Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Роль изобразительного искусства в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни. Работа №211949

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья посвящена проблеме поиска путей, формирующих знания о безопасном поведении в рисунках у учащихся среднего школьного возраста. В ней представлены результаты, которые были получены в ходе работы на разных этапах 

Работа:

Роль изобразительного искусства в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни

Гладких Наталья Геннадьевна

Место работы

Организация: МБОУ «СОШ №5»

Должность: учитель изобразительного искусства

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме поиска путей, формирующих знания о безопасном поведении в рисунках у учащихся среднего школьного возраста. В ней представлены результаты, которые были получены в ходе работы на разных этапах.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие школьников, формирование знаний о безопасном поведении, безопасность учащихся, школьный возраст.

На сегодняшний день вопросам, связанным с безопасным поведением детей уделяется особое внимание. Образовательные организации ведут системный подход по обучению школьников правилам безопасного поведения. Для формирования и закрепления знаний о безопасном поведении в быту уроки изобразительного искусства в школе немаловажны. Общеизвестно, что развитие человека совершенствуется в области памяти. Изобразительная деятельность охватывает все четыре вида памяти: образную, моторную, эмоциональную, словесно-логическую. Именно в изобразительной деятельности присутствует взаимосвязь учащихся и педагога при каждой встрече. Свою работу по приобщению школьников к правилам безопасного поведения я провожу согласно с основной рабочей программой по изобразительному искусству. Цель моей работы – заложить основы безопасности детей. В своей деятельности, я стараюсь, подготовить учеников, разных возрастных групп к поиску выхода из опасной ситуаций, влекущих за собой угрозу здоровью и жизни. Для этого я использую время урока, внеурочную деятельность, а также часы, отведенные для оформления пришкольного лагеря (приблизительно по 2-3 темы из 6-9 классы).

В данной статье хочу поделиться своим опытом, который был получен при рассмотрении на уроках и во время внеурочной деятельности тем, связанных с безопасностью поведения человека, изображение которых было оформлено учащимися в практических творческих работах.

В 6 классе при изучении темы урока «Художественные материалы», мною была затронута тема безопасности при возникновении пожара. Учащимся было предложено выполнить художественную композицию с целью исследования художественных возможностей материалов. Задымленность помещения передавали округлой штриховкой с различной интенсивностью нажима на карандаш. Большую задымленность ученики прорисовывали в верхней части листа, используя мягкий карандаш, меньшую - прорисовывали твердым карандашом, варьируя как нажим, так и шаг круговых движений, пятном показывали положение человека, направление указывали стрелками.

В 7 классе по теме урока «Ритм пятен», ученики в творческой практической работе изображали различные осенние состояния городского пейзажа на пешеходном переходе. Среди учащихся 7 класса воспитательную работу по безопасности в изобразительном искусстве можно увидеть и в теме урока «Пропорции и строение фигуры человека». В данной теме ученики не только знакомятся с основами пропорциями человека в различные возрастные периоды жизни, но и художественно изображают людей в различных движениях, при наличии на дороге дорожных предупредительных знаков. Поурочная тема «Жизнь в моем городе в прошлых веках» - отражается в архитектурных строениях, городской инфраструктуре и в жизни людей в этой среде. Для динамичности композиции в тему был включен раздел безопасности на велосипедах, мопедах, скейтах, роликах в городе, что вызывало у учеников много эмоций. Рисунки детей отражают проблемы по безопасному поведению, например, один учащийся нарисовал городскую аллею для пешеходов и велосипедиста, который везет своего товарища на руле.

В 8 классе изобразительная деятельность затрагивает разделы проектирования ландшафтной среды в городском пейзаже. Мы беседовали о безопасности функциональных объектов, при проектировании детских площадок. При изображении озеленения подбирали неядовитые и не колючие растения. Перед выполнением художественной композиции на заданную тему, ученики проводили аналитический поиск не только на красивое сочетание цвета растений и контрастное сочетание форм листа, но и на безопасность растения. Например, каким бы ни был красивым куст барбариса, его не желательно высаживать на территории детского сада, особенно ясельной группы, как бы не были ароматны ландыши, всегда нужно учитывать, в первую очередь, безопасность. Ландыши - ядовитые растения, по этой причине их нельзя располагать вблизи детских площадок. Ученики делали зарисовки к упражнению «Безопасная клумба», вели поисковую работу. Например, используя лечебный травник, зарисовывали и записывали растения, которые не только безопасны, но и полезны.

В 9 классе направление безопасности затрагивали по теме урока «Текст и изображение вместе» при копировании (из сайта СПАС ЭКСТРИМ) поучительных комиксов. На уроках учащиеся зарисовывали и записывали фразы, сопутствующие изображениям, затрагивали такие направления как, поведение учащихся во время перемены на лестнице, зимний фейерверк, поведение во время пожара. Работа по иллюстрации проводилась как в парах, так и в мини группах, ребята обсуждали линейные зарисовки, договариваясь о цвете одежды, о возрасте изображаемого объекта, чтобы общий комикс смотрелся единой работой.

Во время внеурочной деятельности, в начальных классах, мы разрабатывали листовки о светофоре, придумывали к ним слоганы. Например, для акции «Безопасность милых дам», приуроченной к празднику 8 марта, я привлекала детей к просмотру экзаменационных билетов для водителей. Мы обсуждали роль светофора для водителей и пешеходов, анализировали форму светофора и его местонахождение на дороге. Детям очень нравилось изображать образ светофора так, чтобы листовка выглядела как поздравительная открытка, с акцентом на безопасность на дороге. Варианты творческой фантазии были разнообразны, например, светофор в виде букета из трех цветов – красный бутон, желтый цветок, тот который только начал раскрываться и зеленый, раскрывшийся в полном цвете с надписью: «Мы желаем Вам дожить до цветения!» или «Позволь себе раскрыться! Будь осторожен на дороге!».

Следующая листовка: дама в пышной юбке, нарисованная фломастерами (с использованием трех цветов) голова, шея, прическа - красный цвет с надписью - «Остановись!», кофточка закрашена в желтый цвет - с надписью - «Присмотрись!», юбка выкрашена в зеленый с надписью: «Двигайся!».

Оформление пришкольного лагеря в направлении безопасного поведения детей в летний период, отражается в творческих способностях отрядов показывая свои знания в содержательных рисунках и иллюстрациях. В данном направлении дети систематизируют зрительный материал по разделам: летней безопасности дома, в пришкольном лагере, на отдыхе, в дороге, на проезжей части. Пришкольные выставки, организованные детьми по безопасности, могут включать в себя не только рисунки, раскраски, копии иллюстраций художников России, но и плакаты-коллажи. Школьникам-активистам нравиться проводить лекции, рассказывая правила дорожного движения и рекомендации безопасного поведения, рассказывая о художественных способах и техниках, которые применяют художники-иллюстраторы, чтобы акцентировать внимание на главных моментах в рисунке, отражая главную тему. Пришкольные выставки, оформленные творческими работами направленны на активизацию школьников, а также на закрепление полученных знаний.

На занятиях по изобразительному искусству обсуждаются ценности – честность, доверие, обязательность и взаимовыручка – которые постепенно приводят к пониманию учащихся, что дети должны стать основой культуры безопасного поведения в целом. Для осуществления пропаганды безопасности и охраны труда используются и разрабатываются разнообразные формы, и средства в которой изобразительное искусство играет не последнюю роль. На основании выше изложенного, можно сделать выводы о том, что изобразительное искусство - это момент обратной связи между учеником и учителем, которое приносит положительные плоды в практической деятельности при внедрении культуры безопасности.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×