Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Знак» на уроках биологии. Работа №222540

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В новых условиях модернизация школ образования России обозначает важнейший путь развития современной школы через коренное изменение сложившихся стереотипов в формах и методах учебно-воспитательной работы. При подготовке учащихся к ОГЭ  перед учителем встает проблема целесообразного выбора эффективных технологий и путей их реализации.

К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие:

1-познавательная потребность;

2-интерес к способу действия;

 3-потребность в самовыражении и самореализации;

4-потребность в самопознании и самовоспитании;

5 - потребность в социальном признании. (слайд 2)

Решить поставленные задачи возможно через применение на уроках структурно-логических  технологий (схем, графиков, таблиц), направленных  на  возможность   формирования совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить читать информацию, поданную в неявном виде».

(слайд 3) Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией). 

Сущность метода:

·         Введение общих (урочных) и частных (фрагментарных) методов научного познания в процессе обучения на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

·         актуализация межпредметных и внутрипредметных связей;

·         изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества;

·         использование дифференцированного подхода.

Работа:

Тетюева Елена Анатольевна

Учитель биологии

МАОУ «СОШ № 55»

Мастер-класс по теме: «Знак» на уроках биологии.

Цель:  Научить читать информацию поданную в неявном виде, пользоваться графическими символами.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями  

Ход мастер-класса

Этап теоретический

.

Сегодняшнюю нашу работу я бы хотела начать с высказывания немецкого педагога Фридриха Дистервега:

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (слайд 1)

В новых условиях модернизация школ образования России обозначает важнейший путь развития современной школы через коренное изменение сложившихся стереотипов в формах и методах учебно-воспитательной работы. При подготовке учащихся к ОГЭ перед учителем встает проблема целесообразного выбора эффективных технологий и путей их реализации.

К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие:

1-познавательная потребность;

2-интерес к способу действия;

3-потребность в самовыражении и самореализации;

4-потребность в самопознании и самовоспитании;

5 - потребность в социальном признании. (слайд 2)

Решить поставленные задачи возможно через применение на уроках структурно-логических технологий (схем, графиков, таблиц), направленных на возможность формирования совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить читать информацию, поданную в неявном виде».

(слайд 3) Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией). 

Сущность метода:

Введение общих (урочных) и частных (фрагментарных) методов научного познания в процессе обучения на всех его этапах (от восприя

тия до применения на практике);

актуализация

межпредметных

и

внутрипредметных

связей;

изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества;

использование дифференцированного подхода.

2 этап ПРАКТИЧЕСКИЙ

- Сейчас, я покажу некоторые приемы структурно-логических технологий, которые я использую на разных этапах урока при подготовке к ОГЭ.

В нашей аудитории присутствуют учителя, а учителям дарят? (конфеты). Предлагаю тем, у кого одинаковые конфеты объединиться в группы.

На начальном этапе урока можно использовать прием группировки:

(слайд 4) Вам предложены ряд картинок:  

Задание – сгруппировать их, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму: 

а) сравнить понятия; 

б) выделить общие признаки; 

в) сгруппировать. ( О чём пойдёт речь?)

Вывод: Прием ориентирован на развитие умения систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения. Способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся. У каждого учащегося возникает чувство удовлетворённости успешной деятельностью (все по-своему правы).

Этот прием помогает выйти на тему урока. О чем пойдет речь на нашем с вами занятии

В течении урока эффективно использование заданий в виде таблиц и графиков, которые вызывают затруднения у обучающихся.

(РАЗДАТЬ ГРУППАМ ЗАДАНИЕ №2)

1 группа. Изучите таблицу «Распространение групп крови среди представителей различных национальностей или народов» и ответьте на следующие вопросы.

Национальность или народ

I (О)

II (А)

III (В)

IV (АВ)

Австралийцы

54,3

40,3

3,8

1,6

Американцы

45

40

10

5

Россияне

32,9

53,8

23,2

8,1

Японцы

31,1

36,7

22,7

9,5

Арабы

44

33

17,7

5,3

Французы

42

44

10

4

Эскимосы

65

30

5

0

Китайцы

45,5

22,6

25

6,9

Бенгальцы

32

20

40

8

 

1. Среди представителей какой национальности (или народа) встречается больше всего «универсальных доноров»?

2. Среди представителей какой национальности (или народа) встречается больше всего «универсальных реципиентов»?

3. Какая самая распространенная группа крови среди россиян?

Ответ.

1. Эскимосы

2. Японцы.

3. II(А)

2 группа. Изучите таблицу «Глубина проникновения в почву корней различных растений».

 

 

Группа 3. Изучите таблицу «Главные причины смертности людей (на примере населения г. Нью-Йорка с 1900 по1070 год». Ответьте на вопросы.

Год, причина смерти

Количество всех смертных случаев, %

1900 год

Пневмония, грипп, бронхит

14,4

Туберкулез

11,3

Диарея, энтериты

8,1

Болезни сердца

8,0

1930 год

Болезни сердца

18,9

Пневмония, грипп, бронхит

9,4

Рак

8,6

Нефриты

8,0

1970 год

Болезни сердца

38,3

Рак

17,2

Инсульт

10,6

Пневмония, грипп, бронхит

3,6

1. Каковы били главные причины смертности людей в 1900 году?

