Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Необходимость использования мультимедийных технологий на уроках теоретических дисциплин в ДШИ. Работа №212236

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Понятие технологии и мультимедиа.

Классификация программных средств.

Использование мультимедиа технологий  в музыкальной школе

Новая модель обучения.

Характеристика компьютерных программ.

Использование видеосредств.

Работа:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств им. В. Н. Еждика г. Сальска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

«НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДШИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Котлярова Татьяна Алексеевна – преподаватель теоретических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Июнь, 2018год

Содержание

Введение.

Понятие технологии и мультимедиа

Классификация программных средств.

Использование мультимедиа технологий  в музыкальной школе

Новая модель обучения.

Характеристика компьютерных программ.

Использование видеосредств.

Заключение.

Список используемой литературы.

             

Введение

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.

  В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и  информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.

Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но  и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес  к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.

Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать  урок современным и привлекательным для учащихся. 

          Как этого можно достичь?

   Прежде всего, использование в своей работе современных образовательных  и информационных технологий. Но каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему  необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы на своих уроках.    

     Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа-технологий в музыкальном образовании, взяв за пример их использование в музыкальной школе. 

                                

Понятие технологии и мультимедиа

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей к деятельности, относящихся технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа  технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.

Слово мультимедиа появилось вне связи с компьютерными технологиями. Его впервые употребил английский певец и исполнитель Боб Голдштейн в 1966 году, когда устраивал свое новомодное шоу-представление. Позже этим термином обозначали любой развлекательный продукт с разными звуковыми и видео эффектами, но только в 1990-х годах окончательно было дано определение этому слову: «мультимедиа (multimedia) — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)» — «Multimedia includes a combination of text, audio, still images, animation, video, or interactivity content forms».

Раньше урок, проводимый преподавателем, назывался мультимедийным, если в нем присутствовали и рассказ учителя, и магнитофонная запись, и кино, и слайды, и любые технические средства обучения. Сегодня под «мультимедийным» уроком подразумевается урок с использованием мультимедийной обучающей программы, компьютера или ноутбука, проектора, веб-камеры. В теории обучения выделилось даже несколько современных направлений исследований, в частности теория мультимедийного обучения. Появился даже неофициальный термин эдьютейнмент- «еdutainment» -новообразование от слов «education» — “образование” и «entertainment» -“развлечение”, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные. Эдьютейнмент отражает связь между обучением и развлечением, то есть ученик фокусируется на учебном процессе, имея при этом развлекательные цели. Именно мультимедийные средства оказывают наиболее сильное воздействие на учащихся. Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение. Интерактивность – взаимодействие, обратная связь. Одной из сторон такого взаимодействия является непосредственно человек. Он может преследовать разные цели, например  получение информации или общение с другими людьми. Пользователь может взаимодействовать как ресурсами глобальной сети, так и с другими её пользователем посредством интернет общения. Степень интерактивности показывает нам как быстро и насколько удобно человек может взаимодействовать в интернет  ресурсами либо с другим человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это также способствует более активному внедрению информационных технологий  в образование.

  В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.

                       

                     Классификация программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.

 Педагогическими программными средствами могут выступать:

-  компьютерные учебники (уроки);

-  контролирующие (тестовые и пр.);

-  информационно-справочные (энциклопедии);

-  демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

-  учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).

Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются в следующих направлениях:

-развитие личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.

-выполнение социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;

- интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

 

Использование мультимедиа технологий  в музыкальной школе

Однако вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования  в практике обучения. 

 В чем же заключаются  преимущества компьютерной технологии?

- в  возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;

- в  интегрировании обычного урока с ИКТ  позволяющего  педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей;

- в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий. 

Цели использования информационных технологий на уроке:

-  для профессиональной подготовки исполнителей;

-  для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;

- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;

- расширить кругозор ученика.

