышления о гуманной педагогике, можно сказать: …хороший учитель, — тот учитель, который видит более успешный опыт коллег, узнает о более разумном и плодотворном педагогическом направлении и стремится воспользоваться ими для обновления своей практики.
Небольшое представление моего опыта адресовано педагогам дополнительного образования, методистам, учителям рисования, воспитателям дошкольных учреждений для которых технологии реализации задач нравственно-эстетического воспитания представляли и представляют некоторые трудности.
Прежде чем беседовать с детьми о живописи, важно научиться самим понимать труд художников, их нелёгкие искания и победы.
К сожалению, иногда приходится сталкиваться с упрощенным пониманием искусства. Обращаясь к произведениям изобразительного искусства, например к картинам, некоторые ищут в них понятности сюжета, узнаваемости того, что художник изобразил на своем полотне. Отсюда похоже, не похоже нередко становится главным критерием оценки того или иного произведения. Но как быть, если перед нами картина без ярко выраженного сюжета, например, пейзаж? Станем ли мы на полотнах на пейзажистов XIX века искать прямого сходства - того, что изображено на картине, с конкретными уголками природы?
Своеобразие каждого вида искусства состоит не только в предмете искусства, которым всегда являются различные стороны
окружающей нас действительности, но также в средствах художественной выразительности. Музыкант оперирует звуками, писатель – словом, архитектор — сочетанием масс и пропорций, соотношением сооружения к окружающему его пространству. Живописец обращается к линии и цвету.
Мир художника – это и наш мир. Однако этот прекрасный мир может стать достоянием каждого только в том случае, если человек будет обладать необходимой художественной культурой.
Русская культура не умрет, покуда есть педагоги, стремящиеся открыть мир прекрасного для детей.
Искусство станет внутренним достоянием каждого из нас только в том случае, если мы – педагоги будем пробуждать и развивать художников в себе самих и в наших детях.
Известно, что педагогическая деятельность носит творческий характер.
Э.Фромма определил творчество как: … способность познавать и удивляться, умение находить в нестандартных ситуациях нестандартные решения, расположенность к новым открытиям и умение осознать и применить полученный опыт.
Творческая деятельность педагога характеризуется объективной новизной решения педагогических проблем. Это высшее проявление индивидуальности педагога, его опыта, дарований, способностей, воображения и интуиции.
Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Под выражением “эстетическое воспитание” подразумеваются чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего развития человека в части нравственного, духовного и физического воспитания.
Ожидаемые результаты
Активное участие детей и взрослых (педагоги, дети, родителями).
Построение демократической системы отношений детей и взрослых на основе игрового взаимодействия (дети, педагоги, родители).
Выпуск сборника методических разработок нетрадиционных форм занятий по эстетике.
Изменение позиций родителей, детей, педагога.
Изменение позиций родителей
Изменение позиций детей
Изменение позиций педагога
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужна правильная помощь педагога.
Чтобы приобрести опыт и найти что-то новое, нужно работать, искать, не бояться ошибиться. Это, конечно, сложно. Каждый педагог избирает свои ориентиры и направления в работе. Поиск собственных решений труден, может быть, именно поэтому так полезно, принимаясь за что-то новое, посмотреть, как работают и добиваются своих целей другие. Можно воспользоваться моим опытом и найти ему творческое применение, а так же вспомнить высказывание Кристи Ли: Только в словаре слово победа стоит перед словом работа
Успехов и новых творческих решений!
В тексте использована литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб: СОЮЗ,1997. - 96 с.
Родители –критические наблюдатели- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов, живущие по принципуменя воспитывали так же;
Родители –исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
Родители –лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность работы Школы раннего развития.
Активный участник- игровое взаимодействие предполагает активную позицию каждого ребенка и участие в мероприятиях;
Соорганизатор – дети выполняют разнообразные роли в процессе подготовки и проведения мероприятий.
Инициатор- на первом этапе реализации программы педагог является объединяющим и направляющим началом;
Организатор-на втором этапе реализации программы педагог реализует замысел программы через организационные составляющие;
Консультант- практическая и теоретическая подготовка педагога реализуется через организацию консультаций и оказание помощи в методическом аспекте;
Наблюдатель – данная позиция характеризуется преобладанием коррекционной и аналитической деятельности педагога.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×