Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Экологическое воспитание дошкольников. Работа №216017. Номер работы: №216017

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование элементарных знаний о природе посредством игр экологического содержания

Работа:

«Формирование элементарных знаний о природе посредством игр экологического содержания»

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

 В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

     Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, которые реализуются целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме.

Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе (социально-коммуникативное развитие); формирование системы экологических знаний и представлений (познавательное развитие); участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (физическое развитие); формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).

В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, дидактические игры способствуют более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Дидактические игры экологического содержания рассмотрены в работах С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Ашиковой. Дидактические игры экологического содержания рассмотрены в работах С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Ашиковой.

 Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Такие игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.  Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе посредством игр экологического содержания, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

   Задачи:

- закрепить понятия о культуре игры;

-воспитывать интерес к окружающее миру, миру природы;

- воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру;

- развивать навыки общения, любознательности и доброжелательности к окружающим, к своим сверстникам в процессе игр экологического содержания.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

- системности

- доступности

- гуманности

- регионализма

Знания, умения и навыки экологического воспитания дети получают в процессе НОД, наблюдений, подвижных и дидактических игр, а так же в процессе чтения художественной литературы.

  Пути реализации:

• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

     Предполагаемый результат:

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников природы;

- творческая активность воспитанников;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

     В результате проделанной работы:

• у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей.

     Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого.

     Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

     Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

     Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

     Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

 

В течении учебного 2018-2019 учебного года мною были проведены:

- тематические наблюдения по временам года,

-наблюдения за сезонными изменениями в природе,

- дидактические игры («Да или нет», «Собери зверя», «Воздух, земля, вода», «Съедобное - несъедобное», «Четвертый лишний», «Угадай что где растет», «Весной, летом, осенью», «Живое и неживое» и др.)

- подвижные игры («Летает, плавает, бегает», «Кукушка», «Хитрая лиса», «Правильно- неправильно», «Веснянка» и др.)

- непосредственная образовательная деятельность на темы: «Растения нашего края», «Природа родного края», «Какие разные птицы», «Птицы весной», «Домашние и дикие животные», «Кому нужна вода» и др.

- опытно-экспериментальные исследования с водой, песком и воздухом (свойства воздуха, воды и песка).

Каждый день в групповой комнате осуществлялся уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, мытье растений и рыхление почвы).

 Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы.

     Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых. Такая форма работы дает возможность родителям ближе узнать своих детей.

     Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

     Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Работа с родителями воспитанников (Консультации на тему: «Природа, семья и ребенок», «Экологическое воспитание детей 6 лет», «Экологическое воспитание детей в семье», «Роль игры в воспитании дашкольников»),
В процессе работы по самообразованию мною была изучена следующая литература:

Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А. М. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Потапова,  Л.

М. Детям о природе – экология в играх / Л. М. Потапова. – Ярославль, 2003. – 186с.

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: кн. для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика - Синтез, 2000. – 96с.

Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании

дошкольников :

игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и

литератур.персонажами

: пособие для педагогов

дошкол

. учреждений / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М.: ГНОМ, 2005. – 127с.

Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рекомендации педагогам, родителям и гувернерам / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика - Синтез, 2004. – 111с.

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.

Дрязгунова

, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В. А.

Дрязгунова

. – М.: Просвещение, 1981. –164с.

Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ»/О.Ф. Горбатенко//

Издательство: "Учитель" (2008)

Также мною использовалась информация из интернет -источников.

Вывод: По окончанию учебного года у детей 6 летнего возраста сформировалось бережное отношение к природе. Дети научились различать живое и неживое. Закрепили знания о животных, растениях, птицах, насекомых, погодных и сезонных изменениях в природе. Освоили культуру подвижных и дидактических игр экологического содержания. Продолжили изучение свойств воздуха, песка и воды. Расшили кругозор о природе и животном мире родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МДОУ «Детский сад №65 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

по самообразованию на тему:

«Формирование элементарных знаний о природе посредством игр экологического содержания»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель

Овчинникова И.В.

 

 

 

 

 

Саранск 2019

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×