2. Как со временем изменились показатели смертности людей от инфекционных заболеваний

и почему?

3. Как со временем изменились показатели смертности людей от болезней сердечно-сосудистой системы и почему?

Ответ.

1. Главные причины смертности людей в 1900 г. были инфекционные заболевания – пневмония, грипп, бронхит.

2. Показатели смертности людей от инфекционных заболеваний уменьшились с появлением антибиотиков.

3. Показатели смертности людей от болезней сердечно-сосудистой системы увеличились, т.к. развитие цивилизации привело к гиподинамии.

Этот прием помогает актуализировать знания учащихся, познакомить с новой информацией, определить цели дальнейшей работы.

Группа 1. Изучите график динамики заболеваемости гриппом и ОРЗ у иммунизированных против гриппа и невакцинированных людей ( по оси X отложены месяцы, по оси Y- заболеваемость гриппом на 1000 человек).

Группа 2.
Изучите график, отражающий кривые роста отдельных органов и тканей человека:
I – кривая роста лимфатической ткани миндалин, червеобразного отростка, кишечника.
II – кривая роста мозга, а также черепа, глаз и ушей.
III – общая кривая роста тела и большей части других органов (костей ,мышц, печени, почек)
IV – кривая роста наружных и внутренних органов размножения.
Какой орган в начальный период развития человека растет медленнее, чем остальные?

Группа 3.

Изучите график, характеризующий кислородную ёмкость крови (средняя величина)

у разных классов позвоночных:

1 – круглоротые;

2 – рыбы: а) хрящевые, б остистые;

3 – земноводные: а) хвостатые, б) бесхвостые;

4 – пресмыкающиеся;

5 – птицы;

6 – млекопитающие.

По оси ординат – количество кислорода (мл) в 100 мл крови. Организмы какой группы

имеют наибольшую кислородную ёмкость крови?

 

НА стадии рефлексии использую прием «Синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

(слайд 17) Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.

Этот прием помогает обобщить знания полученные на уроке. Развивает творчество (РАЗДАТЬ ГРУППАМ ЗАДАНИЕ №3) А я предлагаю вам выполнить задание наоборот. (слайд 18) Определите тему синквейна и составьте краткий рассказ по синквейну,  отразив в нем все упомянутые  понятия

1 группа

2 группа

3 группа

-------------------

 

жидкая циркулирующая


связывает выделяет транспортирует


жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека


жизнь

(слайд19)

 

_______________

 

автотрофный, зеленый

 

образуют, синтезируют, передают

 

СО2 да вода – наша еда!

 

продуценты

 

(слайд20)

 

 

 

 

_________________________

 

видоизменённый, укороченный

 

привлекает, опыляется, развивается

 

орган семенного размножения цветковых

 

побег

 

(слайд 21)

 

Кровь Зелёные растения Цветок

 

III. Подведение итогов. Рефлексия.

(слайд 22) Таким образом, использование структурно-логических технологий (графиков, таблиц) повышает эффективности восприятия информации; интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; заставляет умение критически мыслить.

 

Закончить сегодняшний мастер-класс мне хочется опять словами немецкого педагога-демократа Фридриха Дистервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

 

Я благодарю вас за работу и хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

 

 

Приложения.

 

Памятка для работы с графиком

1.Прочитать название графика, какую биологическую зависимость выражает этот график.

2.Рассмотреть график, прочитать название осей, посмотреть, что показывает горизонтальная ось, что показывает вертикальная ось.

3.Если необходимо перечертить в черновик.

4.Определить единичный отрезок.

5.Найти точку начала графика ее координаты.

6.Найти точку ближайшую к 0, откуда начинаются изменения.

7.Проследить изменения в линии графика от начала и до его конца.

8.Прочитать вопрос, задание.

9.Если необходимо, прочитать, вспомнить теоретический материал по теме.

10.Соотнести вопрос (задание) к графику с осями для того, чтобы определить по какой оси надо искать ответ.

11.Определить искомую точку (точки)

12.От интересующей точки на графике провести перпендикуляр влево и вниз.

13.Найти значение по осям х и у.

14.Найти наименьшее и наибольшее значение, если нужно определить интервал.

15.Проверить правильность выполнения задания:

Аеизвестное, которое надо найти приближено к реальным результатам;

Б) одному значению х соответствует одно значение у;

Вожно достроить график дальше, значит, он понят правильно

Г) прочитать вопрос и ответ вместе ,должно звучать логично.

 

 

 

 

 

Синквейн.

жидкая циркулирующая


связывает, выделяет, транспортирует


жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека


жизнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________

 

автотрофный, зеленый

 

образуют, синтезируют, передают

 

СО2 да вода – наша еда!

 

продуценты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________

 

видоизменённый, укороченный

 

привлекает, опыляется, развивается

 

орган семенного размножения цветковых

 

спороносный побег

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________

Тема синквейна

 

________________________________________________

Предложите несколько прилагательных, которые могут охарактеризовать данное понятие

 

________________________________________________

Предложите несколько глаголов, характеризующие чем занимается данная наука

 

________________________________________________

Предложение, ответьте на вопрос, Что изучает биология?

 

________________________________________________

Слово сравнение, какое значение для вас имеет Биология

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×