Основные направления использования   технологий на уроках:

        Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

        Демонстрационный материал (упражнения,  таблицы, понятия).

        Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы.  К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.

Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет-технологий, обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому. Например:

-  получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;

-  получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;

-  самопроверка знаний;

-  самообразование;

- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.

В организации учебной деятельности технологии мультимедиа  имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа-система   позволяет  создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент,  что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.

Например, на уроках музыкальной литературы и «слушание музыки» для создания особой эмоциональной атмосферы можно использовать мультимедийный проект.

Он может быть представлен как в виде презентации, так и в виде видеоролика, может включать в себя репродукции картин, фотографии, текстовый материал, музыку, видеофрагменты опер и балетов. Но использование таких мультимедийных проектов не  должно заменять обычного прослушивания музыкальных произведений. Восприятие классической музыки — это сложный процесс, который требует определённой душевной и умственной работы, и мультимедийные проекты выступают в данном случае как вспомогательное средство, помогающее ученику понять и прочувствовать музыкальные образы.

 

Новая модель обучения.

Вместе с мультимедийными технологиями в школу пришла новая идеология мышления. По ранее принятой в школе модели обучения в центре технологии обучения — учитель; между учащимися шло негласное соревнование; учащиеся играли пассивную роль на занятиях; суть обучения — передача знаний (фактов).

Новая модель обучения, которая приходит ей на смену, основана на следующих положениях: в центре технологии обучения - учащийся; в основе учебной деятельности — сотрудничество;
учащиеся играют активную роль в обучении; суть технологии — развитие способности к самообучению и коммуникативной компетенции обучаемых.

Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа на уроках теоретических дисциплин, включают в себя:

- поддержку учебной работы учащихся;

- обеспечение реальной коммуникации со сверстниками, другими педагогами, искусствоведами, работниками культуры;

- обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах; развитие познавательного интереса и мотивации к изучению данного предмета.

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

 

               Характеристика   компьютерных программ

 Далее представляю краткую характеристику наиболее используемых компьютерных  программ с описанием методики их применения.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. С помощью этой программы можно подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.

Программа «Учимся понимать музыку» направлена на приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре; помогает научить их различать большое количество музыкальных жанров, стилей и направлений, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Практический курс содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, медиаиллюстрации, видеофрагменты, энциклопедические биографические стати.

Программа  - Microsoft Office Word используется для создания конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики.

Программа Microsoft PowerPoint  открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы. 

 С учениками  можно использовать  программы с  музыкальными играми. «Играем с музыкой», «Алиса и времена года» -обучающая игра на развитие внимания, музыкального слуха, с музыкальными заданиями и головоломками ,музыкой А.Вивальди.

При изучении музыкальной грамоты с учащимися 1классов можно использовать сайт «Детям о музыке». Там представлены такие обучающие игры:

- «Нотный стан и ноты»

- «Разноцветный ксилофон»

- «Сочиняем музыку»

- «Одинаковые звуки»

- «Музыкальный тренажер»

- «Нотный стан и клавиатура»

Основным минусом является англоязычность данных игр. Но они, несомненно, приносят большую пользу в развитии музыкальных способностей учащихся, повышении их интереса к музыкально-теоретическим предметам, способствуют лучшему усвоению учебного материала.

Музыкальная игра «Пианист» прекрасно подходит для занятий на уроках фортепиано. Она очень хорошо развивает музыкальный слух, память, мышление и творческие способности учащихся разных возрастных групп.

        Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.

Использование видеосредств

Использование видеосредств и видеотехники тоже является впечатляющим нововведением в преподавании теоретических предметов. В современное время это средство доступно. Казалось бы, полезность включения видеозаписи в учебные курсы не нуждается в доказательствах. Опера и, особенно, балет создаются для того, чтобы их не только слушали, но и смотрели. Что задумано автором, должно, по возможности, воспроизводиться в учебных целях. В идеале, разумеется, предпочтительнее всего посещение спектаклей в музыкальном театре. Но идеал этот во многих случаях недостижим.

