Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Основные тенденции образования. Работа №220712

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В системе образования будут проявляться и влиять на реализацию идеи развития целостной человеческой личности следующие тенденции: гуманизация образования, национальная направленность, творческая направленность, фундаментализация образования, технологизация образования, интеграция образования.

 

Работа:
Основные направления развития мирового образовательного процесса
Основные тенденции развития образования
Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Организация школьного обучения все больше демократизируется, повсеместно вводится диверсификация и дифференциация обучения. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов. Одним из проявлений экспериментальной педагогики стала повсеместная организация открытых школ. Программа таких учебных заведений направлена на тесную взаимосвязь в процессе обучения с окружающим миром и формирование самостоятельности детей в сфере обучения, воспитания и повседневной жизнедеятельности.
Развитие научного и технического прогрессов и достижений мировой цивилизации послужило мощным стимулом для модернизации и развития идей мировой педагогики и системы образования.
В системе образования будут проявляться и влиять на реализацию идеи развития целостной человеческой личности следующие тенденции:
- Гуманизация образования, позволяет формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира. От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой;
- Национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных ценностей народов и наций;
-Творческая направленность образовательного процесса.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерны использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
Назовем признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс:
наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;
наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
наличие субъективных (личностных) предпосылок для творчества;
новизна и оригинальность процесса или результата.
Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творчество обусловливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные, пути и способы решения проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента.
- Фундаментализация образования, заключается в том, что в условиях рыночной экономики образование становится основным личным капиталом. Чтобы выгодно распоряжаться им, необходимо, чтобы он пользовался спросом на рынке труда.
- Технологизация образования - это становление и развитие информационно-технологической цивилизации, которая рассматривается в качестве составного элемента общего образования и выступает основным составным элементом профессионального образования.
- Интеграция образования, состоит в том, что в мировой школе всё большее распространение получает интегрированное обучение.
Интеграцию обучения сегодня внедряют, прежде всего, на его первой ступени - в начальной школе.
Применительно к системе начального обучения понятие интеграция может принимать несколько значений:
-Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения).Результат такой интеграции- ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
-Во вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция-средство обучения).На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают всё новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя.
-В-третьих, как результат - развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий , актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, её системность.
Интеграция в образовании как процесс совсем не новое методическое явление, поскольку исторический анализ педагогических исследований показал, что проблеме интеграции в обучении уделялось внимание во все периоды развития педагогической науки и практики, как отечественной, так и зарубежной. При этом интеграция предусматривает создание принципиально нового содержания образования, учебно-методического обеспечения, новых технологий обучения.
Стандартизация образования, является важным условием для достижения определённого качества образования являются образовательные стандарты. Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определённого уровня образования.
Информатизация и компьютеризация образования - это становление информационно-технологической цивилизации обусловило процесс информатизации и компьютеризации образования.
Под информатизацией образования будем понимать реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний в учебном процессе, удовлетворение спроса участников этого процесса на информационные продукты и услуги. Под компьютеризацией образования будем понимать процесс внедрения компьютерных продуктов и услуг в учебный процесс, повышение общеобразовательного уровня обучаемых в применении компьютеров. Поскольку знания, помимо нашей естественной памяти, хранятся в искусственной компьютерной памяти и на съемных компьютерных носителях, а информационные продукты и услуги реализуются, главным образом, через компьютерные технологии, не будем явно разграничивать информатизацию и компьютеризацию образования. Будем рассматривать их в совокупности.
Информатизация и компьютеризация образования позволяют реализовать принципиально новые методы обучения, недоступные или требующие нерационально большого времени при традиционных методах обучения. Это, прежде всего, диалоговая форма обучения, причем активность и содержание диалога с компьютером не ограничены ничем, кроме структуры автоматизированного курса. Именно периодический диалог педагога и ученика был во все времена наиболее интенсивной и глубокой формой обучения – более глубокой, чем самообучение по книге или путем пассивного прослушивания лекций. Именно диалоги (в сочетании) с действием как метод обучения лежали в основе большинства древнегреческих школ, физических школ Резерфорда, Бора, Капицы, Ландау. Именно диалоговая форма обучения поддерживает процветание репетиторства. При автоматизированном обучении успешно реализуется адаптация к обучаемым, как по темпу выдачи информации (регулируется студентом), так и по ее содержанию [регулируется студентом и /или автоматически самим курсом по результатам анализа ответов обучаемого на контрольные вопросы (задания)]. Диалог и адаптация в сочетании с быстродействием и памятью компьютера позволяют в полной мере реализовать принцип индивидуального активного учебного процесса в условиях массового обучения.
Глобализация образования. Пpoцecc глoбaлизaции в cфepe oбpaзoвaния характеризует пoявлeниe yчeбных зaвeдeний нe тoлькo выcшeгo, нo и шкoльнoгo oбpaзoвaния. K пpимepy, в oднoй из элитных чacтных шкoл CШA (Windermere Preparatory School, чacть ceти Meritas family — http://smapse.ru/uindermir-skul/), вхoдящeй в cпиcoк 50 лyчших шкoл cтpaны, дoля инocтpaнцeв cocтaвляeт 20%. В дpyгих чacтных aмepикaнcких шкoлaх cитyaция пoхoжaя. Глoбaлизaция пpeдocтaвляeт oгpoмныe вoзмoжнocти для кoллeктивнoгo oблaдaния знaниями, тeхнoлoгиями, oбщecтвeнными цeннocтями. К преимуществам глoбaлизaции oтнocятcя: coвмecтнoe иcпoльзoвaниe в миpoвoм мacштaбe знaний, нaвыкoв и интeллeктyaльных pecypcoв, нeoбхoдимых для paзнooбpaзнoгo paзвития нa paзличных ypoвнях; coглacoвaнныe дeйcтвия и финaнcoвaя пoмoщь, пoзвoляющиe гapмoничнo взaимoдeйcтвoвaть в пpoцecce paзвития cтpaн, cooбщecтв и oтдeльных индивидoв; coздaниe цeннocтeй и пoвышeниe эффeктивнocти пocpeдcтвoм yпoмянyтoгo вышe вceмиpнoгo coвмecтнoгo иcпoльзoвaния знaний, нaвыкoв, интeллeктyaльных pecypcoв и взaимнoй пoддepжки; сoздaниe блaгoпpиятных ycлoвий для интepнaциoнaльнoгo пoнимaния, coтpyдничecтвa, coглacoвaннocти и пpизнaния кyльтypных paзличий мeждy cтpaнaми и peгиoнaми; paзвитиe мнoгoкaнaльных кoнтaктoв и взaимoдeйcтвия, a тaкжe пooщpeниe вклaдoв paзличных кyльтyp в paзвитиe oтнoшeний мeждy cтpaнaми.
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. В последнее время образование все больше привлекает к себе международное внимание, и обмен идеями в области его развития все более практикуется в разных частях света. Мировое образование представляет собой систему, объединяющую большое число региональных национальных систем крупных регионов мира.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×