Во-первых, нет оперных театров, даже в большинстве российских областных центров, а многие музыкальные учебные заведения, как музыкальные колледжи, так и ДМШ и ДШИ, расположены в районных городах.

Во-вторых, в репертуаре даже столичных театров в каждый данный сезон имеется лишь небольшая часть того материала, который входит в программу по музыкальной литературе, а дальние поездки с целью посещения театра практически невозможны.

В-третьих, просмотр видеозаписей оперных и балетных постановок в исполнении лучших зарубежных и русских вокалистов, артистов балета, в интерпретации знаменитых дирижеров и режиссеров оказывается единственной возможностью ознакомления не с одной только музыкой, но и сценической версией оперного или балетного спектакля, и в этом смысле является полезнейшим дополнением к традиционной методике ведения музыкальной литературы в ДШИ.

Главным выигрышем здесь является эмоциональный эффект – удовольствие от яркого зрелища, особенно если учесть колоссальный крен всего учебного процесса в направлении только слуховых впечатлений. В самом деле, учащийся – музыкант постоянно что-то слушает: объяснения педагогов в специальных и общеобразовательных классах, ответы своих товарищей на уроках, музыку в своем или чужом исполнении, либо в записи. Зрительные же впечатления ограничиваются чтением текстов и рассматриванием иллюстраций, которых, кстати, в учебниках и пособиях по музыкальной литературе почти нет.

На этом фоне яркое зрительное впечатление вызывает особенно сильный эмоциональный отклик, который переносится отчасти и на сам учебный предмет.

Ценен психологический контраст при переходе от одного рода деятельности к другому: после просмотра освежается привычный процесс слушания музыки, меньше утомляется и внимание на протяжении учебного занятия. Ясно, что от таких приобретений никак нельзя отказываться, и понятно, почему наши музыкальные учебные заведения, при всей их материальной бедности, все-таки приобретают современную видеотехнику и пополняют, насколько хватает средств, фонды видеозаписей.

При всей привлекательности применение видеосредств и мультимедийных технологий ставит перед преподавателями теоретических предметов целый ряд специфических проблем.

Одна из них – дополнительная затрата времени на подготовку к занятиям: просмотр каждой видеозаписи от начала до конца, поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики, составление презентаций.

Что касается опер и балетов, то они зафиксированы на видео в разных исполнительских и режиссерских версиях, поэтому нередко приходится выбирать между записью театрального спектакля и фильмом-оперой. Надо признать, что идеальных исполнений меньше, чем в аудиозаписях, поскольку к исполнительским недостаткам добавляются и специфические режиссерские. Приходится тщательно отбирать материал, чтобы делать во время просмотра необходимые купюры.

Впрочем, школьный курс теоретических предметов слишком стеснен временем, и целостный показ оперного спектакля настолько же невозможен в учебные часы, насколько и целостное прослушивание. Следовательно, и с этой точки зрения купюры необходимы и должны быть рассчитаны заранее.

Все же видеозапись не должна быть отвергнута, так как 70% впечатлений мы получаем через зрение и всего лишь 30% - через слух. Решение проблемы – в гибком сочетании различных способов организации занятий. Так, возможно организовать самостоятельное прослушивание оперы или балета полностью во внеурочное время.

Другой вариант – во время занятий прослушать некоторые важнейшие сцены дважды (видео после аудио), комбинировать аудио прослушивание тех эпизодов, которые входят в «золотой фонд» классики и видеопросмотр других сцен, показ презентаций во время изучения биографии композиторов, сочетая с рассказом педагога.

 

                                         Заключение

 Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся. Компьютер в школе позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений  видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.

Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует  сегодняшнему  дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.

Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого  развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроках – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа  не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,

Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо. 

                       Список используемой литературы

Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002

Интернет и музыкальное образование школьников  Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50

Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.

Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

 Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×